В марте 1946 г. завод передан Министерству автомобильной промышленности СССР. «СЛОВО АВТОПРИБОРОВЦЕВ ТВЕРДО Коллектив ордена Трудового Красного Знамени завода «Автоприбор» февральский план выполнил на 105 процентов, выпустив дополнительно 2.000 стеклоочистителей, 760 амперметров, 2.000 гибких валов. В беседе с нашим корреспондентом директор завода тов. Чернов рассказал: — С самого начала первого года послевоенной пятилетки коллектив завода работает организованно, с единым стремлением — дать любимой Родине как можно больше автомобильных приборов. Январский план был выполнен на 101,9 процента, а февральский — уже на 105. Историческая речь великого вождя товарища Сталина на предвыборном собрании вызвала новый производственный подъем. Наши передовики встали на стахановскую вахту и добились новых успехов. Коллектив цеха № 15 (начальник тов. Корнев) впервые за время своего существования выполнил план по выпуску новых приборов к автомашинам ЗИС-110 и ГАЗ-51. Сборочный цех под руководством начальника тов. Никитина на день раньше выполнил месячный план. Мастер токарного парка револьверного цеха тов. Фролова значительно перекрыла задание. Бригады тт. Рыжовой, Мухановой, Михеевой, Коноваловой и ряд других дали по полторы и больше месячной программы. Работница тов. Таланова окрашивала по 3.100 барабанчиков в день при норме в 2.000. Слесарь тов. Манов штамп на магнето 5-1 переделал за 13 часов, вместо 35 часов по норме. Для успешной работы на заводе создана материально-техническая база. На февраль были запасены все материалы еще в январе. Учитывая ограниченное количество электроэнергии, график работы цехов растянули на круглые сутки при двухсменной работе, установив равномерную загрузку каждого участка. Ставим перед собой задачу — план первого квартала закончить не позднее 25 марта. Уверены, что это будет сделано. Слово автоприборовцев — твердо и не расходится с делом» («Призыв», 2 марта 1946).
«В цехе ширпотреба Маленькие тесные комнаты. Это — цех ширпотреба. Начальника цеха мы застали за наладкой 30-тонного пресса. Кругом чистота. Около станков в ящиках лежат детали. Стружка идет на подонники. Цех укомплектован полностью оборудованием: имеется четыре токарных станка, один строгальный, два сверлильных, три пресса разной мощности, один — резьбонарезной, два наждачных точила, один автомат. За токарным станком юноша обтачивает ручку к безопасной бритве. У верстака с маленькими молоточками слесари Гладышев, Сатаров, Фадеев. Они работают всего один год. Ими освоено токарное, жестяное и слесарное дело. Теперь они заняты обработкой вкладышей. Из листа железа раскраивают, вытягивают, паяют и собирают футляр бритвенного прибора. Хорошо трудится станочница Арбузова. Идет нарезка резьбы у каретки. Не проходит и минуты, как готовая деталь сходит со станка одна за другой. Полторы нормы ежедневно — таковы показатели. Кроме того, она искусно штампует узор на ручке к бритве, освоила сборку речного настольного календаря. Небольшой коллектив в тринадцать человек подготовлен так, что каждый способен сделать любую работу. Рабочих должно быть вдвое больше, однако, начальник цеха тов. Зайцев рассчитывает с имеющимися людьми выполнить программу. В текущем году запланировано изготовить 100 тысяч штук безопасных бритв, четыре тысячи фото-штативов к «лейке» и «фотокору», столько же вечных металлических календарей. Осваивается американский висячий замок. Цех выпускает в месяц товаров на 40 тысяч рублей. Помимо этого поступили временные заказы от организаций. Фабрике «Оргтруд» изготовили большую партию уточной вилочки, шпрынку; горпромкомбинату — перодержатели к пишущей ручке; промысловым артелям — металлические уголки к портфелям и гармошкам. Немало – всевозможных изделий готовит цех и для нужд завода: строительные, мебельные и сапожные гвозди, скоросшиватели, пинцеты для сборочных цехов. Поле деятельности широкое. Перспективы расширить ассортимент огромные. Еще далеко не все отходы используются. На территории завода валяются большие труды стальной проволоки, из которой можно бы изготовить сита, цедилки. А сколько гибнет полосового листового железа, всякого размера шестереночек, из чего можно выпускать занимательные детские игрушки, хозяйственные вещи. Стоит только подумать, проявить инициативу, подобрать кадры, подыскать лучшее помещение, и тогда цех ширпотреба будет гораздо больше производить изделий. Б. КАЛИНИН» («Призыв», 3 марта 1946).
«Предмайское обращение трех передовых предприятий области — завода им. Серго Орджоникидзе, Радиозавода и ордена Трудового Красного Знамени фабрики им. Лакина — нашло горячий отклик у коллектива краснознаменного завода «Автоприбор». Всесторонне обсудив и взвесив свои возможности, партийно-хозяйственный актив принял новые обязательства. Закончить квартальную программу 27 марта, увеличив в марте выпуск продукции против февраля на 8 процентов. План апреля по товарной продукции выполнить на 103 процента, выпустить приборов больше чем в марте на 5 процентов. Повысить производительность труда в первом квартале на 5 процентов выше плана, а в апреле на 7 против марта. Снизить себестоимость выпускаемой продукции на два процента против плана, закончить разработку и откорректировку чертежей на изделия к малолитражной машине «Москвич» с тем, чтобы обеспечить выпуск опытных образцов к первому мая. Автоприборовцы решили сэкономить электроэнергии в апреле на 3 процента, увеличить изделия ширпотреба по безопасным бритвам на тысячу штук, сверх плана, образцово подготовить подсобно хозяйство к весеннему севу. Обязательство, за которое будет бороться коллектив в апреле, обсуждено во всех цехах завода и везде получило одобрение и поддержку. Коллектив пятнадцатого цеха делом отвечает на принятое новое обязательство. 24 числа он завершил мартовскую программу, выпустив приборы для новых автомашин ЗИС-110 и ГАЗ-51.
Почти все цеха опережают график. Литейщики обогнали его на 12 процентов. Весь завод строго идет на уровне программы, а 24 марта обогнал график на один процент. Так отвечают автоприборовцы на исторические решения Сессии» («Призыв», 26 марта 1946).
«Совершенствуем технологические процессы В.И. ШАХОВЦЕВ, главный инженер ордена Трудового Красного Знамени завода «Автоприбор» Горя сделанном дать стране как можно больше автомобильных и тракторных приборов, коллектив завода 27 марта выполнил квартальный план, выпустив продукции на 6.700 тысяч рублей. Успешно закончили мартовский план автоматный, литейный и цех новых приборов для автомашин «ЗИС-110» и «ГАЗ-51». Этот успех достигнут благодаря широко развернувшемуся социалистическому соревнованию и совершенствованию технологических процессов. Проверяя взятые обязательства, мы подтягиваем отстающих. В прошлом месяце литейщики срывали задание. Партийное бюро завода заслушало доклад начальника цеха, указало пути ликвидации недостатков. В марте этот цех вышел в передовые. Все ярче проявляются способности инженерно-технических работников. По предложению технолога тов. Сбитнева и заместителя начальника цеха тов. Борисенко в штамповочном цехе изменена конструкция штампов трудоемких деталей — корпус щитка приборов для машин «ГАЗ-51», что значительно повысило выпуск деталей. На сборке установили приспособление, позволяющее регулировать одновременно два прибора вместо одного. Ряд деталей для новых приборов полностью оснастили приспособлениями, инструментом и перевели из экспериментального цеха в нормальное производство. К концу 1950 года завод поднимет выпуск продукции в 4—5 раз по сравнению с 1945 годом. Для этого потребуются постройка производственного корпуса площадью 15 тысяч квадратных метров, организация и освоение производства приборов для машин более высокого класса грузовых автомобилей «ЗИС-150», легковых «Победа», малолитражной автомашины «Москвич» и мотоциклов «РТ-125» и др. Для этого нужны новая техника и более совершенная технология. Сейчас мы работаем над тем, чтобы изменить технологию окраски, повысить производительность труда и оборудования, усовершенствовать конструкции новых приборов. В то же время готовим технические кадры. При заводе имеется филиал техникума, в этом году закончит учебу первая группа специалистов» («Призыв», 30 марта 1946).
«РАБОТАЕМ ПО ГРАФИКУ График — основной закон производства. Мы работаем по графику. Получив задание на месяц, я вижу, в какие дни и по скольку деталей должен выпускать цех. Чтобы уложиться в график, подготовляю инструмент, нередко приходится ремонтировать его своими силами. После этого запускаю отливку деталей под давлением, механическую обработку и сдачу их на сборку. Во время производства деталей нередко намечаются срывы графика. Например, основание спидометра не могли наладить потому, что кондуктор не соответствовал размерам и имел другие дефекты. Шел брак. Когда исправили кондуктор, детали пошли нормально. В борьбе за график важно правильно спланировать работу цеха, своевременно дать задание мастерам и проверять их выполнение. Помогают мне в этом планировщик тов. Ставровская, мастера тт. Соков, Бобков и Хабаров. Партийная организация нацелила всех рабочих на борьбу за график. Мы в марте программу выполнили на 116 процентов, успешно завершена и квартальная, средняя выработка норм 120 процентов. Причем цех работает без штурмовщины. Изготовляя 120 наименований деталей, планомерно сдает на сборку, уже несколько месяцев не работая выходные дни и сверхурочно в рабочие. Коллектив цеха, воодушевленный историческими решениями Верховного Совета СССР, вступив в предмайское социалистическое соревнование, взял на себя обязательство повышенную программу апреля на 20 процентов против марта выполнить на 105 процентов. Мы уверены, что это обязательство будет выполнено. П. САВИНОВ,
начальник цеха № 1 Рационализаторы совершенствуют технологию В успешном выполнении программы ощутительна помощь рационализаторов и технологов завода. В стадии освоения массового выпуска шинного манометра новых грузовых машин «ГАЗ-51» коллективной работой конструкторов и технологов детали прибора вместо латуни стали изготовляться под давлением из цинко-алюминиевого сплава. Это позволило сократить количество деталей и улучшать внешний вид прибора. Трудоемкость прибора сократилась на 25 процентов по сравнению с импортным образцом. Большой экономический эффект дает изготовление бритвы и коробки к ней в двух прессформах, разработанных конструктором тов. Першиным. Время на обработку их снижено на 75 процентов по сравнению с другими способами. Только что получены первые детали движка стеклоочистителя с кнопкой, изготовленные литьем под давлением по предложению тов. Богородского. Теперь движок будет изготовляться в три операции, вместо десяти. По предложению технолога тов. Сбитнева изменена конструкция кожухов указателей к приборам на машины «ЗИС-110», «ГАЗ-51». Это дает экономию материала, сокращает трудоемкость на 8 операций и улучшает качество прибора. Им же предложено изменение в изготовлении флянца и кожуха спидометра для автомашины «ГАЗ-51», что позволяет не только экономить материал и повышать производительность, но и улучшать качество прибора. Предложение тт. Сбитнева и Борисенко по изменению конструкций вытяжных штампов на коробку и рант комбинации на «ГАЗ-51» дает увеличение производительности в 20 раз. Слесарь тов. Рякин предложил новый способ изготовления мелких вставок прессформы выдавкой профиля, что дало снижение трудоемкости по изготовлению их и улучшение качества деталей — устранило заусеницы на зубцах и улучшило работу счетных механизмов в приборах. По предложениям тт. Тихановского, Пигасова, Кочеткова значительно улучшилось качество сборки и регулировки новых приборов и снизилась трудоемкость.
В цехах и отделах завода интенсивно работают изобретатели и рационализаторы. Количество предложений растет, большинство из них принято и проводится в жизнь. И. МОРОЗОВ, главный технолог завода Не меньше За время четвертой сталинской пятилетки резко увеличится выпуск промышленной продукции, поднимется жизненный уровень народа. Стремясь активно участвовать в выполнении пятилетнего плана, я из месяца в месяц поднимаю производительность. Январское задание выполнила на 230 процентов, февральское — на 294, а мартовское — уже на 315 процентов. Этого успеха я добилась, прежде всего, благодаря уплотнению дня. Все 480 минут рабочего времени провожу у сварочного аппарата. В то же время научилась правильно организовать рабочее место. Инструмент и приспособления держу под руками, не трачу времени на поиски их. Сварочный аппарат я хорошо изучила и содержу его в чистом состоянии. А чтобы не допускать брака, контакты ставлю прямо, правильно. Мы полны решимости работать так, чтобы пятилетний план был выполнен. Я обещаю на сварке кожухов вырабатывать не менее трех норм, не допускать брака. О. ДЕЛЬНОВА, сварщица цеха № 2 Мастер - основная фигура на производстве Участок по изготовлению новых спидометров долгое время не выполнял производственную программу. Основная причина заключалась в том, что мой предшественник — мастер не подготовлял рабочие места. С первых дней руководства участком на подготовку рабочего места я обратил серьезное внимание. Детали каждой работнице приготовляю с вечера. В течение смены нахожусь все время около работниц и, если замечаю, что кто-либо из них начинает отставать, показываю, как наверстать упущенное. Беседую с бригадными и даю им советы. Участок не был обеспечен инструментом. И когда я узнал, что его нет на складе, то договорился с начальником цеха об изготовлении на месте разверток, часовых молотков, отверток, проверочных шаблонов и т. д. В цехе мы наготовили их достаточное количество и нужды в них не ощущаем. Сейчас я имею задание — за каждую смену выпускать 50 приборов, а делаю 55—60. Все работницы у меня выполняют нормы, а лучшие из них — бригадир тов. Ястремская, регулировщица Рагунова, балансировщица Антипова и работница на окончательном закрытии прибора тов. Архипкина дают по две и более норм. Мастер — основная фигура на производстве. От умелого руководства его зависит выполнение программы. Я это прекрасно понимаю и стараюсь, чтобы программа, была обеспечена. И. ПЕГАСОВ, мастер участка спидометров цеха № 15 ИНСТРУМЕНТАЛЬЩИКИ Начальник инструментального цеха Алексей Васильевич Чистов — человек скромный. Он нехотя расскрывает о своих успехах: — Мы еще не достигли желаемых показателей. Правда, работу проделали большую и в основном оснастили цехи штампами, приспособлениями, аппаратами, режущим и мерительным инструментом. Коллектив инструментальщиков небольшой. Здесь всего 108 основных рабочих, в большинстве молодежь, пришедшая на завод в годы Великой Отечественной войны. Однако результаты их работы неплохи. Месячное задание цех перевыполнил, среднее выполнение норм достигло 166 процентов. В марте основным цехам инструментальщики дали только для изготовления новых приборов к автомашинам «ЗИС-110» и «ГАЗ-51» 32 штампа, 9 форм, 50 приспособлений, 2.790 штук режущего и мерительного инструмента. Это позволяет широким фронтом развернуть производство новых приборов. Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны дал инструментальщикам новый заряд энергии, вызвал чувство гордости за свою Родину. Работают они задорно, прилагают больше усилия к тому, чтобы перевыполнить задания. У тисков лучший слесарь Алексей Иванович Рякин доводит формы для литья. Он высококвалифицированный рабочий восьмого разряда. Проворно владеет пилой и штангеном, другим режущим и мерительным инструментом. Три нормы — вот его ежедневные показатели. На груди тов. Рякина блестит
орден «Знак почета». Это — заслуга дней Отечественной войны. Желая трудиться еще производительнее, тов. Рякин заявляет: — Мы будем работать так, чтобы оснащение не держало выпуск автомобильных приборов... Слесари по штампам Павел Васильевич Кондратьев, Степан Николаевич Камышев выполняют до двух с половиной норм. На изготовлении приспособлений Тося Сатарова, Люся Бирюкова дают по полторы нормы; токари Юрий Хуторенко, Алексей Бутов, шлифовщик Павел Сердюков — по две с половиной нормы. Не отстает от них гравер Ольга Ковлагина. Коллектив инструментальщиков, вступив в предмайское социалистическое соревнование, взял обязательство апрельскую программу выполнить на 105 процентов и в то же время сэкономить 500 киловатт электроэнергии. — В апреле мы должны изготовить 57 штампов, 87 приспособлений нового типа, — говорит начальник цеха тов. Чистов. От работы инструментального цеха, от того, как он сумеет оснастить производство инструментом и приспособлениями, зависит выполнение программы каждого предприятия. Инструментальщики завода «Автоприбор» понимают это. С. НАЗАРОВ ДЕЙСТВЕННОЕ СОРЕВНОВАНИЕ Перевыполнить квартальный план нам помогло социалистическое соревнование. На нашем заводе все цехи, бригады и рабочие имеют обязательства и в большинстве сдержали свое слово. В честь первой Сессии Верховного Совета СССР коллектив первого цеха обратился ко всем цехам и отделам завода с призывом бороться за досрочное завершение программы. Все цехи горячо откликнулись на это обращение, пересмотрели свои договоры, с честью выполнили свои обязательства. Цех № 1 выполнил мартовскую программу на 116 процентов, цех № 2— на 107,9, цех № 9—на 119,5, цех № 15 по новым приборам «ЗИС-110» и «ГАЗ-51» — на 114,8 процента. Бригада цеха № 1 тов. Ладыгиной обратилась с таким же призывам ко всем комсомольско-молодежным бригадам. По ее почину семь бригад встали на стахановскую вахту и дали хорошие показатели. Бригада Вуколовой несколько месяцев подряд не выполняла задание, а теперь дает 200 и больше процентов ежедневно. Бригада Бакриной также продолжительное время не выполняла программу, а теперь занимает первенство по заводу. Мартовское задание она закончила 27-го числа. Лучшие стахановцы завода в ходе социалистического соревнования достигли высокой производительности труда. Штамповщица тов. Дельнова выполняет по три нормы, тов. Лазарева — на 250 процентов, тов. Кичкова — на 270, токарь тов. Полетаева — на 300 процентов. В ответ на обращение коллективов передовых предприятий области наш завод включился в предмайское социалистическое соревнование и взял обязательство увеличенную апрельскую программу выполнить на 103 процента. Автоприборовцы выполнят это обязательство и первомайский праздник трудящихся встретят новыми производственными успехами. З. РАХМАНОВА,
работница отдела организации труда и зарплаты ДОБЬЕМСЯ ЕЩЕ БОЛЬШИХ УСПЕХОВ Моя бригада мартовский план закончила по всем приборам на 113 процентов. Этих результатов мы добились путем правильной организации рабочих мест. B начало марта все члены бригады встали на стахановскую вахту в честь первой Сессии Верховного Совета СССР и достигли хороших результатов. Тов. Егорова месячное задание выполнила на 195 процентов, тов. Волкова — на 168, тов. Рунова — на 150 процентов. В первом квартале мы освоили новый спидометр для машин «ГАЗ-51». На этом приборе работали тт. Уварова и Иванова. Они положили много трудов и мартовское задание завершили досрочно - 23-го числа. Включившись в предмайское социалистическое соревнование, в апреле мы добъемся еще лучших показателей в своей работе. М. РЫЖОВА, бригадир комсомольско-молодежной бригады цеха № 5» («Призыв», 5 апреля 1946).
«Спортивное лето физкультурников завода «Автоприбор» будет насыщено многочисленными массовыми соревнованиями. Наши спортсмены примут участие во всех городских состязаниях. Они имеют все данные претендовать на завоевание первых мест. На беговых дорожках будем драться за каждую долю секунды, на футбольном поле станем биться за выигрыш, на площадке для прыжков — за самый лучший результат. Много надежд наши спортсмены возлагают на лучших своих представителей — Шахова, Гаврилову, Тепфер, Демину, Лешина. Уже сейчас они начали подготовку к горячему лету. Систематически проводят тренировку три футбольных команды (из них одна детская). Создано две мужских и две женских волейбольных команды. С первого апреля начали тренироваться легкоатлеты. Многие наши рабочие большие любители велосипеда, другие увлекаются рыбной ловлей. И те и другие объединены в свои секции. Шахматисты и шашисты нашего завода — сильнейшие в городе. Недавно они вышли победителями во многих встречах. Значительную помощь нашим физкультурникам оказывает директор завода тов. Чернов. Только на приобретение спортивной формы для футболистов дирекцией отпущено 15 тысяч рублей. Завод получил свой физкультурный городок. Как только сойдет снег, оборудуем волейбольную площадку, беговую дорожку, площадки для игры в баскетбол, городки, для прыжков. Кроме того одну волейбольную площадку сделаем во дворе заводского дома, расположенного в городе. В оборудовании спортивного городка живейшее участие примут комсомольцы и физкультурники завода. Мы отдадим на это несколько выходных дней. Зато у нас будет место, где можно развернуться спортсменам. А. ШМЕНЬКОВА, инструктор физкультуры» («Призыв», 7 апреля 1946).
«Завод «Автоприбор» в новой пятилетке Мы должны обеспечить растущую автопромышленность совершенными приборами — комбинированными щитками, выпуск которых будет доведен до 1.900 штук в день, не считая значительного количества стеклоочистителей, гибких валов и т. д. Первая и очередная задача — проектирование нового завода, является нашим экзаменом. Мы обязаны снабдить своими приборами такие комфортабельные машины, как ЗИС-110 и «Победа», а также новые грузовые машины ГАЗ-51. Обычно проектные задания заводы получают от соответствующих министерств. Нашему же заводу поручено справиться с проектированием самостоятельно. Не имея большого опыта, коллектив автоприборовцев с энтузиазмом взялся за решение поставленной задачи. Что нужно учесть при создании нового производства? Необходимо предусмотреть сквозной поток движения материалов и деталей в процессе обработки и сборки изделий. Разгрузка вагонов, укладка и переброска материалов и деталей по заводу будет производиться путем применения транспортеров и других механизмов. Известно, что при расширении предприятия инструментальная база должна быть оснащена в первую очередь. Это обеспечит выполнение задач по внедрению новой технологии. В проекте следует учесть мощный инструментальный цех и бюро квалифицированных конструкторов. Уже сейчас на заводе проходит реорганизация инструментального хозяйства. Специальный цех выделен в новый корпус, где идет подготовка материала для инструментального цеха… Д. Колчин, зам. главного конструктора завода «Автоприбор» («Призыв», 1 июня 1946).
«Знамя обкома ВКП(б) — автоприборовцам После смены в пятый цех собрались рабочие, инженеры, техники и служащие завода «Автоприбор». Состоялся митинг, посвященный вручению автоприборовцам переходящего Красного Знамени обкома ВКП(б). С приветствием выступил представитель обкома партии тов. Долгов. — В апреле,— сказал он,— автоприборовцы работали хорошо. Решением бюро обкома ВКП(б) коллективу присуждено переходящее Красное Знамя. Поздравляю вас с победой и желаю дальнейших успехов. Директор завода тов. Чернов, получая знамя, произносит ответное слово. — Пятилетний план по восстановлению и развитию народного хозяйства страны воодушевил наших людей на трудовые подвиги. Среди бригад развернулось соревнование. Доска почета пополнилась сотнями лучших производственников. На трибуне начальник пятого цеха тов. Никитин. Он поделился опытом работы стахановских бригад тт. Соболева и Страховой. На митинге выступили также стахановцы — штамповщица Чудакова, револьверщица Степанова, мастер сборки новых приборов тов. Пигасов, токарь-операционник тов. Механикова. В ответ на полученную награду они обещали трудиться еще лучше» («Призыв», 2 июня 1946). «Завод «Автоприбор» работал высокопроизводительно. Он выпустил 16.848 спидометров — 112,5 процента, 20.000 стеклоочистителей — 111 процентов, 25.000 манометров — 100 процентов. Кроме этого автоприборовцы освоили производство нового изделия — комбинированных приборов для машин ГАЗ-51. Их выпущено 500 штук. Сделано также 21.000 гибких валов» («Призыв», 8 июня 1946).
«БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА
Тридцать пять лучших стахановцев Владимирского завода «Автоприбор» без отрыва от производства учатся на вечернем отделении машиностроительного техникума. Из числа учащихся нет ни одного, который бы получил плохую отметку. Товарищи Шклянов, Быстрицкая, Митин и другие имеют только отличные оценки. С 24 июня на вечернем отделении началась экзаменационная сессия» («Призыв», 29 июня 1946).
«Семья Тушиных Ежедневно из домика № 7, что стоит на Ерофеевском спуске, выходит группа рабочих. Это кадровый рабочий Захар Степанович Тушин с двумя сыновьями и двумя дочерьми спешит на завод «Автоприбор». Сам Захар Степанович работает на этом заводе 13 лет. Все, и старые, и молодые рабочие, уважают опытного строгальщика. До войны и после войны он перевыполнял нормы. За последний месяц Захар Степанович выполнял план на 302,4 процента. Старшая дочь Антонина пришла на «Автоприбор» в 1941 году, в начале войны. Многие рабочие уходили на фронт, и встал вопрос о их замене. Восемнадцатилетняя девушка тогда решила овладеть мужской специальностью. Она — хороший литейщик. В июне, делая трубку к пятнадцатишинному манометру, она выполнила план на 123 проц. Сын Август демобилизовался из армии. Он вернулся на завод, где до войны работал токарем. Теперь этот славный патриот выполняет нормы на 210 процентов. В 1942 году привел Захар Степанович на завод вторую свою дочь — Аню. Она быстро овладела токарным делом и во время войны уже выполняла военные заказы. Теперь Аня — квалифицированный токарь. Месячную программу она выполнила на 220 процентов. 15 лет было меньшему сыну Тушина — Александру, когда в 1944 году он поступил на завод. Здесь юноша учился на токаря. Теперь он работает самостоятельно, старается не отстать от старших. В июне он дал 143 процента плана. Так самоотверженно работает славная семья старого рабочего. Она с честью трудится и борется за выполнение и перевыполнение четвертого пятилетнего плана. Д. КУКС» («Призыв», 7 июля 1946). «Рационализаторы нашего завод Из года в год совершенствуются і технология и конструкция выпускаемых изделий заводом «Автоприбор». Рационализаторы и изобретатели есть в каждом цехе, отделе, участке. Они усматриваются к каждому прибору, узду, к каждому размеру на детали. Недавно мастер автоматно-револьверного цеха тов. А. Свищев предложил у одной из деталей изменить размер выточки с трех десятых миллиметра на шесть. Такое предложение облегчает изготовление дисковых резцов для обработки этой детали и увеличивает срок их службы, сокращает количество переналадок станка. С каждым днем растут ряды новаторов. В штамповочном цехе технолог Сбитнев систематически совершенствует производство. За 6 месяцев 1946 года им подано 8 предложения по повышению производительности труда и изменению конструкций инструмента. Семь из этих предложений внедрены в производство и дадут в текущем году 60 тысяч рублей экономии. В инструментальном цехе слесарь тов. А. Рякин создает оригинальные конструкции и совершенствует технологию обработки инструмента. Предложенный им способ изготовления вставок для пресс-форм методом холодной высадки дает годовую экономию в сумме 26.625 рублей и с успехом может применяться на других заводах. В настоящее время тов. Рякин заканчивает экспериментальные испытания по освоению у производстве изготовленного им одного станка для печатания барабанчиков к спидометрам. Применение такого новшества в массовом производстве во много раз повысит производительность труда и поможет заводу сэкономить десятки тысяч рублей. Конструктор Наумов внес несколько ценных предложений. Две из них внедрены. Они позволили резко сократить брак. За истекшее полугодие на заводе внедрено в производство 35 рационализаторских предложений, от которых предприятие получит экономии свыше 100.000 рублей. Мысли новаторов производства должны быть направлены на дальнейшее усовершенствование технологического процесса, на улучшение качества автомобильных приборов. С. РЕЗНИК, инженер по изобретательству завода «Автоприбор» («Призыв», 27 июля 1946). «Выпускать отличные автоприборы Завод «Автоприбор» — одно из немногочисленных предприятий нашей страны, обеспечивающих отечественные машины приборами. Владимирские автоприборовцы достигли значительных успехов. Они достойно оправдали себя в годы Великой Отечественной войны. Вступив во Всесоюзное социалистическое соревнование в честь четвертой сталинской пятилетки, коллектив завода борется за досрочное выполнение производственной программы. Растет число стахановцев. За последние полтора года завод освоил производство приборов к машинам нового типа — ЗИС-110, ГАЗ-51, ЗИC-150, «Победа», «Москвич» и другим. Была проведена значительная работа по изготовлению оснастки — материально-технической базы выпуска новых приборов. Изготовлено 1202 штампа, 1282 приспособления, 85 прессформ, 501 наименование режущего инструмента. Налицо достоинства автоприборовцев, проделавших то что необходимо для серийного производства приборов последнего образца. Однако, тревожное положение создалось на заводе с качеством продукции. Оно остается на весьма низком уровне, особенно по комбинации приборов к машине ЗИС-110. Из получаемых заводом рекламаций от потребителей видно, что приборы бракуются по таким причинам, как неправильное показание уровня горючего, провертывание и заедание стрелок у спидометра на оси, плохая работа суточного счетчика, низкое качество моторчиков к стеклоочистителям и резины для щеток к ним, поставляемых заводами АТЭ-1 и «Каучук». Все недостатки, разумеется, нельзя отнести целиком на счет автоприборовцев, поскольку ряд важных изделий они получают от других заводов и находятся в зависимости от них. Например, от тех же двух заводов — АТЭ-1 и «Каучук» — было получено 273 моторчика, из которых 85 оказались негодными. Но значительную вину за выпуск недоброкачественных приборов должны взять на себя директор «Автоприбора» тов. Чернов и главный инженер завода тов. Шаховцев. Они не приняли мер к созданию требуемых конструкций приборов, к внедрению передовой технологии и оснастке ее инструментарием. В конструкторском и технологическом отделах не хотели утруждать себя созданием точных конструкций и более лучшей технологии производства. Оба эти отдела замкнулись в скорлупу одиночества, оторвавшись от новаторов приборостроения. Чернов и Шаховцев были довольны тем, что завод сравнительно легко и быстро справился с подготовительными работами, связанными с переходом на выпуск новых приборов. Но восхищаться было нечему, подготовка проведена не серьезно, наспех и за эту поспешность приходится теперь дорого расплачиваться. Большая часть приборов, поступающих на автомобильные заводы, бракуется. Не окончательно еще отработана и оснащена технология новых приборов. Ряд деталей к ним до сих пор изготовляется кустарным способом, например, кронштейн, угольник, редуктор к СЛ-13, кожух спидометра и др. В результате кустарничества допускаются всевозможные неточности при комбинации всего прибора. Известно, какое значение имеет график работы. Он регулирует трудовой процесс предприятия. Но, к сожалению, на «Автоприборе» график не в почете, его забывают. И хотя директор и главный инженер не прочь иногда поговорить о пользе графика, однако мер к его осуществлению никаких не принимают. Это порождает узкие места в производстве, скачкообразность и много других ненормальностей. Плохо работает отдел технического контроля. Он часто отправляет потребителю приборы без просмотра. «Забывчивость» контролеров кроме вреда ничего не приносит. Бракованная продукция, изготовляемая, например, первым цехом, без контрольной проверки поступает во второй или третий, где она лежит неделями и месяцами, пока ее, наконец, не возвратят тому же первому цеху. А почему бы бракоделов не заставить переделать свои изделия без оплаты за труд? Это, несомненно, повысило бы ответственность, резко подняло бы ее качество. Но, как видно, на «Автоприборе» смирились с этим. Руководители завода не изучают качество приборов во время их эксплуатации. А ведь именно это дало бы им возможность глубже уяснить дефектные стороны каждой детали, каждого винтика. Для этой цели стоит поехать на автомобильные заводы, завязать крепкую дружбу с их рабочими и инженерами, узнать, как отзываются они о строителях автоприборов. Но этим не хотят утруждать себя ни тов. Чернов, ни тов. Шаховцев. Борьбе за качество продукции крайне слабое внимание уделяют заводское партбюро и его секретарь тов. Челноков. Важнейшее начинание коллектива предприятий — освоение и затем выпуск приборов к машинам высшего класса не нашло должной поддержки со стороны членов партийного бюро, его ничто не интересует. Не интересует тов. Челнокова и то, что коммунисты, на которых возложена ответственность за выпуск доброкачественных приборов, крайне недостаточно борются за строжайшее соблюдение технологии производства, проявляют беспечность и терпимость к недостаткам. Поле деятельности партийной организации далеко не охватывается ее влиянием. На заводе еще слабо развито соревнование, опыт передовиков, борющихся за две годовых нормы, не популяризируется. Все это диктует необходимость оживить деятельность коммунистов «Автоприбора», направить каждый их шаг на достижение лучших производственных показателей, на то, чтобы завод, поставляющий весьма ценную и необходимую для народного хозяйства продукцию, занял подобающее место во всей нашей промышленности. Борьба за качество — первостепенная задача коллектива завода. Пора покончить с выпуском брака. Автоприборы должны быть прочными и безотказными — таково требование, предъявляемое ко всем рабочим, техникам, инженерам и хозяйственникам завода «Автоприбор». А. ВОРОНОВ» («Призыв», 6 августа 1946).
«По инициативе комсомольцев
Зоя Бац делает самые маленькие детали для автомобильных проборов. Бронзовые втулочки до того крохотны, что когда их пересыпают в коробочки, детали застревают под ногтями. А штифты для спидометров и того меньше. Низко склонилась над токарным станком работница, напряжено ее зрение. Легкий взмах руки, малейший поворот рукоятки суппорта — все рассчитано до строгой точности. Выточить мелкие детали может только умелый, талантливый мастер. Кропотливым, напряженным трудом удалось Зое достигнуть желаемых результатов. Но есть ли предел желаниям! Когда-то Зоя мечтала просто освоить заманчивое токарное дело. Мечта стала явью. Потом захотелось перейти на точную работу. Сбылось и это. Теперь потянуло к новому: как бы ускорить процесс обработки деталей. И тут дело пошло в гору. Маленькая заклепка для стеклоочистителя изготовлялась в четыре операции. Сначала медную проволоку рубили по длине заклепок. Потом заготовку укрепляли в цанге токарного станка и делали проточку. Окончив работу одним резцом, вставляли другой. Им протачивали кольца. Третьим закругляли головку. Молодая работница долго думала, как ускорить работу, и нашла правильный путь. — Надо сделать фасонный резец. С этим предложением Зоя Бац обратилась к мастеру. Елизавета Петровна Морозова охотно поддержала токаря. Через два дня Зоя, волнуясь, вставляла, в станок фасонный резец. Усовершенствование дало замечательные результаты: заклепку стали делать в две операции. К тому же новый резец позволял одновременно обрабатывать несколько деталей. Такие же новшества она ввела и при обработке штифтов, осей, втулок. Фасонные резцы позволили резко увеличить производительность труда. Комсомолка Зоя Муханова освоила новый метод регулировки масляного манометра. До этого в пресс Рухгольца она вставляла один прибор и, изменяя давление масла, регулировала показания манометра. Медленно двигалась стрелка прибора, минутами приходилось дожидаться, пока она остановится, достигнув предела. — А что, если это время использовать на регулировку второго прибора? Править рядом второй пресс? Нет, слишком громоздко. Нельзя ли на одном? Обратилась к мастерам, инженерам. Сделали на прессе второе гнездо. Зоя Муханова стала регулировать за смену 14 приборов - в два раза больше прежнего. Через неделю работница пошла к начальнику цеха Корнееву: — Степан Алексеевич, мало двух гнезд, надо прибавить... Прибавили. Сразу пять приборов стали ставить теперь на регулировку. Сложнее, труднее стало. Усложнился процесс работы. Но зато как ощутимы результаты: к концу дня работница дает 60-70 приборов при норме 25. В начале мая на заводе подсчитали: Зоя Бац и Зоя Муханова выполнили норму двенадцати месяцев. Есть годовой план! Отрадная весть быстро облетела завод, разнеслась по другим предприятиям. На заводе развернулось соревнование за досрочное выполнение годовой программы. Усовершенствовали свой контрольный станок сборщицы Полипа Коновалова и Татьяна Сатарова. Вместо двух импульсных приборов они стали регулировать по десять. Но при этом стрелки приборов бегали слишком быстро. За ними стало трудно следить. Мастер Александр Захарович Кочетков приспособил к станку зеркало. Это сразу облегчило труд работниц. Теперь Полина Коновалова и Татьяна Сатарова выпускают продукцию в счет второй годовой нормы. В пятнадцатом цехе нет ни одного станка, в который не было бы внесено изменений. Выпуск продукции от этого нарастает с каждым днем. Годовой план на заводе уже выполнили около двухсот рабочих. Его завершили многие молодежные бригады. Раньше других этого добились слесари-комсомольцы бригад Василия Парамонова и Юрия Кириллова. Зоя Бац – инициатор движения за досрочное выполнение годового плана — добилась еще лучшего успеха. Она близка к завершению второй годовой нормы. Недавно стахановка получила задание нарезать резиновые втулки для воздушного манометра. Норма — 300 втулок в смену. Надо триста раз заправить деталь в цангу. Слишком много времени уходило на это. Но так делали все. Зоя Бац поступила иначе. Она выточила латунную оправку, на которую одевает резиновую трубку сразу на тридцать втулок — сколько позволяет суппорт станка. Вместо резца применила обыкновенное лезвие безопасной бритвы. 2.600 деталей за смену! Новому методу Зоя Бац обучила семь девушек. Ее недавние ученицы — Анна Севастьянова и Людмила Хитрова теперь перевыполняют задания в два—два с половиной раза. ... Бегут по шоссейным дорогам новые автомобили. Приборы показывают нормальное давление масла, нужную температуру воды. Стрелка спидометра стоит на высокой скорости. Эти приборы безупречны... Н. СТУРИКОВ» («Призыв», 9 августа 1946).
«При Владимирском заводе «Автоприбор» создана школа ФЗО. Школа рассчитана на 100 человек. Она будет готовить токарей, автоматчиков, фрезеровщиков, сверловщиков» («Призыв», 10 сентября 1946). «Будущие мастера На стенах, на столах, на табуретках еще не высохла краска. Белоснежные пахучие стружки шуршат под ногами. Стекольщики вставляют в окна последние стекла. Еще не закончены ремонтные работы, а в школе уже кипит жизнь. В одной из комнат заседает призывная комиссия. Вот к столу подходит белокурый подросток, одетый в теплую защитного цвета фуфайку. Это Юра Александров, воспитанник Владимирского детского дома. Во время войны он потерял родителей и сейчас хочет приобрести специальность. — Хочу быть слесарем, — говорит он. За ним с заявлением в руках подходят подруги — Тоня Голубева и Лида Ерастова. Они просят, чтобы их зачислили в группу токарей. 150 юношей и девушек придут в новую школу ФЗО, организованную при заводе «Автоприбор». С каждым днем увеличивается приток заявлений от добровольцев. В школу уже зачислено сейчас 46 добровольцев из Владимирского, Петушинского, Ставровского районов, скоро приедут призывники из Ковровского и Небыловского районов. Школа неплохо подготовилась к встрече своих будущих питомцев. В одном из заводских цехов создается учебная мастерская, оборудованная прессами, токарными, фрезерными и сверлильными станками. Учащиеся будут жить в светлом и уютном общежитии, расположенном поблизости от завода. В свободное от учебы и работы время воспитанники будут культурно отдыхать. К их услугам — красный уголок и библиотека. Для приобретения культурного инвентаря дирекция завода выделила 10 тысяч рублей. Закуплены гитары, балалайки, гармонь, настольные игры и т. д. Мастерами в школу направлены лучшие производственники завода Мордвинов, Лебедев, Егоров, Теплухин. С большим воодушевлением берутся они за обучение и воспитание молодежи. П. ШЕРЫШЕВ» («Призыв», 22 ноября 1946). «РЕМЕСЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ПРИ «АВТОПРИБОРЕ» Школа ФЗО №8 при Владимирском заводе «Автоприбор» реорганизуется в ремесленное училище с двухгодичным сроком обучения. Училище будет готовить токарей-универсалов, слесарей-ремонтеров, слесарей-инструментальщиков, электриков, наладчиков автоматов» («Призыв», 13 июля 1947).
«Недавно инженер-конструктор завода «Автоприбор» тов. Першин Н.Ф. сконструировал новые прессформы для корпуса стеклоочистителя «15» и кожуха стеклоочистителя «18». Эти детали раньше изготавливались литьем в кокиль с последующей, очень трудоемкой обработкой. С применением новых прессформ для литья под давлением время на обработку этих деталей сокращается в тринадцать раз. Руководителем технологической группы техником-технологом тов. Богородским А.К. предложено существенное изменение конструкции узла включения стеклоочистителя. По этому предложению количество деталей узла сокращается с четырех до одной, уменьшается количество операций по изготовлению его с 37 до 5, что дает большую экономию времени, повышает качество детали и удешевляет ее производство» («Призыв», 27 сентября 1946).
«Выписка из приказа № 266 В результате упорной и настойчивой работы, честного и добросовестного труду, хорошей организации рабочего места, на основе социалистического соревнования закончили выполнение второй годовой нормы: О.И. Дельнова, М.В. Манов, Е.П. Полетаев, А.И. Рякин, С.М. Шахов, А.Ф. Кузьмин, С.М. Слепнев, З.С. Тушин, А.А. Райтер, С.И. Наумов, П.Г. Коновалова, Т.С. Сатарова, З.В. Муханова. Поздравляю вышеуказанных рабочих с достижением высоких производственных показателей и премирую каждого по 150 рублей. Призываю весь коллектив завода включиться в социалистическое соревнование за досрочное выполнение первого года четвертой сталинской пятилетки. И. ЧЕРНОВ, директор завода «Автоприбор» («Призыв», 29 сентября 1946). «За доблестный труд Славно потрудился коллектив Владимирского завода «Автоприбор» в годы Великой Отечественной войны, отдавая все свои силы на помощь фронту. За это завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 550 человек работников в прошлом и текущем годах получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 22 и 25 октября у автоприборовцев снова было праздничное оживление. После трудового дня зал заседаний заполнили рабочие, приглашенные получить такие же медали. За два дня награды были вручены еще 980 человекам. В числе их — литейщица Жадько, наладчик Волосовский, слесарь Ерофеева, мастер Манов, ретушер Галактионова, бригадир Рыжова и другие. Рабочие горячо благодарили партию и правительство за заботу и внимание и обещали и дальше трудиться не покладая рук на благо Родины. Всего сейчас медалями «За доблестный труд в Великий Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждено на заводе 1536 человек» («Призыв», 30 октября 1946).
«Накануне нового года на заводе «Автоприбор» состоялось торжественное открытие школы ФЗО № 8. Она будет готовить молодых рабочих разных производственных квалификаций: в том числе слесарей-ремонтеров, фрезеровщиков, токарей, сверловщиков и автоматчиков. На собрании, посвященном этому важному событию, присутствовали руководители завода, представители областного управления трудовых резервов и общественности города. С докладом о задачах школы ФЗО выступил старший мастер Леонид Иванович Мордвишин. Он отметил, что школа хорошо встретила первую группу учащихся в количестве 150 человек и располагает всем необходимым для успешной учебы. — Главное внимание, — говорит тов. Мордвишин, — мастера будут уделять тесной связи теоретической подготовки будущих специалистов производства с их практической работой в цехах завода. Это даст более положительные и прочные знания учащимся. С напутственными словами к ребятам на собрании выступили главный инженер завода тов. Шаховцев, председатель завкома тов. Крюков, начальник отдела кадров тов. Резонтова, начальник областного управления трудовых резервов тов. Петров, мастера школы т. т. Лебедев и Вдовин» («Призыв», 5 января 1947).
«Ценная инициатива комсомольцев завода «Автоприбор» На «Автоприборе» деятельно идет подготовка к открытию ремесленного училища. По инициативе комсомольской организации, коллектив завода решил: к 1 сентября отремонтировать общежития и учебные классы, обеспечить училище топливом на весь сезон, предоставить ему необходимое оборудование, материалы и инструмент для практических занятий учащихся. Сейчас восемь специальных бригад, выделенных заводом, ремонтируют оборудование. В общежитиях уже закончены все печные работы, в классах завершается штукатурка. Заводской комитет комсомола взял под свой повседневный контроль весь ход работ по подготовке училища к занятиям. Обком ВЛКСМ одобрил инициативу автоприборовцев и предложил комсомольским организациям области оказать всемерную помощь в подготовке ремесленных училищ к новому учебному году, в оснащении их оборудованием и в укомплектовании квалифицированными кадрами преподавателей, мастеров и воспитателей» («Призыв», 20 августа 1947).
В 1946-1947 годах освоены новые приборы для легковых и грузовых автомашин: ГАЗ-51, ЗИС-151, ЯАЗ-200, «Победа», «Москвич».
«Коллектив завода «Автоприбор» заканчивает выполнение юбилейного заказа. На-днях он поставит московскому автомобильному заводу имени Сталина 100 спидометров для автомобилей марки «Москвич». Над этим почетным заказом трудились лучшие стахановцы: Кочетков, Матвейкина и другие» («Призыв», 29 августа 1947).
С 1948 по 1952 гг. завод - в ведение Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР. В апреле 1951 года постановлением ЦК профсоюза рабочих автотракторной промышленности и Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР заводу за успехи, достигнутые в первой послевоенной пятилетке, присвоено звание «Завод коллективного стахановского труда». Пятилетка была выполнена досрочно, а объем валовой продукции увеличился в 4,3 раза. Построен и введен в эксплуатацию новый большой производственный корпус, осуществлены различные мероприятия по более рациональному использованию имеющихся производственных площадей. В результате проведения в жизнь этих мероприятий значительно вырос выпуск продукции завода. Только за годы восьмой и девятой пятилеток объем промышленной продукции увеличился в три раза, а десятую пятилетку «Автоприбор» выполнил на полгода раньше. Завод выпускает спидометры, манометры, реле-прерыватели, красиво оформленные щитки с измерительными приборами. Это 49 наименований указателей температуры, давления масла, воздуха. Всего же завод изготавливает манометры двенадцати видов. «ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПОЧИН АВТОПРИБОРОВЦЕВ
В цехе гибких валов ордена Трудового Красного Знамени коллективного стахановского труда завода «Автоприбор» стахановки-станочницы — член партии Анастасия Кириллова, профорг цеха комсомолка Клавдии Бутырева и беспартийная работница Мария Кулагина, работающие на изготовлении гибких валов спидометра, внесли предложение: пересмотреть устаревшие нормы расхода материалов на единицу изделий, добиться экономии материалов, отказаться от части лимита на материалы, отпускаемые им для производственных нужд, и передать сэкономленные материалы в фонд великих строек коммунизма. Стахановки работают на смежных операциях. К. Бутырева наматывает проволоку на катушки, подготовляя ее к производству троса гибкого валика. А. Кириллова на своем станке, используя подготовленные катушки, изготовляет трос. М. Кулагина является их сменщицей. Все они стали добиваться за счет сокращения обрывности и совершенствования стахановских приемов работы экономии проволоки. Скоро в их лицевых счетах появились записи: Кириллова за месяц сэкономила 40 килограммов проволоки, Бутырева — 30, Кулагина, работая на обертке изделий, сэкономила 15 килограммов бумаги. Сейчас в цехе по их примеру 95 процентов рабочих имеют лицевые счета и добиваются экономии проволоки и других материалов. По поручению рабочих и специалистов начальник цеха тов. Шикин, парторг тов. Радзиевский и профорг тов. Бутырева обратились к дирекции завода с ходатайством: снять с ежемесячного лимита цеха проволоки 220 килограммов, оберточной бумаги 150 килограммов. Это количество материалов коллектив цеха, по почину тт. Кирилловой, Бутыревой и Кулагиной, обязался дополнительно сэкономить за счет мобилизации внутренних резервов, снижения устаревших норм расхода, путем осуществления рационализаторских предложений и проведения ряда организационно-технических мероприятий. Недавно цех получил почетный заказ к 1 сентября отгрузить Волгодонстрою 2 тысячи гибких валов. Коллектив с жаром взялся за выполнение этого заказа. Сегодня цех досрочно закончил отгрузку всей заказанной партии валиков для Волгодонстроя, сделав свой ценный вклад во всенародное дело помощи стройкам коммунизма. Часть отгруженной продукции изготовлена цехом из сэкономленных материалов» («Тракторостроитель», 18 мая 1951).