Щербаков Степан Осипович (17(29).05.1898 - 1970) – участник ВОВ, генерал-майор инженерно-авиационной службы (10.11.1942), начальник Ахтубинского авиационного гарнизона (1947—1952).
Щербаков Степан Осипович родился 17 (29) мая 1898 г. в селе Неелово (Григорово) Александровского уезда, Владимирской губернии. В 1914 г. шестнадцатилетним пареньком стал рабочим Кольчугинского завода и сразу увидел, как из людей выжимают всё, чтобы получить больше прибыли. Он присоединяется к забастовкам, за что подвергается преследованиям со стороны администрации и охранки.
Когда свершилась Октябрьская революция, Степан не задумываясь вступил в заводскую Красную гвардию и с отрядом отбыл в Москву для подавления контрреволюционного мятежа. Почти неделю он был участником уличных боев в столице, где вместе с другими кольчугинцами наступал на белогвардейцев и юнкеров в районах городской Думы, Петровки, Большого и Малого театров, на Лубянке и торжественно вошел с товарищами в Московский Кремль.
Больше не пришлось Щербакову встать к прокатному стану, заводской коллектив доверил ему оружие, и красногвардеец стал участником отпора кайзеровской армии, которая наступала на Псков, 23 февраля 1918 года. Немцы получили отпор, и этот день стал днем рождения новой армии – Красной армии.
1918-1920 годы – красноармеец. 1921-1922 гг. - курсант военной школы красных летных наблюдателей. Участвовал в подавлении Кронштадского восстания в 1921 г. Воевал в смоленских лесах с бандами барона Киша, громил националистов на северном Кавказе.
1923-1924 гг. - красный летный наблюдатель. В конце 20-х годов поступил в артиллерийскую академию и в 1934 году успешно окончил ее.
За свои ратные подвиги ветеран Красной Гвардии был удостоен ордена Красного Знамени и медали “Двадцатилетие РККА”.
Предвоенные годы для подполковника Щербакова были наполнены напряженным трудом. Ему поручили инженерно-авиационную службу, то была подготовка сети военных аэродромов ближе к западной границе СССР. Получали новую технику, сооружали ангары, жилье, взлетно-посадочные полосы.
22 июня 1941 года мирная жизнь страны была нарушена вторжением фашистских полчищ на территорию СССР. С первых дней войны комбриг Щербаков находился в рядах армии на Северо-Западном и Западном фронтах.
За успешное выполнение заданий командования в начале 1942 года ему присваивается звание генерал-майора ВВС, он назначается заместителем командующего 5-й воздушной армии, а затем, с лета 1943 года, - заместителем командующего 21 армии ВВС.
В годы второй мировой войны было положено начало применение ракетного управляемого вооружения (РУВ), которое должно было стать основным оружием армии. Страна, учитывая уроки войны, принимает крупномасштабную программу разработки РУВ для всех видов Вооруженных Сил. В целях обеспечения испытаний и исследований РУВ в 1946 году принимается решение о создании Государственного центрального полигона (ГЦП) МВС. В его составе предусматривалось формирование второго авиационного управления и 27 отдельного смешанного испытательного авиационного полка (ОСИАЛ) для проведения испытаний авиационного РУВ.
Для формирования указанных частей и обеспечивающих подразделений, а также для участия в выборе региона и дислокации назначается командование второго управления и входящего в его состав 21 ОСИАП. В этой задаче все было новым, сложным и срочным. Начальником второго авиационного управления ПДП назначается Степан Осипович Щербаков. Заместителем назначается Рыжаев Петр Константинович, начальником штаба Литвиненко, командиром авиационного полка Федоренко, начальником штаба Безносов.
Основной состав второго управления начал формироваться в Москве, в казармах военного училища на Хорошевском шоссе, авиационный полк формировался в станице Ленинградская Краснодарского края. В это же время идет интенсивный поиск места базирования ГЦП. Было нисколько вариантов (город Моздок, город Энгельс, село Капустин Яр). Выбран был регион с. Капустин Яр для размещения испытательных управлений, а для полка поселок Житкур Сталинградской области.
Однако в ходе практического размещения летом 1947 года, было принято решение временно разместить второе управление в поселке Пологое Займище, а 27 ОСИАП в селе Владимировка, где был грунтовый аэродром (полевой аэродром времён войны}. Село Владимирова стало основной базой испытания авиационного РУВ.
Перебазирование 27 ОСИАП в село Владимировка состоялось в августе 1947 года. Эта дата и стала датой создания Владимировского (ныне Ахтубинского) гарнизона. Новое место базирования оказалось не временным, а постоянным. Здесь весной 1948 года на голом месте, в полевых условиях начались испытания.
Ядром руководящего состава испытательных подразделений и испытаний была "могучая кучка" специалистов ГК НИИ и НИИ ЭРАТ ВВС: Колков, Шмелев, Водяной, Акимов, Гудков, Федоров, Сергеев, Капустин, Литвинов, Сахаров и др.
В 1947-1948 гг. на хуторе Леонов создаётся первая измерительная база ”Луна”. В 1948 году ведутся испытания самолета-снаряда ”Фау-1”, авиационной торпеды ”Хеншель Н-36”, управление участвует в испытаниях трофейной ракеты ”3емля-земля” ”Фау-1”, создавая коридор самолетов (10 на 100 км) для отметки координат точки падения ракеты. Начались испытания отечественного самолёта-снаряда 10Х (в дальнейшем 12Х, 14Х и 16Х ”Прибой”). Эти ракеты не были приняты на вооружение, но какой материал они дали конструкторам, да и испытатели приобретали опыт. Вот в такое время нужен был талант замечательного специалиста и человека, чтобы руководить управлением и воодушевлять людей. А Степан Осипович умел это делать мастерски, он один-два раза в месяц собирал офицеров, правдиво рассказывал о трудностях, с оптимизмом смотрел в будущее, и личный состав ему верил. Он был талантливым оратором, умел вселять веру в людях.
В 1949 году второе управление вышло из ГЦП и было включено в состав ГК НИИ ВВС в качестве шестого управления.
В 1949 году шестое управление ГК НИИ ведет испытания трофейной телеуправляемой (по радио и проводам) бомбы ГХ-1400, получило ценнейший материал для создания управляемых бомб УБ-2000, УБ-5000. УБ-2000 было принято на вооружение самолета Ил-28. Одновременно велись испытания с тепловой головкой самонаведения СНАБ-3000 "Краб".
В это же время в управлении организуется полигонная служба, измерительная база оснащенная трофейными теодолитами, затем создается радиотехнический батальон в районе озера Тургай, оснащенный РЛС.
В 1950 году по предложению С.О. Щербакова 6 управление ГК НИИ ВВС преобразовано в научно-исследовательский полигон № 4.
В 1952 году в НИП ВВС №4 положено начало испытаниям ракет класса ”Воздух-воздух”. Первая система Г-300 конструкции Лавочкина испытывалась до 1953 года. Испытания прекратились из-за громоздкости станции управления, но материалы были полезными для разработки новых ракетных систем.
В 1952 году Степан Осипович оставляет пост начальника полигона и уходит работать в аппарат начальника вооружения ВВС, где он много сделал для развития испытательной базы.
"Воспоминания военного летчика-испытателя" - Степана Микояна. «В сентябре 1953 года поступили на контрольные испытания самолеты МиГ-17, выпущенные тремя разными заводами. Решили провести их вместе, одной испытательной бригадой, руководителем которой назначили Иллариона Сергеевича Крюкова, летчиками были Игорь Соколов, Николай Коровин и я. Крюков – вдумчивый, дотошный инженер и добрый, хороший человек – имел прозвище «еще точечку» – за то, что частенько подходил к летчику уже у самолета и в добавление к своему письменному заданию просил, если останется топливо, сделать еще какой-то режим, чтобы добавить «точку» для графика. В программу испытаний входили отстрел оружия и бомбометание. В Ногинске, где тогда базировалось Управление испытаний вооружения ГК НИИ ВВС, был свой полигон. Мы там иногда бомбили и стреляли, но только с небольшой высоты – полигон был ограниченный по площади. Сейчас надо было стрелять на высотах вплоть до потолка, поэтому пришлось лететь на Научно-испытательный полигон – НИП-4 в Астраханской области, где были большие территории для боевых стрельб. Ведущим группы полетел наш начальник Л.М. Кувшинов, проводивший испытания другого самолета, тоже требовавшие отстрела оружия. На четырех МиГ-17 мы впервые перелетели на большую для этого самолета дальность (около 1200 километров) с посадкой на незнакомом аэродроме. При заходе на посадку у всех уже горели лампочки аварийного остатка топлива. Полигон НИП-4 (вскоре получивший наименование ГосНИИ-6), предназначенный для испытаний ракетного вооружения самолетов, а также крылатых ракет «земля-земля», находился в 120 километрах юго-восточнее Волгограда на восточном побережье Волги. Спустя пять лет судьба свела меня с этим местом и этой тематикой работ на два десятилетия, а сейчас все для нас было новым. Через несколько лет я близко познакомился с «основателями», можно сказать, этого полигона, выбравшими место для его базирования и много сделавшими для его становления, С.О. Щербаковым и А.Г. Гудковым. Генерал Степан Осипович Щербаков был первым начальником полигона. Я с приятным чувством вспоминаю этого общительного и доброжелательного человека, с которым мне довелось в конце 60-х годов дважды летать в служебные командировки в Среднюю Азию. Александр Германович Гудков вначале служил в НИП-4, а затем в службе начальника вооружения ВВС, став позже его заместителем и получив звание генерала. Мы с конца 50-х годов стали с ним часто встречаться. Умный, выдержанный и деловой человек, он очень много сделал для организации и оснащения системами трассовых измерений, лабораторным и другим испытательным оборудованием как ГосНИИ-6, так позже и объединенного ГНИКИ ВВС. Мы произвели посадку на недавно построенную бетонную полосу аэродрома, в служебной зоне которого было всего лишь несколько домиков типа финских. Жилой городок, находившийся между селом Владимировка и поселком Ахтуба, состоял тоже в основном из таких домиков. Было всего два или три кирпичных двухэтажных дома, один кирпичный магазин и водонапорная башня. Дорога на аэродром в большей части еще без твердого покрытия, в период распутицы становилась почти непроезжей. Рассказывали, что в самую тяжелую грязь людей иногда возили на большом железном листе, буксируемом трактором».
Награжден: орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны первой и второй степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.
В 1961 году уволен в запас по возрасту. После увольнения в запас занимался военно-патриотическим воспитанием молодёжи. Он становится частым гостем и в школах, техникумах, вузах Москвы, где выступает с лекциями.
Не забывал Степан Осипович и Кольчугино. В 1967 году он дважды приезжал на завод по обработке цветных металлов и выступал с лекциями.
В последние годы своей жизни он плодотворно сотрудничал в комсомольских организациях, вместе с молодежью работал на субботниках.
Умер в июле 1970 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Память:
- 27 мая 1982 года в городе Кольчугино появилась улица генерала Щербакова.
- В городе Ахтубинске улица Зеленая переименована в улицу имени генерала Щербакова. Была установлена мемориальная доска с надписью: “Улица носит имя генерала Щербакова Степана Осиповича, одного из основателей нашего города”.
Источники:
- Емельянов Ю. Кольчугинский генерал / Ю. Емельянов // Голос кольчугинца. - 2000. - 6 мая.
- Емельянов Ю. Наш генерал Степан Щербаков / Ю. Емельянов // Голос кольчугинца. - 2004. - 7 мая.
- Емельянов Ю. Солдат Великого Октября // Солдаты Великого Октября / Ю.П. Емельянов. - Владимир, 1980.
Владимирская энциклопедия