Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
21:49
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Пятисотлетие со дня кончины преподобного Евфимия (1904 г.)

Торжество пятисотлетия со дня кончины основателя Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря преподобного Евфимия

В 1904 году исполнилось пятьсот лет со дня блаженной кончины преп. Евфимия, основавшего при содействии князя Бориса Константиновича Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Преподобный окончил свое подвижническое житие 1 апреля 1404 года. С разрешения высшей духовной власти торжество пятисотлетия положено было праздновать 4 июля 1904 г., так как в этот именно день, т. е. 4 июля, в 1507 году обретены были нетленные мощи великого Суздальского подвижника.
О житии и деятельности преп. Евфимия и прошлом основанного им монастыря существует в нашей церковно-исторической литературе не мало работ и исследований. Есть и отдельное историческое описание Суздальского монастыря, составленное в 1869 году Л. Сахаровым. Второе издание книжки Л. Сахарова, исправленное и дополненное, напечатано было по желанию и усердию архимандрита Спасо-Евфимиева монастыря Досифея в 1877 году. Оно служит лучшей справочной книгой и до последнего времени; в нем собраны сведения о монастыре частью на основании письменных документов, частью на основании более достоверных устных преданий. В виду этого в настоящем очерке не представляется особенной надобности входить в подробное изложение прошлого Спасо-Евфимиева монастыря и жизнедеятельности его основателя. Будет, кажется, вполне достаточно ограничиться выдержкой из одного документа второй половины XVIII столетия, имеющего не малое историческое значение письменного первоисточника, составители которого жили на лет 130 ближе нас ко времени первоначального основания монастыря.
10 декабря 1778 г. в Св. Синоде было определено затребовать от всех монастырей обстоятельные известия о времени их основания и важнейших событиях их прошлого. Ввиду данного определения настоятель Спасо-Евфимиева монастыря представил 4 мая 1781 г. историческую записку о монастыре такого содержания (Записка 1781 г. легла в основу сведений, сообщенных о Спасо-Евфимиевом монастыре в Истории Российской иерархии.).
«В лето от создания мира 6860 года (1352) благочестивый и великий князь Новгородский и Суздальский Борис Константинович по благоизволению своему, с согласием тогда бывшего Архиепископа Иоанна, приискав место от полунощной страны вверх по реке Каменке, близ града Суздаля, сам мотыкою начал на основание храма во имя Христова Преображения ров копать; и по его княжескому повелению начали каменные созидать стены. Сие здание поручено было в смотрение и попечительство присланному по требованию великого князя из Нижегородского Печерского монастыря иноку Евфимию. По устроении храма и украшении, благоверный великий князь Борис Константинович, взяв с собой помянутого преосвященного, кой ныне в архиерее-престольном Суздальском соборе нетленно почивает, Иоанна, со всем собором и причтом церковным прибыли в новоустроенный монастырь и освящение храма совершили в 6865 (1357) году. И означенный преосвященный Архиепископ Иоанн, по повелению великого князя и по избранию своему, предписанного инока, рукоположив в диакона и пресвитера, произвел в архимандрита с палицею, в шапке и с рипидами, определя ему иметь и по нем будущим преемником священно-служения, которому благоверный великий князь Борис Константинович препоручил множество казны на построение обители и келлий и на все нужное строение, что оным же архимандритом Евфимием и совершено.
Сей архимандрит в лето 6912 (1404) месяца апреля 1 дня скончался.
В 7009 (1501) году в бытность архимандрита Константина все монастырское здание погорело и от подаяния христолюбцев им же архимандритом возобновлено. Но церковь, благоверным князем Борисом Константиновичем устроенная, уже обветшала. Вместо оной малой и ветхой архимандрит Кирилл с братией, кой послежды был Архиепископом града Ростова, вознамерился большую сооружить в тоеж Христова Преображения имя церковь иждивением монастырским при епископе Суздальском Симеоне. И когда начали в 7015 (1507) году июля в 4 день ров копать к десной стороне, тут сыскан гроб обложен тремя камнями в стене старой Преображения церкви и покровен, а в нем нетленно почивающего строившего монастырь архимандрита преподобного Евфимия обретены мощи. Освящена сия вторая церковь 7019 (1511) года, при державе великого князя Василия Иоанновича всей России.
В 1776 году от Рождества Христова благополучно самодержавствующая Всероссийский престол великая императрица Вторая Екатерина Алексиевна на возобновление ветхостей монастырских и упалых двух каменных стен соизволила пожаловать сумму с государственной коллегии экономии, с которой как церковь большая, так и все нужнейшее строением и починкой совершено. И от устроения Спасо-Евфимиева монастыря по настоящий от сотворения мира 7289 (1781) год числится 429 лет. От начала монастыря даже до течения сего года всегда были настоятелями архимандриты, а о достопамятных происшествиях, были-ли каковы, ничего подлинно не отыскано. К сему известию архимандрит Гервасий руку приложил» (Арх. Суздальской дух. консистории. 1781 г., № 232.).

Ко дню торжества пятисотлетия со дня кончины преподобного Евфимия в Суздаль прибыли Преосвященнейший Никон, Епископ Муромский, Преосвященнейший Исидор, Епископ Балахнинский, Ректор Владимирской семинарии архимандрит Евгений, ключарь Владимирского Кафедрального собора прот. Принкипс Евгенов и некоторые представители светской власти Владимирской губернии во главе с Начальником губернии Владимирским Губернатором И.М. Леонтьевым. Общества хоругвеносцев разных городов (Москвы, Владимира, Коврова, Троимой Сергиевой Лавры) прислали своих представителей для присутствования на торжестве и принятия участия в крестном ходе. Хоругвеносцами сделано несколько подношений в дар Суздальскому монастырю. Особенно сочувственно откликнулись на торжество граждане Нижнего Новгорода, из области которых вышел преподобный Евфимий, основатель Суздальского монастыря. Из Нижнего прибыли на празднество представитель города Городской голова, принесший от Нижегородцев в дар монастырю, крест и евангелие, и уполномоченные ученых обществ. Стечение богомольцев было громадное. Прибывшими на богомолье заняты были не только все постоялые дворы, но и дома частных лиц.
Накануне торжества в 1 час 10 минут дня в соборный храм Спасо-Евфимиева монастыря прибыли Преосвященнейший Никон, Епископ Муромский, и Исидор, Епископ Балахнинский. При входе в храм Владыки были встречены настоятелем обители архимандритом Моисеем, после сего приложились к св. иконам и мощам. Преосвященнейший Никон при провозглашении многолетия осенял собравшийся в храме народ св. крестом.
В 4 часа дня Преосвященнейшим Исидором, Епископом Балахнинским, отслужен был молебен пред мощами преподобного Евфимия. В 6 часов началось всенощное бдение. На правом клиросе пел хор Владимирских архиерейских певчих под управлением опытного регента А.Е. Ставровского. На литию выходили — Преосвящ. Исидор, два архимандрита — Ректор семинарии архимандрит Евгений и настоятель монастыря Моисей, ключарь собора протоиерей Принкипс Евгенов, благочинный г. Суздаля прот. Алексей Вишняков и казначей монастыря иеромонах Иоанникий. Соборный храм монастыря был переполнен молящимися. На седальнах кафизм настоятелем монастыря архимандритом Моисеем произнесено было поучение, в котором проповедник старался выяснить сущность монастырского торжества.
На другой день, т.е. 4 июля, в половине девятого из Суздальского собора направился крестный ход к Спасо-Евфимиевой обители. В ходе приняло участие все Суздальское духовенство: несены были все наиболее уважаемые Суздальские иконы. На всем протяжении — довольно значительном — от Суздальского собора до Спасо-Евфимиева монастыря стоял народ, поднявшийся и наполнивший главную Суздальскую улицу еще с рассветом. Погода стояла ясная; зрелище было величественное. В 45 минут десятого крестный ход подошел к обители и у св. врат ее встречен был Владыками и духовенством. После этого началась Божественная литургия.
Литургию совершали Преосвящ. Никон и Исидор, архимандриты Евгений и Моисей, ключарь собора прот. Принкипс Евгенов, благочинный г. Суздаля прот. Алексей Вишняков, учитель Суздальского дух. училища прот. Снегирев Михаил Степанович и казначей монастыря иеромонах Иоанникий. За литургией рукоположены были два ставленника — Ив. Горяинов в священники (с. Заколпья) и Михаил Крутецкий, назначенный священником в пог. Багаевский, в диакона. При окончании литургии, после «Буди имя Господне» из царских врат вышел Преосвященнейший Никон и произнес народу слово, посвященное памяти преп. Евфимия и празднуемого в честь его торжества. Слово выслушано было присутствующими с глубоким вниманием. Народ, собравшийся в литургии, не только наполнял соборный монастырский храм, но не вмещался и в ограде монастыря. Огромные толпы молящихся теснились на площади пред монастырем, где устроен был деревянный помост, покрытый красным сукном, для отправления молебна Угоднику.
По окончании литургии начался торжественный крестный ход с мощами преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца, вокруг монастырского храма. В ходе приняли участие прибывшие на торжество хоругвеносцы, все Суздальское духовенство и некоторые из духовных лиц, прибывших на праздник из уезда. Во главе хода шел Преосв. Исидор. Гроб с мощами преподобного Евфимия несен был под балдахином священнослужителями. На гробе положены были по усиленной просьбе Нижегородцев крест и евангелие, принесенные ими в дар монастырю от г. Нижнего. Пред гробом несли шапку препод. Евфимия и его тяжелые железные вериги. При появлении гроба с мощами преподобного благоговейный молитвенный восторг собравшегося народа достиг высших пределов. Многие плакали. Повсюду слышались молитвенные воззвания. «Родимый, обратилась ко мне одна старушка со слезами на глазах, а пойдет-ли ход за монастырские ворота? Православных-то там сколько! Ждут не дождутся увидеть Угодника». Я успокоил растроганную старуху.
Крестный ход при пении молебна преподобному Евфимию обошел монастырский храм, вышел за ворота монастыря и остановился у помоста, устроенного на монастырской площади. На площади молебен был окончен, и крестный ход направился обратно к монастырю. Народ окропляли святой водой. По внесении гроба с мощами преподобного в храм, он поставлен был в раку, которую обновили ко дню торжества.
По окончании богослужения в келлиях настоятеля монастыря собрались представители светской власти и местных ученых обществ для принесения приветствий с празднуемым торжеством. Чрез некоторое время в комнату, где собрались для приветствий, вошел и настоятель монастыря архимандрит Моисей. Первоначально прочитаны были приветствия от Нижнего Новгорода, Нижегородской Ученой Архивной Комиссии и Нижегородского Церковно-Археологического Общества. Затем Председатель Владимирской Ученой Архивной Комиссии Владимирский Губернатор И.М. Леонтьев прочитал адрес от лица Владимирской Архивной Комиссии такого содержания:
«В настоящий день торжества одного из старейших монастырей Владимиро-Суздальского края, Владимирская Ученая Архивная Комиссия считает своим долгом приветствовать Спасо-Евфимиев монастырь с исполнившимся пятисотлетием со дня кончины его основателя. Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в течение своего полутысячелетнего существования являлся не только источником религиозного благочестия и воспитания для русского народа, но и хранителем русской церковной старины. Преклоняясь пред великим церковно-общественным и археологическим значением Спасо-Евфимиевой обители, Владимирская Ученая Архивная Комиссия ныне выражает свое искреннее желание, чтобы священные памятники достославного монастыря и впредь продолжали неизменно привлекать интересы и внимание ученых исследователей местной старины в такой же степени, в какой они привлекали его до сих пор».
По прочтении адреса от Комиссии Его Превосходительство приветствовал настоятеля монастыря от себя, как Начальника губернии, и от дворян, представители которых — княгиня София Александровна Голицына, Владимирский Полицеймейстер В.А. Иванов и др. присутствовали здесь.
По принесении приветствий Начальник губернии, а с ним и другие отбыли из монастыря.

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 14-й. 1904 г.).
Евфимий Суздальский
Спасо-Евфимиев монастырь.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Николай (29.10.2019)
Просмотров: 878 | Теги: Суздаль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru