В 1952 году от завода «Автоприбор» начался первый маршрут владимирского троллейбуса (позже остановку переименовали в «Химзавод») до кинотеатра «Буревестник».
«Многолюдным было предвыборное собрание коллектива завода «Автоприбор». Избиратели пришли на собрание, чтобы осуществить своё право — выдвинуть кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР. В соревновании в честь предстоящих выборов автоприборовцы добиваются новых производственных успехов. Завод досрочно выполнил государственный план прошлого года. Большинство рабочих изо дня в день перекрывает сменные задания. Приборостроители взяли обязательство досрочно, к 27 марта, завершить программу первого квартала текущего года, повысить производительность труда против установленного задания на 3 процента, снизить себестоимость выпускаемой продукции на 8,5 процента по сравнению с прошлым годом. Участники собрания единодушно выдвинули кандидатами в депутаты Совета Национальностей Верховного Совета СССР по Ивановскому избирательному округу первого заместителя Председателя Совета Министров СССР, Министра Иностранных Дел СССР товарища Вячеслава Михайловича Молотова и Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Климента Ефремовича Ворошилова, заместителя Председателя Совета Министров СССР и Министра промышленных товаров широкого потребления СССР товарища Алексея Николаевича Косыгина. Выступившие сверловщица тов. Давыдова, паяльщик тов. Рунов, регулировщица тов. Ефимова, инженер тов. Морозов, поддерживая выставленные кандидатуры, выразили горячее одобрение всех трудящихся мудрой политики партии и правительства, направленной на крутой подъём народного хозяйства, дальнейшее повышение материального благосостояния советского народа, на достижение длительного и прочного мира во всём мире. Собрание единодушно приняло решение выдвинуть кандидатами в депутаты Совета Национальностей Верховного Совета СССР по Ивановскому избирательному округу В.М. Молотова, К.Е. Ворошилова, А.Н. Косыгина и просить их дать своё согласие баллотироваться по этому избирательному округу» («ВК», 4 февраля 1954).
В 1953-1954 гг. завод перешел в систему Министерства машиностроения СССР; с 1955-1957 гг. - Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. С организацией совнархозов завод подчинялся Владимирскому СНХ с июня 1957 по 1962 гг., в 1963-1965 гг. - Верхне-Волжскому СНХ, с октября 1965 г. завод передан в подчинение Министерства автомобильной промышленности СССР.
Завод "Автоприбор". Общий вид. 1957 г.
В 1959 год начат выпуск новых конструкций приборов для ГАЗа, ЗИЛа, МАЗа и других машин. Щиток приборов КПIII в 1965 году удостоен диплома III степени на выставке лучших изделий ВДНХ.
Конькобежец Сакуненко Дмитрий Николаевич стал рекордсменом мира, входил в состав сборной СССР на Олимпийских играх в Кортина д’Ампеццо. Футболисты завода с успехом выступали на Кубке РСФСР по футболу. В 1953 г. они выиграли Кубок, а в 1955 г. заняли 2-е место. В 1970 г. команда «Автоприбора» по хоккею заняла 1-е место в области. В 1970-е гг. на заводе были организованы выступления известных артистов - Л. Лещенко, Б. Штоколова, вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы».
Сборка спидометров на заводе «Автоприбор» г. Владимира, 1966 г. Оригинал: ГАВО.
В 1969 году очередное историческое событие — начало выпуска приборов для нового массового автомобиля ВАЗ. С 1965 по 1997 год директором, затем генеральным директором завода «Автоприбор» был Евгений Иванович Вьюнов (1929-2005). При Вьюнове «Автоприбор» построил 20 жилых домов, больничный комплекс, санаторий-профилакторий, детскую базу отдыха, дом рыбака и охотника, создал подсобное сельское хозяйство.
«Много внимания уделяется вопросам научно-технического прогресса. В одной только девятой пятилетке (1971-75) установлено 1355 единиц нового оборудования. В сборочных цехах внедрены конвейеры, на ряде операций применено пневматическое оборудование. В литейно-механическом цехе освоены литейные автоматы «Бюллер», агрегатные станки по обработке оснований спидометров и т. д. В штамповом цехе смонтированы 12-позиционные прессы-автоматы «Пауст-63», многоползунковый гибочный автомат для изготовления экранов спидометров. В гальваническом цехе установлены новые автоматы электрополирования. Впервые был внедрен технологический процесс двойного никелирования на автомате никельхром. В 70-е гг. строятся новые производственные корпуса на площадке «Б» - по другую сторону улицы Фрунзе (ныне Б. Нижегородская).В 1975 г. был организован опытно-показательный отраслевой электроэрозионный участок. Этот участок стал на заводе первенцем в освоении станков с программным управлением.В конце 70-х - начале 80-х расцвета достигает социалка «Автоприбора»: открыта новая поликлиника, затем — больница заводов «Автоприбор» и «Точмаш». Традиционно сильны заводские команды по футболу, хоккею и другим видам спорта. В 1982 году «Автоприбор» награжден орденом «Знак Почета». Работа на «Автоприборе» в то время - обычное дело даже для школьников и студентов. В пору общего в стране дефицита на запчасти в 80-е годы только во Владимире можно было спокойно оставить на ночь дворники на машине. «У нас дворники не воруют, - объясняли владимирцы удивленным приезжим. - У нас же их делают на заводе «Автоприбор». Так что дворников в городе — завались!». Сборка стеклоочистителей или плат для тахометров были по силам даже школьникам, которые массово проходили летнюю трудовую практику в цехах «Автоприбора».
«СПОСОБ ОБРАБОТКИ - ЭЛЕКТРОЭРОЗИОННЫЙ Вечный спор между материалом и инструментом идет со дня рождения человечества. Особенно обострилось это соперничество за последние десятилетия, когда родились новые отрасли науки и техники, для которых потребовалось создать новые материалы. Обработка высокопрочных, особотвердых, термо-, кисло-, износостойких материалов традиционными методами затруднена или практически невозможна. Выход из тупика помогло найти изобретение нашими учеными Б.Р. и Н.И. Лазаренко в 1943 году принципиально нового электроэрозионного процесса обработки токопроводящих материалов. Этот процесс обладает исключительными технологическими возможностями — для него нет препятствий ни в отношении твердости материала, ни в отношении других физико-механических свойств. Еще одной особенностью этого метода обработки является возможность высокой степени автоматизации. Без широкого комплексного внедрения электрофизических методов обработки в настоящее время невозможно успешное развитие различных отраслей машиностроения и электроники. Именно этим объясняется бурное распространение электроэрозионной обработки в промышленно развитых странах. Перспективность этого метода обработки подтверждается непрерывным ростом выпуска соответствующего оборудования за рубежом (до 30-35 процентов в год). В этой статье я коснусь только одной, близкой мне проблемы. Темпы освоения и изготовления любого нового изделия в машиностроении во многом зависит от возможностей инструментального производства оперативно подготовить сложную и трудоемкую технологическую оснастку. А это лимитируется наличием высокоточного оборудования и высококвалифицированных кадров инструментальщиков, которые требуют многолетней подготовки (до 10 лет). Применение этого оборудования высвобождает тысячи высококвалифицированных рабочих - инструментальщиков, повышает качество, точность, стойкость выпускаемой технологической оснастки, позволяет обрабатывать любые токопроводящие материалы, экономит высоколегированные стали, упрощает термообработку, сокращает сроки изготовления, уменьшает трудоемкость. Вот почему администрация завода «Автоприбор» своевременно увидела перспективность этого метода обработки, и в 1975 году организовала опытно-показательный отраслевой электроэрозионный участок, постоянно укомплектовывая его дорогостоящим оборудованием. Этот участок стал на заводе первенцем в освоении станков с программным управлением. Сейчас он укомплектован лучшим в главке и области комплексом отечественного и импортного электроэрозионного оборудования, малогабаритными системами подготовки программ, установкой послеоперационной зачистки. Наличие такого оборудования позволяет оперативно изготавливать многие рабочие части технологической оснастки. Ежегодный рост выпуска штампов идет практически без прироста числа слесарей. Облегчился в ряде случаев и труд ремонтников технологической оснастки. Подготовка оператора-электроэрозиониста при наличии среднего образования требует двух-четырехмесячного обучения, то есть в десятки раз меньше срока, необходимого для подготовки высококвалифицированного инструментальщика. Участок постоянно работает в две смены. 2—3 человека обслуживают 13 единиц оборудования в смену. Правда, при организации таких участков обязательно произойдет уменьшение фондоотдачи за счет приобретения дорогостоящего оборудования, идущего на смену слесарным тискам. Стоимость одного станка колеблется от 37 тыс. рублей до нескольких сот тысяч. Но эти затраты оправданы. Здесь же, на участке, готовятся и обрабатываются все необходимые программы. В августа 1986 г. на совещании в ЦК КПСС, обсуждавшем вопрос коренного повышения технического уровня, качества и конкурентоспособности выпускаемых машин и оборудования, член Политбюро, секретарь ЦК КПСС Л.Н. Зайков поставил четкую задачу: «Надо широко идти на замену традиционных технологий лазерными, электрофизическими, электрохимическими, плазменными, электронно-лучевыми и другими прогрессивными методами обработки». Но почему все-таки сравнительно робко пробивает себе дорогу электроэрозионная обработка на многих предприятиях области? Основной причиной является слабое представление инженерно-технических работников заводов о возможностях и преимуществах этого метода и почти полное отсутствие такого представления у выпускников институтов и техникумов. В определенной степени дискредитирует этот метод и низкий технологический уровень и качество кирсвоканских станков, которые после их приобретения требуют сразу же капитального ремонта и доводки. Все эти вопросы мной и другими специалистами ставились, и неоднократно, на различных уровнях, в том числе и во время моей работы в прошлом году в составе соответствующей комиссии при Государственном комитете по науке и технике СССР. Сейчас в области разработки и изготовления копировально-прошивочного оборудования положение улучшается, но с разработкой электроэрозионных вырезных станков оно по-прежнему сложное, равно как и с выпуском систем ЧПУ. И все-таки будущее инструментального производства зависит от внедрения этого прогрессивного метода обработки. Нужно смелее его использовать на всех предприятиях, начав с ломки устоявшейся приверженности к традиционным методам резания.Особенно актуальна эта проблема сейчас, в свете ужесточения требований к качеству выпускаемой продукции, в свете введения на многих машиностроительных предприятиях госприемки, когда на большинстве производств наиболее узким местом стала проблема изготовления технологической оснастки. Без широкого применения электроэрозионных методов обработки материалов эту проблему не решить. А. АНТОНОВ, инженер-технолог завода «Автоприбор» («Призыв», 14 июля 1987).
Приказом Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР от 18 декабря 1989 г. № 770 Владимирское производственное объединение «Автоприбор» с 1 января 1990 г. было ликвидировано. Завод «Автоприбор» стал самостоятельным предприятием.
С 1992 года пошло резкое падение объемов производства, сокращение штатов, перебои с зарплатой, неполная рабочая неделя и т.п. 9 января 1993 г. Государственное предприятие завод «Автоприбор» было преобразовано в акционерное общество открытого типа (АООТ) «Автоприбор». Кризис 1998 года - завод на грани банкротства, и в нем происходит кардинальная смена руководящего состава. Генеральным директором предприятия становится Алексей Мельников - представитель нового предпринимательства. Отечественный автопром вновь оживает, и в 2001 году «Автоприбор» входит в число победителей конкурса «1000 лучших предприятий России». 1 мая 2002 г. исполнилось 70 лет владимирскому заводу «Автоприбор». В соответствии с договорённостью руководства предприятия и Владимиро-Суздальского музея-заповедника к юбилею в выставочном зале Палат сотрудниками музея при активной помощи работников завода была создана выставка, а 8 мая 2003 г. в здании заводоуправлении был открыт музей истории предприятия.
В 2003 году предпринято изменение формы собственности завода. Организация ОАО "Завод "Автоприбор" зарегистрирована 17 марта 2003 г., ликвидирована в 2019 году. В 2005 году внедрен в производство электронный спидометр. В 2006 году проходит реконструкция, цеха внутри осовременены. ООО "РИА" зарегистрирована 1 декабря 2006 г. Генеральный директор Серегин Роман Андреевич (2019). Адрес: Б. Нижегородская ул., д. 79. Основным видом деятельности является «Производство комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств». ООО "Риса" зарегистрирована 1 декабря 2006 г. Генеральный директор - Гусев Сергей Алексеевич. «Производство комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств». Развивается сотрудничество с крупными автозаводами, в том числе с «Форд Мотор компани». Критическая ситуация на заводе начала складываться после 2008 года, когда для спасения «Автоприбора» его директор Алексей Мельников взял кредит в банке «ВТБ» – миллиард рублей под грабительские 23,5%. Других вариантов не было, поэтому предприятие согласилось на кабальные условия, а вот справиться с ними не смогло. К тому же в один прекрасный момент «ВТБ» прекратило финансирование завода (деньги поступали не одномоментно, а траншами), что, по мнению гендиректора ООО «Завод Автоприбор» Андрея Серегина, и стало «спусковым крючком к банкротству предприятия». 2009 год — очередной кризис и спад в автопроме. На заводе вновь вынужденные простои из-за нехватки оборотных средств. «Автоприбор» включается в социальную госпрограмму по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области. Заводчане участвуют в общественных работах, а также переучиваются на другие специальности. И завод вновь выживает! 26 июля 2010 г. создано совместное предприятие ООО «Вистеон Автоприбор Электроникс» по производству электроники для кабин автомобилей. Руководитель организации: генеральный директор Москвин Александр Евгеньевич. Дворники, выпускаемые на «Автоприборе», становятся все круче - они уже выпускаются с моторедукторами от «Bosch», удается модернизация привода стеклоочистителя для автомобиля «Шевроле-Нива», выпускаемого с участием «Дженерал Моторс». Кроме привычных автокомпонентов, осваивается непрофильная продукция - шлифовальные машинки, электроинструменты, светодиодные светильники и даже каркасы для кроватей. Из «зкзотики» - оборудование для стендовой спортивной стрельбы (в силу увлечения этим видом спорта в топ-менеджменте завода).
«ОАО завод «Автоприбор»
2013 год во Владимире начинается с тревожной информации о предбанкротном состоянии «ОАО завод «Автоприбор». Еще в декабре 2012 года на «Автоприборе» введено внешнее наблюдение. Владимирцы недоумевают, насколько все серьезно на этот раз. В апреле 2013 года сообщалось о нехватке оборотных средств на заводе, суровых требованиях судебных приставов, чтобы «Автоприбор» погасил долг в полтора миллиарда рублей и об аресте части имущества предприятия. 2 сентября 2014 года ОАО «Завод Автоприбор» признали банкротом. Спустя месяц рабочие предприятия получили уведомления о сокращении, однако их права восстановила трудовая инспекция. В январе 2015 года заводчане вновь получили уведомления об увольнении. В то же время на площадках фабрики создали «Владимирский индустриальный парк» – для привлечения новых резидентов и сохранения рабочих мест. Так называемая «реструктуризация» под руководством «ВТБ» обернулась многочисленными торгами по продаже имущества предприятия. Правда, аукционы заканчивались безрезультатно, в связи с чем снижалась и стоимость завода. По словам Андрея Серегина, нашлись даже такие «инвесторы», которые хотели выкупить производство за смешные 50 млн рублей. Гендиректор ООО «Завод Автоприбор» был уверен, что задачи спасти «Автоприбор» у главного из кредиторов не стоит – лишь освободить площадь. В январе 2016-го рабочим предприятия вновь задержали зарплату. 12 апреля того же года они обратились к губернатору с просьбой защитить их от сокращений. Каких-то публичных действий со стороны хозяйки Белого дома не последовало. 26 декабря 2016 года «ВТБ» отошли 100% акций ОАО «Завод Автоприбор». Об индустриальном парке на предприятии все уже давно забыли. Новый виток напряженности начался весной 2018-го, когда по требованию налоговой службы со счетов ООО «Завод Автоприбор» списали 85 млн рублей (эту компанию признали аффилированной с ОАО «Завод Автоприбор»). В итоге денег на зарплату у связанных друг с другом фирм, составляющих одно предприятие, не осталось, и на прошлой неделе рабочих пригласили на увольнение. Белый дом же лишь перенес эту процедуру на два месяца.
16 августа 2018 г. стало известно, что владимирский завод "Автоприбор" обретет новую жизнь. Ранее его выкупили инвесторы из Москвы. Теперь новое юридическое лицо называется ООО "НПК "Автоприбор". ООО "НПК "Автоприбор" зарегистрирована 5 июля 2018 г. Компания полностью сохранила сложившийся продуктовый портфель, технологические и конструкторские возможности, которые сегодня работают на удовлетворение потребностей клиентов в автокомпонентах российского производства. Завод выпускает датчики, комбинации и щитки приборов, реле, спидометры, тахометры, стрелковые стенды, указатели, светильники уличные светодиодные, комплекты оснований с ламелями, комплект тюнинговых приборов и другие приборы для мотоциклов и автомобилей. Компания предлагает сотрудничество в области прямых закупок таких материалов и комплектующих, как драгоценные, цветные и черные металлы, кабельная продукция, химия, пластмасса, электроизолирующие материалы, тара и упаковка, бумага, спирт, стекло и др. В стратегической перспективе ООО «НПК «АВТОПРИБОР» планирует сохранять и расширять позиции крупного производителя комплектующих в автомобильной индустрии. Отдельным направлением развития станет разработка и производство неавтомобильных продуктов. Генеральный директор - Диесперова Татьяна Ивановна (с 27 марта 2019 г.). Адрес: Б. Нижегородская ул., д. 94
Мемориал павшим в годы Великой Отечественной войны сотрудникам «Автоприбора»