Костенец — посёлок в Селивановском районе Владимирской области России, входит в состав Малышевского сельского поселения.
Посёлок расположен в 13 км на северо-запад от центра поселения села Малышево и в 32 км на юго-запад от райцентра рабочего посёлка Красная Горбатка. Поселок Костенец расположен на реке Костянке - притоке Ушны. Река Костянка берёт начало у деревни Пивоварово. Длина реки 9,5 километров. Протяжённость пересыхающего участка русла 2,5 километра, площадь бассейна 271 кв. км (обычно у рек такой длины площадь бассейна редко превышает 70-80 кв. км, но в зоне карстов такое бывает). Длина притока Костянки - ручья Соница 7 километров, протяжённость сухого русла 5,5 километров. Длина притока Костянки реки Марса - 14 километров, протяжённость сухих участков русла 8,5 километров. Более мелкие ручьи (здесь их немного) стоят сухими практически на всём своём протяжении.
На Марсе, благодаря особенностям геологии в низовье реки, создан крупный, по местным меркам, пруд (максимальная длина составляла 3,9 километра, максимальная ширина у плотины - 245 м). Местное население называет его озером Марса. Пруд всегда считался рыбным, но в последние годы сильно обмелел. Так, например, его протяжённость сегодня не превышает 1,5 километров.
Костенецкий карьер открыт в 1968 году. Поселок образован при разработке Костенецкого месторождения известняков.
Численность населения: в 2002 г. – 357 чел., в 2010 г. – 260 чел.
В посёлке расположены:
- фельдшерско-акушерский пункт, - сельский клуб,
- детский сад № 11 (МДОУ Детский Сад № 11 действует с 30 января 2002 г. Заведующая Колпакова Альбина Александровна. Адрес: поселок Костенец, 3. Организация ликвидирована 4 июля 2011 г.),
- Начальная Общеобразовательная Школа (Муниципальное Общеобразовательное Учреждение "Костенецкая Начальная Общеобразовательная Школа" Селивановского района Владимирской области действует с 14 марта 1997 г. Заведующая Колпакова Альбина Александровна. Адрес: поселок Костенец, Школьная. Организации реорганизована 24 декабря 2010 г. Правопреемник: МДОУ № 11 п. Костенец. МДОУ № 11 п. Костенец зарегистрирована 24 декабря 2010 г. Заведующий Колпакова Альбина Александровна. Адрес: поселок Костенец, 29. Организация реорганизована 8 ноября 2013 г. Правопреемник: МБДОУ № 6 с. Малышево.),
- отделение федеральной почтовой связи.
"Костенецкий Карьер"
Юромский щебзавод Службы пути Горьковской железной дороги основан до января 1951 года.
На основании приказа Службы пути Горьковской железной дороги от 4 июня 1964 года № 59/4 Юромский щебзавод Службы пути Горьковской железной дороги реорганизован в Костенецкий щебзавод Службы пути Горьковской железной дороги. Предприятие создано в рамках реализации программы по переводу железнодорожных путей на каменную балластную основу.
Костенецкий Карьер считался перспективным: небольшая вскрыша, лёгкие условия добычи, большие запасы известняка требуемого качества и пр.
К месторождению подведены ЛЭП - 10, асфальтовая автодорога, железнодорожная ветка, создана прочая необходимая для освоения месторождения инфраструктура. Годовая производительность предприятия составила в среднем 400 тысяч тонн щебня в год. Численность работающих превышала 400 человек.
Рядом с заводом вырос посёлок Костенец. «На Костенецком щебеночном заводе постоянно повышается производительность труда. Во многом этому способствует ввод в эксплуатацию новой техники. Так, например, в действие вводится камнедробилка СМ-155. Это позволит, не только увеличить выпуск продукции, но и улучшить ее качество. Знаменательным является то, что большую заботу о повышении производительности труда проявляют сами рабочие. Среди них много активных рационализаторов производства. Это токарь М. Гурусин, сварщик В. Варзанов, слесарь Ф. Пичугин, машинист камнедробилки Ю. Петров и другие. Рационализаторы предложили использовать зимой для подогрева смазочных средств воздухоподогревательную машину, что даст солидный экономический эффект» («Призыв», 28 июня 1970).
В начале 90-х годов железные дороги стали переходить на балластную основу из гранитного щебня. В 1991 году предприятие модернизировано и добывало щебень для строительства местных автодорог.
На основании приказа Владимирского объединения "Агропромдорстрой" от 3 августа 1990 года № 321 Костенецкий щебзавод с 3 августа 1990 г. перешел в подчинение объединения "Агропромдорстрой". На основании приказа акционерного общества строительно-промышленной компании "Владимирагропромдорстрой" от 18 сентября 1991 года № 50 Костенецкий щебзавод Владимирского объединения "Агропромдорстрой" с 18 сентября 1991 г. реорганизован в Костенецкую щебеночную фирму АО строительно-промышленной компании "Владимирагропромдорстрой".
Но в конце 90-х годов оно практически прекратило существование.
До 2000-х годов к посёлку вела и железнодорожная ветка протяжённостью 25 километров от станции Безлесная на железной дороге Ковров - Муром. Назначение дороги - вывоз щебня с Костенецкого карьера. Железная дорога за ненадобностью разобрана.
На основании Постановления главы местного самоуправления Селивановского района от 20.08 1996 г. № 218 зарегистрировано открытое акционерное общество (ОАО) "Костенецкий карьер" на базе Костенецкой щебеночной фирмы АО строительно-промышленной компании "Владимирагропромдорстрой". На основании решения Арбитражного суда Владимирской области от 17.06.2004 г. дело №А11-1846/2002-К1-94Б открытое акционерное общество (ОАО) "Костенецкий карьер" признано банкротом, открыто конкурсное производство. На основании определения о завершении конкурсного производства Арбитражного суда Владимирской области от 21.12.2006 г. дело №А11-1846/2002-К1-94Б конкурсное производство ОАО "Костенецкий карьер" завершено.
ООО "Костенецкий Карьер" зарегистрировано 14 декабря 2004 г.
Костенецкий карьер - это два горноотводных участка. Площадь проекции первого горного отвода составляет 60,86 Га. Площадь проекции второго горного отвода - 40,8Га. Годовой объём добычи щебня составляет - 200-300 тысяч тонн.
Генеральный директор - Березкин Николай Валентинович.
Адрес: Владимирская область, Селивановский район, поселок Костенец.
Сайт: https://www.xn--80ajabngdcczj6abdp1exf.xn--p1ai/
Перед посёлком Костенец шоссе пересекает реку в тех местах, где она особенно живописна (не уступает Колпи) и популярна у любителей сплава.
Весной сплавы обычно начинают от деревни Никола-Ушна, расположенной на автомагистрали Владимир - Муром - Арзамас или даже у деревни Гусёк, расположенной в 12 километрах выше по течению Ушны (в 7,5 километрах от Никола-Ушны по шоссе). Заканчивают сплав, как правило, у посёлка Новлянка, так как ниже посёлка живописные ландшафты сменяются на более прозаичные: плоская низина, разбитая на многочисленные карты мелиоративными канавами. Раньше это были сельхозугодья (пашни, сенокосы, пастбища). В настоящее время многие карты заброшены и зарастают древесно-кустарниковой растительностью (некоторые из них заболачиваются).