Драчёво — село в Селивановском районе Владимирской области России, входит в состав Малышевского сельского поселения.
Село расположено близ автодороги Владимир — Муром — Арзамас в 6 км на юго-восток от центра поселения села Малышево и в 25 км на юг от райцентра рабочего посёлка Красная Горбатка. «Село Драчёво, при прудах, находится в 52-х верст. от уездного города (Меленковский уезд) и в 96-ти от губернского». [1]
По писцовым книгам 1628-30 годов село Драчёво значится за стольником Василием Ивановичем Нагим, а до него было за князем Федором Ивановичем Мстиславским.
В 1797 году автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев держал путь через Владимирский край из ссылки. Его дневниковые записи доносят знакомые для сердца названия селений «… Муром, - пишет он, - стоит на горе вдоль берега. Тут встретил брата. Радость, обедали и поехали, я с ним. До Драчёва 27,5 вёрст, до Мошок 26,5 вёрст» («Село на тракте»//Селивановский вестник, 19.05.2000 г.).
Карта 1850 года
В конце XIX — начале XX века село являлось центром Драчёвской волости Меленковского уезда.
«Драчевская меж-уездная амбулатория: Врач – Сергей Максимович Бумагин. Акушерка – Мария Федоровна Мочалина» (Список лиц, служащих во Владимирской губернии. 1899 г.). «Драчевская амбулатория (отчет врача А.Г. Залкинда). Медицинский участок Драчевской межъуездной амбулатории состоит из 35 селений Меленковского уезда и 9 селений Судогодского уезда, всех селений 44. Пространство участка в квадратных верстах 450. Число жителей участка 9000. Наибольшее расстояние границы участка от места жительства врача - 18, наименьшее — 1 верста. О влиянии расстояния селения от пункта на количество больных из того же селения можно судить по следующим числовым данным: 4 селения в расстоянии от пункта до 2 верст и 5 селений до 4 верст дали 40% больных, обе категории поровну; 8 селений до 6 верст, 7 селений до 8 верст и 8 селений до 10 верст тоже 40% больных поровну; 3 селения до 12 верст, 9 селений далее 12 верст и прочие селения (заводы, прохожие...) — 20% больных поровну. Интересно еще отметить, что из Драчева было 603 больных, а из Ознобишина, самого дальнего селения — 1 больной. Существующая система подачи врачебной помощи главным образом амбулаторная. При амбулатории в с. Драчеве живут врач, акушерка я фельдшер. Врач и фельдшер те же, что и в прошлом году, а акушерок за отчетный год переменилось несколько: служащая в настоящее время акушерка живет при амбулатории с марта 1904 г. Прием больных производится ежедневно, за исключением двунадесятых праздников, главным образом врачом. Больных за отчетное время в амбулатории было 5121, Меленк. у. 3881 или 76%, Судог. у. 972 или 19% и проч., главным образом Муромск. у. 288 или 5%; посещений больными сделано 8101, Меленк. у. 6270 или 77,5%, Судог. у. 1455 или 18% и проч., главным образом Муромск. у. 376 или 4,5%. Наименьшее средн. ежедн. число больных было в октябре — 10, наибольшее в июне — 19; посещ. minimum — в октябре — 17, maximum — в марте — 30; среднее за год больных — 14, посещений 22. Выезды на дома делал главным образом врач; выездов было 263, Меленк. у. 198, Судог. у. 65; кроме того, сделано 88 выездов с целью оспопрививания. Эпидемических больных зарегистрировано 917, Меленк. у. 657, Судог. у. 230, проч. — 30. Эпидемии в участке не переводятся: за отчетное время было до 10 эпидемий: 1) скарлатиной в д. Маланьине, Судог. у. заболело 17, умерло 4, 2) скарлатиной в Окулове, Меленк. у. заболело 54 человека, умерло 13, 3) скарлатиной в д. Б. Кольцове заболело 18, умерло 2, 4) сыпным тифом в Малышеве заболело 12, умер 1, 5) сыпным тифом в Б. Угрюмове заболело 3, умер 1, 6) сыпным тифом в Зарославе заболел 1 и выздоровел, 7) скарлатиной в Юромке заболело 28, умерло 8, 8) сыпным тифом в Юромке заболело 19. Эпидемия эта в настоящее время еще не прекратилась, 9) скарлатиной в Святцах заболело 8, умерло 2 и 10) скарлатиной в д. Парфентьеве заболело 29, умер 1. Эпидемия эта в настоящее время еще не прекратилась. Кроме того, в Губине и Свежаках наблюдалось по несколько случаев дифтерии. По поводу эпидемий произведена дезинфекция помещений в 11 случаях. Акушерская помощь роженицам оказана в 13 случаях, Меленк. у. 10, Судог. у. 2 и Муромск. у. 1. В 5 случаях требовалась врачебная помощь, причем сделано 5 операций: 1) выскребание матки, 2) щипцы, 3) отделение последа, 4) отделение последа и 5) поворот; последняя операция сделана под наркозом. Оспа привита 371 ребенку, Меленк. у. 259, Судог. у. 112; % удачи 98,5, неудачи. 1,5. Кроме того, было 50 случаев с неизвестным исходом, в числе которых было много удачных, так что % удачн. фактически еще выше 98,5. Привита оспа исключительно местным персоналом, главным образом акушеркой; ревакцинаций не произведено. По примеру прошлого года за отчетное время опять функционировали ясли в Драчеве, которые открыты были с 11 июля и работали по 4 августа. За отчетное время ясли работали 18 дней. Всех детей перебывало в яслях 64 человека. Если распределить детей по возрастам, то грудных детей, т.е. моложе одного года было 8 или 12 ½ %, детей от одного года до 2 — было 8 или 12 ½ %, от 2 до 5 лет — 16 или 25% и старше 5 лет — 32 или 50%. Последняя цифра состояла главным образом из 6-ти-летних, старше 9 лет был только 1. Проведенных всеми детьми в яслях дней было 596, из них 82 или 13%: приходится на грудных детей. В среднем каждый ребенок, посещавший ясли, провел в них 9,3 дня; maximum — 18 дней проведен 8 детьми, minimum — 1 день проведен двоими. В среднем каждый день посещали ясли 33 человека, maximum 45, minimum — 13. Местный врач посещал ясли ежедневно. Больных детей за все время было 4. Кроме того, одной девочке с хроническим воспалением среднего уха ежедневно лечили ухо. Приносили еще одного ребенка с хронической головной водянкой. Всех денег издержано 68 р. 68 к. Стоимость продовольствия одного человека в день — 5,5 коп. Общая стоимость содержания одного ребенка в день — 11,5 коп. Школ в участке 7, 2 земские, обе Меленк. у. и 5 церковно-приходских, тоже Меленк. у.; кроме того, в Судог. у. есть 2 церковно-приходских школы грамоты. Все школы, кроме 2 школ грамоты, мною осмотрены: их посещает 381 человек, 295 мальчиков и 86 девочек. Недостатков отмечено много во всех школах, но безусловно неудовлетворительны земская школа в с. Никулине, и церковно-приходские школы в с. Драчеве, с. Ушне и Куземском погосте: последние три даже не безопасны для здоровья учащихся и учащих. Школьных приварков не организовано ни при одной школе. Вообще постановка школьного дела оставляет желать многого, но вряд ли можно будет улучшить даже санитарное состояние школ до приглашения санитарных врачей и без предоставления земству большей самостоятельности по заведыванию своими школами. Заводов в участке 6, из них 2 картофельно-терочных и 1 лесопильный Меленк. у. и 2 крупных, стеклянный и крахмальный и 1 лесопильный Судог. у. Почти все заводы мною осмотрены, и недостатков в них отмечено много, но самый вопиющий недостаток — это лишь формальная обеспеченность рабочих медицинской помощью, а в одном случае, на заводе г. Федоровского в д. Ярцеве, даже полное отсутствие ее. К вопросу об улучшении санитарного состояния заводов при настоящем положении дела я отношусь так же пессимистически, как и к школьному делу: только приглашение санитарных врачей и хотя бы добровольные соглашения заводов с земствами относительно постановки дела обеспечения заводов медицинской помощью могут что-нибудь сделать в этом отношении. Водоснабжение в участке в большинстве селений удовлетворительно: так, по поводу угрожавшей холеры мною осмотрены почти все колодцы и прочие источники водоснабжения, и из 26 селений Драчевской волости, например, 15 обеспечены хорошей питьевой водой. Неудовлетворительно водоснабжение главным образом в тех селениях, где пользуются речной водой или из прудов. Относительно условий службы врача и прочего медицинского персонала следует отметить, что положение врача не оставляло бы желать ничего лучшего, если бы участок располагал собственными помещениями для квартир врача и прочего медицинского персонала и для амбулатории, а также и возможностью коечного лечения в собственном помещении. Кроме того, необходим устойчивый средний медицинский персонал, что невозможно при настоящем положении фельдшера и особенно акушерки при Драчевской межъуездной амбулатории; не говоря уже об их незавидном юридическом положении, что составляет общее зло в губернии, им не на что жить: на 25 р. в месяц без квартиры в настоящее время трудно прожить; выше сказано, что за год переменилось до 3 акушерок. Значение устойчивого персонала для участка слишком известно, чтобы доказывать его, а потому я опять подчеркиваю, что необходимо прибавить фельдшеру и особенно акушерке квартирных, по крайней мере, 5 р. в месяц. Мне думается, что устойчивость службы акушерки благоприятно отразилась бы на родовспомогательной деятельности участка. Точно также благоприятно отразилось бы на деятельности участка и устройство коечного лечения. Стоимость одного посещения 51 к., а одного рецепта - 3 к., включая и стоимость посуды, перевязочного материала и инструментов» (Отчеты межъуездных амбулаторий и больниц Владимирского губернского земства за 1904-1905 год).
«В 1917 г. сгорела фабрика стальных изделий при д. Беляково, Муромского у. Рабочие, оставшись без всяких средств к существованию, решили организовать артель и на обломках фабрики восстановить производство. Тремстам своих членов артель стала давать кусок хлеба. Став на ноги она приступила к ремонту испорченных пожаром корпусов, в одном из них отремонтировала стены, поставила стропила. Работа двигалась. Но... вмешался Муромский металлотрест. Артель была ликвидирована, фабрика перешла к тресту. В сентябре 1923 г. трест приступил к ремонту локомобиля. В конце января локомобиль громко загудел о своей воскресении. Но... тем дело и кончилось. Почти полтора года ржавеет машина, отремонтированная и начищенная. Пять лет размываются дождями корпуса. Пропадает двигатель в 26 сил, 6 водных прессов, 6 штампов, много построек и прочего добра. Трест вспоминает о фабрике только тогда, когда нужно с нее что-нибудь взять и продать. Так, уехало куда-то 14 ручных прессов... Дремлет сила рабочая. Ходит около гибнущей фабрики, а pук к ней приложить не может. В чем дело? Если сам трест восстановить фабрику не может, почему отнял он ее у артели и не сдает в аренду?» (Газета «Призыв», 24 мая 1925 г.).
«В Драчеве организовалась ячейка РЛКСМ. 21 июля в с. Драчеве, Меленковского у. организовалась вол ячейка РЛКСМ. Вместо глупого как раньше, времяпровождения, теперь ребята займутся серьезной работой. В Драчеве есть отличная вол. библиотека, которая была долгое время закрытой, несмотря на большую потребность в книге среди гражд. окрестных деревень. В скором времени ячейка открывает эту библиотеку, и предполагает выпускать свою стенную газету» (Красный луч», 14 августа 1924 г.).
«21 сентября силами Драчевской ячейки РЛКСМ был поставлен спектакль в с. Никулино, Драчевской волости. Шла пьеса Островского «В чужом пиру похмелье», а после пьесы состоялось концертное отделение. Зрителей собралось очень много. Как пьеса, так и концерт всем очень понравились. Многие Никулинцы еще ни разу не видели спектакль и, расходясь, просили почаще их устраивать. На вырученные от спектакля деньги Драчевская ячейка приобретет литературы. В селе Драчево, Меленк. уезда с 1922 года не работала библиотека. Некому было заведывать ею. Теперь же с организацией в Драчеве ячейки РЛКСМ нашлись работники и с 20 сентября с. г. Драчевская библиотека снова научала работать. Нужда в книге у молодежи, да и у взрослых большая. Есть надежда что наша библиотека заработает хорошо» («Красный Луч» 2 окт. 1924 г.).
Драчевская волость, центр — дер. Драчёво, существовала в составе Меленковского уезда с 1917 года. По декрету ВЦИК от 20 сентября 1926 года вошла в Муромский уезд. В составе волости было 13 сельсоветов: Больше-Угрюмовский, Драчевский, Иваньковский, Мало-Угрюмовский, Малышевский, Наговицинский, Неклюдовский, Никулинский, Парфентьевский, Пошатовский, Савиновский, Савковский, Санчурский. Волость ликвидирована в 1929 году, сельсоветы перешли в Меленковский район Владимирского округа.
В 1929 г. комиссией при ВЦИКе шесть волостей (Драчёвская, Дубровская, Бутылицкая, Меленковская, Лавсинская и Папулинская) были переданы в состав Ивановской области.
С 1929 года и вплоть до 2005 года село являлось центром Драчёвского сельсовета Селивановского района.
«Не торгуют необходимыми товарами В магазине Драчёвского сельпо долго не завозятся такие товары первой необходимости как керосин, гвозди, ламповые стекла и другие. Жителям приходится за ними ездить в близлежащие города, на что уходит много времени. Правленцы сельпо часто и помногу говорят об этом, а на деле не беспокоятся. Председателю сельпо тов. Сергееву пора по-серьёзному организовать доставку населению необходимых товаров» («Колхозная газета», 18 января 1953). Администрация Драчевского Сельского округа зарегистрирована 26 ноября 2002 г. Глава администрации Терехина Ирина Владимировна. Юридический адрес: село Драчево, Кирпичная улица, 2. Организация АДМИНИСТРАЦИЯ ДРАЧЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ОКРУГА АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛИВАНОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ликвидирована 3 марта 2006 г. Правопреемник: Администрация Малышевского Сельского округа.
Численность населения: в 1859 г. – 630 чел.; в 1905 г. – 498 чел.; в 1926 г. – 531 чел.; в 2002 г. – 546 чел.; в 2010 г. – 487 чел.
В селе имеются:
- сельский клуб,
- отделение почтовой связи 602350,
- МОУ "Драчевская НОШ" действует с 13 сентября 2000 г. Директор - Петухова Елена Владимировна. Кирпичная улица, д. 2. «Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)». Организация преобразована 24 июля 2013 г.
- МДОУ № 12 с. Драчево зарегистрирована 24 июля 2013 г. Директор - Петухова Елена Владимировна. Кирпичная улица, д. 2. «Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)». Организация реорганизована 24 июля 2015 г. Правопреемник: МБДОУ № 6 с. Малышево.
СПК "ЛУЧ" действует с 10 мая 2000 г. Организация ликвидирована 24 июня 2014 г.
СПК "Новый Луч" зарегистрирована 11 октября 2006 г. Председатель спк - Попов Алексей Евгеньевич. Организация преобразована 12 июля 2018 г. в ООО "Новый Луч".
- ООО "Новый Луч" зарегистрирована 12 июля 2018 г. Генеральный директор - Попов Алексей Евгеньевич. Центральная улица, д. 50. «Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур».
- ООО "Форест" зарегистрирована 30 августа 2012 г. Директор - Попов Алексей Евгеньевич. Центральная улица, д. 50. «Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность».
Церковь Казанской иконы Божией Матери
По писцовым книгам 1628-30 годов село Драчёво значится за стольником Василием Ивановичем Нагим, а до него было за князем Федором Ивановичем Мстиславским. За тем же помещиком записаны приходские деревни — Павлово, Нагавицыно тож, в ней 12 дв. крестьянских, д. Корелкино — 20 дв. и д. Санчугова, в ней 7 дв, крестьянских и 4 бобыльских. Дальнейшие сведения о церкви в селе Драчёве довольно спутаны. В окладных книгах Рязанского епископа за 1676 г. в Драчёве значится церковь Казанской Божией Матери; отсюда можно заключать, что бывшая здесь в 1628 — 30 гг. церковь была перестроена и по перестройке освящена в честь другого праздника. Но с другой стороны, в Драчёвской церкви хранился до закрытия антиминс, освященный для Архангельского храма в 1680 году Рязанским митрополитом Иосифом. В таком случае можно думать, что около 1680 г. в Драчёве был возобновлен и бывший прежде Архангельский храм. Что касается Драчёвского причта и прихода, то состав их в окладных книгах 1676 года определяется так: «при Казанской церкви двор попа Данила, дворы: дьячков, пономарский и просвирницын, в приходе двор боярский, а в нем живет прикащик, 63 двора крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. в Драчёве 85 дворов), д. Санчугова, а в ней 12 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь 34 дв.), д. Нагавицыно, в ней 28 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 47 дв.), д. Корелкина — 25 дв. крестьянских и 7 бобыльских (в 1897 г. 27 дв.), д. Угримова — 17 дв. крестьянских и 4 бобыльских (в 1897 г. здесь 77 дв.), д. Белякова — в ней 10 дв. крестьянских. Земли церковной по 3 четв. в поле». Судьба Казанской церкви в селе Драчёве остается точно неизвестной; может быть, она была разобрана при построении каменного храма. Что же касается деревянной Архангельской церкви, то она сохранялась до середины XX века, когда и была утрачена. Устройство этой церкви весьма простое; она состояла из трех срубов — алтарного, церковного и трапезного на подклетях; паперть от последнего сруба отделена стеной; крыша на церкви двускатная. На верху крыши поставлена круглая шейка, утвержденная на небольшом восьмерике; глава довольно большая обита деревянной чешуей. Над трапезой поставлена колокольница, рубленная на 8 углов и покрытая шатром. Кресты на главах восьмиконечные. Внутри церкви древний иконостас о трех ярусах; двери царские, сень и столбцы писаны на красках. Перед деисусом древнее паникадильце медное с двумя рядами шандалов. Над средней клетью, т.е. собственно церковью не обыкновенный потолок, а т. н. «верх холодный без подволоки», т.е. рубленая из брусьев крыша, служащая в тоже время и потолком. Такое устройство верха указывает на то, что Архангельская церковь была холодная. В алтаре и трапезе потолки прямые. Окон четыре весьма небольших.
Церковь Михаила Архангела в селе Драчёво. Литография Голышева И.А. 1879 г.
Каменная Казанская церковь в селе Драчёво выстроена в 1847 году и по стилистике относится к так называемой "Тоновской архитектуре" - её формы и планировка явно корреспондируют с печатным альбомом К.А. Тона, византийско-русскому стилю официальной архитектуры.
Престолов в этом храме три: главный в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы (освящен в 1853 году), в трапезе во имя Архистратига Михаила (освящен в 1848 г.) и Смоленской иконы Божией Матери (освящен в 1855 году). Утварью, ризницей, св. иконами храм снабжен был достаточно. Из св. икон своей древностью отличались Казанская и Смоленская иконы Божией Матери, икона Спасителя и запрестольные иконы Божией Матери и Иоанна Крестителя. На иконе Казанской Божией Матери венец и ризы серебряные позолочены, убрус низан жемчугом. [1] Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось — от земли церковной до 160 р. и от служб и требоисправлений до 520 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1] Земли при церкви: пахотной 34 дес. 801 саж., луговой земли не было. Что касается усадебной земли, то она дана помещиками и в состав собственно церковной земли не входила. Кроме того с 1844 г. причт Драчёвской церкви пользовался землей после упраздненной в 1807 году в сельце Савине церкви. Приход состоял из села Драчёва и деревень: Корелкина (1 вер. от церкви), Ногавицына (2 вер.), Санчугова (2 вер.), Савина (5 вер. В сельце Савине до 1807 года существовала церковь; время основания этой церкви не известно. В окладных книгах 1676 года в числе приходских деревень села Коробщиков значится деревня Савина, в которой тогда было 3 дв. помещиковых н 30 дв. крестьянских (в 1896 г. здесь 98 дв.); следовательно церковь здесь построена позднее 1676 года.), Иванькова (6 вер. Д. Иванькова вошла в состав Драчёвского прихода вместе с сельцом Савиным; в 1676 году в ней было 2 дв. помещиковых, 1 дв. задворного слуги и 7 дв. крестьянских. В 1896 г. здесь 18 дворов.), Угрюмова (2 ½ вер.) и Федоркова (5 вер. Д. Федорково образовалась в 1841 году из выселенцев из деревни Савина, а упомянутая в окладных книгах 1676 года деревня Белькова слилась с дер. Угрюмовым.), в коих по клировым ведомостям 1896 г. числилось 1395 душ муж. пола и 1777 женского, в том числе раскольников 622 души муж. пола и 661 женского. [1]
Драчевское училище Драчевской волости, в селе Драчеве, основано по ходатайству священника Александра Попова в 1868 г. Ближайший училища: Никулинское в 8 в. и Ушенское — 10 в. «Помещается в доме преподавателя свящ. А. Попова бесплатно. На содержание этого училища земство отпускает 150 руб. в год. Учащихся в Драчевском училище было 61-59 мальчиков и 2 девочки, из коих 4 мальчика удостоены свидетельств» (Состояние начальных народных училищ в гор. Меленках и в Меленковском уезде Владимирской Губернии за 1876 — 77 уч. год). В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте неудобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — дл. 8, шнр. 6, выш. 3 ½ ар. Учебных пособий недостаточно — на 100 р. 25 к. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Иоанн Успенский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1861 г., а в настоящем училище с 1878 г.; учитель Гавриил Иванов, имеет звание учителя, преподает с 1879 г., а в настоящей училище с 1880 г. Попечитель дворянин Ипполит Афанасьева Бурцев; пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 г. 42 м. и 2 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 13 м. Окончило курс со свидетельствами 2 м. Вновь поступило 16 мал. К 1-му январи 1884 года состояло 43 м. и 2 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 5, 8 — 9 л. 6, 9 - 10 л. 9, 10 — 11 л. 4, 11 — 12 л. 11, 12 — 13 л. 6, 13 - и выше 4. Из учащихся: 15 из с. Драчева, 4 из д. Корелкина в 1 в., 10 — д. Нагавщины — 2 в., 1 — дер. Савина — 5 в., 6 — дер. Зайлева — 6 в., 2 — д. Иванькова — 6 в. и 7 — д. Угрюмова — 3 в. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 9 уч., с платою по 3 р. в год. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 1 д., купеч. 1 д., крест. 43 м. Средства: от земства 225 руб., от общества 50 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 50 руб.; жалованье — законоучителю 25 р., учителю 200 р. Посещали классы не исправно 24 уч.; меры — внушение родителям. Прием в сентябре, октябре и ноябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 24-го сентября по 2-е мая. Учатся в день 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: в I отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 9, по арифметике 5; во II отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 9, по арифметике 5; в III отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 9, по Славянскому языку 1, по арифметике 4. Получили награды 2. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 3 ½ лет. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
Учащихся в 1896 году было 40. [1]
В 1881 году, ходя по домам в дер. Угрюмове, сообщает села Драчёва священник Успенский, мне пришлось слышать довольно смешной рассказ. В доме одной вдовы есть девица слепая. На вопрос, от чего ты ослепла, ответила она: «диавол ослепил глаза; он ведь силен; человек только подумай, а диавол махнул крылом и вошел в глаза и вывернул; если бы он вошел в сердце,— сердце стал бы есть; в голову — умерла бы. Мне это сказывал старик, живет в деревне Федосове, он и отчитывал. По какой книге? Говорят по псалтырю! Когда я была у него, он поглядел на меня и сказал: это в глазах твоих черт сидит. Стой, я почитаю. Читал долго, все говорил: изгони беса из рабы твоей Божией: ведь тоже от божества читал. — Ну, ведь, он тебя не отчитал? Видно так Богу угодно»... Ты бы вместо отчитывания обратилась в церковь, отслужила молебен Царице Небесной или Архистратигу Михаилу; они лучше тебе помогли-бы. «Если он не отчитал, то и Святые не могут», был ответ мне на эти слова (Владимирские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. 1882 г. № 22, 15 ноября).
Село Драчево, Меленк. уезда, является одним из главных центров раскола во Влад. губ. Раскол укреплялся тут в продолжение нескольких столетий и трудно поддается миссионерской деятельности. Главнейший толк здесь „Спасово согласие", по местному названию „младенцы “, представителем которого является богатый крестьянин В. Антонов, пользующийся благодаря деньгам большим влиянием в округе и приносящий поэтому не мало вреда православию. В видах противодействия расколу, по инициативе о. миссионера Акципетрова, устраивается в с. Драчеве единоверческий безприходный храм. Эта мера сильно встревожила местных руководителей раскольников. Чтобы в беседе с миссионером доказать правоту своей веры, они вызвали своего начетчика, пользующегося известностью в безпоповщине, слепца В.А. Войкина. Назначили беседы: „о клятвах и порицаниях", „о священстве" и „о праве мирян совершать таинства брака и крещения". В первой беседе Войкин поставил дело по новому плану; он не касался почти деяний соборных, но все время обвинял православную церковь в ересях. Однако все усилия Войкина привлечь на свою сторону слушателей остались бесплодными. После речи о. Акципетрова многие колеблющиеся люди, вначале деятельно помогавшие раскольникам, решительно встали на сторону православных. Да и сами руководители местных раскольников были недовольны своим начетчиком.
В ночь с 22 на 23-е октября 1906 г. в с. Драчеве, Меленков. уез., сожжен в своем доме священник (Василий Генерозов) и его жена. Неизвестные злоумышленники, проникнув в дом, подожгли его и убежали, заперев снаружи замком. Неизвестно, что они делали в дому, грабили-ли, убили-ли священника н потом подожгли. Производится следствие. Сгоревший был старик, равно и жена его. („Владимирец", № 72-й.). «Поп села Драчево Мелен. у. за обедни, «панихиды» и разные «требы» не берет деньгами. Случается кто-нибудь за «панихиду» дает деньгами, то наш поп в бешенстве кидает их говоря: «на них ничего не купишь», куда мне они, давайте мукой. И дают. Так «пресвятой отец»! Мукой куда выгоднее!!!» («Луч», 29 января 1921 г.). «Церковный сторож с. Драчево, Меленк. у. и он же секретарь волисполкома – А. Терехин, не довольствуясь тем, что каждый «престольный праздник» рыскает вместе с попом по селениям, сбирая пироги,- придумал еще одну «доходную статью»: разослал по селениям «бумажки», чтобы ему, как сторожу церкви собрали вместо денег картофеля… Но увы!.. оказалось «святые поборы» надоели и верующим. Ему ответили на бумажки отказом» («Луч», 8 июня 1921 г.).
«Поп села Драчева ходил с молебном на «престольн. праздник» по дер. Савину (Драчевской в.), за что с каждого домохозяина брал по 2 р. деньгами (23 г.), 2 яйца, и хлеба «кто, сколько даст». Если, получал отказ в хлебе, то просил картофеля «на обсеменение». И гр. дают... Поп набрал изрядный куш. Граждане, довольно бы без пользы сорить свое добро! У вас есть школа, ей нужен ремонт. Позаботтесь лучше об этом: ведь школа принесет свет вашим детям» («Луч», 3 июня 1923).
«Крестьяне села Драчево, Селивановского района, постановили закрыть имеющуюся в селе церковь, а помещение ее использовать под больницу» («Призыв», 29 января 1930 г.).
Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Драчёво
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Журнал собеседований с уклоняющимися от церкви Божией лицами—прихода села Драчева, Меленковского уезда, за 1-ю половину 1876 года
С благословения Архипастырского, во исполнение указа Духовной Консистории от 29-го Ноября 1875 года за № 8171, по одобренной Архипастырем программе, мною, священником Поповым, в течении сего полугодия многократно были предлагаемы заблуждающим увещания, на каковые собеседования к увещанию собиралось от 7 до 20 человек. На одном из собеседований председательствовал местный о. благочинный, случайно на ту пору прибывший. Первое собеседование было 25-го Февраля. Началась беседа прочтением Евангелия, читанного в 1-ю неделю Великого поста—о призвании Иисусом Христом Нафанаила; по объяснении Евангелия было сделано приложение, что христианам, при суждениях о вере, надобно, подобно Нафанаилу, быть беспристрастными, без лукавства, лести и обмана искать истину. Тогда только беседа о вере, Богу содействующу, не останется без последствий во спасение души. Итак мы станем искать истину, а не спорить. По заявлению самих раздорников предметом собеседования избран был трактат о разности перстосложения при крестном знамении. Мы, сказали раздорники, знаменуемся двуперстием по тому, что оно есть древле-отеческое. В опровержение сего им прочитано было из бесед Пр. Филарета к глаголемому старообрядцу с стр. 184, где доказано, что триперстное сложение древнее двуперстного,— а так же из журнала «Истина» (книжка 29) ст. о том, что в Православной церкви употреблялось триперстное и местами двуперстное перстосложение,— но все же в Православное исповедание Богословии, и словом и делом, и в обличение еретиков—богохульников; двуперстием молились в конце 5 века в обличение еретиков монофизитов, признававших во Христе одно Божеское естество: это в Сирии и Армении,— в прочих же местностях все всегда молились триперстно. От чего же вам треперстное сложение до того претно, что, если вам изобразить его придется, то слагаете его левою, а не правою рукою, боясь, вероятно, иначе оскверниться. На сие раздорники сказали, что «мы и ваше перстосложение не охуляем, но сами знаменаемся двуперстием потому, что наши отцы так знаменались, и нас так благословили». Вследствие сего, им объяснено было, что если вы не охуляете триперстия,— в нем туже св. Троицу, как в своем двуперстии, веруете и воображаете, то вам св. Церковь не возбраняет знаменаться двуперстно,— и затем прочитано было из Истины 29 кн. о том, как появились два разных перстосложения, откуда видно, что единовременно Православные христиане для отличия от монофелитов, крестились в Сирии и Армении двуперстно, а в местностях Греции, зараженных несторианством, крестились триперстно. Второе собеседование было на 2-й неделе Велик. поста. Начато было возобновлением прежней беседы, в коей договорились до того, что, если св. Церковь не возбраняет вам молиться двуперстием, то почему вы, старообрядцы, не ходите в церковь. На сие они ответили: не ходим в церковь потому, что в ней все древне-отеческое проклято: проклято, например, наше перстосложение и проч. Вследствие сего, мною прочитана была им из Февральской книжки Душеполезного чтения 1871 года прекрасная статья о клятвах Собора, где отчетливо доказано, что клятвы Собора 1667 года не на обряды положены, а на тех, кои упорно стоит на том, что только именно одни, яко бы старые, обряды спасительны, все же держащиеся употребляемых Церковию обрядов прокляты. Итак, присовокуплено было, видите, что Церковь отнюдь не только не проклинает, но и благословляет к употреблению и двуперстие, чему доказательством служат новоблагословенные церкви. Третья беседа была 10-го Марта в среду Крестопоклонную. Объяснив, что ныне за Преждеосвященной обедней св. Церковь особою молитвою молилась о просвещении благодатным светом веры Христовой тех, кои вне церкви Христовой, справедливо заключаю, что тем более Церковь заботится о возвращении в свои недра ее чад, вас, старообрядцы, от нее по неведению уклоняющихся; вследствие чего предлагаю вниманию вашему учение о том, что нельзя без Церкви спастися, каковую истину не стану доказывать человеческими соображениями, но вместо их предлагаю вниманию вашему достоверные свидетельства от книг древних, вами уважаемых. Нельзя нам с вами иметь всех старинных книг, на что бы потребовалась громадная сумма; в сем случае много послужил нам один Христолюбец. Он, сам ища веры, перечитал множество старопечатных книг и древних памятников письменности,— и чрез сие сам ясно и непоколебимо убедясь в правоте Церкви и неправоте верований уклоняющихся от св. Церкви,— на пользу собратий заблуждающих собрал из древних читанных им книг и сделал подлинные выписки из тех старопечатных книг, так что каждый добросовестный, ищущий правой веры истинной, не имея под руками всех старопечатных книг, в этих выписках изо всех книг, имеет все нужное на случай справок в свое убеждение. Вот как толкуют старинные книги о том, что вне Церкви, нет спасения. После чего одному из собеседников дана была книга — выписки Озерского — для прочтения вслух всех, и он прочитал о том в 1 ч. с стр. 1 до 9-й. На представленные от раздорников ходячие изречения из Златоуста: Церковь не стены и покров, но вера и житие и проч., мною прочитано было им разъяснение в 31 кн. Истины, где доказано, что раздорники имеют недостаток в самой вере, взыскуемой св. Златоустом, ибо они убегают св. Таинств. Значит, у вас, старообрядцы, без Таинств Христовых живущим, не вера, а безверие, — следовательно нет Церкви. Раздорники возразили: вашею Церковию очень много сделано послаблений, наприм. в ядении и питии с неверными и еретиками; у вас не возбраняется молиться с отлученными, тогда как по древним книгам все сие осуждено; кроме того в вашей Церкви нет порядка в молитве, кто кланяется, кто стоит; в церкви ныне не умеют начала положить, молятся без подрушников и лестовок. — На все эти возражения прочитано было в 31 кн. Истины опровержение, в статье — ответы безпоповцу. Четвертая беседа была 17-го Марта. Прочитано было житие Алексея — человека Божия. Из жития видно, что Алексей — человек Божий, живя 17 лет в Едессе близь церкви Пресвятой Богородицы, не опускал ни одного праздника, чтобы не причаститься св. Таин. Выслушав сие раздорники сказали, что о многих Святых мы слыхали, спасшихся без Церкви и без св. Таин. В опровержение сего им прочитано было мною «истинно древняя Православная Церковь» со стр. 344 до 351, где доказано, что Святые все дорожили приобщением св. Тайн, и всегда оных причащались, лишь бы была к тому возможность. Если же в житиях о сем не упомянуто о некоторых, как иногда не упомянуто о том, что они крестились; то сие, по словам преподобного Иосифа Волоколамского, потому, что не нужно есть писать о (сих, ибо все знают, что без Крещения и Причастия нельзя быти и христианином. Пятое собеседование было в Духов день. Объяснив историю праздника, я перешел к тому, что без благодати Св. Духа спастись никому нельзя, а благодать Божия, по Господню установлению, нисходит на человека в семи Таинствах под усвоенными каждому знаками, так как и на Апостолов Дух Святой сошел в виде языков огненных, т. е. в знаке видимом. Значит, уклоняющиеся от Церкви Божией не имеют у себя благодати Св. Духа,— в доказательство чего прочитано было из а Истины» кн. 17 стр. с 15 до 20. Из простецов же совершать Тайны никто не может, ни даже самое Крещение, разве нужды крайней,— о чем прочитано было из кн. «Истинно древняя Православная Церковь» стр. с 309 до 323. Кроме сих общих бесед было много собеседований с отдельными лицами, у коих были совершаемы кем то требы по раскольническому обряду, как то: с крестьянином деревни Федоркова Иваном Антоновым, который для прочтения взял у меня книгу «Беседы к глаголемому старообрядцу»,— и, судя по виденным мною у него в доме в той книге закладкам, уверяюсь, что та книга им была читана; деревни Санчукова с крестьянами — Иваном и Андреем Федоровыми и Иваном Николаевым Пименовым — по случаю крещения их детей в расколе; после каковых собеседований сей последний, Иван Николаев, заявил желание — свое дитя, с год назад тому крещенное по расколу, окрестить по церковному обряду,— и в 19 день Апреля сего года над сим младенцем довершено было Крещение прочтением положенных молитв и совершением Таинства Миропомазания, как и записано сие под тем числом в Метрической книге. При сем смею заявить, что раздорники не оказывают должного доверия на собеседованиях и к представляемым свидетельствам из книг старопечатных потому, что решительно никаких нет под руками подлинных старопечатных книг, ни даже Большою Катихизиса. Увещания заблуждающим, при вышеозначенных руководствах и пособиях, производил священник села Драчева Александр Попов.
Источник: «Владимирские епархиальные ведомости». Неофициальная часть № 23 (1 декабря) 1876 г.