Великанов Александр Александрович (23.02.1898 – 5.09.1977) — советский писатель, участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн.
Родился 23 февраля 1898 года в с. Шило-Голицыно Балашовского уезда Саратовской губернии в семье потомственного священника. Его отец — Александр Михайлович (1872 — после 1918) служил с 1897 по 1902 год при Никольской церкви этого села. А.А. окончил 1-е реальное училище в Саратове.
С 1916 по 1917 год на фронтах Первой мировой войны. С июня 1918 года — доброволец Красной Армии. Участвовал в Гражданской войне (1918—1920), служил в Чапаевской дивизии, затем в Туркестане. Участник в боях с басмачами, был награжден орденом Красного полумесяца Бухарской Народной Советской Республики III степени (1925). За отличия в боях с басмачами в 1925 году был награжден орденом Красного полумесяца Бухарской Народной Советской Республики III степени.
В 1923 году в Бухаре Александр Великанов заболел тяжелой формой тропической малярии, был эвакуирован в РСФСР и демобилизован.
Осенью 1923 года поступил на работу учителем, преподавал физику и математику в Красном Яре, Камышине, Новой Бухаре, Солонешном (Алтайский край), в Елани (Волгоградская область), в Мячкове (Нижегородская область). В это время Великанов занимался самообразованием, учился заочно, позднее работал заведующим районным отделом народного образования.
Начал литературную деятельность в 1925 году. Александр Великанов вел большую общественную работу: читал лекции и доклады населению, участвовал в профработе членом МК, укома, обкома Рабпроса, выполнял поручения по линии добровольных обществ (ОДН, Осоавиахим и др.); несколько раз избирался депутатом Новобухарского горсовета.
А.А. Великанов в годы Великой Отечественной войны
В 1941 году идет добровольцем на фронт. Воевал с июня 1941 по октябрь 1943 и с июня 1944 года до Победы над Германией на Западном, Брянском, 2-м Белорусском фронтах. С сентября 1941 года служил в 113-м Отдельном автотранспортном батальоне 13-го района авиационного базирования на должностях командира автороты, помощника командира автобата по технической части. С июля 1943 года майор Великанов — командир автобата. Награжден орденами Отечественной войны и Красной Звезды, медалями.
В 1946 году демобилизуется и поселяется жить в Горьковской области, где Волго-Вятским книжным издательством были изданы несколько его книг.
Член Союза писателей СССР с 1962 года.
В 1969 году переезжает в город Гороховец, где занимался литературной деятельностью, один из основателей литературной группы «Исток» при редакции районной газеты.
Умер 5 сентября 1977 года в Гороховце.
Великанов Александр Александрович
Начало литературной работы Александра Александровича Великанова относится к 1920-м годам. Писать и печататься он начал в 1925 году в Камышинской окружной газете «Трактор». Писал очерки, фельетоны, заметки. Первый рассказ краеведческо-приключенческого характера «Подземное путешествие» был напечатан в 1927 году в № 3 журнала «Вокруг света».
В послевоенные годы вышло более десяти книг А. А. Великанова для детей и для взрослых читателей. Первая книга его рассказов «Случай на старой мельнице» вышла в 1953 году. С 1960 года А.А. Великанов оставил учительскую работу и занимался лишь литературной деятельностью. В 1962 году его приняли в члены Союза писателей СССР.
В ряде произведений А.А. Великанова присутствовала военная тематика: «Люди фронтовых дорог» (1956), «Знойные ветры», «Степные хищники» (1960).
Читатели области знают Александра Великанова как интересного детского писателя, который подарил детворе такие книги, как «Неосторожный петух», «На озере», «Формула дружбы» и др.
В 1998 году в Гороховце вышла посмертная книга писателя «Трудная молодость».
Награды:
- Орден Красной Звезды (Бухарская НСР) III степени (1925 г.);
- Орден Отечественной войны II степени (12 июня 1945);
- Орден Красной Звезды (20 сентября 1944) — за Могилевскую операцию.
- Медали: «За оборону Москвы» (1944); «За взятие Кенигсберга»; «За победу над Германией».
- Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Память:
- Одна из улиц города Гороховец носит имя Великанова.
- В сентябре 2018 года в библиотеках Володарского района проходил месячник по творчеству писателя-земляка А. Великанова. Хорошим началом месячника стало приглашение от МБУК «Современный культурный центр им. П. Булыгина» г. Гороховца принять участие в Межрегиональной Акции «А. Великанова читайте вместе с нами». Условием акции было проведение громких чтений книг А.А. Великанова в День памяти писателя 5 сентября. К акции подключились библиотеки района. Для библиотекарей были созданы методические рекомендации по работе с книгами писателя.
Для популяризации жизни и творчества писателя в ЦДБ была оформлена книжная выставка «Разноцветное счастье писателя А. Великанова», на которой была представлена папка с материалами о жизни писателя, его книги и творческие работы детей. Выставка активно рекламировалась в течение месячника. Для знакомства с писателем библиотекарями района активно использовалась электронная презентация «Писатель добрый и мудрый», созданная в центральной детской библиотеке.
В сентябре 2018 года в библиотеках района проходил Месячник по творчеству писателя-земляка А.А. Великанов (1898 -1977). Был создан рекомендательный список (12+) «Писатель из села Мячково». Для визуального информирования центральной детской библиотекой была создана электронная презентация о писателе.
В работе библиотека часто обращается к творчеству А. Великанова, использует разнообразные формы работы: часы знакомства, общения, громкие чтения с обсуждением книг автора, премьеры книг. Одну из эффективных форм работы им подсказала книга писателя «Копилка мудрости». Читатели, отталкиваясь от рассказов Великанова, придумывали свои «мудрые» советы.
Мулинская сельская библиотека пошла дальше и провела для подростков премьеру книги «Музей советов». Был оформлен яркий плакат - обращение «Знакомьтесь, это мы» с изображением героев повести, стол с «экспонатами» из книги: ботинки, старый фотоаппарат, электрическая лампочка, катушечный магнитофон, флакон валерьянки и старинные часы. Около каждого «экспоната» стояла записка с советом из книги. На столе рядом с «экспонатами» и книгой стояла «копилка мудрости», вернее «кувшин мудрости», куда вслед за героями повести читатели складывали свои мудрые советы. Вот некоторые из них: - имей огромное терпенье, уча таблицу умноженья;
- из дома далеко не уходите вы, если не знают об этом родители. В течение месяца во Фролищснской поселковой библиотеке занятия кружка юных библиотекарей «Читательская академия» были посвящены А. Великанову и его книге «Формула дружбы». Ребята не только слушали рассказы из сборника, но и пытались придумать на них фанфик (свое продолжение истории). Центральная детская библиотека осуществила серию «Великановских библиогастролей». В школе для начальных классов проходили громкие чтения «Перемена с писателем-земляком». Эта удобная форма работы, так как не затрачивает много времени у учителей и школьников, они знакомятся с краткой информацией о писателе и его книгах, а также проводят перемену в школе с пользой для себя. После таких выходов в школу ученики прибегают в библиотеку и спрашивают те книги, о которых они узнали от библиотекарей на «Перемене с писателем». Подростки же знакомились с биографией А. Великанова с помощью электронной презентации, после чего они составляли несколько предложений о писателе так, чтобы последнее слово первого предложения было первым словом следующего предложения.
Читатели библиотек района в качестве творческого отзыва на книги Великанова приняли участие в конкурсе художников «Иллюстрация, которой нет». Всего на конкурс было представлено более 60 работ, выполненных в разной технике исполнения, они выставлены в ЦДБ и пользуются вниманием у посетителей библиотеки.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. ВЕЛИКАНОВА
КНИГИ:
- Случай на старой мельнице: Рассказы. — Горький: Кн. изд-во, 1953. — 52 с.
- На озере: Рассказы. — Горький: Кн. изд-во, 1954. — 48 с.: ил.
- Барс и Дымка: [Рассказ]//Ил. С. М. Закржевской. — Горький; Кн. изд-во, 1956. — 10 с. - Подземное путешествие: Сб. рассказов/Ил. С. В. Шляхтина. — Горький: Кн. изд-во, 1957. — 36 с.
- О козле и утке, о серой квочке-куропатке, о петухе и Вите забияке [Рассказы]/Ил. А. Козикова. — Смоленск: Кн. изд-во, 1957. — 20 с. - Знойные ветры: Повесть. — М.: Мол. гвардия, 1959. — 192 с.: ил. - Неосторожный петух: Рассказы. — Смоленск: Кн. изд-во, 1960. — 27 с. - Степные хищники: Роман. — Горький: Кн. изд-во, 1960. — 276 с. - Четверо на мостике: Повесть. — Горький: Кн. изд-во, 1963. — 76 с. - Рец.: Лукьянин В. Воспитывать так воспитывать!//Лит. Россия. — 1963. — № 52 — С. 17.
- Степные хищники: Роман; Знойные ветры: Повесть. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1965. — 439 с.
- Тимка из Куриловки: Повесть. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1966. — 84 с.
- Люди фронтовых дорог: Докум. повесть. — 2-е изд. — Горький: Волго-Вятское кн. изд- во, 1969. — 255 с.: ил.
- Копилка мудрости: [Рассказы] — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1971. — 80 с.
- Формула дружбы: [Рассказы]. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1975. — 74 с. - Рец.: Шерышев П. «Формула дружбы»//Призыв. — 1976. — 18 янв. ПУБЛИКАЦИИ В СБОРНИКАХ И ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ:
- Тайна старого лаза: Рассказ//Призыв. - 1966, 3 июля.
- Две жизни: Быль//Призыв. — 1972. — 14 мая.
- На водокачке: Быль/Призыв. — 1972. — 18 июня.
- Сто «нельзя»: Юмореска/Призыв. — 1972. — 24 сент.
- Встреча в степи; Рассказ//Призыв. — 1973.— 18 февр.
- Разговор в такси: Рассказ//Призыв. — 1975. — 20 дек.
- Целебное средство: Быль//Призыв. — 1976. — 1 авг.
ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. ВЕЛИКАНОВА:
- Малюгин В. Писатель-педагог//Учит. газ. — 1957. — 8 окт. — С. 3.
- Чижов А. Писатель из Гороховца//Призыв,— 1965. — 19 дек.: портр.
- Чижов А. Воин. писатель: Писателю А. А. Великанову 11 февраля исполняется 70 лет //Новая жизнь. — 1968. — 10 февр.: портр.
- Шерышев П. У родника//Призыв. — 1972.— 27 авг.
- А.А. Великанов: (К 75-летию со дня рождения)//Новая жизнь. — 1973. — 10 февр.
Такие памятные лица: рассказы о владимирских писателях / Леонид Зрелов. - Владимир: Владим. обл. науч. б-ка им. М. Горького, 2017. - 108 с: ил.
Эти писатели были старшими в том литературном поколении, которое в 1962 году образовало областную писательскую организацию. Их, старейшин, теперь почти никто не помнит в лицо, а я и не знал бы, если бы в 70-х не работал в Бюро пропаганды художественной литературы. Ввиду преклонного возраста они нечасто появлялись у нас, двое уже не выступали перед читателями, а у третьего, Виктора Алексеевича Светозарова, ещё пользовавшегося нашими услугами, душа, как мне представлялось, была застёгнута на все пуговицы, как и пиджак синего костюма, который, кажется, он носил круглый год. Домашнего телефона у Светозарова не было, и он не мог предупредить нас, что собирается прийти. В Бюро Виктор Алексеевич обычно садился за стол заведующего, так получалось, что в его приход нашего начальника обычно не оказывалось на месте. Он доставал записную книжку и начинал звонить по своим неотложным делам. Ярко-синий костюм придавал синеватый блеск стёклам очков. На красивой безукоризненной формы голове не оставалось ни одного не седого волоса. Стригся он коротко, и, казалось, снег покрывал её. Синий костюм, синяя река (годы жизни) и синее «Солёное озеро» — так назывался его роман, к сожалению, так и неоконченный. От Виктора Алексеевича, несмотря на солидный возраст, веяло свежестью. Путёвки на «творческие встречи с читателями» — на заводах, фабриках, в учебных заведениях — он просматривал так внимательно, как, пожалуй, никто из писателей, обязательно спрашивал, «какая будет авудитория», «сколько времени дают на выступление». Ко всему подходил с редкой основательностью. В писательской организации один срок он был ответственным секретарём, на второй не избрали, ибо, как написали в «Призыве», он стал делить писателей на более и менее талантливых. Эту заметку я читал задолго до работы в Бюро. Если знать ещё его деликатность и умение не давать волю эмоциям, в это трудно было поверить. А может, всё же сказалось красноармейское прошлое, когда рубили с плеча? Так или иначе, но спрашивать у других писателей, что же произошло на самом деле, я не стал.
Светозарову было что рассказать в любой читательской аудитории. Как я убедился впоследствии, «творческая лаборатория» почти не интересовала слушателей, а вот интересное из жизни — другое дело. А тут у него имелся «золотой» запас: воевал в Гражданскую, по окончании её учился в Москве на рабфаке искусств, потом — в Литературном институте, был корреспондентом ТАСС на Урале, а в 1934 году его приняли в Союз писателей СССР, билет члена СП подписал сам А.М. Горький, о котором спустя годы он написал в своих воспоминаниях, а также — о С.А. Есенине, М.А. Шолохове, М.А. Светлове.
В пятидесятых годах ХХ века по начало шестидесятых, до образования Совнархозов, во Владимире было своё книжное издательство. Виктор Алексеевич выпустил здесь книгу «Журавлиные края» и литературную запись «Муромских сказок» Ивана Никитича Климова. И сколько бы она ни переиздавалась потом, Светозаров, человек щепетильный, глубоко порядочный, всегда отводил себе скромную роль литературного обработчика. В 1973 году в Верхне-Волжском издательстве у него вышла книга повестей и рассказов «Танковая броня», а в столичном издательстве «Детская литература» под несколько изменённым названием — «Сказки из Мурома» — были напечатаны те же получившие известность сказки. Эти книги оказались его последними прижизненными изданиями.
Николаю Николаевичу Богословскому в ту пору было уже за восемьдесят, перед читателями он, конечно, не выступал, но, посещая писательскую организацию, обязательно заглядывал в Бюро. Пожалуй, магнитом для его сердца была наш бухгалтер Клавдия Михайловна Загарина. В молодости, надо сказать, уже далёкой, судьба её сложилась драматично. Но сумрачные годы не легли тенью на её душу. Миловидная белокурая женщина излучала свет, и столько в ней было обаяния, а уж ума... — и при этом редкостное чувство юмора! Николай Николаевич так любил поговорить с ней и, будучи глуховат, пальцами сгибал в её сторону ушную раковину. Но когда Клавдия Михайловна была очень занята, ничто не могло отвлечь её от работы, и, если Богословский появлялся в такой час, нам становилось жаль его. Со зрением у него было совсем худо, и, чтобы не отрываться от дел, при его появлении она прибегала к уловке — замирала за своим столом. Потоптавшись на пороге и не заметив никакого движения в правом притягательном углу, Николай Николаевич удручённо вздыхал и поворачивался к выходу. На столике в Бюро стоял старый графин с изогнутой, как лебединая шея, ручкой. Воду мы нередко приносили из ключика. Богословскому с дороги в писательскую организацию, нелёгкой в его возрасте, требовалось попить. Помню, однажды, отпив из стаканчика половину, он отставил его в сторону, а когда ушёл, я было вознамерился вылить остаток в окно, выходящее во внутренний дворик, но помешал заведующий Бюро: перехватил стаканчик и маленькими глотками допил оставшееся. Да, хорошо и умно поступил наш Виктор Павлович: через водичку приобщился к кладезю мудрости старого писателя. А я чувствовал себя очень неловко...
Писал Богословский о безмерно любимой им русской природе, об охоте, рыбалках — в основном, для детей, о чём говорят сами названия его книг — «Дружок», «Воробей-зазнайка», «Кому нужны пёстрые пёрышки», «С ружьём и удочкой».
На багряной заре жизни писатели вообще нередко обращаются в своём творчестве к детям, их произведения полны любви, нежности, чего зачастую судьба недодала им самим.
Александр Александрович Великанов, как и Светозаров, вступил в Красную Армию добровольцем в том же 1918 году, воевал в Чапаевской дивизии, затем был отправлен в Туркестан сражаться с басмачами, проявил воинскую доблесть, за что был награждён орденом Красного полумесяца Бухарской Республики. Перенёс малярию в тяжёлой форме, а по излечении вновь вернулся в Бухару. Штык и клинок сменил на перо, работал учителем, заведовал РОНО (районный отдел народного образования). В 1941 году, на пятом десятке жизни, снова ушёл добровольцем на фронт и «прошёл» всю войну. В 1969 году поселился в Гороховце, где прожил оставшиеся годы. Я помню его только по приездам на писательские собрания: рослый, несколько грузноватый, но с заметной военной выправкой — он всем обликом соответствовал моему представлению о человеке, много и хорошо воевавшем. Стригся по-армейски наголо и не расставался с гимнастёркой, подпоясанной солдатским ремнём. Кажется, он был на редкость молчалив, а сам слушал охотно, поглядывая не утратившими живость глазами. В «Молодой гвардии» и в Волго-Вятском издательстве были опубликованы его книги военного содержания — «Люди фронтовых дорог», «Степные хищники», «Знойные ветры». Кавалер орденов Отечественной Войны и Красной Звезды, в последние годы жизни он тоже писал для детей, подарив юным читателям интересные книги: «Неосторожный петух», «На озере», «Формула дружбы», «Копилка мудрости». Уж не годы — десятилетия минули, как эти писатели отошли в мир иной. Кроме возраста, вех в биографии, приверженностей в творчестве, было у них ещё одно сходство — замечательные, характеризующие их фамилии — Светозаров, Богословский, Великанов.
КОПИЛКА МУДРОСТИ Отрывок из повести МАРСОПЛАН
Петька очень упрямый: если заберёт себе что-нибудь в голову, то никаким гвоздодёром не вытащишь. Так было с марсопланом. - Эврика! Будем строить марсоплан, - торжественно объявил Петька, когда я собирался вить лески для удочек, и тут же объяснил: - Корабль для полётов на Марс и другие планеты. Представь себе: ...три, два, один, пуск! Ракета взвивается и летит, скажем, к Марсу. Вокруг звёзды, внизу Земля, внутри ракеты - невесомость: пошевелишь пальцем и начнёшь кувыркаться через голову десять, двадцать, сколько захочешь раз. Вот это сальто! Ещё можно на голове стоять хоть час, хоть два, и от этого голова не заболит. А то на манер мухи примешься гулять по потолку. Здорово? А Верка будет смотреть в телевизор и удивляться... Последние слова меня насторожили.
- Петька, а кто полетит в нём? - Сначала построим, а там видно будет. - Что будет видно? - Никто не полетит, сначала модель сделаем. - Ну, если модель, я согласен. - Надо два листа толстого картона, бутылку клея, клубок шпагата, самоварную трубу, немного жести, проволоки, тряпку для парашюта, селитру и уголь, - принялся перечислять Петька, загибая пальцы. Уголь пришёлся на мизинец. - Какого угля? - спросил я. - Самого обыкновенного, которым самовары разжигают. - Угля и тряпок я тебе притащу, остального у меня нет. - Сам достану. Не в Петькином характере откладывать задуманное. Сразу же мы принялись за сооружение космического корабля: изготовили шесть картонных трубок длиной сантиметров по семьдесят, седьмую трубку (центральную) сделали толще. Затем первые шесть, обмотав бечевою, привязали к толстой. Внутрь насыпали ракетный состав и пропустили фитили. Весь пакет из трубок мы затискали в самоварную трубу и для прочности обвязали ее проволокой. К трубе приделали парашютик. Когда всё было готово, Петька положил аппарат на сбитый из трёх досок жёлоб и спичкой зажёг фитиль. Пш-ш-ш! Бух! Оставляя позади себя дымный хвост, марсоплан подпрыгнул метров на десять вверх, затем закувыркался, как подстреленная ворона, и упал на крышу дровяного сарайчика. Из трубы фонтаном сыпались искры. «Сейчас загорится крыша и будет пожар!» - подумали мы оба с Петькой и со всех ног бросились к сараю. Петька подставил мне плечо, и я мигом вскарабкался на крышу. Но не успел сделать и двух шагов, как марсоплан яростно зашипел, промчался мимо меня и угодил на штабель теса в противоположном конце двора. Бросив меня на сарае, Петька помчался туда, но и тут он не успел: снаряд выстрелил в третий раз, легко перемахнул через забор и влетел в открытое окно соседнего дома прямо в кадушку с водой. Мы с Петькой обрадовались было: сейчас марсоплан захлебнётся. Ничего подобного! Марсоплан выскочил из воды, ударился о потолок, упал на стол, опрокинул чугун со щами и, пшикнув в последний раз, наконец угомонился. Нам с Петькой тогда здорово попало, не хочется даже вспоминать. Нам обоим теперь ясно, что шутить с огнём опасно.
«ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ»
Я шёл к Петьке и столкнулся с ним у калитки. Петька выскочил растрёпанный, испуганный. - Беда! У Славика голова застряла в горшке! Бежим!
- В каком горшке? Ты куда?
- За доктором.
Доктор жил неподалеку. Петька исчез за дверью докторского дома, через несколько минут выбежал, и мы припустились назад к его дому. - Доктор велел вести его в больницу, - бросил он на бегу. Петькиного отца не было дома, он уехал в соседнее село, и нести Славика, пришлось нам с Петькой. Петькина мама держала горшок, который обвернули полотенцем, и Славик стал похож на турка в тюрбане. В больницу нас с Петькой, конечно, не пустили, и, пока мы ждали, Петька рассказал, что Славик недавно был в кино, смотрел картину «Александр Невский» и решил разыграть с ребятами Ледовое побоище. Когда дома никого не было, они вымазали пол в кухне растительным маслом, чтобы было скользко, как на льду, взяли палки, вместо шлемов надели на головы кастрюли. Славику кастрюли не хватило, и он надел на голову эмалированный горшок, Затем все начали колотить друг друга палками по головам. Эх, что было! Гром, треск, звон. Русские воины и псы-рыцари вопили как резаные.
- Русь, сдавайся!
- Хенде хох! - Гитлер капут! В самый разгар сражения появилась мама. - Что же вы делаете? - ужасным голосом закричала она. Воины побросали мечи и кастрюли и разбежались кто куда. Мама схватила Славика за руку, хотела снять горшок, не тут то было: голова застряла в горшке, и Славик заорал: - Ой, больно! Так и эдак, туда-сюда - горшок не снимался. Петьку послали за доктором. Петька замолчал, потому что из больницы вышли Петькина мама и Славик. Горшка на нём уже не было. Он нёс его в руке. Мама сказала: - Доктор намазал края горшка жирной мазью, и горшок снялся. Сказав это, она засмеялась. Мы тоже. Только Славик не смеялся - над собой смеяться никому неохота.
В «Копилку мудрости» мы записали: Не всё легко снимается, что без труда надевается.