Деревня Басенки Селивановского района Владимирской области
Погост Басенки
Басенки – деревня, находившаяся в Селивановском районе Владимирской области России.
«Погост Басенки на р. Колпи находится в 40 вер. от уездного города (Судогодский уезд) и в 80 от губернского». [1]
Погост Басенки с древнерусского языка переводится как «красивый».
Карта 1850 года
В конце XIX — начале XX века погост входил в состав Тучковской волости Судогодского уезда.
«Отхожие промыслы Тучковской волости были самыми разнообразными. Данные за 1895 год выглядят следующим образом: уходили работать мельниками, в качестве прислуги, пильщиками, печниками, фабричными рабочими. Из села Тучково уходило 25 из 394, там проживавших, из села Басенки уходило 5 из 48, деревни Денисово (в то время Денисовка) – 15 из 136, деревни Хвосцово – 100 из 513, деревни Кузнецы – 20 из 153, села Ивонино – 40 из 220, сельца Ершово – 30 из 188 (дано с учетом двух занятий пильщиков и мельников), деревни Елизаветино (современная деревня Красная Горка) – 2 из 39, деревни Переложниково – 50 из 402, деревни Маланьино – 30 из 196, деревни Большое Ярцево –10 из 208, дер. Матвеевки – 10 из 139, села Копнино – 30 из 3078» (см. Об офенях и промыслах крестьян Тучковской волости Судогодского уезда Владимирской губернии).
Деревня Басенки, Скаловского сельсовета, решением № 1086 от 22.09.1965 г. признана, как фактически не существующей.
До учреждения губерний погост Басенки находился в пределах старинного Муромского уезда и церковь этого погоста принадлежала к Муромско-Рязанской епархии. Исторические сведения об этом погосте находим в писцовых книгах Муромского уезда 1628 — 29 гг. В этих книгах значится «погост Басенковский на р. Колпи, а на погосте церковь Николая Чудотворца древяна клецки — строение приходских людей; при церкви поп Григорий, дьячек, пономарь и просвирня, 2 кельи нищих; пашни церковной „худые земли“ по 25 четв. в поле, перелогу 5 четв., лесом поросло 10 четв., сена 50 копен, лесу непашенного 10 десят.».
Что касается Басенковского прихода, то сведения о нем имеются в окладных книгах Рязанской епархии за 1646 год. По этим книгам в селе Басенках значится та же церковь Николая Чудотворца, у той церкви двор попа Михаила да 5 дворов бобыльских, живут на церковной пашне, в приходе деревня Спасская, в ней 3 дв. помещиковых, в двух живут люди, в третьем прикащик, 19 дв. крестьянских и 4 бобыльских (в 1897 г. здесь 35 дворов), д. Рогова, в ней два двора помещиковых, 8 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь 27 дворов), д. Растовец, в ней 36 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 53 двора), д. Сосновка, в ней 6 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 18 дворов), д. Липовская, в ней 6 дв. крестьянских и 2 бобыльских, д. Вязова — 13 дв. крестьянских. Земли церковной по сказке попа Михайла по 5 четв. в поле, а крепостей на ту землю не положил». В ревизии 1719 года так же, как и в начале XVII столетия, указано «Погост Басенки: 42 церковных пашенных бобыля. Владельцы: местное духовенство». История Басенок и соседних поселений на 1744 г. примерно такова. «В сельце Хвосцове продолжало оставаться несколько хозяев. Иван Петров сын Нечаев владел 36 душами. Лейб-гвардии Семёновского полка поручик Василий Кирилов сын Шернев - 8 душами. Подполковник Пётр Семёнов сын Клишев - 20 душами. Деревней Матвеевка владел действительный камергер, кавалер граф Фёдор Матвеевич Апраксин и имел там 65 душ. Деревня Рогова была вотчиной Данилы Борисовича Варыпаева с 18 душами. Сельцо Ростовец принадлежало коллежскому асессору Петру Акинфову сыну Сущёву в количестве 29 душ. В этом же сельце Ростовце генерал-аншеф и кавалер Александр Борисович Бутурлин владел 100 душами, и в соседнем сельце Спасском ему принадлежало 162 души. Сельцо Копнино находилось в ведении вотчинника, капитана Ивана Михайлова сына Норова с 18 душами, и в Матвеевке он имел 8 душ. Также в сельце Копнине были владельцами пример-майоры князья Михайла и Алексей сыны Голицыны и владели 65 душами, а в Матвеевке у них было 19 душ. Майор Иван Фёдоров сын Караулов был владельцем села Ивонино и имел там 95 душ. А его родственницы, «девки Матрёна да Авдотья Петровы дочери Карауловы», владели в этом сельце 73 душами. В погосте Басенки церковнослужители владели 52 душами. В селе Молотицы было два владельца. Сергей Иванов сын Глебов владел 62 душами, а подполковник Иван Петров сын Фёдоров имел там 18 душ». В 1775 г. последовал указ Екатерины II «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». По этому указу Российская империя была разделена на 50 губерний. «Владимирская губерния основана согласно указу от 2 марта 1778 года». Муромский уезд остался в составе своих бывших станов, но в урезанном виде в пользу вновь созданных уездов. Был образован новый Судогодский уезд, к которому и отошел погост Басенки.
Упомянутая выше деревянная Николаевская церковь существовала в Басенках до конца XVIII столетия. В 1798 — 99 гг. вместо нее построена была новая деревянная же церковь.
Престолов в этой церкви два: главный во имя св. Николая Чудотворца, в приделе теплом во имя св. муч. Флора и Лавра.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. В церкви хранилось несколько древних икон, из коих обращала на себя внимание икона св. Николая Чудотворца. Кроме сего в церкви хранились:
1) Напрестольное Евангелие печати 1653 г. с подписью по листам: «лета 7163 приложил сие Евангелие в Муромском уезде в Дубровском стану Басенской церкви великого Чудотворца Николая Аггей Алексеевич Шепелев по отце своем и по всех своих родителях за матерь его и братию его и об нем Аггее и жене его и о детях его о здравии Бога молить и сего Евангелия из церкви Чудотворца Николая из села Басенок никуда не износить».
2) Напрестольный деревянный крест, обложенный серебром; приложен в том же году Аггеем Шепелевым.
Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось из разных источников до 300 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: пахотной 48 десят. 2171 саж., сенокосной 2 дес. 700 саж., дровяного леса 7 дес., кустарнику 2 дес. 1459 саж., неудобной 1819 саж., а всего 59 дес. 1877 саж. [1]
Приход состоял из погоста Басенок и деревень: Павликова, Скалова, Спасского, Растовца, Сосновца, Малаго Растовца, Рогова, Вежников, Ферютина, Нового Рогова и Денисова; во всех этих поселениях по клировым ведомостям 1897 г. числилось 928 душ муж. пола и 1012 женского. [1]
В с. Басенках с 1896 г. открыта церковно-приходская школа; учащихся поступило 60. [1]
«По вопросу о времени перенесения земской школы из дер. Матвеевки в погост Басенки. Владимирский епархиальный училищный совет в виду того, что по школьной сети Судогодского уезда земскую школу из дер. Матвеевки проектировано перенести в погост Басенки, просил Судогодскую земскую управу сообщить ему, будет ли перенесена Матвеевская земская школа в погост Басенки и когда именно. Означенные сведения требуются епархиальному училищному совету для суждения по вопросу о постройке школьного здания, вместо сгоревшего, в погосте Басенках или о закрытии там церковно приходской школы. Представляя изложенное на благоусмотрение земского собрания, управа предполагала бы постройку земской школы в погосте Басенках отнести в последнюю очередь, т. е. к 1916 или 1917 году» (Доклады Судогодской Уездной Земской Управы и журналы очередного уездного земского собрания сессии 1910 года).
«В погосте Басенках, Судогодского уезда, прожинает поп, по прозванию отец Евгений, который часто ходя по приходу, играет в карты и причащается самогону, а проигравшись и пропившись, старается воротить потерянное с крестьян. Так, примерно, в прошедший праздник батя, проигравшись на одном заводе, повысил свою таксу до таких размеров, что с самого бедного крестьянина за свой унылый голос стал брать гораздо дороже «Шаляпина». Крестьяне, что вы смотрите на него? Гоните скорее, а то на 21, или перебор его, вы не наработаетесь никогда» («Призыв» 12 мая 1923 г.).
Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Владимирская епархия.