Главная
Регистрация
Вход
Среда
25.12.2024
10:20
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Урочище Адамово в Юрьев-Польском районе

Село Адамово

Адамово - урочище в Юрьев-Польском районе Владимирской области.
Расположено близ села Сорогужино. «Адамово от Юрьева (Юрьевский уезд) находится в 8-ми верстах, а от Владимира в 70-ти верстах, при пруде». [1]


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

Курганный могильник (11-13 вв.) расположен близ Адамово. Исследованы (А.С. Уваров, 1852) четыре кургана с остатками трупоположений с западной ориентировкой. Распахан.

В половин XVI столетия Адамово было вотчиной Алексея Даниловича Басманова. В 1552 г. Алексей Басманов отличился при осаде Казани и был пожалован в окольничие. В 1555 г. с 7000 воинов от выдержал натиск 60 000 крымского войска под предводительством хана Девлет-Гирея. В 1556 г. Басманов получает боярство и становится вторым наместником в Новгороде. В ливонскую войну он отличился взятием Нарвы и храбро сражался при осаде Полоцка. В 1564 г. Басманов жил в своем богатом поместье на берегу р. Оки. Как только он узнал, что Девлеи-Гирей снова идет на Русь, тотчас вооружил своих людей и вместе с сыном Фёдором засел в Рязани. Благодаря умелой защите города, ветхие деревянные стены его оказались неприступными для крымцев. Алексей Басманов был приближен царем Иоанном Грозным и приобрел над ним сильное влияние. По некоторым известиям сам план учреждения опричины принадлежал А. Басманову. В 1570 г. при разгроме Новгорода, обвиненного в сношениях с польским королем, был казнен и Алексей Басманов вместе с сыном. На месте села теперь поле.
Басманов в 1556 году продал Адамово «со всеми угодьи» Ивану Семеновичу Черемисинову; последний же в 1567 году пожертвовал «сельцо Адамово с пашнею и с луги и с лесы и со всякими угодьи» Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. В 1575 году настоятель монастыря, архимандрит Иов отдал «села Адамово и Головино» в пожизненное владение Демиду Ивановичу Черемисинову «за полтораста рублев». По смерти этого владельца, Адамово было «отписано в государев дворцовый приказ... до указу».
В 1596 году, по прошению архимандрита Левкия, царь и великий князь Феодор Иванович возвратил село Адамово Спасо-Евфимиеву монастырю «и велел ему тою вотчиною владети по старым их крепостям».
В приходорасходных книгах Спасо-Евфимиева монастыря 1697 года записано: «с села Головина и Адамова взято с крестьян с 10 вытей с полувытью 10 рублей с полтиною; платил Ивашко Савинов».
Вотчиной Спасо-Евфимиева монастыря Адамово оставалось до 1764 года, а потом поступило в ведомство государственных имуществ.

Адамовский приход

В документах XVI столетия Адамово значится селом; поэтому можно полагать, что в Адамове уж в этом столетии была церковь и при ней приход. Но достоверные исторические данные о церкви в селе Адамове относятся лишь к началу XVII столетия; в книгах патриаршего казенного приказа 1628 года записано: «церковь Воздвижения честнаго креста Господня в вотчин Спаса Евфимиева монастыря, что в Суздале, в селе Адамове дани восемь алтын две денги десятильнича гривна»; а в отказных патриарших книгах 153—155 (1645 —1647) годов о церкви сказано: «в селе церковь Воздвижение Честнаго Креста, да придел Рождество Пречистыя Богородицы древяна вверх, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение монастырское, а на церковной земле во дв. поп Григорий Микифоров, во дв. дьячек Тимошка Емельянов да сын его Флорка, в келье просвирница Ненилка Прокопьева дочь, пашни церковныя паханыя добрыя земли 20 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 20 копен». [1]
О состоянии церкви в XVIII столетии исторических сведений не имеется.
«По жалобе причта Покровской церкви Суздальской епархии, на отрешение их от церкви епископом. 20 октября 1731 г.
Суздальской епархии Юрьева-Польского уезда синодальной Ильинской волости села Афинеева Покровской церкви поп Мефодий Иванов и дети его диакон Тит и льячек Егор Мефодиевы за многие ссоры с крестьянами перемещены в село Адамово к пустой и безприходной церкви, а из села Адамова поп Григорий Васильев назначен в село Афинеево, где и завладел поповым домом и всею причтовою землею; отрешенные же с женами и детьми, 18 человек, не имели ни пристанищ, ни пропитания.
Того-же 20 октября Св. Синод велел отослать их просьбу управителям Суздальской епархии для доклада имеющему быть к ним новому епископу» (Материалы для истории Владимирской губернии. Собрал А.В. Смирнов. 1906).
Каменная церковь построена средствами прихожан в 1869 году.
Марсов Петр Платонович, окончил Владимирскую духовную семинарию в 1888 году. В 1888 году определен священником села Адамова на место своего отца Платона Петровича (с 1869); в 1892 года – священник села Сорогужина.
Престолов в церкви два: в холодной — в честь Воздвижения Креста Господня и в теплом приделе — во имя св. равноап. князя Владимира.
Церковные документы хранились в церкви: копии с метрических книг с 1863 года, а исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества имелась.
Земли при церкви: усадебной 1300 квадр. сажен, сенокосной и пахотной 32 десятины 603 квадр. сажени.
Причт: священник и псаломщик. На свое содержание причт получал: процентов с церковного капитала 176 руб. 50 коп., за исправление треб 100 руб. и от земли 200 руб. Дома для причта церковные, деревянные.
Приход состоял из одного села, в коем числилось 30 дворов, душ мужского пола 72, а женского пола 101 душа.

В 1894 году в селе открыта церковно-приходская школа и помещается в дом священника. [1] В 1897 – 1898 году насчитывалось 13 учащихся.

Федор Михайлович Нильский. Окончил ВДС в 1881 г. по 1 разряду 27–м учеником, в 1885 г. рукоположен во священника в с. Ям. К 1909 г. запрещен в служении. 18.03.1909 г. определен псаломщиком в с. Адамово Юрьевского у.
«Торжественное вручение Георгиевского креста 4-й cm. семье без вести пропавшего в бою нижнего чина крестьянина села Адамова Юрьевского уезда.
По указу Владимирской Духовной Консистории, вследствие отношения г. Владимирского губернатора, в храме села Адамова Юрьевского уезда 24 января 1916 года торжественно вручался орден св. Георгия 4-й ст. семье без вести пропавшего в бою воина. Всего только за день торжества было дано знать местному причту официально и. д. пристава 2 стана, что 24 дня с. г. прибудут к 8-ми часам утра — к началу литургии г. г. исправник и земский начальник для вручения ордена. Молва о наступающем торжестве не замедлила распространиться по ближайшему району, и в назначенный день храм был переполнен народом. По окончании торжественной литургии пред молебном священник обратился к молящимся с речью следующего содержания.
«Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя»... (Иоан. XV., 13.).
Подобную любовь, бр., редкие из нас могут выполнить при обыденной, мирной жизни нашей. Но в эту небывалую мировую войну наши дорогие защитники отечества свято и непоколебимо выполняют ее. Тяжел их крест, но они ради человеколюбия и любви к своей родине с терпением несут его, не страшась никаких лишений и даже самой смерти. Наш прихожанин, наш духовный сын, крестьянин нашего села Адамова Афанасий Васильев Ильин своею храбростью на веки прославил себя, отечество, дорогое для него семейство и свое родное село. Он 13-го июля сего года во время подхода неприятельских разведчиков к расположению роты, вызвавшись охотником с другими своими товарищами обойти и захватить их, с риском для собственной жизни, так как они были замечены из неприятельских окопов, бежали за уползавшим к окопам раненым, старшим немецким разведчиком, и, не смотря на сильный артиллерийский и ружейный огонь противника, донесли его до нашего расположения. Ильин в бою с германцами 14-го сентября сего года пропал без вести. Подвиг, совершенный Ильиным, служит ясным доказательством его героизма и удостоен награды Георгиевским крестом, которым почтен Государем Императором; знаки ордена, по распоряжению начальства, сейчас вручат его жене с семейством г. г. исправник и земский начальник. Преклоняясь пред геройским подвигом доблестного воина — Ильина, необходимым считаем выразить благодарность его родителям за то, что они сумели воспитать такого истинного и преданного Царю и Отечеству воина. Из совершенного им подвига вполне можно заключить, что он, не колеблясь, захотел выполнить долг своей службы по присяге. Пусть геройский подвиг Афанасья Ильина послужит примером для всех наших воинов, сражающихся с сильным и дерзким врагом, а знаки ордена — утешением его дорогому семейству. Виновник сего небывалого в нашем селе торжества, герой Афанасий Василиев Ильин по сведениям считается без вести пропавшим. Если он жив, дай Бог ему быть здравым на многия лета, но если же погиб, то он украсил себя венцом нетления, как истинный воин Христа Бога нашего, и свято выполнил заповедь любви к своим ближним Да братие! Творится суд Божий над народами в настоящей войне! Обратите меч свой на врага, а сердца свои к Богу с молитвою за Россию, за Русского Царя! Аминь».
Тотчас после речи священника исправник вручил жене с детьми орден св. Георгия со словами: «Прими крест героя Афанасия Ильина — твоего мужа». Жена со слезами на глазах приняла его. Картина получилась трогательная. Многие из молящихся плакали. После сего начался молебен о даровании победы, по окончании которого сказано было многолетие Царствующему Дому, Христолюбивому воинству и всем Георгиевским кавалерам. Такое небывалое торжество, стечение молящихся, торжественная обстановка оставили в маленьком, забытом приходе неизгладимую память». Священник Мих. Новосельский (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1916 г.).

Каменная Воздвиженская церковь в с. Адамово разрушена.
Село Адамово, Городищенского сельсовета, решением № 1493 от 31.12.1971 г. признано, как фактически не существующее.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.

Категория: Юрьев | Добавил: Николай (07.05.2019)
Просмотров: 1376 | Теги: Юрьевский уезд, Юрьев-Польский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru