Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
08:41
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Меленки

Орлов Павел Димитриевич

Павел Димитриевич Орлов

Орлов Павел Димитриевич, сын бедных родителей — псаломщика с. Шиморского, Меленков. уезда, Дмитрия Алексеевича и Евдокии Андреевны, П.Д. родился в 1836 году 10 января, получил первоначальное образование в Муромском духовном училище, откуда в 1850 году поступил во Владимирскую духовную семинарию, где и кончил курс в 1856 году.
Крайняя необеспеченность родителей заставила юношу исправлять в разных местах обязанности псаломщика по найму и только в 1859 году он был определен во священника Преосв. Иустином в село Дмитриевы Горы с непременным условием вступить в родство с родом Экземплярских.
Вступив 2 ноября того же года в законный брак с дочерью местного священника о. Тихона Экземплярского (отец Высокопреосв. Иеронима, Архиепископа Варшавского) — Еленой Тихоновной, Павел Димитриевич 6 декабря был рукоположен во священника в означенный приход, где и служил целые полвека. Преподает с 1880 г. За это время он проходил по выбору духовенства разные должности в своем ведомстве и в 1899 году Высокопреосвященным Сергием был назначен благочинным.

«Матушка с. Дмитриевых гор Е.Т. Орлова, сознавая, как недостаточны и слабы религиозные понятия наших крестьян и как соблазнительны для них богомоленные собрания штундистов с общедоступной «евангельской» проповедью и веселым народным пением духовных стихотворений, вечерами в некоторые дни недели устраивает в своем доме женские православные собрания. Крестьянки к матушке собираются весьма охотно, так что каждый раз число присутствующих на собрании доходит до 50 — 60-ти человек разного возраста. Забывшись от будничной суеты и разных жизненных невзгод, все они получают здесь и разумную пищу, и отдых душевный. Под непосредственным руководством почтенного своего мужа о. протоиерея Павла Дмитриевича, Елена Тихоновна с собравшимися женщинами простым народным языком ведет беседы о Христе-Спасителе, объясняет им православное Богослужение и рассказывает жития угодников Божиих, при чем всегда беседы ее сопровождаются общим пением женщинами церковных песнопений и псалмов или же акафиста Спасителю и Божией Матери. В обучении крестьянок пению матушке значительную помощь оказывает обладающая сильным сопрано и умением петь жена местного псаломщика А. Фигуровская. Пишущий эти строки недавно посетил одно из собраний Е. Т-ны и видел, как прекрасно здесь были настроены все, ищущие спасения, сколько в каждой из этих простых женщин было радости духовной и самого горячего стремления — научиться жить по божьи, по Евангелию и уставам Православной Церкви. С уверенностью можно сказать, что посещающие эти собрания женщины не только сами спасутся от опасных сетей Дмитриевогорской штунды, но и оградят семьи свои от ее пагубного влияния! Орфеев» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 7-й. 1904).

Празднование 50-летнего юбилея протоиерея села Дмитриевых-Гор, Меленковского уезда, Павла Димитриевича Орлова

10 декабря 1909 г. исполнилось 50 лет служения в священном сане протоиерея с. Дмитриевых-Гор Павла Димитриевича Орлова.
Многолетняя его деятельность на пользу церкви Христовой и те высокие умственные и нравственные качества, которыми обладает о. протоиерей, не могли пройти не отмеченными, — и в октябре месяце последовало прошение от одного из почитателей его на имя Высокопреосвященного Николая, в коем он ходатайствовал перед Владыкой отметить в жизни юбиляра тот день, когда через святительское рукоположение ему была дана сила благодатного воздействия на паству й в знак глубокой к нему признательности предложить от почитателей св. крест. Указом от 16 октяб. 1909 г. Владимирская Дух. Консистория уведомила, что со стороны Архиепископа Николая последовало на то разрешение.
Накануне назначенного для юбилея дня почитатели о. протоиерея во главе с протоиер. собора г. Меленок о. В.П. Филадельфиным прибыли в с. Д.-Горы для совершения всенощного бдения св. Николаю. Богослужение было совершено юбиляром при участии многочисленного духовенства.
В 8 часов утра 10 декабря начался благовест к Божественной литургии, и часть духовенства во главе с членом благоч. совета свящ. с. Санчур о. Н. Веселовским пошла в дом юбиляра, где сказано было несколько слов о предстоящем торжестве и предложено было юбиляру идти в храм и совместно с прибывшим духовенством вознести благодарственные молитвы Господу Богу за многолетнюю и полезную деятельность.
Поблагодарив в краткой речи своей за внимание к нему и за доброе намерение помолиться Создавшему все, юбиляр вместе с духовенством отправился в храм. Божественную литургию совершал сам юбиляр с участием многочисленного прибывшего духовенства. Такое торжественное богослужение вызвало слезы умиления у молящихся, а хорошо организованный хор из учеников местной ц.-приходской школы под руководством учителя Никольского довершал торжественность богослужения. Вместо причастного стиха сказано было поучение свящ. с. Кононова о. В. Троицким о трудности и важности пастырского служения.
По окончании литургии все духовенство во главе с юбиляром вышло на середину храма для совершения благодарственного молебствия. Пред началом молебна свящ. с. Воютина Николай Авроров прочитал указ Духовной Консистории и обратился к юбиляру с речью следующего содержания:
«К Вам мое слово, достопочтеннейший о. протоиерей Павел Димитриевич! Искренне радуюсь, что доброе наше желание, по милости Божией и благословению Архипастыря, ныне приводится в исполнение. Сокрушенное сердце и смущенная совесть удерживает меня, как юнейшего из всех, говорить Вам и оценивать ценности мужа возраста, украшенного сединами. Боюсь, что слабое слово мое бессильно будет выразить Вам то чувство признательности, которое мы, сослужители, питаем к Вам за понесенные Вами труды на пользу церкви Христовой. Невольно рисуется мне то время, когда 50 л. тому назад Вы вступили под сень сего св. храма как пастырь и руководитель совести народной, и в сем то вертограде Господнем Вы работали и трудились целые полвека.
Поистине служение пастырское не было никогда легким, но оно особенно тяжело было в то время. С плачущим сумей искренно поплакать и чтобы тени этой печали не оставалось на челе твоем, если тебе требуется по долгу службы радоваться с радующимся. Успей слабого поддержать, неверующего научить, малодушного утешить и гордому сказать слово правды. Говорить ли о тех пересудах, насмешках, которыми в последнее время язвят пастырей?! И при этих иногда кровных обидах, никому не жалуйся. Смиряйся, терпи, молись, — вот то оружие, которым пастырь должен оградить себя. И пройти такое поприще беспорочно поистине достойно награды! — Но жизнь Ваша и при таких условиях была тиха, мирна. Забудется ли когда-нибудь та степенность, с которой Вы держали себя во всем, как пастырь церкви, долженствующий стоять на высоте своего призвания? Изгладятся ли из чьего либо сердца те невыразимо приятные впечатления, которые Вы производили на всех своим добродушием, привлекательностью взора и сладостью речи? Нас трогала истинно отеческая доброта Ваша, покрывающая любовью наши немощи и недостатки. Самые Ваши замечания на счет наших погрешностей были осторожны, сдержанны и необидчивы; — они походили на добрые советы отца; но не имея и тени начальственного выговора, они тем не менее были влиятельны и вразумительны. Кого нужно, Вы старались исправить, но не карать, чтобы через то не сделать его несчастным. Дело начальствующих — спасать, а не губить, — вот то искреннее Ваше убеждение, которым Вы всегда руководились. И если бы, подобно пророку Самуилу, Вы сказали нам: се аз, — отвещайте на мя пред Богом, кого обидел или кого притеснил, мы ответили бы не обинуясь, что никто не потерпел от Вас притеснений и напрасных обид. Не могу промолчать и еще об одном, не могу потому, что сказанное может служить более в назидание другим, нежели в похвалу Вам: это о Вашем усердии к храмам Божиим, верном исполнении уставов св. Церкви и отеческих преданий, которые Вы со всею ревностию внушали другим и предостерегали их от всего чуждого и вредного духу православия. Если бы наша мысль стала искать священнослужителя достойного своего высокого служения, священнослужителя благоговейного, без гордости и жестокости, глубоко верующего и строго нравственного, возбуждающего любовь и уважение к себе и по своим личным достоинствам, и по своему служению, то она смело могла бы остановиться на Вас, как на священнослужителе, совмещающем в себе все исчисленные нами добрые качества. И вот именно про таких то пастырей ап. Павел писал к Солунянам: «молим вас, братие, уважать трудящихся у вас и предстоятелей ваших о Господе и вразумляющих вас почитать их» (1 Сол. 5, 12 — 13).
Ты, как истинный вождь по крестному пути к небесному царствию Христову, прими от нас знамя Христово и возложи на перси своя! Пусть оно будет служить Тебе на закате дней твоих путеводной звездой для утешения почитателей твоих и для славы Церкви Христовой».
После речи местный духовник о. Иоанн Усов поднес св. крест юбиляру и просил принять его от почитателей в знак глубокого уважения и горячей признательности. После поднесения креста была сказана речь членом благочиннического совета свящ. с. Санчур Н. Веселовским о нравственных качествах юбиляра, как пастыря труженика. Вслед за ним свящ. с. Илькина о. М. Фигуровский сказал следующую речь:
«Ваше Высокопреподобие, искренно — уважаемый и досточтимый о. благочинный протоиерей Павел Димитриевич! Позвольте уже и мне в сей знаменательный для Вас день приветствовать Вас, дабы не отстать от соседей — товарищей и не показать себя не признательным Вашим почитателем. Собрал нас сюда не престольный праздник, но редкостный 50 летний юбилей Вашего священнослужения. Редкостный потому, что само Свящ. Писание говорит, что еще во времена ветхозаветные человек средним числом доживал только до 70 лет, аще в силах до 80 лет, а если в нынешнее дряхлое время Бог даровал продолжительную жизнь Вам, то это уже особенная милость Божия к Вам, это одна из наград, обещанных только праведным. И для всякого человека не легко прожить до сих лет, а для пастыря Церкви и в особенности. Прожить все время истовым пастырем очень трудно. И вот однако на этом то важнейшем и труднейшем поприще Вы достойно потрудились 50 лет. И не напрасно я выразился «достойно потрудились», ибо все время были достойным примером своим пасомым, а это, конечно, всего дороже. Известны и Ваша религиозность, и истовое исполнение Божественных служб и треб церковных. Оценивать Ваши достоинства и заслуги на пользу Церкви Христовой и пасомых не буду. Думаю, что это достаточно уже выяснено и высказано в предыдущей речи. Помимо отношений Ваших к церкви и пасомым у Вас были отношения общественные, должностные — благочиннические и частные в более тесном кругу — соседски товарищеские. О первых без лести, по долгу совести, скажу Вам, глубокоуважаемый о. протоиерей — как благочинный Вы данною властию не злоупотребляли и не гордились. Намеренного зла и вреда никому не причиняли, а наоборот всегда старались как можно более сделать добра. Никто из нас от Вас не пострадал, никто Вами не был обойден и каждый получал должное. Что же касается, наконец, отношений Ваших к соседям- товарищам, то каждый из нас по опыту знает Ваше прямодушие, Вашу простоту; каждому Вы были доступны: со старым — старый, с молодым — молодой приятный собеседник. Прошу Вас, дражайший о. протоиерей, верить искренности сих чувств, выражаемых открыто пред лицом настоящего собрания. А за все Ваше доброе — да хранит Вас Владычица мира под своим покровом цела, здрава еще и еще на многия лета».
Не остался безучастным и о. пр. Филадельфин; он обратился к юбиляру со словом друга — товарища, в котором отметил его заслуги по отношению к пастве, церкви и духовенству и просил его не оставлять занимаемого им поста — должности благочинного и по мере сил своих послужить на пользу Церкви Христовой.
На все речи досточтимый юбиляр обратился к присутствующим со следующими словами:
«Да, отцы и братие! Труден подвиг священника, тяжел крест возложенный на него и если бы не благодать Божия, врачующая немощная, то подвиг этот был бы неудобоносим. Пастырю вверяется пасти словесное стадо овец Христовых, среди которых немало заблудших, немало ведущих жизнь чувственно, немало и таких, которые совершенно забывают обязанности христианские и индифферентно относятся к вопросам религиозным. Что приходится тут делать пастырю? Сложить оружие, данное ему в благодати священства?! Нет, это будет измена принятому на себя долгу; он должен облещись во вся оружия Божия и стоять постоянно на страже, чтобы ни одна овца Его стада не погибла. В слове Божием сказано: каждую душу, погибшую и вверенную тебе, взыщу от руки твоея. Пастырь все должен знать в своем стаде и во время предупреждать, всевозможные уклонения данными ему средствами. Он, как пишет св. ап. Павел, где нужно — настой благовременно и безвременно, где нужно — запрети, а где нужно — умоли со всяким долготерпением и кротостию. Он должен и по жизни своей быть светильником, поставленным на свещнице, чтобы светить всем вверенным ему пасомым. Да, еще повторю, труден подвиг пастыря... Теперь обращусь, отцы и братие, к себе. Вот я уже священствую 50 л., и моему попечению вверено много овец, но что я сделал для них, для их спасения? Этот вопрос часто тяготит и, разбирая свою жизнь, много нахожу упущений в своей обязанности ко вверенным мне овцам. И не по моей ли вине и недоглядке в моем стаде появились волки хищные, нещадящие стада Христова? Да, и этой вины отвергнуть не могу. Одно только могу сказать Господу Богу: «помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и не воздаждь ми по делом моим и не осуди мя по деяниям моим». В заключение приношу Вам, отцы и братие, мою искреннюю душевную благодарность за то, что Вы почтили меня старца своим посещением и драгоценным приношением. Я буду молить Бога, чтобы и Вам пришлось видеть этот день, который я сегодня переживаю. Я вижу на себе, что старость честна, только не долголетня, а потому прошу всех не оставить меня в своих молитвах пред Престолом Божиим, чтобы Господь оказал мне милость и там, откуда нет уже возврата».
По окончании молебна были провозглашены положенные многолетия, а в заключение досточтимому юбиляру. После богослужения гостеприимным хозяином были предложены чай и трапеза. При входе в дом свящ. с. Архангел о. В. Чижовым сказано было несколько поздравительных слов, а о. диакон с. Кудрина П. Ключарев прочитал собственное стихотворение.
Во время обеда были прочитаны поздравительные телеграммы от сыновей, родственников и почитателей юбиляра и письмо профессора Киевской Духовной Академии Василия Ильича Экземплярского, которым кроме сего была прислана и икона Божией Матери. Письмо было следующего содержания:
«Высокочтимый и дорогой о. протоиерей Павел Димитриевич! Узнав о приближающемся дне полвекового служения Вашего св. Церкви православной в священном сане, мы присоединяем свои голоса к согласному хору приветствий, какие ждут Вас в этот день.
Благодарение Господу Богу, давшему Вам силы послужить с ревностию и честию на ниве Христовой и с пользой для своих пасомых! Как пастырь добрый, Вы не оставляли овец своего словесного стада в тяжелые минуты его жизни. Вы не искали своей славы и своего благосостояния; Ваши думы и заботы были об одном — о вверенных Вашему пастырскому попечению, о душах человеческих.
Долгое время, десятки лет шла рука об руку с Вами данная Вам Богом помощница в жизни Вашей — наша незабвенная тетя Елена Тихоновна. Но Господь не судил ей дождаться радостного дня и не дал Вам высшего утешения видеть около себя подругу жизни в этот великий день. В преклонении перед неисповедимыми путями Божественного Промысла, да будет Вам утешением, что усопшая не только близка к Вам духовно, но что предстоящий праздник будет и в Вашу честь и в ее светлую память за ее труды и подвиги служения делу религиозного просвещения и утешения народа Божия.
Господь Милосердый пусть дарует Вам крепость сил телесных и бодрость духа еще на долгие годы служения Вашего Церкви, и на утешение Ваше да благословит счастием и радостию всех присных Ваших. Видимым выражением наших сердечных молитвенных благопожеланий Вам к грядущему дню, да будет образ Пресвятой Богородицы, препровождаемый одновременно с настоящим письмом. Пусть пребудет с Вами покров и заступление Божией Матери так же в наступающие годы Вашей старости, как были они в минувшие дни Вашей жизни».
Свящ. Н. А — в.(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 21-й. 1910).
Святители, священство, служители Владимирской Епархии
Владимиро-Суздальская епархия.

Категория: Меленки | Добавил: Николай (18.06.2020)
Просмотров: 660 | Теги: Меленковский уезд, Священник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru