Свято-Никольское подворье в с. Лаптево Боголюбского женского монастыря
Свято-Никольское подворье в с. Лаптево Боголюбского женского монастыря
Лаптево — село в Камешковском районе Владимирской области России, входит в состав Второвского сельского поселения.
В 1710 г. на средства местного помещика стольника Ивана Перфильевича Арсеньева построена деревянная церковь по храмозданной грамоте митрополита Рязанского Стефана «построил по обещанию своему церковь Божию вновь во имя св. чудотворца Николая» «в селе Никольском, что была деревня Лаптево». В дальнейшем село называлось как Лаптево, а не как Никольское. Освящена в 1712 г. игуменом Боголюбова монастыря Сергием во имя Николая Чудотворца. К этому храму был определен причт из священника Федора Дмитриева, дьячка Ивана Максимова и просвирницы, которым вотчинник отвел пашенной земли по 10 четвертей в поле и сенных покосов на 10 копен. В приходе при Никольской церкви тогда находились 1 двор помещичий и 9 крестьянских дворов, дани с церкви было положено 28 алтын с деньгою. В 1717 г. И.П. Арсеньев скончался и был погребен под построенной им церковью. Лаптево унаследовала его дочь Евдокия Ивановна.
В 1747 г. в Лаптеве была выстроена другая деревянная церковь и освящена в честь Знамения Божией Матери. В церковном архиве хранилась храмозданная грамота, выданная в 1710 г. за подписью Стефана, митрополита Рязанского, стольнику Арсеньеву на построение церкви в Лаптеве; хранился также указ 1747 г. о построении в Лаптеве теплой церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Обе эти церкви существовали до постройки в 1819 г., с благословения преосв. Ксенофонта, епископа Владимирского, каменной церкви. Церковь эта была построена о двух престолах: в настоящей – во имя Николая Чудотворца, в трапезе – в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Колокольня при церкви каменная, построена одновременно с церковью. [1] По расписанию приходов и причтов 1873 г. Николаевскую церковь с. Лаптево сделали приписной к Архангельскому храму соседнего села Второва. В 1882 г. трапеза расширена и в ней устроен еще придел, посвященный имени св. вмч. Димитрия Солунского.
Дольше всех в Никольской церкви Лаптева священствовал Александр Тимофеевич Диаконов: с 1846-1883 гг. Из св. икон особенным уважением в приходе пользовалась Тихвинская икона Божией Матери; в эту икону вставлен крест с частицами свят. Мощей (чьих не известно); этот крест приложен в 1710 го. Основателем первого в Лаптеве храма стольником Арсеньевым. Частицы св. мощей есть еще в серебряном напрестольном кресте. [1] Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1823 г. Земли при церкви: усадебной 3/4 дес. (по общему генеральному плану значилось ее 3 десятины; в добавок к усадебной земле крест. Бобкиным причту дано пахотной и покосной земли 1 ½ дес.), пахотной 29 дес. 1000 саж. и неудобной покосной 3 десятины. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Причт получал на свое содержание от требоисправлений и земли до 470 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоял из села Лаптева и деревень: Близнина (3 ½ вер. от церкви. Деревня Близнино Владимирского уезда Лаптевской волости, в 26 верстах от Владимира, в 1834 г. по данным VI ревизии там значилось 96 мужского и 99 женского пола душ в 27 дворах. В 1858 г. в этой деревне насчитывалось 32 крестьянских двора и 147 жителей. В 1905 г. 78 дворов и 325 жителей. В XIX веке принадлежала 8 помещикам: Вишняковым, княгине Щербатовой, князьям Голицыным, Чистяковой, Чихачеву, Тюрикову, Языкову и Шестинской. Чихачев являлся помещиком части деревни Близнино, которая перешла в их род, очевидно, от Корякиных — от прабабки А.И. Чихачева Пелагеи Васильевной Чихачевой, урожденной Корякиной.), Константиновки (1 ½ вер. Деревня Константиновка имела второе название Чешково малое. Являлась помещичьим и принадлежала дворянам Языковым. В 1897 г. в Малом Чешкове значилось 143 жителя в 20 дворах. Деревня попала в число «неперспективных деревень» и была упразднена как населенный пункт решением Владимирского облисполкома в 1976) и Пищихина (5 вер. Принадлежала помещикам Трегубовым, а затем - Бабкиным. В 1858 г. там насчитывалось 29 дворов и 98 жителей, среди местных крестьян был распространен кровельный промысел. Сегодня близ этой деревни расположен посёлок Мирный, входящий вместе с соседними деревнями и селом Лаптево в состав Второвского сельсовета Камешковского района.), в коих по клировым ведомостям числилось 564 души муж. пола и 607 жен. пола. [1]
«Поп села Лаптева с горестью убеждался, что дела его с каждой неделей идут все хуже и хуже. Мужики умствовать начинают, страху божьего совсем лишились и никакими их гвоздями не проймешь... Отощал батюшка, осунулся!.. Как подумает о заблудшей пастве своей, так глаза на лоб лезут… Одни старушонки в церковь шатаются, а ведь с них—что возьмешь?.. Ни шиша, извините за выражение. Но еще пуще доставалось батюшке от матушки! Последние волосенки готова была вырвать его дрожайшая половина из облезлой батюшкиной головы, когда после утрени приносил он в своих бездонных карманах несколько измятых и в конец истрепанных бумажек. — Паршивай ты чорт!.. Навязался, ирод, на мою голову!..— верезжала матушка.— Дурак! Куда ты эту дрянь собираешь, проси прибавки!.. И батюшки решил хлопотать. Весь вечер совещался он с дьяконом и дьячком. Те советовали выработать расценок на всех угодников и святителей и не отступать от него вплоть до форменной забастовки. — Вы, отче, табличку то выработайте в червевцах!..— предложил дьякон. — Правильно, отец дьякон!..— поддержал дьячек. — В червячках, хе-хе... В червяточинках... По курсу дня, значит!.. На том и порешили. Поп всю ночь пропыхтел за столом со счетами и огрызком карандаша в руках. Составлял «смету». — Ох, господи помилуй!.. И черт-те знает, что тут делать?.. Много положить,— не дадут, мало назначить,— себя бы не обидеть!.. Ох... Долго он крутил головой, писал, перечеркивал, вычислял и не знал,— кого ему дороже оценить: Николая-чудотворца или Пантелея-целителя?! Только под утро он кончил переписывать начисто свой труд. На листе бумаги было выведено!— — «Смета в червонном исчислении». За крещение младенца - 60 коп. Погребение большого – 60 коп. Литургия - Трешница. Погребение младенца – 60 коп. Брак - 7 целков. Требы по домам. Крещ. Господне – 15 коп. Пасха – 30 коп. Никола – 20 коп. Рождество - 20 коп. Когда, на другой день дьякон и дьячек просмотрели смету, то весело заржали в предвкушении будущих доходов, а матушка так разомлела, что, против обыкновения, не только не обозвала попа псом или иродом, но даже полила ему на голову маслица из лампадки и за чаем дала лишний кусок сахара. Нехотя, в перевалочку, собирались верующие в церковь на собрание. В полумраке, перед алтарем толпились старушки. Председатель религиозного общества, мирянин Куликов, зазывал «рабов божиих». — Идите, идите, милостивцы!.. Надо нам дела то свои решать!.. Вишь — батюшка-то положением своим недовольны!.. — А, ну его к... — Не охота больно содомиться-то!.. Постепенно церковь наполнилась. Мужики торопили председателя начинать. — Нече валандаться-то... — Чятай, што ли!.. Куликов вышел на амвон и начал читать поповское заявление:— — «Причт села Лаптева представляет свои условия на 1924 год. Изъявляем согласие на служение при условии, если плата будет в следующем размере... По рядам мужиков словно волна пробежала и из всех глоток вырвалось удивленниое: — Мало?!. Дочитать до конца поповскую смету не пришлось,— шум поднялся, гам,— хоть святых вон выноси. Вышел поп. — Братия! Чем можно объяснить такие явления: во время хода с крестом у некоторых бывают заперты ворота? Ведь от этого мой доход сокращается!.. А вы знаете, что мне за полугодие патент стоит 20 рублей?.. Так что-ж, я должен себе в убыток торговать... тьфу, то-бишь!.. служить… что-ли?!. Но «верующие» уперлись на своем: — Дорого!.. Начали разбирать смету по пунктам. — Да ты, отец, ряхнулся что-ли?- горячился дядя Митрофан, всеми уважаемый мужик, член правления местного кооператива.— Да ты что это тут за булгахтерию развел?.. Нет, вы посмотрите, мужички: погребение большого—60 коп. и младенчика закопать тоже самое?.. Да что-ж младенец то, пудов пять что ли весит, что ты его с большими то ровняешь?!. — Верно!.. Правильно... - Катай eго!.. —поддержали верующие. — Братие! Братие!.. — старася заговорить поп, но дядя Митрофан внушительно продолжал. — А эфто что?.. Миколу в 20 копеечек расценяет да и рожество в ту же калькуляцию производит!.. Да нешто Микола супротив рожества ycтоит?!. Э... э..., нет, батюшка, многонько запрашиваешь, многонько!.. Долго мужики торговались с попом, дьяконом и дьячком. Длиннополая троица расхваливала святителей и угодников, как товар на базаре и даже решила над некоторыми иконами «обмоложение» произвести, в виде бесплатного приложения. Но верующие никак не хотели за венчание 7 целковых отваливать. — В волисполкоме и за так обкрутят!.. Обженят за милу-душу и не почувствуешь, так по крайности хоть на самогон останется!.. — Пить алтыннай за крещенье?!. Да, вон большевики говорят, что ево и не было совсем, а ты за ево питьалтыннай!.. Ха!.. — А ну его и с червевцами-то!.. Видит поп—дело плохо. Только было хотел на уступки пойти, как вдруг в церковь ворвались ребята и заорали: — Мужики, идите!.. Шефста из городу приехала... Газеты... Журналов привезли... Толпа зашевелилась, загудела и разом тронулась к выходу. Поп в недоумении застыл на амвоне... Через некоторое время у волисполкома начинался митинг... Запестрели и пошли по рукам «Безбожник», «Крестьянка» да другие журналы и газеты. Рассвирепевшая матушка долго и нещадно била в этот вечер незадачливого батюшку» («Призыв», 12 февраля 1924). Тихонравов Григорий Никитич родился в 1862 г. в с. Красное Владимирского уезда. Арестован 2 апреля 1931 г. Приговор к 2 годам лишения свободы (условно). Тихонравов Александр Григорьевич родился в 1887 г. в с. Лаптево. Священник Казанской церкви с. Казаково. В 1937 г. приговорен «тройкой» к высшей мере наказания. Расстрелян 03.01.1938 г. Тихонравов Владимир Григорьевич, сын священника с. Лаптева, Владимирского уезда, родился в 1889 году 7 июля. Обучался во Владимирском духовном училище и семинарии. Окончить курс семинарии Вл. Гр. не пришлось. В 1908 году, по переходе в 3-й класс вследствие материальных соображений, ему пришлось выйти из семинарии. Осенью того же года В.Г. Тихонравов поступил вольноопределяющимся в 9-й Гренадерский Сибирский полк; в августе 1809 года он был произведен в чин прапорщика. Выйдя в запасе, поступил на железно-дорожную службу; служил в Коврове I и во Владимире. Во время службы выдержал экзамен на помощника коменданта станции и, при объявлении войны, в качестве такового служил в Орле до 18 сентября 1915 года. Отсюда переведен был в 76 запасный батальон, где состоял адъютантом при полковнике. 18 декабря прапорщик Тихонравов отправлен был на фронт; с 13 января проходил должность ротного командира Туркестанского полка. 8 июня 1916 года в бою с австрийцами был смертельно ранен в живот и умер «смертью храбрых», по сообщению полковника А... (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 44-45. 5-го ноября 1916 года). «Крестьяне села Лаптева, владимирского района, постановили закрыть церковь и передать ее помещение на хозяйственные нужды колхоза «Новая Деревня» («Призыв», 15 янв.1930). 19 октября 1935 г. была жалоба во ВЦИК из с. Лаптево Второвского сельсовета Владимирского района: в результате ограбления церкви похищены серебряные венчики с икон и оклады с Евангелий весом 6750 г, что равнялось 4795 рублям. Т.к. село очень бедное, такая сумма прихожанам непосильна (Ершов, А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы). Церковь закрыта в 1930-х гг., использовалась под склад.
Лаптево. Церковь Николая Чудотворца. 1991 г. Автор: А. Агафонов
Церковь Николая Чудотворца
Церковь стоит на краю села на ровном открытом месте у пруда. Храм представляет собой памятник культовой архитектуры характерный для эпохи классицизма, в котором еще видны черты барокко.
Здание кирпичное, снаружи побелено по кирпичу, изнутри оштукатурено. Размеры небольшие, композиция компактная. По типу относится к одноглавым, бесстолпным, трехчастным храмам. Центр композиции – объем в форме «восьмерик на четверике». В четверике один ряд окон и треугольные пилястровые портики по сторонам. В восьмерике четыре трехчастных окна в четырех гранях, а диагональные грани узкие, кровля – сомкнутая по своду, граненая. Глава луковичная на восьмигранном глухом барабане. В четырех скатах кровли полукруглые люкарны.
Церковь Николая Чудотворца
В 2014 г. для восстановления и устройства монастырского подворья Свято Боголюбским монастырем был взят Свято-Тихвинский храм в с. Лаптево.
20 мая 2019 года, за два дня до престольного праздника, был освящен Свято-Никольский храм на подворье Боголюбского монастыря в селе Лаптево Камешковского района. По благословению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона чин Великого освящения возглавил ключарь Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Владимир Трухачёв в сослужении соборного духовенства, старшего священника Свято-Боголюбского монастыря иеромонаха Германа и архимандрита Иеронима. За богослужением молились игумения Антония и сестры Свято-Боголюбской обители, а также жители села и многочисленные паломники паломники. После освящения состоялся Крестный ход вокруг храма. В завершение богослужения протоиерей Владимир Трухачев обратился к собравшимся с проповедью: «Мы все находимся еще под впечатлением праздничных торжеств по случаю 75-летия возобновления богослужебной жизни в Свято-Успенском кафедральном соборе г.Владимира. Сейчас мы живем во время внешнего благоденствия, но ведь совсем недавно было трудное время. Мне рассказывал отец, который прошел войну, что тогда неверующих не было, все молились с покаянием. И сейчас война не прекращается, только она принимает другой вид. Все мы знаем о том, что сейчас происходит в Екатеринбурге, как сами люди препятствуют строительству храма. А мы сегодня ощущали трепет во вновь освященном храме. Храм - это небо на земле. И враг не может терпеть, что люди каются, принимают таинства, поэтому он враждует. Внутренне эта вражда происходит в самом сердце человека. Поблагодарим братию за соборную молитву. Благодарим всех тех, кто готовил храм к этому событию, всех благодетелей. Пожелаем, чтобы при каждом входе в храм сердце ощущало Благодать, чтобы не было привыкания, чтобы все земные заботы отступали, оставляя на первом плане заботу о молитве, чтобы мы впитывали Божественную Благодать. Помоги Господи вам трудится над спасением души, в чем нам и помогают храмы Божии! Христос Воскресе!" 1 ноября 2020 года, в неделю 21-ю по Пятидесятнице, в день памяти пророка Иоиля, день памяти мученика Уара Египетского и с ним семи учителей христианских, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон совершил Божественную литургию в с. Лаптево, в Свято-Никольском подворье Свято-Боголюбского женского монастыря. Сослужили Владыке наместник Богородице-Рождественского монастыря игумен Кирилл (Сурков), руководитель службы протокола иерей Иоанн Власов, клирики обители. За богослужением молилась настоятельница Свято-Боголюбского монастыря монахиня Руфина (Солоницкая) с сёстрами монастырского подворья, прихожане храма. По окончании богослужения митрополит Тихон произнес проповедь.
Местность между с. Лаптево и с. Второво
Деревня Лаптево
Поблизости от села находилось и находится большое торфяное болото, именуемое Лаптевским. Разработка месторождений Второвского и Лаптевского болот началась в 1919 году. Торф добывался в основном для использования в сельском хозяйстве. Из Лаптевского болота берёт начало река Суйма. Мелиоративная сеть Второвского месторождения соединена с Суймой каналом. 1927 г. «Лаптевское торфоболото, площадь 328 га., запас торфа 8 040 000 куб/мт.» «В добыче торфа дорог каждый день. Первым в нашей области начал добычу торфа коллектив Лаптевского торфопредприятия, Камешковского района (директор тов. Данилов)» («Призыв», 18 апреля 1945). Пос. Второвского торфопредприятия участка № 3, Второвского сельсовета, решением № 151 от 14.02.1966 г. объединен с дер. Лаптево.
Деревня Близнино
Близнино — деревня в Камешковском районе Владимирской области России, входит в состав муниципального образования Второвское. Деревня расположена в 7 км на юг от центра поселения села Второво, в 20 км на северо-восток от Владимира близ автодороги 17Н-3 Хохлово – Камешково – Ручей.
В конце XIX — начале XX века деревня входила в состав Лаптевской волости Владимирского уезда, с 1924 года — в составе Второвской волости. «СТАРОЕ ПРОТИВ НОВОГО. Поддержите близнинских крестьянок. …Так тянулось до 1925 г. Среди больших торфяных болот затерялась деревушка Близнино. Почти с самого возникновения она попала в лапы 13-ти помещикам. После, так называемого, «ocвобождения крестьян» деревня разделилась на 13 барщин. Но пришел Октябрь и смел барщину. Прекратилось деление деревни, прекратились и выкупные платежи. Близнинцы поровну поделили землю: не по барщинам, а по едокам. Без дела остались подрядчики, нажившие капиталы на темноте близнинских отходников-маляров и кровельщиков. Годы военного коммунизма крепко сжали и мельника. Все его излишки шли в продразверстку. Но пришел НЭП и вновь ожили подрядчики и мельник, захватившие вскоре уговорами и подкупами всю власть в деревне. Для вида избрали сельсовет, а на деле всеми делами руководили сами. Председатели были свои. Стонала беднота. Грабил ее мельник, грабили и лошадники. Землю вспахать - урожай весь отдай, дров привезти — продавай коровенку. Так тянулось до 1925 года. Но вот подняли головы, разогнули спины бедняки и, объединявшись, избрали в сельсовет беднячек-женщин. Изменилась картина. Прекратилось укрывательство коров от налога, прекратился и грабеж бедноты. Быстро стала двигаться деревня. Купили пожарную машину. Избрали сельККОВ. Заложили опытное поле. Но старое не хотело умирать. Не по душе было кулачью, что делами управляют «бабы», что им не приходится больше верховодить. И решили тогда «крепкие» мужички снова испробовать свои силы. Не хотелось давать им лесу бедноте, но беднота от него не отказывалась. Силой и угрозами они сорвали дележку. Больше всех орал местный «грамотей» Лукоянов. Вторил ему и исключенный из комсомола Никитин. Сельсовет делал свое дело. Бедноте все же лес дали, а смутьянов привлекли к ответственности и затаили злобу «крикуны» до удобного момента. Такой момент подвернулся: во время перевыборов в ревизионную комиссию сельсовета они провели своих. Теперь держитесь! Но злоба кипела не только на сельсовет. — Что это за власть? — возмущались «крикуны». — Что это за партия? К чему только поддерживают баб?! Подошли новые перевыборы. Мельника и подрядчиков лишили избирательных прав. Заметались бывшие люди, забегали в поисках защитников и они нашлись. Лукоянов и Никитин pешили поддержать «эту братию». Чтобы лучше действовать, наметили план, стали собирать собрания, крепко сколотили свою группу и ждали момента. И на отчетном докладе губисполкома они во всю распоясались, избрав президиум из своей группы. Пользуясь этим, запрещали беднякам говорить. «Бой» был проигран. — Молчать! Я здесь сегодня начальник — кричал из президиума Иванов. А Лукоянов вторил: - Правительство не умеет работать. Зачем подрядчиков лишили голоса? Правительство плодит только лодырей. Никитин не отставал: - Не надо лишать голоса мельника! И еще — при царе учиться было Лучше. С 6-ти часов вечера до 4 часов утра шло собрание. Лукоянов по отчету ГИК-а внес предложение: — Выразить ГИК-у порицание за то, что обложил нас высоко налогом. Но собрание дружно голосовало за резолюцию докладчика. Через день предстоял отчет сельсовета с содокладом ревизионной комиссии. Собралась «лукояновская группа» накануне на совещание, наметившая план действий и решившая дать еще один бой. Отчет сделала т. Кудрякова. Содоклад - акт ревизии читал Лукоянов. Нет промахов у совета. Так надо отыграться на мелочах и Лукоянов заметил: - С января не ведется входящий журнал. Редко собирались сходки. И в заключение: — Первые месяцы совет работал хорошо, а в последние слабо. 30 человек выступили в прениях и все одобряли работу совета. Лукоянов же, не унимаясь, продолжал доказывать слабость работы совета. Три «кучки». Долго длились разговоры. И, наконец, проговорился кто-то из «лукояновской группы», сказав: - У нас в деревне две «кучки» — одна с сельсоветом, другая — против. - Не две, а три, - заметил на это один крестьянин — одна за совет, другая — против и третья — нейтральная. Назвал и «вождей». Во главе советской группы — Кудрякова, противосоветской - Лукоянов и Никитин. И стали «кучки» пробовать свои силы. Предложили по отчету совета три резолюции: от бедноты — «работу считать удовлетворительной», от крикунов — «первые полгода совет работал хорошо, вторые слабо». Представитель ГИК-а стал доказывать, что к Кудряковой придираются потому, что вместе с ней в Близнине появился совет и что «лукояновской кучке» нельзя больше вершить деревней по-своему. Доказывал это еще и тем, что «лукояновцы», придираясь к Кудряковой, сквозь пальцы смотрели на то, что бывший председатель совета Солодов, отчитывался без всякой ревизии. Ничего не помогло. Победа осталась за ними, хотя и не совсем полная. Бедняцкая резолюция собрала 28 голосов, «лукояновская» 30. Нейтральная группа воздержалась. На два голоса сильнее оказались защитников подрядчиков и мельника. Так цепляется за жизнь старое, дряхлое. Сеть пауков нависла над беднотой Близнина. Решительный бой 13 февраля - в день перевыборов совета. Победа Лукояновых и Никитиных - ярмо для бедняков. Не пора ли поскорее срыть антисоветские «навозные кучи»?! О помощи взывает беднота: поддержите женщин!» («Призыв», 3 февраля 1927). С 1929 года деревня являлась центром Близнинского сельсовета Владимирского района.
«В дер. Близнино, второвского сельсовета имеется хорошая противопожарная машина. Багры, ведра, 2 бочки находятся все в порядке. Это очень хорошо. Но плохо то, что ответственный за пожарное дело Колчанов М.Н., член правления колхоза, за всю весну не заглянул ни разу в пожарный сарай проверить состояние пожарного инвентаря. Пожарная команда не организована. Машина присматривается посторонними лицами. Бочки часто находятся без воды. На ночное дежурство лошадь не оставляется. Вообще по всему второвскому сельсовету плохо дело обстоит с ночной охраной деревни. Например, в деревне Константиновка сторож караулит у себя на крыльце, поспит два часа, проснется, на месте пять минут постучит и опять спать. В дер. Чешково стучит часто с вечера, а среди ночи не найдешь. Так же и во всех селениях» («Призыв», 22 августа 1934).
С 1940 года — в составе Второвского сельсовета Камешковского района, с 2005 года — в составе муниципального образования Второвское. Численность населения: в 1859 г. – 280 чел. (44 двора), в 1905 г. – 325 чел. (78 дворов), в 1926 г. – 264 чел. (65 хозяйств), в 2002 г. – 19 чел., в 2010 г. – 18 чел.
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c. 2. Из истории Камешковского края. Н.В. Флоров. Ковров 1996