Кравчик Артём Эммануилович (08.03.1930, г. Харьков, УССР - 01.03.2006, г. Тель-Авив, Израиль) - советский и российский учёный-электромеханик, специалист по расчёту и проектированию асинхронных двигателей, в 1968-1998 - главный конструктор Научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института электромашиностроения (НИПТИЭМ, г. Владимир), доктор технических наук (1988), заслуженный конструктор РФ (2000).
Кравчик Артём Эммануилович
Кравчик Артём Эммануилович родился 8 марта 1930 года в г. Харькове, в семье заместителя начальника технического отдела машиностроения Харьковского электротехнического завода, инженера-электрика Эммануила Давидовича Кравчика (1905—1975), уроженца села Журавичи, и прядильщицы (позже председателя фабзавкома) чулочно-суконной фабрики имени Кутузова Иды Александровны Зунделевич (1902—1980), родом из Буцлава.
Его отец был репрессирован по обвинению в троцкизме в 1928 и 1936 годах, находился в заключении в Воркуте до апреля 1941 года. Вскоре после ареста мужа летом 1936 года мать А.Э. Кравчика также была арестована по тому же обвинению, работала на лесоповале в лагере под Комсомольском-на-Амуре, затем медсестрой в лагерной больнице, а в 1939 году была этапирована в Магадан и далее в женский лагерь «Эльген». Оставшись из-за этих событий в шестилетнем возрасте без родителей, А.Э. Кравчик был взят на попечение младшей сестрой матери — Дорой Александровной Зунделевич (1905—1978).
В начале Великой Отечественной войны вместе с тётей эвакуировался в г. Кушва Свердловской области, где был разыскан отцом, находившимся в Нижней Баранче после освобождения из лагеря. После окончания войны остался жить с отцом в Нижней Баранче (ныне пос. Баранчинский). Со временем отец стал главным конструктором Барачинского электромеханического завода имени М.И. Калинина, автором научных трудов в области электротехники и изобретений.
Трудовую деятельность Артём начал в возрасте 14 лет в 1944 г. на Баранчинском электромеханическом заводе им. М.И. Калинина.
Мать была освобождена из заключения в 1946 году и также поселилась в Баранче, где в 1947 году родилась дочь Эстер. В 1949 году она была арестована повторно и до 1954 года находилась с дочкой в ссылке в г. Енисейске Красноярского края.
В 1949 г. Артём окончил Баранчинский электромеханический техникум при заводе им. М.И. Калинина, в 1954 г. - Свердловский горный институт (ныне Уральский государственный горный университет), получив специальность «горный инженер-электромеханик». С 1954 г. работал в качестве электромеханика, главного энергетика, заместителя главного инженера шахты № 50 «Подозерная» предприятия «Копейскуголь».
С 1957 г. работал на Баранчинском электромеханическом заводе, где прошёл трудовой путь от старшего инженера до заместителя главного конструктора. Занимался исследовательской и конструкторской деятельностью, в 1965 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук на тему: «Исследование характеристик асинхронных двигателей с литой алюминиевой обмоткой короткозамкнутого ротора».
С октября 1966 г. - начальник расчётно-теоретического сектора Владимирского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики (с 1969 - ВНИПТИЭМ). В 1968- 1998 - главный конструктор института.
«КАЖДОМУ УЧЕНОМУ, ИНЖЕНЕРУ – ЛИЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН! ЦЕННАЯ ИНИЦИАТИВА УЧЕНЫХ. КАНДИДАТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК АРТЕМ ЭММАНУИЛОВИЧ КРАВЧИК И ФЕЛИКС КОНСТАНТИНОВИЧ МАКАРОВ ПРЕДЛАГАЮТ НАУЧНЫМ РАБОТНИКАМ, ИНЖЕНЕРАМ, СПЕЦИАЛИСТАМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТОВ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЛАСТИ В ОТВЕТ НА РЕШЕНИЯ ДЕКАБРЬСКОГО (1969 г.). ПЛЕНУМА ЦК ПАРТИИ, В ЧЕСТЬ ПРЕДСТОЯЩЕГО XXIV СЪЕЗДА ПАРТИИ НАЧАТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ ЗА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, КАЖДОМУ НАУЧНОМУ РАБОТНИКУ, ИНЖЕНЕРУ, СПЕЦИАЛИСТУ ИМЕТЬ ЛИЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН ВНЕДРЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВО НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК, ЗАВЕСТИ ЛИЧНЫЙ ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ. В КОТОРЫЙ ВНОСИТЬ ЭКОНОМИЮ, ПОЛУЧЕННУЮ ОТ ВНЕДРЕНИЯ НОВШЕСТВ.
НА СНИМКАХ: А. Кравчик (слева), Ф. Макаров.
Мы живём в век научно-технической революции. Наша страна может по праву гордиться тем, что ею достигнуто в борьбе за претворение в жизнь ленинских заветов. А Владимир Ильич Ленин учил нас, что для достижения наивысшей производительности труда нам нужно постоянное ускорение научно-технического прогресса. Завершается пятилетка. Близятся XXIV съезд партии. Заканчивается подготовка плана на следующее пятилетие. Определяются пути дальнейшего развития советской экономики. Из всего многообразия задач партия выделяет главное звено. Таким звеном в настоящее время является повышение эффективности общественного производства. Об этом хорошо сказано в решениях прошлогоднего декабрьского Пленума ЦК КПСС, а также в известном Письме ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ ко всем трудящимся Советского Союза, где подчеркнута важность снижения трудоемкости изготовления, улучшения качества и надежности продукции. В решении поставленных задач исключительно большая роль принадлежит науке, которая все более превращается в непосредственную производительную силу. Со своей стороны мы считаем, что особенно велики возможности повышения эффективности производства у научных работников отраслевых институтов, непосредственно связанных с заводами. К числу их относится, например, Владимирский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (НИПТИЭМ), являющийся головным в производстве наиболее распространенных низковольтных асинхронных электродвигателей мощностью до 100 квт. Сразу заметим, что в повышении эффективности общественного производства столь же заметную роль играют инженеры, специалисты промышленных предприятий, и наше содружество с ними всегда приносит успех. Весть о предстоящем XXIV съезде партии, решения прошлогоднего декабрьского Пленума ЦК КПСС, названное выше Письмо заставили авторов настоящей статьи по-новому взглянуть на свою роль в ускорении технического прогресса в электромашиностроении, оценить свой вклад в развитие социалистического народного хозяйства. После обмена мнениями мы пришли к выводу, что наряду с фундаментальными проблемами, которые требуют для своего решения более длительного времени, необходимо, чтобы каждый ученый, каждый инженер активно включились в решение, так сказать, текущих проблем, дающих быстрый экономический эффект. Мы решили взяться за модернизацию электродвигателей АО2-5, выпускаемых Владимирским электромоторным заводом. Нами была поставлена цель: добиться резкого увеличения производительности труда на укладке обмотки. Это одна из наиболее трудоемких операций в производстве электродвигателей. Укладка обмотки в настоящее время осуществляется пока вручную, и трудоемкость обмоточно-изоляционных работ составляла около 35 процентов общей трудоемкости изготовления двигателя до его модернизации. Надо отметить, что тут прекрасно проявилось творческое содружество людей науки и производства. В работу активно включились инженеры нашего института Н.И. Афанасьева, В.М. Крюков, Н.Ф. Собственников, а также работники электромоторного завода — начальники цехов А.В. Поликарпов, И.Г. Вдовин, главный конструктор А.В. Никешин, начальник бюро А.П. Маров. Всесторонние исследования показали возможность перевода 80 процентов выпуска АО2-5 на новую схему обмотки, так называемую однослойную, которая при сохранении энергетических показателей машин дает, несмотря на то, что ручные операции пока остаются, снижение трудоемкости укладки обмотки на 40—50 процентов и существенно экономит дефицитные материалы — пленко-электрокартон, изоляционные трубки. Из тридцать—сорок процентов повышается надежность электродвигателей. Общая готовая экономия только по одному Владимирскому электромоторному заводу составит 350 тысяч рублей, а общая экономия в народном хозяйстве страны до миллиона рублей. Владимирский электромоторный завод во втором квартале нынешнего года заканчивает внедрение в производство электродвигателей АО2-5 с однослойными обмотками статора. Ведется освоение их и на других электромашиностроительных заводах страны. Осуществленная модернизация двигателей позволяет достичь существенного экономического эффекта без каких-либо капитальных вложений. Кроме того, на однослойной обмотке в дальнейшем возможно применение статорообмоточных станков, что решит и другую проблему — полное исключение ручных операций на укладке обмотки. Это еще более повысит производительность труда. На основе полученных результатов на электромоторном заводе в настоящее время ведется работа по модернизации двигателей седьмого и восьмого габаритов. Все это показывает, насколько велики резервы производства на предприятиях и насколько важна тесная связь науки с производством, позволяющая в кратчайшие сроки получать больше продукции с меньшими затратами. Вот мы и решили обратиться с призывом: пусть каждый научный работник, инженер, специалист научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий области составит личный творческий план, возьмет на себя определенные обязательства по внедрению в производство научно-технических разработок, быстрому получению реального экономического эффекта, заведя для этого соответствующий лицевой счет. Со своей стороны мы берем обязательства получить в нынешнем году от внедрения творческих разработок в производство экономический эффект по 100 тысяч рублей на каждого. Мы думаем, что наш призыв найдет горячую поддержку не только научных работников, а всех инженеров, специалистов научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий области. Выходите на соревнование, дорогие товарищи! Наши творческие успехи явится достойной встречей предстоящего XXIV съезда партии и посильным вкладом в осуществление решений, которые он примет в области дальнейшего развития советской экономики. А. КРАВЧИК, Ф. МАКАРОВ, кандидаты технических наук, научные сотрудники НИПТИЭМа» («Призыв», 17 мая 1970).
В 1971 году стали бронзовыми медалистами ВДНХ Э.В. Горецкий и С.В. Мартынов, в следующем году число медалистов увеличилось на 18 человек. Золотую медаль получили директор института В.М. Петров и главный конструктор А.Э. Кравчик, серебряные - А.А. Смирнов и Ю.В. Гаинцев. Институт был награжден Дипломом первой степени.
Кравчик был одним из основателей научно-практической школы создателей асинхронных двигателей. Являлся организатором конструкторской службы ВНИПТИЭМ, которая занималась разработкой и производством асинхронных двигателей массовых серий. С сентября 1979 г.- заместитель главного конструктора единых всесоюзных серий по электродвигателям с высотой оси вращения 160, 180, 200, 225 и 250 мм. Под его руководством и при непосредственном участии во ВНИПТИЭМ были разработаны и внедрены в производство на предприятиях страны асинхронные двигатели с высотой осей вращения 160,180, 200, 225, 250 мм всесоюзных серий 4А, 4АМ и международной серии АИ. Их производство было организовано на электромашиностроительных заводах городов Владимира, Ярославля, Баку, Новой Каховки. В 1990-х и 2000-х гг. Кравчик работал над созданием новых серий асинхронных двигателей 5А и 6А, кроме того, он заложил основы расчёта и проектирования взрывозащищённых и частотно-регулируемых асинхронных двигателей. Идеи Кравчика легли в основу первой российской энергоэффективной серии асинхронных электродвигателей 7AVE, которая в последующие годы производилась концерном Русэлпром.
Доктор технических наук (1988). В 1988 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук по теме: «Вопросы создания серий асинхронных двигателей общепромышленного назначения: исследования, разработка и внедрение».
Являлся инициатором и одним из создателей Государственного стандарта на разработки и производство энергосберегающих асинхронных двигателей - «ГОСТ Р 51677-2000. Машины электрические асинхронные мощностью от 1 до 400 кВт включительно. Двигатели. Показатели энергоэффективности».
С 1998 г. - главный научный сотрудник научно-технического центра Владимирского электромоторного завода (ВЭМЗ). После объединения НТЦ ОАО «ВЭМЗ» и ОАО «НИПТИЭМ» в 2002 г. создал расчётно-теоретический сектор. С 2005 года — научный руководитель НИПТИЭМ.
Заслуженный конструктор РФ (2000).
Умер А.Э. Кравчик 1 марта 2006 года во Владимире.
Кравчик - автор более 100 научных трудов и 20 авторских свидетельств на изобретение.
Награждён орденом «Знак Почёта», медалями, в том числе двумя золотыми медалями ВДНХ.
Основные сочинения:
Асинхронные двигатели серии 4А : справочник / А.Э. Кравчик, М.М. Шлаф, В.И. Афонин, Е.А. Соболенская. - М. : Энергоиздат, 1982;
Выбор и применение асинхронных двигателей / А.Э. Кравчик, Э.К. Стрельбицкий, М.М. Шлаф. - М.: Энергоатомиздат, 1987.
Литература:
Артём Эмануилович Кравчик // Электротехника. - 2006. - № 6; Гайков, Е. Главный конструктор / Е. Гайков // Влад. ведомости. - 2015. - 6 марта;
Евреи на владимирской земле : исторические очерки. Кн. 3. - Владимир : Калейдоскоп, 2017;
Тубис, Я.Б. НИПТИЭМ : страницы истории / Я.Б. Тубис. - Владимир: Транзит-ИКС, 2018.
Владимирская энциклопедия