Инициатором появления в городе Камешкове музыкального учебного заведения стала Анжелика Владимировна Ермакова, учитель математики школы №1, участница самодеятельности, беззаветно преданный музыке и искусству человек. Благодаря ее активной деятельности, поддержке райкома и райисполкома было принято решение Владимирского областного исполнительного комитета об организации в городе Камешково музыкальной школы.
В 1960 году в Камешкове открылась музыкальная школа. Ее директором до ухода на пенсию была большой энтузиаст своего дела А.В. Ермакова, самодеятельный композитор, автор около сорока песен. «В это трудно поверить, но это так: человек, не имеющий никакого музыкального образования, пишет песни, сочиняет мелодии и исполняет их. Человек этот — Анжелика Владимировна Ермакова, знакомая многим камешковцам, в недавнем прошлом директор местной музыкальной школы, а ныне пенсионерка. Так уж получилось, что, несмотря на любовь к музыке, песне, специального образования она не смогла получить. Повезло ей в том, что родилась в семье, где пели все — мать, отец, дед Дмитрий Дмитриевич, который к тому же, будучи бухгалтером, хорошо играл на пианино, знал нотную грамоту. В свободное время, по вечерам, устраивались настоящие семейные концерты. Исполнялись народные и популярные тогда лирические песни, романсы. Если говорить о биографии, о жизненном пути, то складывался он и просто, и трудно одновременно. Довоенное детство в городе Покрове. Отец играл ведущие роли в местном народном театре, но в 1938 году был репрессирован, отбыл в лагерях все восемь лет (потом, в 1955-м реабилитирован за неимением в его действиях «состава преступления»). Смерть дедушки, матери. Учеба в Покровском педучилище, когда, чтобы помочь безработной бабушке и младшей сестренке, Анжелике приходилось работать нянькой по найму, библиотекарем, рабочей в больничном подсобном хозяйстве, акрихинизатором (надо было разносить по домам таблетки акрихина и следить, чтобы больные малярией их непременно проглатывали), пионервожатой в детдоме. Учеба на краткосрочных курсах в Орехово-Зуевском учительском институте. Работа учителем математики, физики, немецкого языка, пения, рисования в Тульской области. Замужество, поездка вслед за мужем-офицером в Архангельск, Мурманск. В 1949—54 годах — учительство в Ряховской семилетке и заочная учеба во Владимирском пединституте. Затем средняя школа № 1 в Камешкове, а с 1960-го — музыкальная школа.
И всюду, где бы ни училась, где бы ни работала, не могла ни дня прожить без песни. Пела в хоре. Когда училась в педучилище, участвовала в музыкальных пьесах, которые ставил приехавший в Покров научный сотрудник одного из столичных музыкальных вузов Дронов. Шла война, мальчишек в училище не было, и Анжелика исполняла даже арию Садко. Дронов предлагал учить ее музыке за сто рублей в месяц, но таких денег в семье не было. Самостоятельно, на слух, немного научилась играть на скрипке и домре. — А когда появилась первая тяга к творчеству? — Еще в школе, в седьмом классе прочитала стихи на школьную тему, показались очень мелодичными, придумала, опять же на слух, песню и исполнила в концерте. Работая под Тулой, часто уходила в поле, на берег реки, где громко напевала придуманные самой мелодии без слов. В школе руководила хором, как и потом, где бы ни работала. Однажды, еще в войну, нас даже пригласили выступить в Колонном зале Москвы на каком-то песенном фестивале, но из-за опоздания нас не включили в программу, пришлось выступать в ДК имени Ногина. Очень памятен приезд в Ряхово. — В первый же вечер поняла, что мне очень повезло. Было уже довольно поздно, когда с улицы донеслось пение, которое не могло не затронуть сердце. Пели в несколько голосов. То ли со свадьбы, то ли с престольного праздника шла группа сельчан и пела. Ряхово оказалось очень песенным селом. Через короткое время при местном клубе создали аж три хора, и всеми поручили руководить мне. Старшая группа выступала соперницей известной «Пряхи» из Давыдова. А были еще хоры из молодежи и школьников. Со всеми ездили на районные и областные смотры. То же самое и после переезда в Камешково. В 1960 году решили организовать в райцентре музыкальную школу, Ермаковой поручили возглавить эту работу и стать первым директором. — У меня же нет специального образования! — Ничего, это временно. «Временно» протянулось до ухода на пенсию. Но она не жалеет. Молодые преподаватели знали, что директор не специалист, но любили и уважали ее за преданность музыке, за организаторские способности, за тактичность. А она продолжала сочинять музыку, но не могла записать: не знала нотной грамоты. Мелодии хранила в памяти. Потом подросла дочь Наташа, закончила школу, музучилище. И стала первой помощницей. Мама напевала мелодию, а дочь записывала ноты, аккомпонировала на пианино. Часто вместе пели созданные таким образом песни на школьных концертах, вечерах, в дружеской компании. Сейчас этих песен — несколько десятков. — На чьи стихи пишете? — В основном на стихи местных авторов, беру их из областных и районной газеты. У меня есть, например, песни на слова камешковцев Юрия Павлова, Елены Королюк, Алексея Силкова, Стеллы Лизуновой, Александра Гущина и других. Анжелика Владимировна достает и раскрывает альбом. Стихотворный текст, ноты. И почти к каждой песне приложение — краткие сведения об авторе слов. Как и каждый увлеченный человек, А.В. Ермакова не ограничивается чем-то одним. На кухонном подоконнике растут отличные помидоры, причем круглый год, созревают уже в феврале, когда за окном трещит мороз, метет метель. На дачном участке растут физалис, базилик. В квартире везде, где есть хоть немного свободного места, цветы. Больше всего лилий, несколько видов, самых разных расцветок. На днях распустила бутоны одна из них — белая, словно невеста в подвенечном платье. Здесь, в небольшой квартире на улице Герцена, среди цветов рождается музыка, песня за песней, которыми их обладательница и исполнительница Анжелика Владимировна Ермакова еще не раз порадует своих слушателей» («Знамя», 21 августа 1993). Не было помещения, средств на инструменты, высококвалифицированных педагогов, но было большое желание учить детей музыке. Поначалу для занятий использовали маленькую комнату на втором этаже райкома КПСС. Два студента музыкального училища в качестве преподавателей и тридцать учеников разного возраста начали работу в двух комнатах помещения райкома партии. Анжелика Владимировна прикладывала невероятные усилия для «добывания» кадров, пока не выросли свои. Ведь занятия вели в основном студенты, которые, получив дипломы об образовании и определенный опыт педагогической работы, уходили служить в армию или уезжали, чем очень огорчали директора.
Первыми педагогами были Н.А. Небученкова, Л.Я. Давыдова, Г.А. Кочеткова, В.Л. Лебедев, А.А. Болдин, Р.П. Жилкина, Г.Н. Агеев.
Первый выпуск 1965 года.
В числе учащихся первого выпуска педагоги музыкальных школ А.С. Болобонкина, Н.Н. Платонова, второго — сестры Соловьевы, Л.В. Лиманская.
Особое внимание директор уделяла ученикам. Об их успехах она писала с большой гордостью. И верно, как же было не гордиться, например, Павлом Тереховым, закончившим Казанскую консерваторию и ставшим позднее ректором Казанского института культуры? Или Ларисой Даниловой, получившей высшее образование в Москве, Алевтиной Прокофьевой, Ольгой Фоминой, Евгением Тимаковым, Евгением Граменицким, закончившими Нижегородскую консерваторию? Достойны уважения и ученики, получившие дипломы и после этого ставшие преподавателями в родной школе. В их числе – А. Балабонкина (Павлова), З. Соловьева (Иванова), Л. Галюзина (Лиманская), Т. Данилова (Шевченко), С. Ляшкова (Харитонова), В. Вавилов, В. Солодихин, М. Карпанов, Г. Кубарская (Солодихина), О. Хохлова, Г. Иванова (Лаптева), Н. Сандакова, Е. Ершова (Баталова), С. Патрикеева (Иванова), О. Еремеева (Кириллова), И. Дурасова (Петрова), Н. Лодарева (Жирнова ) и другие. Школа всегда была настоящим культурным центром, решала задачи эстетического воспитания детей, развития их эмоциональной отзывчивости. Лекции-концерты проводились в основных школах города и района, в интернате школы №1, в школе рабочей молодежи, в детских садах, в клубе фабрики, в ЦРБ, на избирательных участках и в районе, и в своей школе. В рамках мероприятий народного университета ученики и преподаватели выезжали в клубы сел и деревень с концертами. Большую популярность имел баян.
Затем занятия проводились в клубе «13-й Октябрь». Только через два года школе выделили отдельное одноэтажное здание барачного типа возле райисполкома (на месте торгового центра «Фортуна»). В этом здании размещались музыкальная школа (на площади в 90 кв. метров), детская библиотека и Дом пионеров (ЦВР). Классные комнаты с трудом вмещали инструмент и стол учителя. Главным предметом интерьера была печка, обычно теплая с утра, потому что топилась ночью.
«В настоящее время в школе занимаются 210 ребят. А начинали мы свое существование с 60 учащимися, из которых к концу первого года обучения осталось всего 17 человек. Где же теперь наши первые выпускники? Как сложилась их дальнейшая судьба? Н.Н. Платонова и А.С. Барабина стали преподавателями ДМШ. Н.П. Тутушкина и В.И. Миронов — музыкальные работники детского комбината «Березка» и ДК с. Второва. Другие работают в различных отраслях народного хозяйства. За 15 лет школу окончили 75 человек и 39 из них посвятили свою жизнь высокому служению музыке. Десять человек стали педагогами ДМШ, трое завершают свое педагогическое образование. В этом году окончил Казанскую консерваторию и работает преподавателем института культуры Павел Терехов из пос. Новки. Учится на музыкальном факультете Владимирского педагогического института Татьяна Лысова из с. Второва. В Харьковском институте искусств учится Евгений Мартьянов, в институте имени Гнесиных — Лариса Данилова из с. Ряхова. Школа готовит и музыкальных работников для села. Владимирское культурно-просветительное училище окончила наша выпускница Татьяна Копылова, сейчас она работает в совхозе «Великово». В этом училище очно и заочно обучаются еще девять человек — будущие работники сельских Домов культуры и клубов нашего района. Приобщение к прекрасному, привитие любви к музыке начинается с детского возраста. В этом хорошо помогают нам наши бывшие ученики, ныне музыкальные работники детских учреждений Н.В. Власова, Н.П. Тутушкина, сестры Т. и Н. Лугововы. Трое наших ребят являются воспитанниками воинских музыкальных взводов. Среди них — Александр Соколов из д. Берково. Велика тяга к искусству у ребят, проживающих в сельской местности. Для удобства их обучения мы создали несколько филиалов нашей школы. Четвертый год действует такой филиал в пос. Оргтруд, третий год — в пос. им. Артема, второй год — при районном Доме культуры в пос. Новки. В них учатся 50 человек. В школе имеются четыре отделения. На фортепьянном, скрипичном и хоровом срок обучения продолжается семь лет, игре на народных инструментах — баяне, домре, балалайке ребята обучаются в течение пяти лет. Четвертый год мы участвуем в областных смотрах детских музыкальных школ и смотрах-конкурсах мастерства педагогов ДМШ. Здесь мы достигли определенных успехов. Дипломом второй степени награждалась Наташа Груздева, дипломом третьей степени — Галя Кубарская, Марина Самсонова, Ира Хохлова. Дипломом третьей степени отмечены оркестр народных инструментов и двое преподавателей — З.П. Соловьева и Л.И. Захарова. С первого года образования школы ее преподаватели вели и ведут большую работу по пропаганде музыкальных знаний среди населения города и района, учащихся общеобразовательных школ. Мы часто читаем в школах, клубах, Домах культуры лекции. Самыми популярными темами их являются «В.И. Ленин и музыка», «Интернационал» и его создатели», «Русская народная песня — душа народа», «Гений одной ночи» (об авторе «Марсельезы»), об отношении к музыке К. Маркса, М. Горького, М. Лермонтова. Лекции, сопровождаемые концертами наших учащихся, регулярно проводятся в Горках, Второве, Давыдове, Новках, Ряхове, в совхозе «Великово». Совместно с отделом культуры райисполкома создан постоянно действующий университет культуры. Из старшеклассников ежегодно организуется небольшая лекторская группа, члены которой также ведут пропаганду музыки в общеобразовательных школах по месту своей учебы. А. ЕРМАКОВА, директор школы *** Звени, струна! Занятия в оркестре народных инструментов начинаются со второго года обучения. При этом детям прививается любовь к русской народной музыке, раздольной песне, вырабатывается необходимое чувство коллективизма в игре, высокой и сознательной дисциплины. Дети исполняют произведения советских и зарубежных композиторов, обработки русских народных песен. В настоящее время в оркестре насчитывается 34 человека. С большим старанием и любовью занимаются Света Генералова, Игорь Травин, Наташа Лушникова, Миша Соколов, Наташа Луканина, Сережа Осипов, Лена Прибылова, Юра Патрикеев, братья Вова и Ваня Спирины. Ведут занятия преподаватели Т.Е. Михайлова и В.В. Жадова. Учимся петь хором Хоровое пение — один из важных факторов объединения людей в коллектив. Недаром русский народ любит и умеет петь хором. В.И. Ленин очень любил хоровое пение. Живя в сибирской ссылке, он не раз обращался к своим товарищам с просьбой спеть что-либо всем вместе. Обучению детей хоровому пению в нашей стране придается очень большое значение. Второй год существует при школе хоровой класс. Обучение в нем длится семь лет. Дети учатся правильно владеть своим голосом, совершенствуют дикцию, знакомятся с народным творчеством, с произведениями русских и советских композиторов, с лучшими образцами мировой классики. После окончания этого отделения учащиеся могут поступить на дирижерско-хоровое отделение среднего или высшего музыкального учебного заведения. *** Слово берут ученики Мне нравятся русские народные песни, которые когда-то простой народ сложил. В них говорится о тяжелой доле русских женщин, которые пряли и ткали вручную при тусклом свете лучины и пели свои задушевные мелодичные песни. Слушая «Лучинушку», я представляю избу и женщин, поющих за работой. Наташа ЗИНИНА Я готов слушать все песни, но две из них люблю больше всех. У меня есть пластинка с песней Блантера на стихи Жарова «Грустные ивы». Пластинка уже постарела, слова не очень ясны, но оно мне очень дорога. Это песня о начале войны. Поэта и композитора песни «Белая береза» я не знаю, но сразу полюбил ее, как только впервые услышал от своего друга. Потом я увидел текст песни у сестры в песеннике и с того дня всегда пою ее. Витя МУЗЮКИН Музыка очень мелодична и звучна. Я играю на баяне много интересных пьес и песен, и все они не похожи друг на друга. Некоторые играю в быстром темпе, а некоторые в медленном. Все это мне очень нравится, а еще нравится то, что я играю это сама. Инна ХВАН *** Владимир Васильевич Солодихин — один из выпускников Камешковской ДМШ, целиком посвятивших себя служению музыке. Закончив в 1969 году Владимирское музыкальное училище, он стал преподавателем по классу баяна. Большой любитель музыки, он старается эту любовь привить и своим ученикам. Добросовестным отношением к работе, общительным характером, отличным знанием музыки он завоевал уважение в коллективе преподавателей и учащихся школы» («Знамя», 22 октября 1974).
В.В. Солодихин проводит индивидуальное занятие с юным баянистом, учеником первого класса Гришей Егиревым.
В 1975 году ДМШ расширилась до 300 кв. м, разместившись в помещении бывшей ШРМ по соседству с Домом пионеров. В 1975 году детская музыкальная школа получила статус школы искусств в связи с открытием художественного и хореографического отделений. Организовали работу художественного класса — В.П. Вавилов, хореографического — О.П. Кузьмин. «КАМЕШКОВСКАЯ музыкальная школа провела очередное занятие университета культуры в Ряховском сельском ДК. Тема занятия: «Новиков — композитор-песенник». Во время рассказа о жизни композитора звучали песни в исполнении преподавателей школы, а также грамзаписи его произведений» («Знамя», 18 декабря 1976). С 1979 года директором работала Миланова Светлана Борисовна.