Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
11:38
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » художники

Бочкин Александр Николаевич

Бочкин Александр Николаевич

Бочкин Александр Николаевич (19.02.1947 – 5.11.1989) – график

Александр Николаевич Бочкин родился 19 февраля 1947 года в г. Собинке. Учась в школе, посещал художественную студию при клубе фабрики «Комавангард». Уже тогда проявлял творческие способности и отличался основательностью и нестандартностью.
После окончания Рязанского художественного училища в 1968 г. А.Н. Бочкин поступил в Московский художественный институт В.И. Сурикова и занимался в мастерской академика Е. Кибрика. Свое видение и понимание искусства уже в стенах института заставили заговорить о нем как о личности, как о самобытном художнике.


Бочкин Александр Николаевич

После окончания института А.Н. Бочкин работает в среде владимирских художников. Основная техника, которой отдает предпочтение художник, - черно-белая линогравюра. Тематика его эстампов посвящена будням русской деревни: «Старый дом» (1976), «В огороде» (1976), «Деревенские баньки» (1982) и др. Значительное место в его творчестве занимает владимирская тема: серии «850 лет г. Владимиру» (1979), «Зима на ВТЗ» (1981) и др.


Бочкин А.Н. У старой березы. 1987. Линогравюра. 50х75

Бочкин А.Н. Банный день. 1987. Линогравюра. 45х55

Бочкин А.Н. В огороде. 1976. Линогравюра. 36х48

Бочкин А.Н. Вовка. 1974. Линогравюра. 36х48

Композиции А.Н. Бочкина построены на ясных и тщательно отобранных скупых формах, на контрастах, глубоких темных пятнах и всплесках белого, что придает работам хрустальную прозрачность и жизненную правдивость.
Художника увлекает состояние природы в целом и эмоции, которые оно рождает: «Сентябрь» (1977), «Весна» (1979) и др.
Со студенческих лет А.Н. Бочкин - участник областных, зональных, республиканских и международных (Польша, Чехословакия) выставок. Отличительная черта его творчества - сочетание внешней простоты с тонким чувством гармонии. Его работы, обыденные по сюжетам, обретают эпическое звучание.
В 1977 г. А.Н. Бочкин стал членом Союза художников СССР.
«Александр Бочкин – единственный в целом «офортной» владимирской графике, кто работает в технике линогравюры. Уроженец здешних мест, хорошо знающий и чувствующий жизненные реалии современной русской деревни, он сознательно ограничивает своё мироощущение её образами. Сама техника гравюры на линолеуме, которой художник владеет очень уверенно, представляет ему дополнительные экспрессивные возможности. Ветрено, пустынно, дали с небольшими фигурками людей залиты солнцем – щемящая грусть, физически ощутимое старение природы – это все та же «экологичность» мышления, присущая всем владимирцам. Резкое, без полутонов и переходов, противостояние света и тени, ослепительно выбеленные солнечные пятна и тяжелые, нерасчлененные массы черной земли. Наверное, А. Бочкин все же испытывает влияние коллег-офортистов – отдельные детали его линогравюр так мелко проработаны, что кажется, здесь применялась тончайшая офортная игла» (Дм. Буткевич. «Графика Владимирцев». Журнал «Художник», №3).
Судьба отвела этому одаренному человеку короткую жизнь, однако он успел состояться как художник и многое сделал. Он умер 5 ноября 1989 г. во Владимире. Через три года после смерти состоялась его персональная выставка.
По воспоминаниям современников, «А.Н. Бочкина ни с кем не спутаешь. Острота его сюжетов бьет как по оголенному нерву. Его работы проникают в душу. По силе воздействия они сравнимы с произведениями русских писателей: И. Бунина, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Шукшина... Та же любовь и боль к родной земле и ее людям».

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Александр Николаевич Бочкин был не просто талантливым графиком, а целым художественным явлением, новатором, творчество которого заметно расширяло границы искусства линогравюры. Наш земляк поднял этот вид эстампной техники у нас в России на новую высоту.
Как и все школьники, Саша, изучая творчество Николая Гоголя, его повесть «Тарас Бульба», с интересом рассматривал иллюстрации к этому произведению, колоритные рисунки Евгения Кибрика. Собинский паренек, любивший рисовать, тогда еще не подозревал, что пройдет совсем немного времени и после окончания им в Рязани художественного училища, он, продолжая учебу в Москве, в институте имени В.И. Сурикова, попадет в мастерскую именно этого знаменитого художника-академика и защитит под его руководством диплом.
Наверняка, у Бочкина был соблазн стать последователем своего наставника, воспользоваться возможностью погреться в лучах славы классика советской графики, гарантируя себе устойчивое материальное благополучие...
Но это был бы не Бочкин. Скажут все, кому посчастливилось знать художника. С первых же своих шагов Александр Бочкин стремился к самостоятельности, прислушиваясь к своему внутреннему голосу.
Вот что вспоминает его товарищ и земляк Юрий Качанов, с которым Бочкин занимался в собинской изостудии и Рязанском художественном училище:
«Саша, будучи студентом МГХИ им. В. И. Сурикова имел на все свою точку зрения и всегда отстаивал ее, независимо от того, с кем спорил - с товарищем по учебе, с руководителем мастерской или с преподавателем философии. И нередко случалось так, что, не соглашаясь с мнением Бочкина сразу, многие через несколько лет признавали его правоту. В Саше чувствовалась незаурядная личность, и, наверное, поэтому с ним считались...»
Слова Качанова подтверждает участие молодого графика в престижных выставках страны: «Советская Россия» (Москва, 1975), «Молодежь России» и «Молодежь страны» (М. 1976), международная выставка Биеннале графики «Дебют молодых» (Краков, 1976), вернисаж произведений молодых художников в стенах Академии художеств СССР (1977). Вторая всероссийская выставка «Рисунок и акварель» в Ленинграде и «60 лет Октября» в Москве (обе - 1977).
Первые выставочные линогравюры А. Бочкина привлекали зрителей и критики своими композиционными решениями, смелым сочетанием белого и пронзительного до предела насыщенного черного цвета. И еще, в его графических листах чувствовалась глубокое понимание проблем русской деревни и России в целом. Его художественность и духовность высоко оценивают коллеги и безоговорочно принимают в том же году в члены своего профессионального союза художников.
В этих и последовавших других всесоюзных и республиканских выставках Александр Бочкин убедительно доказывал жизнеспособность линогравюры, этого, на первый взгляд, простого эстампа. Многие считали, что эта техника в современной графике уже достигла своего предела, устарела и годилась лишь для обучения начинающих графиков. Наш земляк перевернул такое упрощенное представление, возвысил линогравюры, расширил ее возможности и масштабность, поднял на небывалую до него высоту истинного искусства.
Работы Бочкина можно не подписывать, владимирского графика ни с кем не спутаешь, он узнаваем сразу - так индивидуален его талант. Целостность, глубина проникновения, острота сюжета, изображаемого им, бьет по вашему сознанию, как по оголенному нерву.
На мой взгляд, Александр Бочкин по внутреннему своему мировоззрению и мироощущению близок к нашим выдающимся русским писателям Владимиру Солоухину, Александру Солженицыну, Василию Белову, Виктору Астафьеву, Федору Абрамову, Василию Шукшину, Валентину Распутину, Владимиру Крупину. Та же любовь и одновременно боль к родной земле, к своим современникам... Его графические листы надолго задерживают взгляд, проникают в душу, заставляют сопереживать.
Грустные размышления об одиночестве и явной безысходности вызывают бочкинские картины «Старый дом» и «В огороде», отбросить сиюминутность и задуматься над смыслом жизни, поразмышлять заставляют его сельские пейзажи.
Автор этих строк, будучи корреспондентом областной молодежки - газеты «Комсомольская искра» еще в 1977 году, накануне тридцатилетия Александра одним из первых написал о нем статью «Дух ее пятистенок...». Мы с ним сразу же подружились. Ибо родились с ним в один день и в один год. Этот факт в наших биографиях заставлял нас, как-то по-особому относится друг к другу, иногда совместно отмечать дни рождения. Я часто заглядывал к нему в мастерскую, ибо жил по соседству с его мастерской на улице Комисарова. Работал он не торопко, вдумчиво, стремясь не внести в свое произведение ни одного случайного штриха.
При жизни у него не было ни одной персональной выставки. Это свидетельствует о его наивысшей требовательности к себе, строгости к графическому искусству. К сожалению, и после его до несправедливого раннего ухода из жизни (умер Александр Николаевич в 42 года) вернисаж выдающегося художника в полном объеме был представлен зрителем лишь дважды, с интервалом в десять лет. По-моему, слишком редко мы показываем истинное искусство. Особенно это ощущалось всеми на последней его юбилейной выставке во Владимире. Не позволительно всем нам, так обращаться с нашим национальным достоянием, каким, безусловно, является творчество Александра Бочкина.

Источник:
Лалакин Н. Земляки (страницы жизни и творчества), серия «Моя малая Родина», Владимир, Агентство «ЛИК» (Литература Искусство Культура), 2011, 400 с.
Владимирский Союз художников

Категория: художники | Добавил: Николай (26.02.2021)
Просмотров: 774 | Теги: художник, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru