Бычков Виктор Алексеевич (род. 17.10.1956, Ковров, Владимирская область) - художник, член Союза художников России (с 1991), «Заслуженный художник Российской Федерации» (2010), член-корреспондент Российской академии художеств (с 2012).
Бычков Виктор Алексеевич родился в городе Коврове Владимирской области 17 октября 1956 года.
Прошёл все ступени классического образования: окончил Ивановское художественное училище после чего в 1983 году окончил три курса Ленинградского педагогического института имени Герцена, в 1988 году окончил Ленинградский Ордена Трудового Красного Знамени институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (мастерская В.В. Соколова). В 1994 году окончил курс (аспирантуру) в творческой мастерской при Академии художеств России в городе Казани (аспирантуру) под руководством народного художника России Х.А. Якупова.
Началом творческой деятельности Бычкова Виктора Алексеевича является 1985 год.
В 1991 году он стал членом Союза художников России.
В июне 1996 года он стал лауреатом Областной премии в области культуры, искусства и литературы за создание произведений станковой живописи «Родня», «Несение креста», «Пасха в церкви Большие Всегодичи».
«Несение креста»
Виктор Алексеевич Бычков – участник групповых, областных, зональных, республиканских, региональных, всесоюзных, всероссийских и международных художественных выставок. Он также провёл 20 персональных выставок в городах: Москва, Владимир, Иваново, Ковров, Муром, Шуя, Вязники, Александров и др.
Его произведения находятся в Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее- заповеднике, в Ивановской художественной картинной галерее, в Казанском республиканском художественном музее, в Ордена Трудового Красного Знамени институте живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге, в историческом музее республики Марий- Эл, в Ковровском историко-мемориальном музее, в частных коллекциях в нашей стране и за рубежом.
Копия одной из знаковых в творчестве Виктора Бычкова работ “Нашествие”, посвященной трагическим событиям 1237-1238 гг. во время нападения орд хана Батыя на Русь, в 2002 году, была специально написана художником для Президента России Владимира Путина.
Виктор Алексеевич активно участвует в общественной жизни организации - являлся членом правления и художественного выставкома Владимирского областного отделения ВТОО «Союз художников России».
С 2004 г по 2006 г. являлся председателем городского общественного Совета по культуре в городе Коврове.
Почётная грамота администрации Владимирской области (2004). Диплом ВТОО «Союз художников России» (2005). Диплом Российского комитета защиты мира (2005). Благодарственное письмо администрации Владимирской области (2005).
2005– 2006 гг. – редактор общественно-политической газеты «Голос культуры» (г. Ковров).
В 2006 г. в городе Коврове Владимирской области по инициативе и при активном участии Виктора Бычкова была открыта Детская художественная школа.
В 2007 г. вручен диплом «Человек года» (администрацией города Коврова). ««Де-Факто» 5 октября 2007 г. Онлайн-версия владимирской информационной программы «Де-Факто» В центре ИЗО открылась выставка работ известного живописца Виктора Бычкова. Первый свой эскиз он сделал ещё в раннем детстве, это был деревенский домик и пейзажи родной природы. А в нынешнее время его портреты и натюрморты популярны за границей, а одна из картин украшает внутренний интерьер Кремля. Сам художник родился и вырос в Коврове. В 1988 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. А уже через восемь лет стал лауреатом областной премии в сфере искусства, культуры и литературы. Эта экспозиция приурочена к юбилею Виктора Бычкова. На днях ему исполнится 50. В двух залах Центра изобразительного искусства собраны лучшие работы за последние двадцать лет. Всего 150 картин, и все они о нелёгкой жизни в русских деревнях. Выставка так и называется "Прости нас русская деревня". Виктор Бычков, художник: "Чем ближе проникаешь в мир провинции, особенно в русскую деревню, тем больше и больней, за то, что с ней происходит, и я как художник мимо этой темы пройти не могу, потому что она меня тревожит, и мне больно за то, что наши деревни вымирают, особенно коренные русские деревни, там уже никого не осталось, кроме одиноких бабушек". Практически во всех работах художника прослеживаются одни и те же детали: пустующие дома, заколоченные окна, разграбленные храмы, отчуждённые люди. Валентина Капустьянова, научный сотрудник областного Центра изобразительного искусства: "Даже не посвящённый человек, пройдя по выставке, поймёт всю боль, всё сопереживание художника современному состоянию деревни. Звучащая боль в каждой его картине она призвана разбудить лёд нашего внутреннего сна. Потому что мы иногда и чувствуем, и видим, и понимаем, но, как будто во сне, и совершенно никак не участвуем". Работы ковровского живописца известны и за рубежом, а уменьшенный вариант знаменитой на весь мир картины "Нашествие", где изображено противостояние добра и зла, висит в Кремле. Виктор Бычков, художник: "Это было когда был юбилей у нашего президента, и от нашей губернии был вот такой подарок". Владимирцы же увидят подлинник этой картины. Посмотреть на "Нашествие" так же, как на "Пасху", "Родню" и "Негасимую лампаду" горожане смогут в течение этого месяца».
В 2010 г. за большой вклад в развитие изобразительного искусства Виктор Алексеевич Бычков награжден званием «Заслуженный художник Российской Федерации».
В 2011 году за вклад в развитие региона Виктор Бычков включен в энциклопедию "Лучшие люди России» в рубрике «Родины славные сыны и дочери».
С 2012 года является член–корреспондентом Петровской академии наук и искусства (г. Санкт–Петербург).
2012 г. «Виктор Бычков представил Русь современную В столичной галерее ТНК-Арт открылась первая персональная выставка заслуженного художника России Виктора Бычкова. Она называется «Русь современная». Уроженец Коврова, выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина и творческой мастерской Академии художеств СССР в Казани, Виктор Бычков является лауреатом областной премии в области искусства, культуры и литературы. По инициативе Виктора Алексеевича в Коврове в 2006 году была открыта детская художественная школа, статья о нем помещена в энциклопедии «Лучшие люди России». Виктор Бычков – автор более 200 полотен, участник многих отечественных и зарубежных выставок. Его работы находятся в крупных музеях страны, во многих галереях и частных коллекциях в России и за рубежом. Копия одной из знаковых в творчестве Виктора Бычкова картин «Нашествие», посвященной трагическим событиям 1237-1238 гг. во время нападения орды хана Батыя на Русь, 10 лет назад была специально написана художником для Президента России Владимира Путина. По мнению специалистов-искусствоведов, талантливый, тонко чувствующий время художник Виктор Бычков – носитель нового, абсолютно неповторимого художественного стиля. Его работы ставятся в один ряд с живописцами прошлого – мастерами XIX века, творившими в стиле реализма. Глубокая повествовательность, насыщенность деталями, сложная проработка композиции и продуманный до мельчайших подробностей сюжет – вот художественные приемы, с помощью которых Виктор Бычков воспевает красоту повседневности. Сам художник определяет собственные работы, посвященные своей малой родине, как своеобразный гимн провинции. Его герои живут среди нас. Порой полотна представляют собой «крик души» автора о проблемах и бедах нынешней российской глубинки. - Художник, прежде всего, должен быть чутким, – считает Виктор Бычков. – Это его обязанность, если он действительно хочет быть русским художником. Все творчество должно быть пропитано болью за человека, как говорил Гоголь, «того, в шинели», за которого никто больше не заступится. Всего на выставке в Москве представлено более 50 работ мастера разных лет, в том числе натюрморты, портреты, пейзажи, жанровые и исторические полотна. Выбор места проведения выставки не случаен. Галерея ТНК-Арт планомерно представляет произведения художников России – членов региональных отделений Союза художников РФ, сохраняющих и развивающих традиции русского реализма. Именно в таких традициях и работает Виктор Алексеевич. Персональная выставка ковровского художника в Москве продлится до середины апреля. Михаил Одинцов» (Газета ПРИЗЫВ от 28.03.2012).
С 2011 года В.А. Бычков неоднократно приглашается для участия в росписях соборов и храмов в центральных областях России.
Его росписи имеются в городе Саратове (Покровский кафедральный собор), в соборах города Владимира и Владимирской области. В ряду знаковых работ в этой сфере стоят его росписи в алтаре кафедрального собора в г. Ставрополе, выполненные к приезду Патриарха Кирилла в Ставропольский край.
В 2013 году Бычковым был создан ряд икон для кафедрального собора г. Вилюйска (Якутия). В этом же году он создает эскизы, а затем росписи Касимовского музея самоваров.
С 2014 по 2016 год Бычков принимает участие в росписях кафедрального собора г. Симферополя, церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Арзамасе, мужского монастыря в г. Выкса, часовни в честь апостолов Петра и Павла в п. Малыгино (Владимирская обл.), церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Арзамасе, Свято-Успенского мужского монастыря в г. Флорищи.
Роспись в Ставропольском кафедральном соборе во имя Казанской Божией Матери
Роспись в Соборе Александра Невского в Симферополе
Роспись в Выксунском монастыре
Роспись в часовне в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла в Малыгино
С 2017 по 2018 год Бычков принимает участие в росписях Храма в честь святой Троицы на Сухоне в поселке Шуйское Междуреченского района Вологодской области.
В 2016 году Виктор Алексеевич Бычков награжден серебряной медалью Союза художников России "За сохранение духовности и традиции России", Почётной грамотой Государственного бюджетного учреждения «Московский дом национальностей» (2016).
Участник групповых, областных, зональных, республиканских, региональных, всесоюзных, всероссийских и международных художественных выставок.
Персональные выставки:
2016 «Притяжение Родины» (14 октября — 7 ноября, Владимир, юбилейная, к 60-летию художника);
2016 (ноябрь 2015 — 30 января 2016, Владимир, Областная администрация);
2012 «Русь современная» (15 марта—14 апреля, галерея «ТНК Арт»);
2007 «Прости нас, русская деревня» (5 — 30 октября, Владимир, Центр изобразительного искусства).
В 2020 году за большой вклад в развитие культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность «Знака великого князя Андрея Боголюбского» удостоен Виктор Бычков – преподаватель Детской художественной школы города Коврова. Соответствующий Указ подписал Губернатор Владимир Сипягин.
“Знаком великого князя Андрея Боголюбского” с 2016 года награждают жителей региона за выдающиеся заслуги перед Владимирской областью, связанные с достижениями в культуре, искусстве, развитии туризма.
Мысли об искусстве
А кому он нужен русский художник в современной России?..
Виктор Бычков
Если бы я не был художником, тем более русским художником, тогда я бы мог с холодным сердцем анализировать все стороны совершенно удивительного явления современной России, которое я бы назвал «как погубить великую культуру Великой страны»
Эта драма разворачивается почти 25 лет на просторах нашей Родины.
Наблюдая изнутри процессы взаимодействия Государства и культуры уже можно делать определенные выводы.
И самый очевидный вывод – это принципиальное решение уничтожить традиционную культуру, и это решение все последние годы упорно проводится в жизнь.
Идеологи глобализации прекрасно понимают, что культура русского народа наряду с Православием даёт всем коренным народам России, возможность понимать и ощущать свою неповторимость. Идентифицировать себя как самостоятельную и самодостаточную нацию, ощущать ту самую притягательность таинственной «русской души».
Лишив нас этих защитных духовных скрепов, с нами можно будет проводить любые эксперименты, потому что мы просто забудем, кто мы были и кто мы есть сейчас.
Просто безумное, безвольное население территории под названием РФ.
На смену традиционной культуре нам грубо навязывают чуждую нашему менталитету культуру «Западного мира».
Не беру на себя смелость анализировать процессы, происходящие в других видах искусства, но вот в изобразительном искусстве всё очевидно любому мыслящему человеку.
Художники Западного мира за столетия, начиная с эпохи Возрождения, и до наших дней совершили в своих творческих исканиях длинный путь от обожествления человеческого образа до его же полного разрушения и унижения. Наверное, тут сыграла свою роль философия западного мироустройства, в основе которой получение максимума удовольствия во всём. Общество, основанное на философии «гедонизма» обожествления своего «Эго», и породило современное западное искусство, где есть только удовольствие и наслаждение. Какие духовные искания, какие полёты духа могут быть у тех, кто может помещать в консервные банки собственные фекалии и продавать их как произведения искусства за сумасшедшие деньги.
Перенести на Русскую почву этот бред кажется просто невозможным. Слава Богу и общество и художники ещё не потеряли чувства стыда. Но не только в этом наша защита: традиции духовности, потребность в красоте и добре, воспитанные через Православие за века и есть наша защита.
Здесь кроется и важнейшая черта русской культуры – сострадание. Современные западные художники вообще не понимают, что это такое. Их цели и задачи находятся совершенно в другой плоскости – в бездуховности. Не могут быть духовны все эти перфомансы и инсталляции из консервных банок, старых унитазов и жвачки. Но заметьте как бесстыже и нагло рекламируются эти выставки нашими средствами информации, только как гениальные и долгожданные.
Эти убогие духом «гении» не знают ни прошлую Великую культуру России, ни истинных гением нашего времени.
Пигмеи духа, сопоставьте свои измы из жвачки и ржавых водосточных труб рядом с полотнами современных русских художников: Коржевым, Попковым, Пластовым, Моисеенко, Глазуновым…
Но, чтобы оправдывать и вдохновлять западных художников и дальше глумиться над зрителем в эту «культуру», устроители западного мироустройства закачали огромные деньги, искусствоведы также за немалые деньги написали горы «философских трудов» на темы «современного искусства», а рекламы и аукционы довершили своё дело. Теперь никто, даже осознавая весь маразм происходящего, не рискнёт крикнуть «а король- то голый».
Но какие бы деньги не выкладывались на аукционах за это творчество», его глубинная пустота на фоне традиционного искусства очевидна всем, включая даже самых зазомбированных художников. В этом, наверное, и кроется главная причина агрессивности Западной культуры по отношению к традиционным культурам других стран и в первую очередь к культуре России, Значит надо уничтожить эти традиционные культуры, отбить у художников желание творить, отнять волю и силы оставаться национальными художниками
А что для этого надо?
Всё очень просто. Под разглагольствования о демократии и свободе самовыражения и т.д. и т.п. лишить традиционное искусство любой финансовой и информационной поддержки, сделать жизнь Русского художника унизительной и бессмысленной, а в идеале свести его социальный статус до положения бомжа. А всё это словоблудие о равных возможностях и равноудаленности власти от всех течений в искусстве, не более чем развесистая клюква для наивных и непосвященных.
На деле же власть конкретно поддерживает культуру прозападного толка, давно сделав её официальным искусством Современной России.
Продвинутые дамы с умным видом объясняют на канале Культура, почему некая творческая группа «Война» за изображение светящегося фаллоса на одном из разводных мостов Санкт-Петербурга ими выдвинута на внушительную премию, как лучшее произведение года.
Наверное, такие же глумливые плутовки при финансовой и информационной поддержке одобрили выставить на святая святых Красной Площади деревянный деревенский туалет, куда каждый мог зайти и как бы поучаствовать в создании произведения современного искусства.
К слову спонсировался этот проект Министерством культуры России.
А один из сверхбогатых коллекционеров современной России прикупил недавно в свою коллекцию портрет майского жука Кабакова за 1,6 млн. долларов.
На западе современное искусство России представляют одиозные личности типа Кулика, который бегает совершенно голым в собачьей ошейнике и кусает за ноги прохожих. И вот результат – самый дорогой художник из России на Западе.
Список этого бреда можно продолжать и продолжать. Но стоит ли.
Лучше подумать, что делать в этих условиях нам, русским художникам.
Во-первых, помнить, что это большая ценность называется русским художником.
Это и огромная ответственность сохранить и не дать загасить яркий огонь зажжённый в русской культуре нашими великими предшественниками: писателями, музыкантами, художниками.
Наверное, им тоже по- своему было не просто. А зритель, наш зритель, он, как и мы выросший на высоком искусстве многое понимает и многое чувствует и хорошо отличает истинное от ложного.
И даже, если в обозримом будущем русское изобразительное искусство тихо умрет, то пусть нашу душу хотя бы согревает мысль о том, что мы не изменили высоким идеалам. сопереживали за свой народ, и уже за это нам будет обеспечено бессмертие, ну или хотя бы добрая память.
В творческих кругах в последние годы за отечественную культуру принято выпивать стоя и не чёкаясь. Но я верю, что не всё так трагично. Ведь чем больше натворят бездуховных поделок сторонники «современного» искусства, тем очевиднее и ярче будет сиять всеми своими гранями бесценное Русское искусство.
И тогда русские художники, собравшись за большим и теплым столом, чёкнутся бокалами с прекрасным вином и скажут бессмертные и выстраданные слова «Слава Русскому искусству»!