Улитин Владимир Ефимович (17.09.1936 – 11.01.2011) - художник-график, педагог, декан ХГФ (с 1997 г.), доцент кафедры ИЗО, член Союза художников России (1998).
Улитин Владимир Ефимович
Владимир Ефимович Улитин родился 17 сентября 1936 г. в городе Родники Ивановской области.
В 1956 г. окончил Ивановское художественное училище. По окончании художественного училища сразу попал на службу в армию, даже не удалось побывать на выпускном. Во время службы тогда писали, в основном, портреты жен и дочерей старшин. В качестве образца - их фотографии с паспорта. Владимир Ефимович был художником части, писал в клубе. После армии подрабатывал в бюро ритуальных услуг, рисовал ленты на венки.
В 1967 г. окончил Костромской государственный педагогический институт им. Н.А. Некрасова.
Владимир Ефимович в 1960-1970-е гг. работал художником-оформителем, преподавателем в городах Родники, Кинешма Ивановской области, в Костроме, в Юрьев-Польском педагогическом училище.
Улитин участник художественных выставок с 1970 г.
Георгиевский собор в Юрьев-Польском. 1984, акварель.
В 1978 г. переехал во Владимир.
Со дня основания (с 1978 г.) В.Е. Улитин преподавал на
художественно-графическом факультете Владимирского педагогического университета.
Владимир Ефимович Улитин: «В августе 1978 года прошли первые приемные экзамены на художественно-графическом факультете. Состоялось мое знакомство с нашими первокурсниками. Завершилось волнение от перипетий приемных экзаменов... А 2 сентября я возглавил по приказу ректора института сельхозработы по уборке картофеля в совхозе «Спартак» Вязниковского района. Значительная часть студентов была достаточно взрослой, проявляла самостоятельность в поле и на отдыхе. В свободное время они делали в блокнотах зарисовки сельской природы, техники, людей, архитектуры. Наш труд был отмечен благодарностью руководства совхоза» (2002 г.).
Первый просмотр произведений. Преподаватели справа налево: В.И. Рузин, В.А. Мухин, Ю.К. Малинин, А.Т. Антонов, Э.Г. Бабкин, В.Е. Улитин. 1979 г.
Марина Белкина, выпускница Владимира Улитина: «Когда мы закончили педагогическое училище, было приглашение здесь во владимирском институте открыть худграф, его пригласили как преподавателя, и мне, как лучшей ученице, дали направление. Я у своей мамы спросила: стоит ли? Она сказала: а Владимир Ефимович будет? Я сказала: да! - Тогда поезжай».
Н. Севастьянова, научный сотрудник ВСМЗ: «Владимир Ефимович Улитин… Наш учитель. Вспоминается 1978 год, мы только что поступили на художественно-графический факультет пединститута. Жили в общежитии, а рядом в соседних комнатах жили, пока еще бесквартирные, наши преподаватели, приехавшие работать в институт из Юрьев-Польского, в их числе и он – Владимир Ефимович. В первый же год ему пришлось ехать с нами в совхоз на картошку. Там познакомились ближе, прониклись обаянием его личности. Удивительно, но даже в этой, походной обстановке, он находил время для этюдов, писал акварелью. Улучал часик во время обеда, когда мы все отдыхали, писал вечером.
Акварель часто называют чувством, запечатленным в цвете, настолько велик ее потенциал. Работа в этой технике невозможна без высокого профессионализма, подразумевает артистизм и виртуозность мастера, она подвижна и неожиданна. Работа с акварелью всегда – импровизация. Двух одинаковых акварелей не бывает. Не смотря на всю сложность и капризность акварели, Владимир Улитин достиг в ней значительных высот, и считался одним из ведущих акварелистов Владимирского Союза художников».
С 1997 г. - декан художественно-графического факультета Владимирского педагогического университета.
Вспоминает Владимир Ефимович Улитин: «Мне тогда, помню, звонит ректор в 1997 году и спрашивает, ты где? А я ему говорю, что в деканате. На другом конце провода слышу: «Вот и занимай кресло». Просыпаюсь утром и у меня болит голова, что крыша течет, туалеты...».
Он был удивительно человечным, вспоминают бывшие студенты. Владимир Ефимович не только обучал, он и воспитывал... на собственном примере. Глубоко интеллигентный человек, он никогда не повышал голоса, постоянно сам учился. Был педагогом-новатором. Многие его идеи и сегодня находят продолжение.
Владимир Ефимович первый курс к себе домой приглашал, в перемену, между занятиями, чтобы получше познакомиться.
«Я сам говорю на первом курсе девушкам: ради бога, не выходите замуж, на пятом - пожалуйста. Из моего педагогического опыта знаю, что на третьем курсе заведут семью и все, прощай, вуз. С юмором, конечно, говорю, они смеются», - рассказывал Владимир Улитин.
Он много подшучивал над студентами, но всегда помогал, поддерживал. Студенты же в долгу не оставались. Даже портрет своего преподавателя на 1 апреля повесили в коридорах вуза.
Студенты и коллеги называли его ласково Ефимыч. Настолько велики были их любовь и уважение к Владимиру Улитину.
Член Владимирского отделения Союза художников России с 1998 г.
Как художник, В.Е. Улитин отдавал предпочтение акварельной живописи. Много работал в своем любимом жанре – пейзаже, где проявил себя настоящим лириком, романтиком, способным увидеть красоту в самом незатейливом мотиве и передать на бумаге особое состояние природы. Все полотна мастер писал дома, и хранились они там же, в шкафу-купе, в темноте, чтобы не отцвели.
«Как можно больше солнца должно быть на холсте. Дождик меня совсем не привлекает. Я люблю солнце. Все равно, по большому счету, что рисовать, лишь бы было много солнца», - такое завещание оставил потомкам талантливый художник и педагог.
Н. Севастьянова, научный сотрудник ВСМЗ: «Наверное, впервые акварели В.Е. Улитина произвели на меня по-настоящему сильное впечатление в Петербурге. В 1980-е годы пленэры студентов художественно-графического факультета проходили там, в Северной Пальмире. В этом городе, куда ни глянь, всюду пиршество для души и глаз художника. Старинные особняки, дворцы, река, одетая в гранит. Большой стиль. Мы вставали с этюдниками по набережной – рядом студенты и преподаватели, писали этот великий город.
Работать на открытом воздухе тяжело, нелегко писать этюд чисто и звучно. Приносишь домой работу и видишь грязь. А на этюдах Ефимыча (так мы всегда с любовью его называли) всегда было живо и свежо. Особенное впечатление производил сам процесс его работы. Делая первые наметки, порой он еще сам не знал, по какому пути пойдет – и, начиналось рождение экспромта.
Это могла быть мощная и широкая техника «по сырому», когда из текущей по листу красочной стихии, постепенно появлялось, например, благородство фасада Зимнего дворца, его белая колоннада, венчающие крышу скульптуры. Такие работы строятся на больших отношениях и ритмах. Они волнуют зрителя напряжением цветовых масс, силой живого высказывания.
Но существовала еще одно стилистическое направление акварелей В.Е. Улитина. Это своеобразный импрессионизм, живой и чувственный. Такие работы он писал практически «по сухому», выкладывая небольшими, пуантилистическими мазками пространство листа. Такая техника приводила в движение свет и цвет, блики в воде, облака в небе, воздух – всю атмосферу, которая становилась изменчивой и подвижной. Казалось, что художник смотрит на мир сквозь рифленое стекло. Знаете, как в дождливый день, мы смотрим на мир сквозь окно, покрытое каплями воды…
Важное, присущее творчеству художника Улитина качество – мажорная тональность. Сам по себе человек позитивный и живой, он и в работах своих выражал жизнелюбие. Владимир Ефимович много ездил, передавая на бумаге полученные впечатления. Очень интересна питерская серия, серия работ, посвященных Волге, акварели и пастели, посвященные Москве.
В 2006 году появились пейзажи, родившиеся в путешествии по Египту, которые отличаются совершенно своеобразной цветовой гаммой. Рука художника в них живет счастливо и свободно. Пропитанные южным солнцем эти листы написаны чистыми, звучными красками и передает ощущение пленительного счастья и влюбленности в жизнь. На них – величественные пирамиды, окутанные дымкой, прозрачная морская глазурь, желтый песок, домики на побережье, абсолютно белые от южного солнца. Эти пейзажи написаны непосредственно на натуре, и поэтому в них так сильна правда живого впечатления.
Но главной любовью Владимира Улитина всегда была владимирская земля. Работы, написанные здесь, открывают для нас неповторимую прелесть родного пейзажа. В этих акварельно-трепетных, полных чувств образах выражены мысли художника о природе, о прекрасном мире в который он был влюблен».
Владимир Улитин скончался 12 января 2011 г.
В 2012 году в областном Центре изобразительных искусств проходила большая выставка работ члена Союза художников России Владимира Улитина.
В 2012 году по инициативе вдовы художника Владимира Ефимовича Улитина - Алевтины Ивановны - во Владимире был создан клуб, получивший название «Музы художников».
Алевтина Улитина, супруга Владимира Улитина (2016 г.): "Студенты, мне кажется, его очень любили. Знаете до сих пор прошло 5 лет, больше 5 лет, а студенты приходят на его могилку, возлагают цветы, и домой. Начинаем вспоминать какой он был. Как их он учил понимать красоту".
Источник:
Владимирская энциклопедия: биобиблиографический словарь : А - Я. - Владимир, 2002. – С. 444. Улитин Владимир Ефимович // Владимирское отделение Союза художников России. [Электронный ресурс]. - URL: https://vshr.jimdo.com/%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD-%D0%B2-%D0%B5/#ohude (дата обращения: 13.09.2018).
Владимирский Союз художников Педагогический институт ВлГУ Учебные заведения города Владимира