Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.01.2025
05:41
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1625]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [205]
Вязники [356]
Камешково [268]
Ковров [433]
Гороховец [131]
Александров [302]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [187]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2416]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [178]
Боголюбово [22]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Промышленность

Задов Ефим Борисович

Задов Ефим Борисович

Задов Ефим Борисович (25.05.(07.06.)1902 – 16.04.1978) – директор завода «Красный выборжец» (1939-1942), главный инженер Кольчугинского завода имени С. Орджоникидзе, восстанавливал завод после эвакуации.


Задов Ефим Борисович

Ефим Борисович Задов родился 25 мая (7 июня) 1902 г. в с. Тетерино (ныне Могилёвская область) в многодетной семье сельского кузнеца, в которой было 13 детей. «Если бы не пришла советская власть,— писал в своей автобиографии инженер Ефим Борисович Задов,— мы всю свою жизнь оставались бы нищими, бесправными, забитыми». Учиться долго ему не пришлось и, окончив два класса церковно-приходской школы, он несколько лет проработал кузнецом, а затем уехал в Ленинград и поступил на рабфак. После его окончания поступил на металлургический факультет технологического института.
Начался новый, городской период его жизни. Учеником он был способным и старательным, поэтому рабфак закончил в очень короткий срок и сразу же поступил в технологический институт на металлургический факультет.
Нелегкой была его студенческая жизнь. На стипендию в 25 рублей, из которых 5 рублей ежемесячно он отправлял родителям, прожить было очень трудно, поэтому и приходилось подрабатывать грузчиком. Но ему очень хотелось стать инженером и учился он хорошо.
Промелькнули студенческие годы и в руках молодого инженера диплом и назначение на завод «Красный выборжец». Начал свой трудовой путь на заводе рабочим. Его дальнейшая биография - это образно говоря, «подъем в гору», - рабочий, бригадир, мастер, технолог, начальник цеха.
В 1929 году, когда Ефим Борисович работал начальником цеха, в стране по инициативе красновыборжцев развернулось социалистическое соревнование, направленное на повышение производительности труда. За активное участие в этом движении отец был награжден орденом «Знак Почета», который в Кремле ему вручал М.И. Калинин.
В 1939 году он был назначен директором завода «Красный выборжец».
Отечественная война явилась для Задова, как и для всех советских людей, великим испытанием. Неугасима в сознании народном эпопея блокады города-героя, в течение девятисот дней ведшего невиданное в истории единоборство с сильным и коварным врагом. И все же победили ленинградцы.
Заводу «Красный выборжец» поручались сложные и ответственные задания военного времени. Однажды Задову с линии боев по телефону передали срочный заказ: изготовить трубы большого диаметра, которые очень нужны для обороны города. Задов собрал рабочих и специалистов. Сказал, что как бы ни были велики трудности, но задание фронта должно быть выполнено.
— На то мы и ленинградцы, на то большевики, чтобы преодолеть трудности и сделать все, что от нас требуют,— говорил он коллективу.
И трубы пошли к фронту. Оттуда сообщили красновыборжцам благодарность за успех: за самоотверженный труд.
Вместе со всеми заводчанами все трудности переживал и директор: перешли на военное положение, практически он жил на заводе. Вместе со всеми и голодал.
Родина по достоинству оценила его труд, наградив своего верного сына несколькими орденами.
В 1942 г. Ефим Борисович тяжело заболел, и его вывезли в Москву. Когда врачи поставили его на ноги, ему предложили работу в Министерстве, но он отказался от высокой должности и попросил направить его на любой завод главным инженером.
Война еще не была окончена. Кольчугинский завод, в свое время эвакуированный на восток, требовалось как можно быстрее восстановить, промышленности вооружения, как воздух, требовались цветные металлы. Задача была чрезвычайно ответственна. Коммунист Задов был послан главным инженером на Кольчугинский завод им. Серго Орджоникидзе.
Рабочие завода сутками не выходили из цехов, монтируя завезенное оборудование, делая то же самое, что ими однажды было сделано в годы первых сталинских пятилеток. Это являлось как бы вторым рождением завода. Чтобы дать первую плавку цветного металла, главному инженеру пришлось часто недосыпать, работать по 18—20 часов в сутки.
Фронт двигался к Шпрее, к логову зверя. В этот момент кольчугинцы уже посылали на танковые, авиационные и другие военные заводы свою продукцию, которая там принимала форму грозного оружия.
Инженер Задов вместе со всем коллективом специалистов сумел не только за короткое время восстановить основные производственные цехи большого завода, но и подготовить новые кадры. Ведь с прежним старым оборудованием на восток уехали и опытные рабочие, мастера своего дела. Это была одна из главных и самых труднейших задач.
— Старики да подростки творили дело,— вспоминает Ефим Борисович.— Первые учили вторых. Впоследствии из ребят вышли прекрасные рабочие, новаторы производства.
В первый год послевоенной пятилетки завод им. Орджоникидзе работал на мощности, близкой к довоенному уровню. И если проследить все этапы его восстановления или как говорили здесь «воскрешения из мертвых», то можно наглядно убедиться, насколько велика в этом роль главного инженера. Ни одно ценное начинание конструктора или рядового рабочего, направленное на усовершенствование основ технологии и улучшение качества выпускаемой продукции, не проходит без его внимания и поддержки. Энергия главного инженера чувствуется во всем, даже в маленьком, на первый взгляд, деле. Поэтому с уважением и любовью отзывался о нем многотысячный коллектив завода.
16 апреля 1978 года Ефим Борисович Задов ушел из жизни.

Воспоминания о работе в годы Великой Отечественной войны

В декабре 1941 года после разгрома немецких фашистов под Москвой Государственный Комитет Обороны вынес решение о восстановлении Кольчугинского завода на базе оборудования завода «Красный выборжец». Меня, директора ленинградского завода «Красный выборжец», Нарком цветной металлургии П.Ф. Ломако назначил главным инженером Кольчугинского завода. Приказ был датирован 22 июля 1942 года, а 24 июля я прибыл в Кольчугино и приступил к исполнению своих обязанностей.
Как выяснилось, Кольчугинский завод был эвакуирован настолько чисто, что даже половые плиты были сняты и даже питающие оборудование кабели из земли были вырыты. Из подъемного оборудования на заводе остался один мостовой кран грузоподъемностью 5 тонн и одна 3-тонная лебедка.
До эвакуации завод питался электроэнергией по линии Классон-Кольчугино и собственной электростанцией. К моему приезду осталась собственная электростанция с турбогенераторами мощностью 2200 квт, давлением 12 атмосфер и шесть паровых котлов общей мощностью 36 тонн пара в час, давлением 14 атмосфер, п/трансформатор для освещения. Подстанция, питающая с Классона, была эвакуирована. Из технологического оборудования на заводе работало: одна отражательная печь емкостью 5 тонн, два горна, где в тиглях производили плавку металла и разливали вручную в чугунные разъемные изложницы плоские слитки.
Министерством, Главным управлением были приняты все меры для поставки заводу оборудования. Первая партия оборудования с завода «Красный выборжец» поступила 29 августа 1942 года, а затем стало поступать оборудование с других заводов. Надо сказать, что при эвакуации завода были полностью эвакуированы все квалифицированные кадры и их семьи, в Кольчугине же остались несколько десятков престарелых бывших рабочих завода и дети в возрасте до 16 лет. Таким образом, восстановление завода пришлось начинать имеющимися кадрами.
Начиная с августа по 31 декабря 1942 года на Кольчугинский завод поступило 239 вагонов различного оборудования, в том числе 170 вагонов из Ленинграда. В это время на заводе, кроме директора П.Г. Карасева, окончившего промакадемию, и меня, было всего два инженера по основному производству, это А.В. Юшков - технолог завода и П.П. Панов - главный энергетик, два инженера, которые занимались исследованием возможности получения металлокерамики и изделий из нее, это Б.А. Борок и В.К. Гаврилова, работали 6 техников - А.С. Горелов - главный механик и начальник монтажного цеха, Ф.Ф. Бабуркин - заместитель главного механика, И.И. Артамонов - начальник ОТК и начальник отдела сбыта, Г.Г. Комаров - заместитель главного энергетика, А.П. Прохоров - и.о. начальника литейного цеха, И.С. Ананьев - заместитель начальника литейного цеха. Если учесть, что этим имеющимся кадрам приходилось выполнять титаническую работу по разгрузке поступающего тяжеловесного оборудования и его монтажу, то станет понятным, какие трудности возникли у завода. Достаточно сказать, что вес отдельных деталей оборудования доходил до 43 тонн и при наличии на заводе одного пятитонного крана и одной трехтонной лебедки производить разгрузку вагонов с тяжеловесным оборудованием представляло исключительные трудности. Всего в 1942 году было установлено и пущено в эксплуатацию 185 единиц оборудования в цехах №№ 1, 5, 8, 9, 12 и в отделе МП.
Было организовано массовое обучение кадров, главным образом несовершеннолетних ребят. Всего в 1942 году было обучено 535 человек 28 специальностей.
В 1943 году Министерством и Главным управлением были поставлены перед заводом большие задачи по расширению производства и по увеличению выпуска продукции. Трудности заключались не только в создании новых цехов, но и в формировании нового коллектива, так как завод должен был менять профиль выпускаемых изделий по сравнению с ранее выпускавшимися.
Поступавшее оборудование в основном было неисправным, требовало доукомплектования и ремонта и не имело технической документации, что тормозило ход строительства и выполнения программы. По просьбе завода Главное управление вернуло на завод часть старых руководящих работников. Так, например, вернулись зам. директора по строительству В.Г. Андреев, главный механик С.В. Пашин, инженер П.Г. Павлоцкий, который был назначен начальником литейного цеха, начальник технического отдела Г.Ф. Слободин, был прислан главный энергетик Е.А. ІІІевкунов. Из Ленинграда прибыли - начальник цеха № 2 К.Г. Игнатов, механики цеха Богуславский и Алейнер, начальник цеха № 9 Холковский, два аппаратчика горизонтальных прессов Е.Т. Мухин и И.Г. Петухов, инженер по технике безопасности И.В. Мазов.
К началу 1943 года значительное количество эвакуированных заводов, работавших для нужд обороны, уже были восстановлены, а заводы по обработке цветных металлов были в стадии восстановления, поэтому имевшиеся мобилизационные запасы цветного проката были использованы, таким образом создалась огромная потребность в стране в цветном прокате. Это обстоятельство вызвало необходимость максимального форсирования восстановления завода. Мощное оборудование цеха № 2 было еще в пути и поступило на завод во втором и в начале третьего квартала 1943 года. Руководство завода создало все условия для развития капитального строительства, для чего был организован УКС, обращено внимание на создание хорошо оснащенного ремонтно-механического и строительного цехов, укрепление энергетического цеха.
Исключительно большую роль выполнял отдел главного механика во главе с Сергеем Васильевичем Пашиным. В конструкторском бюро было всего два техника-конструктора А.Д. Ильин и Б.С. Лисицын, на долю которых выпала тяжесть обеспечения технической документацией по укомплектованию, реставрированию прибывшего оборудования, созданию нового, недостающего нестандартного оборудования, внедрению в цехах системы ППР (что вдвое сократило количество аварий на заводе) и по выполнению целого ряда других работ. Если еще учесть, что главный механик завода С.В. Пашин руководил еще и работой цехов №№ 9 и 12, обеспечивал этими цехами монтаж всего оборудования на заводе и контролировал работу по строительству УКСа завода и подрядных организаций СМУ, то станет понятным, какой титанический труд был выполнен этой маленькой группой людей.
В 1943 году цех № 2 был в основном восстановлен и пущен в эксплуатацию в четвертом квартале. В этом цехе были установлены и пущены в эксплуатацию 2500-тонный, 1000-тонный и 600-тонный пресса, насосно-аккумуляторная станция и необходимое хвостовое оборудование. В литейном цехе было установлено необходимое количество плавильных электропечей и технологическое хвостовое оборудование. Частично была восстановлена подстанция МОГЭС, которая обеспечивала потребности завода в электроэнергии.
Большая работа была выполнена для цеха по освоению металлокерамики: изготовлены ряд печей разных конструкций для спекания и отжига изделий, два газогенератора, мельница, шаровая мельница, смеситель, установлен 45-тонный пресс и выполнен ряд других работ.
Очень много было сделано по дооснащению цехов №№ 5, 8, 9, смонтирована отопительная котельная при цехе № 2 с установкой пяти котлов и выполнен ряд других работ. Трудности обусловлены были еще и тем, что помимо работ, связанных с восстановлением, завод вынужден был еще обеспечивать потребности города водой, теплом, электроэнергией.
Чтобы иметь представление о трудностях, связанных с монтажом поступающего на завод оборудования, я приведу один пример.
При демонтаже 2500-тонного пресса в Ленинграде в 1942 году у рабочих не было сил для освобождения прочно зацементированной фундаментной плиты, поэтому в бетонном основании были просверлены вокруг плиты горизонтальные отверстия, туда была заложена взрывчатка и взрывом плита была отделена от бетонного основания. Однако, при взрыве она перекосилась. Напомню, что фундаментная плита определяет соосность пресса, а следовательно - возможность получения труб с равномерной толщиной стенки, поэтому от точности ее установки зависела эксплуатация пресса в будущем.
Три недели мы с главным механиком завода С.В. Пашиным думали, как установить перекошенную плиту. Наконец, вспомнили рассказ А.П. Чехова «Кривое зеркало», его героиня - некрасивая владелица находила себя красивой в кривом зеркале, то есть минус на минус давал плюс. Так же поступили и мы, а именно:
Фундаментная плита выполнена в виде опрокинутой чугунной коробки, открытой частью книзу длиной 6160 мм, шириной 2500 мм, высотой 673 мм с различной толщиной стенок от 25 мм до 55 мм, с отверстиями сверху и с боков для заливки бетона.
Мы измерили суммарное расстояние в лобовой части пресса, допускающее смещение контейнера при регулировке пресса во всех радиальных направлениях, установили перекошенную плиту к одной стороне и допускающее смещение лобовой части пресса - к другой, зацементировали плиту и пресс нормально работает до сих пор.
Для эксплуатации вновь установленного оборудования в 1943 году на завод было принято 1647 новых рабочих, инженерно-технических работников и служащих, из них - 747 мужчин и 900 женщин. В числе принятых было 433 выпускника ФЗО и ремесленных училищ.
Обучение руководящих работников завода проводилось в рабочее время два раза в неделю. На занятиях присутствовали директор, его заместители, начальники цехов и отделов. На этих курсах прослушали лекции по литью и прессованию. Из числа лучших, способных рабочих 27 человек было выдвинуто на руководящие работы, из них на должности мастеров 23 и двое на должность диспетчера. Среди выдвинутых было 9 мужчин и 18 женщин. Так, мастерами были назначены работницы Иванова из цеха № 2 и Тихонова из цеха № 5, прессовщик цеха № 5 Моисеев, электрик цеха № 8 Сергеев, шлифовщик цеха № 9 Нисенбаум и ряд других.
1943 год характеризуется проявлением подлинного трудового героизма работников завода. Руководство Главного управления и Министерства высоко оценило деятельность заводчан и за выдающиеся достижения по восстановлению завода и обеспечению цветным прокатом промышленности, работавшей для нужд фронта, решением Государственного Комитета Обороны заводу было вручено Знамя ГКО.
В 1944 году коллектив завода все свое внимание направлял: на освоение установленного оборудования; на дооснащение недостающего вспомогательного нестандартного оборудования и установку имеющегося основного технологического оборудования; на обучение кадров и освоение производства новых видов продукции, крайне необходимой для нужд фронта; на механизацию тяжелых трудовых процессов.
В результате проведенной работы выпуск продукции увеличился в полтора раза и годовой план по сумме квартальных планов (в ценах 1926-1927 гг.) был выполнен на 124,8 процента. Если в 1943 году завод был вынужден поставлять другим заводам слитки, удельный вес которых в годовой программе занимал 58 процентов, то в 1944 году удельный вес слитков составил всего 2,4 процента и резко возрос выпуск трудоемких изделий, идущих для нужд фронта. Так, выпуск мельхиоровых труб возрос в пять раз, вновь освоен выпуск труб сплава ЛН-65-5, выпуск трубок с толщиной стенки 0,1 мм возрос на 26 процентов, со стенкой 0,15 мм - на 37,7 процента. Трудоемкость всей выпускаемой заводом продукции выросла на 82 процента по равнению с 1943 годом.
Для освоения установленного оборудования и технологии производства в 1944 году было обучено две тысячи человек по разным профессиям. Если учесть, что в это время на заводе работало 3200 человек, в том числе в возрасте до 14 лет - 6, с 14 до 17 лет - 551, с 18 до 25 лет - 1800 человек, то станет понятной необходимость в таком массовом обучении кадров. Это очень сказалось на выполнении плана, на росте производительности основного оборудования. После обучения многие рабочие пересмотрели нормы выработки.
Наш завод в течение 1944 года был в числе передовых предприятий Наркомата.
В 1945 году коллективом завода была проделана большая работа по дальнейшему восстановлению завода, по воспитанию новых кадров, по освоению технологии новых видов изделий, по повышению квалификации работающих.
В первом полугодии 1945 года в цехе № 4 было установлено девять прокатных станов, две печи отжига, трое дисковых ножниц, две ленто-отравных машины, пакет-пресс для пакетировки отходов и ряд другого вспомогательного оборудования. В июне были выпущены первые 5,3 тонны латунной ленты и 3,4 тонны мед ной ленты. Таким образом, к моменту окончания Великой Отечественной войны был восстановлен цех № 4.
В первом полугодии 1945 года было подготовлено 1073 рабочих, в том числе 207 - новых и 866 рабочим была повышена квалификация. В работе по подготовке кадров активное участие принимали многие инженерно-технические работники и опытные квалифицированные рабочие, выдвинутые в мастера.
Приведу несколько примеров.
Мастер цеха № 2 Елизар Тарасович Мухин обучил 85 человек, в том числе 13 новых рабочих прессовщиков, четверых - вторым профессиям.
Старший мастер цеха № 9 Николай Павлович Стрешнев обучил на курсах техминимума 35 слесарей, кузнецов и трех слесарей в порядке индивидуального обучения.
Энергетик цеха № 2 Алексей Григорьевич Стрешнев обучил 46 человек, из них 30 - повышению квалификации на высший разряд, подготовил 6 новых рабочих-электриков.
Лидия Ефимовна Николаева - старший технолог цеха № 5 на курсах техминимума обучила 62 человека.
В обучении кадров активное участие также принимали П.Г. Павлоцкий - зам. начальника цеха № 1, В.Г. Сушин - замначальника цеха № 2, М.В. Антонов - цех № 9, А.И. Лисов - цех № 2, В.Г. Спиридонов - цех № 2, Е.П. Брагин - цех № 4, Б.С. Лисицын - конструктор отдела главного механика и многие другие.
За первое полугодие 1945 года в результате обучения кадров и других мероприятий завод снизил себестоимость на 11,2 процента при плане 5,8 процента.
Рассказывая о работе коллектива завода в период Великой Отечественной войны, нельзя не отметить огромный труд, проделанный вспомогательными службами и людей, совершавших настоящий трудовой подвиг.
Одним из самых крупных вспомогательных цехов являлся цех № 8, в ведении которого находились: ТЭЦ, состоящая из 6 котлов; отопительная котельная цеха № 2 с 5 котлами; бойлерная установка, состоящая из 4-х бойлеров; турбина мощностью 2200 киловатт, распределительный щит с 34 фидерами; канатно-подвесная дорога протяжением 1,6 км; понизительная подстанция МОГЭС с трансформатором 10000 ква; подстанции цеха № 2 мощностью 4780 ква, две подстанции цеха № 5 мощностью 1563 ква, 9 подстанций вне завода, обслуживающие электроэнергией жилой сектор, расположенные в разных местах города; насосная станция высокого давления в 200 атмосфер при цехе № 2; артезианская скважина с двумя компрессорами производительностью 2040 кубометров в час; водокачка реки Пекши с двумя насосами производительностью 1300 кубометров в час; водонапорная башня; вся водопроводная сеть по заводу и городу протяженностью 30 км, имевшая 402 смотровых колодца; биологическая станция; дренажная и канализационные сети по заводу и городу; телефонная станция со всей кабельной сетью, магистральный паропровод протяжением 2,2 км, воздухопровод протяжением 0,8 км и вся воздушная электрическая и теплофикационная сети протяжением 2 км.
Такое разнообразие объектов, территориально расположенных на большом расстоянии друг от друга вызвало необходимость организовать шесть ремонтных мастерских в разных пунктах: слесарную мастерскую по ремонту котельного оборудования, водопроводную мастерскую, электромастерскую, водопроводную мастерскую по обслуживанию жилого сектора, мастерскую телефонной связи, лудильную мастерскую.
Из приведенного выше перечисления видны масштабы проводимых цехом № 8 работ. Вот почему руководство завода было вынуждено перевести главного энергетика П.П. Панова начальником этого цеха, его заместителя Г.Г. Комарова - заместителем начальника цеха и назначить главным энергетиком завода Шевкунова.
Все перечисленное хозяйство требовало планового текущего и капитального ремонтов действующего оборудования, помимо электромонтажных работ, связанных с восстановлением завода. Отсюда видно, какой огромный труд был выполнен коллективом этого цеха.
Коллектив ремонтно-механического цеха не только обеспечил монтаж всего устанавливаемого на заводе оборудования, но так же производил доукомплектование и ремонт поступающего оборудования, изготовлял нестандартное оборудование, выполнял плановый и капитальный ремонт всего действующего оборудования и руководил всем инструментальным хозяйством завода, где ремонтировался и создавался новый инструмент более чем для 3500 типоразмеров изделий, выпускавшихся заводом. Если еще учесть, что начальником цеха № 9 был шестидесятилетний Александр Терентьевич Моисеев, талантливый организатор-практик, не имеющий технического образования, то станет понятым, какой огромный труд был выполнен коллективом этого цеха.
Много труда вложили коллективы транспортных цехов № 10 и № 11. Наш завод расположен на четырех горизонтах и выпускает многотоннажные изделия. Транспорт решал судьбу нормальной работы по своевременной доставке сырья, полуфабрикатов, вспомогательных и строительных материалов и оборудования. Железнодорожный цех располагал в то время подъездными путями протяженностью 19,3 км, тремя паровозами широкой колеи, тридцатью грузовыми вагонами общей грузоподъемностью 450 тонн, чем он обслуживал не только потребности завода, но и всего города. Уже в 1944 году пробег грузов на подъездных путях завода составил 825 тысяч тонно-километров. К концу 1944 года на заводе было 17 автомашин общей грузоподъемностью 34,5 тонны, из которых 5 машин общей грузоподъемностью 10,5 тонны были газогенераторные, переоборудованные из бензиновых силами завода.
Руководство железнодорожным цехом осуществлял Николай Александрович Баженов, в автотранспортном Иван Иванович Старостин, оба не имели специального образования, но отлично справлялись своей работой.
Строительный цех № 12 тоже возглавлял практик Александр Васильевич Суриков. Несмотря на свой пожилой возраст (ему в 1944 году было 58 лет), он был энергичен и трудолюбив, его цех проводил не только строительные работы по восстановлению завода по ремонту поврежденных при эвакуации зданий и сооружений, но и обеспечивал потребность завода в таре. Этот коллектив также проделал огромную работу.
Практиком был и Григорий Васильевич Рыжов, начальник жилищно-коммунального отдела завода, в ведении которого было 130 домов общей площадью 37 тысяч квадратных метров, кроме двух общежитий и коммунальных предприятий, обслуживающих потребности не только завода, но и города, к числу которых относятся детские сады и ясли, баня, прачечная, санпропускник и оранжерея. Этот небольшой коллектив проделал большую работу по созданию нормальных условий жизни работающим.
Большое внимание уделялось общественному питанию. Было организовано семь столовых, в числе которых были диетическая, детская, столовая для учеников ремесленного училища, всего - с охватом 5905 человек. Всю работу по общественному питанию осуществлял практик-энтузиаст Николай Иванович Романов.
Для обеспечения общественного питания продовольствием у завода было два подсобных хозяйства площадью более 5 тысяч гектаров со скотоводческими фермами. Хозяйства возглавлял Иван Яковлевич Хилков. Подсобное сельское хозяйство, конечно, требовало помощи заводчан.
Был на заводе продснаб, во главе которого стоял Александр Аркадьевич Павлов.
Заключая свои воспоминания о труднейших годах восстановления завода после эвакуации, я не могу не привести имен тех, чьим энтузиазмом, мастерством, творчеством вершились все заводские дела. По прошествии времени я запамятовал некоторые имена и отчества, поэтому и называю или их инициалы, или фамилии.
В литейном цехе инженерно-технические работники - Федор Васильевич Новиков, Михаил Павлович Солдатов, Михаил Андреевич Макаров, Владимир Сергеевич Горин, рабочие П.И. Белянин, Ф.А. Петухов, В.М. Алексеев, И.А. Бородулин, А.Ф. Маров, выполнявшие до полугора норм.
В цехе № 2 ИТР - Василий Афанасьевич Кочкин, Василий Герасимович Сушин, Мария Александровна Оранская, Зинаида Львовна Сергеева, Анна Михайловна Данилова, Николаенко, Зинин, Шляков, Трусаков. Рабочие - Петухов, Кураков, Мысин, Роговер, Абаляева, выполнявшие нормы до 170 процентов.
В цехе № 5 ИТР - Полина Яковлевна Павлова, Николай Алексеевич Меркулов, Тамара Николаевна Наджарьян, Федор Григорьевич Корноухов, Сергей Игнатьевич Затейчук, Лидия Ефимовна Николаева, Кузнецова. Комсомольско-молодежные бригады Пономаревой, Жиронкина, Губиной, Базаровой, Новожиловой, Пузыревой, Таракановой, Новиковой, Малясовой. Бригады Сметанниковой, Губиной, Смолиной, значительно перевыполнявшие свои задания. Работницы - волочильщицы Фролова, Данилова, Тараканова, Парфенова, Базанова, Новикова и многие другие.
В цехе № 8 особенно проявляли образцы трудового героизма по восстановлению завода электрики И.К. Еремин, Н.С. Барышников, И.А. Семенов, который еще обучил десять молодых рабочих-электриков. Слесарь-машинист Щендряков и слесарь И.Г. Захаров организовали группу молодых учеников, обучили их и обеспечили капитальный и текущий ремонт котельной с оценкой «хорошо». Водопроводчик В.Р. Козлов вместе с группой учеников провел не только текущий и капитальный ремонт всей паропроводной и водопроводной сети завода, но и принял активное участие в монтаже водопровода насосных станций высокого давления в цехах №№ 2 и 5.
Безаварийно работали кочегары И.П. Захаров, Ф.И. Захаров, И.А. Рыбаков, дежурные у щита Рогожина, Шустрова, мастера С.С. Пачков, И.Ф. Кормилицын.
Я могу еще долго перечислять имена тех, кто в тяжелейшее для страны и народа время отдали все свои силы, знания, опыт восстановлению завода, выпуску продукции, так необходимой фронту для разгрома врага. Низкий поклон им всем и слава на все времена.
16.01.75

Источники:
Барсукова А.К. Солдат трудового фронта / А.К. Барсукова // Голос кольчугинца. - 2010. - 25 июня.- С. 3.
Задов Е.Б. Трудное возрождение // Первопроходцы: кн. 1 / А.К. Барсукова. - Владимир, 1999. - С. 302-313.
Владимирская энциклопедия

Категория: Промышленность | Добавил: Николай (12.01.2025)
Просмотров: 14 | Теги: кольчугино, завод | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru