Валериан Алексеевич Татаринов
Валериан Алексеевич Татаринов (16 (28) августа 1816 —14 (26) февраля 1871) — русский государственный деятель, один из проводников александровских реформ в целом и финансовой реформы в частности. Исправляющий должность государственного контролёра (1 января 1863 — 19 апреля 1864 года), Государственный контролёр России (1864—1871). Статс-секретарь (15 ноября 1858 года), действительный тайный советник (3 апреля 1860 года).
Валериан Алексеевич Татаринов
Валериан Алексеевич Татаринов, занимавший одно из наиболее почетных мест в ряду русских администраторов и отличавшийся необыкновенной энергией, трудолюбием, редким умом и безукоризненною честностью, был статс-секретарем Его Величества Государя Императора Александра II и государственным контролером в 1863 — 1871 годах. В начале XIX столетия симбирский помещик майор Алексей Ильич Татаринов владел небольшою вотчиною в с. Голоперове, Переславского уезда, Владимирской губернии. Здесь, в селе Голоперове, у майора Татаринова и жены его Александры Ивановны 20 августа 1815 года (или 16/28 августа 1816) и родился сын Валериан, крещенный 21-го числа, при чем восприемником был «московский князь Иван Васильевич Максютов». Вскоре после этого майор А.И. Татаринов умер и сын Валериан, оставшийся после смерти отца не более 5 лет, подготовленный матерью, переселился на жительство в Москву к крестному и, если не ошибаемся, родному дедушке, с помощью которого и поступил для получения образования в Благородный пансион при Московском университете. Об этом учебном заведении остались только смутные воспоминания, — оно было преобразовано в 1830 г. в гимназию, но тогда это было в Москве единственное среднее учебное заведение для лиц дворянского происхождения и вместе с тем не было похоже на гимназию, — пансион ближе подходил к лицею, напр., к Александровскому (Царскосельскому). Господствовавшее в пансионе образование можно назвать энциклопедическим, общим, подготовительным: отсюда выходили воспитанники с прочными началами, с основательным знанием одной — двух — трех любимых отраслей науки, сообразно призванию, вкусам, склонностям, дарованию, и вступая потом в службу военную или статскую, придворную или дворянскую, ученую или дипломатическую, горную или морскую, являлись там не учениками, а довольно знающими свое дело. Лучшие из воспитанников в высших классах пансиона производились в студенты и получали право, независимо от занятий своих в пансионе, слушать лекций в Университете. При окончании курса особенно хорошие воспитанники получали звание действительных студентов, имена одного или двоих, получивших золотые медали и одобрительные листы, вписывались на особой доске в зале „торжественных актов" золотыми буквами, и всем оканчивающим воспитанникам присваивались (с 1818 г.) классы 14, 12 или 10, смотря по их успехам.
Мы намеренно уклонились несколько в сторону, чтобы показать — какую прошел школу В.А. Татаринов (более он нигде не учился), а насколько его занятия были успешны, об этом можно судить по тому, что он кончил с правом на чин X класса и имя его записано на доске золотыми буквами. При нем пансион был преобразован в гимназию, а потом в дворянский институт (в 1833 г.).
По окончании курса, 20-летний юноша 14 августа 1835 г. поступил на службу в канцелярию государственного контроля, откуда вскоре перешел во временную контрольную комиссию морского ведомства. В январе 1836 г. В.А. был переведен в государственную экспедицию для ревизии счетов; в этом же году главное управление ревизии государственных счетов было переименовано в государственный контроль и тогда Татаринов был сделан младшим контролером. С этого времени начинается сравнительно быстрое повышение Валериана Алексеевича по служебной лестнице. В 1838 г. он был назначен помощником управляющего особою экспедицией при государственном контроле, а в 1840 г. мы его видим чиновником особых поручений VII класса при департаменте. В 1842 г. Татаринов участвовал в составлении свода контрольных законов при II отделении Собственной Его Величества канцелярии и состоял членом комиссии для ревизии казначейских книг государственного контроля. В 1843 г. В.Л. был командирован в Казань на правах обер-контролера для поверки счетов казенной палаты на месте, и по исполнении этого поручения назначен в 1844 г. экспедитором канцелярии государственного контроля. В 1845 г. он был командирован в Тамбовскую губернию для проверки и устройства отчетности приказа общественного призрения, и за успешное исполнение этого поручения получил Высочайшее одобрение и 1000 р. награды. В начале 1848 г. он состоял членом общего присутствия контрольного департамента гражданских отчетов (были тогда еще департаменты военных и морских отчетов) и в этом звании произвел независимую ревизию отчетов но заграничным денежным операциям министерства финансов за 1847 г. и отчетов государственных кредитных установлений; в конце того же года Татаринов занял место вице-директора канцелярии государственного контроля. В этой должности Валериан Алексеевич занимался составлением положения и штатов ревизионной комиссии по отчетности главного Черноморского управления, пересмотром правил отчетности министерства внутренних дел, ревизией отчетов по заграничным денежным операциям министерства финансов за 1848 год и ревизией государственных кредитным установлений.
В 1850 г. В. А. назначен был членом и производителем дел комитета по устройству отчетности и ревизии.
В марте 1851 г. тридцатишестилетний В.А. Татаринов был произведен за особо усердную службу и труды в чин действительного статского советника (нельзя не отметить, что все чины, начиная с титулярного советника, В.А. получал за отличие, а не за выслугу лет).
В 1852 г. В.А. был назначен чиновником особых поручений V класса при государственном контроле; в следующем году ему поручено было исправлять должность директора канцелярии государственного контроля, а через несколько дней он был утвержден в этой должности.
1852 — 1853 годы Татаринов провел в занятиях по комитету об устройстве отчетности и ревизии, по ревизионному комитету для поверки отчетов государственных кредитных установлений, и организовал центральную бухгалтерию при государственном контроле; кроме того, в качестве председателя назначенной по Высочайшему повелению особой комиссии из чинов контроля для определения действительного недостатка в капиталах комитета 1814 г. о раненых (вследствие растраты директором Политковским около 1 ½ миллиона руб.). Валериан Алексеевич в течении 9 месяцев 1853 года обревизовал отчетность за 20 лет, и за такую успешную деятельность удостоился Высочайшей благодарности и получил орден св. Станислава 1 степени.
Этим заканчивается почти 20-летний период службы В.А. Татаринова в царствование императора Николая I; этот период можно назвать подготовительным, — он почти весь ушел на всестороннее знакомство с существовавшими порядками; в этом помогли Татаринову выдающиеся способности и опытность, приобретенная усидчивым трудом. Эти достоинства всегда ценились в нем: мы уже видели, что начальство, которому были известны знания и опытность Татаринова в контрольном деле, 25-летнего молодого человека в 1840 г. нашло нужным и возможным привлечь к участию в составлении контрольных законов. После он не раз привлекался к организации составных частей государственного контроля и всегда выполнял делаемые поручения блистательно. В конце царствования Николая I была сознана, наконец, необходимость существенного преобразования системы контрольной отчетности, и это было возложено на того же Татаринова, который давно стремился к этой работе.
Еще в 1840 г. призванный к участию в составлении контрольных законов, В.А. Татаринов, при знакомстве с существовавшими порядками, убедился в несовершенстве тогдашней государственной отчетности, которая заключалась в том, что подотчетные министерства получали от губернских присутственных мест отчеты, проверенные по документам самими распорядителями и удостоверенные местными управлениями в том, что показанные в отчете обороты согласны с документами (распорядители проверяли собственные свои действия); в министерствах отчеты вновь проверялись (с внешней стороны), из них составлялись своды доходов и расходов, которые под именем генеральных отчетов и доставлялись, наконец, в государственный контроль, где ревизия их по необходимости ограничивалась подсчитыванием и сличением цифровых данных. Такова внешняя сторона отчетности, а внутренняя отличалась хаотическим состоянием: срока для смет не было, остатки не показывались, перечисления практиковались в широких размерах и т. д., и при всем том — замечалась удивительная медленность, — отчеты не обревизовывались по 10 и более лет. У Валериана Алексеевича тогда же, в начале 40-х годов, зародилась мысль о будущем преобразовании отчетных порядков и о создании независимого контроля, что ему и удалось привести в исполнение, несмотря на всевозможные преграды, особенно со стороны лиц, привыкших распоряжаться казенным карманом, как своим собственным. На стороне Татаринова были лучшие силы России и во главе их незабвенный покойный Государь Император Александр Николаевич, который в 1854 г., еще будучи Наследником, сделал такую заметку: „Я не только согласен, но убежден, что существующая ныне в России система контрольной отчетности требует преобразования существеннаго; требует дли того, чтобы подчинить ревизии строгой и правильной, и по документам, и на самом месте все операции, и денежныя и материальныя, всех без изъятия отраслей государственнаго управления". По вступлении на престол Император Александр II вскоре привел эту идею в исполнение. 15 марта 1855 г. известного ему своими ревизионными трудами и горячей преданностью государственным интересам В.А. Татаринова он назначил генерал-контролером департамента гражданских отчетов; в ноябре того же года, по ходатайству Великого Князя Константина Николаевича, особенно ратовавшего за изменение системы государственной отчетности, В.А. был по Высочайшему повелению командирован за границу для изучения действующих в западных европейских государствах счетных и контрольных учреждений.
Исполнив возложенное на него поручение. В.А. Татаринов в 1858 году вернулся в Россию и представил следующие труды, которые тогда же были напечатаны (анонимно) на казенный счет (все в Спб., 1858 г., в лист): «Государственная отчетность в Австрии», „Государственная отчетность в Бельгии", „Государственная отчетность в Пруссии", „Государственная отчетность во Франции" и „Хозяйство и отчетность военнаго министерства во Франции", и был отлитографирован „Общий сравнительный обзор систем государственной отчетности во Франции, Бельгии, Австрии и Пруссии“ (некоторые из вышеуказанных трудов — «Гос. отч. во Франции»,- в Бельгии, — в Пруссии, — в 1881 — 1884 гг. были повторены изданием (Спб.), с дополнениями И.И. Кауфмана). На основании этих трудов, принятых в новой государственной отчетности (как в кассовом устройстве, так и в организации, задачах и правах государственного контроля), веденной в России в 1864 — 66 годах, был тогда же (в 1858) выработан всеподданнейший доклад Государю Императору, удостоившийся следующей Его Величества собственноручной отметки: «По важности сего дела, желаю, чтобы оно было прочитано в совете министров. А с своей стороны совершенно разделяю ваш взгляд и желал бы, чтобы и прочие министры убедились в необходимости приступить к радикальному улучшению как нашего счетоводства, так и вообще финансовой системы нашей». Результатом исполнения Высочайшей воли, выраженной в приведенной отметке, было учреждение по Высочайшему повелению особой комиссии для рассмотрения и обсуждения пользы и необходимости принятия коренных начал государственной отчетности, при чем Татаринов был назначен производителем дел этой комиссии. Вскоре после этого В.А. был пожалован в звание статс-секретаря Его Величества и определен членом совета Государственного контроля. Учрежденная в ноябре 1858 г. особая комиссия через три месяца, 13 февраля 1859 г., благодаря энергии Татаринова, закончив свой сложный труд, представила доклад, заключавший в себе проект составления, рассмотрения и заключения смет, введения единства кассы и установления одной ревизионной инстанции — государственного контроля для предварительной и последующей поверки действий исполнителей и распорядителей по движению капиталов. Проект был Высочайше утвержден. Как дальнейшее развитие принятых коренных начал, была учреждена при государственном контроле, под председательством В.А. Татаринова, специальная комиссия для устройства кассового и ревизионного порядка с целью подготовительной разработки вопросов по преобразованию государственной отчетности. Эта комиссия в марте 1860 г. уже окончила свою трудную и кропотливую работу, при чем выяснила возможность возврата казначейству капиталов на 50 миллионов руб. слишком, изготовила сметные правила и формы и составила кассовые правила, эту основу государственного счетоводства и отчетности.
В 1861 г. Валериан Алексеевич был назначен членом комиссии при министерстве финансов об улучшении податей и сборов, а в 1862 г. — членом в комиссию о губернских и уездных учреждениях. В том же 1862 г. за успешные труды специальной комиссии Татаринову Всемилостивейше назначена была аренда в 4000 десятин земли, которая в 1860 г. была но Высочайшему повелению заменена выдачей ежегодно, в продолжении 12 лет, по 5 тысяч руб. сер.
1 января 1868 г. Татаринов был определен к исправлению должности государственного контролера, в каковой должности утвержден в апреле того же года. Ему тогда же велено было войти в соображение о возможности произвести в С.-Петербурге опыт единства кассы с установлением предварительного контроля; но на первых порах он встретил возражение тогдашнего министра финансов против предварительного контроля, и последний поэтому был признан необходимым и допущен только спустя несколько лет. Опыт единства кассы введен был в 1864 г. в С.-Петербурге, с 1865 г. в 12 губерниях, а с 1866 г. и по всей России. Кроме того, в течении 7 лет службы на посту государственного контролера Валериан Алексеевич постоянно трудился над введением в жизнь и дальнейшею разработкой составленных при его ближайшем участии новых систем смет, отчетности и контроля.
Такова была деятельность Татаринова, правда, не блестящая на вид и потому для многих не заметная, - многие-ли интересуются формой существующих смет, отчетности, ревизий? И создание новых форм для большинства — пустая канцелярская работа; но надо знать „старыя“ и „новыя“ формы, чтобы видеть достоинство последних, надо знать, что созданные В.А. Татариновым „новыя формы“ внесли порядок в хаотическое состояние нашего государственного бюджета, они ограничили царивший до них произвол в расходовании казенных сумм; надо знать, что только усилиями Татаринова государственный контроль был выведен из своего почти бесполезного существования на тот путь, который дал ему возможность с честью и успехом исполнять свое истинное государственное значение. Чтобы видеть, насколько произведенная Татариновым реформа была благотворною, достаточно указать на тот общеизвестный факт, что фигурировавшие в былых отчетах хронические дефициты до 50 миллионов рублей в 1870 г. были сведены до 5 миллионов, а в 1871 г. получилось даже превышение доходов над расходами на 8 ½ млн. руб. С того времени дефициты стали почти немыслимы.
Из личных достоинств В.А. Татаринова необходимо отметить его необыкновенную бережливость государственных средств; в частных сношениях он был чрезвычайно ласков и доступен, но в исполнении долга суров и непреклонен; всецело отдавшись делу, В.А. чуждался всяких развлечений и совершенно не щадил себя.
Валериан Алексеевич Татаринов скончался в 2 часа ночи 14-го февраля 1871 года от разрыва сердца. Вскрытие тела обнаружило у Татаринова глубокое расстройство мозговой системы от усиленного умственного труда. Он умер в чине тайного советника, имея ордена св. Станислава 1 ст., св. Анны 1 ст., св. Владимира 2 ст. и Белого Орла.
Ценимый при жизни, он по достоинству был оценен и по смерти: Государь Император, в память и воздаяние его услуг родине, повелел детям покойного В.А. Татаринова (он был женат с 1855 г. на дочери князя Н. Гагарина, помещика Переславского уезда в с. Новоселке) выдать из государственного казначейства 100 тысяч руб., так как он не оставил семье обеспечивающего жизнь состояния, а государственный совет своим мнением, что „статс-секретарь Татаринов неутомимым служением при горячей, полной самоотвержения, преданности государственным пользам и неуклонною твердостью в усвоенных началах, сохранил государству многие миллионы рублей и положил надежное основание для стройнаго и в будущем хода государственной отчетности“, засвидетельствовал перед всею Россией о тяжести утраты в лице Татаринова. Покойный смело мог бы сказать — „весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти будет жить, и слава возрастет по мне, не увядая".
14 февраля 1896 г. исполнилось 25 лет со смерти В.А. Татаринова и по этому поводу в государственном контроле была отслужена панихида.
В.А. Татаринов совершенно не имел времени для занятия литературными трудами, — в печати остались от него только „инструкции", „правила" да „отчеты" с весьма поучительными „объяснительными записками " к ним.
/Уроженцы и деятели Владимирской губернии, получившие известность на различных поприщах общественной пользы. Собрал и дополнил А.В. Смирнов. Выпуск 1-й./
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
|