Константинов Петр Александрович (1898-1973) - - Лауреат Сталинской премии второй степени (1950), Народный артист СССР (1966).
Константинов Петр Александрович родился 25 декабря 1898 г. (6 января 1899 г.) в гор. Муроме. С 1909 по 1917 год учился в Муромском реальном училище.
До сих пор в Муроме сохранился дом на улице Ленина, в котором прошло его детство. Во время учебы в Муроме мальчик увлекся театром. И хотя профессиональной труппы в городе тогда не было, существовал драматический кружок, в котором занимались гимназисты. По воспоминаниям современников, все роли, исполняемые Константиновым, принимались очень тепло. Он по праву считался ведущим актером кружка. Сохранилась фотография, на которой четырнадцатилетний Петя запечатлен в роли Фамусова из грибоедовской комедии «Горе от ума».
Окончил Московское коммерческое училище. Училище закончено, и семья Константиновых приезжает в Москву. По настоянию родителей юноша поступает в университет, но тайком посещает театральную студию. Революция изменила планы многих, а Петру Константинову помогла в претворении мечты в реальность.
Актёр 2-го Московского передвижного театра (март — май 1919 года), Вологодского театра (май — август 1919), актер Московского районного драматического театра Замоскворецкого совета (1920—1922).
В 1921 году окончил Московское филармоническое училище (учился у Н.К. Яковлева и И.А. Рыжова).
Актер Нижегородского драматического театра (1922—1923).
1923–1926 гг. работал в Замоскворецком театре, в Первом государственном театре для детей, после чего решил по примеру старых русских актеров попробовать свои силы на театральных площадках провинции.
Константинов Петр Александрович
Актер Брянского городского драматического театра (1926—1927), Курского городского театра (1927—1928), Орловского городского театра (май — июль 1928), Богородского передвижного театра (1928—1929), Брянско-Бежецкого объединения рабочих театров (1929—1930, 1931—1932), Тверского городского театра (1930—1931).
В ролях этих лет выявилась яркая характерность Константинова, его склонность к комедийным ролям. Играл Счастливцева ("Лес"), Курослепова ("Горячее сердце") и Шмагу ("Без вины виноватые", все А.Н. Островского), Швандю в "Любови Яровой" К.А. Тренева.
В 1932 г. вернулся в Москву, где снова начал работать в Госцентюзе (так стал называться Первый государственный театр для детей). На протяжении двух сезонов (до 1934 г.) сыграл здесь Подколесина ("Женитьба" Н.В. Гоголя), Подхалюзина ("Свои люди – сочтемся" Островского), другие главные роли в спектаклях классического репертуара.
В 1934 г. перешел в труппу Центрального театра Советской Армии, где работал под руководством А.Д. Попова до 1958 г.
На сцене ЦТСА Константиновым созданы такие значительные образы, отмеченные критикой и зрителями, как Перчихин ("Мещане") и Монахов ("Варвары", обе М. Горького), Кудров ("Сталинградцы" Ю. Чепурина), Варравин ("Дело" А.В. Сухово-Кобылина), Фаюнин ("Нашествие" Л.М. Леонова), Альберто Стильяно ("Моя семья" Э. де Филиппо), Мадзимура ("На той стороне" В. Барянова) и др. К началу 1950-х годов Петр Константинов становится одним из ведущих артистов армейского театра.
О Петре Александровиче Константинове Людмила Ивановна Касаткина отозвалась как о своем вдумчивом, заботливом учителе: «Мне часто приходилось играть в театре Советской Армии вместе с ним, особенно в спектаклях по пьесам Островского. Это был замечательный партнер, чуткий, внимательный. Бывало, после спектаклей он тактично давал оценку моей игры, даже в тех сценах, в которых сам не был занят. Оказывается, он внимательно наблюдал за действием из-за кулис. Я благодарна ему за большую помощь в начале моего творческого пути».
С опытом приходит к Константинову любовь к тонкой психологической разработке характеров, к подлинно драматическим моментам роли. Эти черты артиста привлекли к нему внимание кинематографа (в кино - с 1947 г.). Константинов снялся в таких фильмах, как "Сын", "Обыкновенный человек", "Дорогой мой человек", "Все начинается с дороги" и др.
Заслуженный артист РСФСР (1944).
Сталинская премия второй степени (1950) — за исполнение роли секретаря Якименко в спектакле «Степь широкая» Н.Г. Винникова (1949).
Народный артист РСФСР (1954).
В 1958 г. Петр Александрович перешел в труппу Малого театра, где работал до конца жизни. Среди многочисленных ролей Константинова на сцене Малого театра – такие работы, как Прозоров ("Палата" Алешина), Пикалов ("Любовь Яровая" Тренева), Старик ("Старик" Горького), Гришанков ("Человек и глобус" Лаврентьева) и др.
Работа в театре отнимала много времени, да и нередко приходилось выезжать на гастроли. Но свою малую родину – Муром – он не забывал. И в 1966 году вместе с младшим братом посетил родной город. Приехали на машине. Долго бродили по городу. Петр Александрович сфотографировался на улице Ленина, около дома, в котором родился. Побывал на веранде Окского парка. Но наступил вечер, а ночевать негде. Мест в гостинице, как обычно, не оказалось. Тогда они с братом обратились в милицию. И на их счастье дежурный офицер узнал Петра Александровича по последнему кинофильму и тут же помог устроиться в гостиницу.
В 1967 г. - Народный артист СССР.
Пётр Александрович Константинов умер 2 октября 1973 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Награжден: Орденом Ленина (1968), Медалями.
Память:
- В Муроме в музее истории школы № 16 есть небольшой стенд, расказывающий о бывшем ученике реального училища, народном артисте СССР – Петре Александровиче Константинове».
Роли в театре:
- «Лес» А.Н. Островского — Аркадий Счастливцев,
- «Горячее сердце» А.Н. Островского — Павлин Павлинович Курослепов,
- «Без вины виноватые» А.Н. Островского — Шмага, «Свои люди — сочтёмся» А.Н. Островского — Лазарь Елизарович Подхалюзин,
- «Женитьба» Н.В. Гоголя — Подколесин, - «Сам у себя под стражей» П. Кальдерона — Бенито.
Центральный театр Советской Армии:
1936 — «Мещане» М. Горького — Перчихин,
1943 — «Нашествие» Л.М. Леонова — Фаюнин,
1944 — «Сталинградцы» Ю.П. Чепурина — Кудров,
1948 — «На той стороне» А.А. Барянова — Мадзимура,
1949 — «Степь широкая» Н.Г. Винникова — секретарь Якименко,
«Дело» А.В. Сухово-Кобылина — Варравин,
1955 — «Варвары» М. Горького — Монахов,
1957 — «Моя семья» Э. Де Филиппо — Альберто Стильяно.
Малый театр:
1958 — «Весёлка» Н. Запрудного — Самопал,
1959 — «Завещание» С.А. Ермолинского — Воронихин, 1959 — «Власть тьмы» по Л.Н. Толстому — Аким,
1959 — «Почему улыбались звёзды» А.Е. Корнейчука — Морж,
1960 — «Осенние зори» В. Блинова — дед Фома,
1960 — «Неравный бой» В.С. Розова — Галкин,
1960 — «Любовь Яровая» К.А. Тренёва — Пикалов,
1961 — «Честность» А.В. Софронова — Грешников,
1962 — «Коллеги» по В.П. Аксёнову — Егоров,
1962 — «Палата» С.И. Алёшина — Прозоров,
1965 — «И вновь — встреча с юностью» А.Н. Арбузова — Кирилл Иваныч,
1965 — «Дачники» М. Горького — Двоеточие,
1965 — «Правда хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского. Режиссёр: Б.А. Бабочкин — садовник Глеб Меркулыч,
1965 — «Белые облака» В. Блинова — Лаптев,
1967 — «Волшебное существо» А.П. Платонова и Р.И. Фраермана — Аникеев,
1968 — «Старик» М. Горького — Питирим,
1969 — «Человек и глобус» В.В. Лаврентьева — Гришанков,
1970 — «Привидения» Г. Ибсена — Энгстранд,
1970 — «Инженер» Е.С. Каплинской — Дюков,
1972 — «Самый последний день» по Б.Л. Васильеву — Леонтий Савич,
Роли в кино:
1947 — Рядовой Александр Матросов — Иван Иванович Чумаков,
1955 — Земля и люди — Дубин,
1955 — Секрет красоты (короткометражный) — командированный,
1955 — Сын — Иван Степанович Горяев,
1956 — Обыкновенный человек — Павел Свеколкин,
1956 — Пролог — Зелёный,
1957 — Хождение по мукам — раненый в госпитале,
1958 — Дорогой мой человек — Родион Мефодьевич Степанов,
1958 — Солдатское сердце — Ефим Крышко,
1959 — Всё начинается с дороги — Копылов,
1960 — Тучи над Борском — отец Оли,
1961 — Евдокия — Авдеев,
1962 — Мы вас любим (новелла «Игрушечный директор»)— Тюшкин И.П., директор фабрики,
1962 — Кто виноват? (фильм-спектакль) — доктор Семён Иванович Крупов,
1964 — Рогатый бастион — Глуздаков,
1966 — Душечка — Василий Васильевич, актёр,
1969 — Свой — Олимпий Дмитриевич,
1971 — У нас на заводе — Нил Фёдорович Полухин,
1972 — Правда хорошо, а счастье лучше (фильм-спектакль) — Глеб Меркулыч,
1972 — Привидения (фильм-спектакль) — Энгстран,
1973 — Инженер (фильм-спектакль) — Матвей Матвеич Дюков,
1973 — Плотницкие рассказы (фильм-спектакль) — Козонков,
1973 — Самый последний день (фильм-спектакль) — Леонтий Саввич, 1973 — Ступени (фильм-спектакль).