Живописные фрагменты периода средневековья в Рождественском соборе г. Суздаля
Живописные фрагменты периода средневековья в Рождественском соборе г. Суздаля (история открытия и изучения)
Л.Ю. Белова
Рождественский собор г. Суздаля интересует исследователей уже в XIX веке. Его историю описывают владимирские краеведы. Однако существования под поздними записями древних фресок в этот период никто даже не предполагает. Единственной работой, посвященной настенной живописи кафедрального собора города, является выпущенный в конце столетия В.В. Сусловым альбом «Памятники древнего русского зодчества», где публикуются копии настенной живописи и обмеры архитектурных деталей собора, выполненные В. Рихтером. Альбом сопровождается описанием живописных композиций, украшающих его стены и сообщениями о других достопримечательностях храма.
После революции, в 1926-28 годах, к изучению собора приступает профессор К.К. Романов. А уже в начале 30-х годов А.Д. Варгановым была обнаружена живопись 1635 г. В 1938 году молодой суздальский исследователь делает уникальное открытие. На южной стене диаконника, левее пилястры, им было раскрыто несколько фрагментов фрески с изображением ступней и нижней части власяницы, а также святой на южной пилястре. В 1940 г. открытия А.Д. Варганова пополнились орнаментированным декором юго-западного аркосолия и росписью дверного проема лестницы на хоры. По материалам своего открытия А.Д. Варганов делает первую публикацию, где предлагает датировку вновь открытых фресок, высказывает предположение о работе местных мастеров и даже называет имя заказчика, хотя, как оказалось, неверное. Эта живопись, выполненная сразу же после строительства собора в 1233 году, привлекла внимание историков искусства и получила широкую известность.
Успенский собор. Фрагменты фресок. Конец XI – начало XII в.
Успенский собор. Фрагменты фресок с граффити XII – начало XIII в.
Роспись аркосолия Рождественского собора. XIII в.
С 1936 года, несколько сезонов, А.Д. Варганов и ивановский археолог А.Ф. Дубынин проводили археологические раскопки в Суздале. Во время этих работ были обнаружены многочисленные кусочки штукатурки различной величины с красочным слоем, которые легли в основу коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника фрагментов монументальной живописи Рождественского собора. В своих публикациях 70-х гг. ученые сообщают, что ими были обнаружены фрагменты живописи более раннего периода, чем ныне существующий собор XIII-XVI вв. В юго-западном углу кирпичного здания Владимира Мономаха сохранился фрагмент нижней части фрески шириной 60 см и высотой 15 см. Фреска имела орнаментальный сюжет в виде зеленых и синих разводов по белому фону с красной обрамляющей широкой полосой по краю /«подольная часть полотенца»/. Фрагмент сняли со стены, а А.Д. Варганов выполнил его консервацию и передал в суздальский музей. Этот фрагмент исследователи отнесли к периоду Мономаха. К следующему периоду, времени Юрия Долгорукого, А.Д. Варганов относит несколько фрагментов. Один из них - на северной стене в специальной нише за саркофагом княгини Февронии, похороненной в соборе в 1202 году, жены Михаила Юрьвича, матери Евфросинии Суздальской. Другие фрагменты, с изображением растительного орнамента, были зафиксированы исследователем на северной грани юго-западного пилона, в южной апсиде на ее первом ярусе. А.Д. Варганов также отмечает, что подобные фрески сохраняются на северной пилястре, скрытые под многими слоями, а также в южной апсиде в ее первом этаже».
Летом 1967 года в Рождественском соборе проводились реставрационные работы в нижних частях основного четверика, в притворах, на столпах, в алтарной части. В этот период реставраторами ВСЭНРПМ была проведена полная расчистка живописи ХIII века в диаконнике. Тогда же разобрали примыкавшую к южной стене часть поздней западной стены с целью завершения раскрытия фрагмента росписи XIII века. В настоящее время в диаконнике Рождественского собора представлены все сохранившиеся фрагменты с изображением аскетического вида старцев, ног фрагментами власяницы отшельников, растительный орнамент фрагмент сюжетной композиции. В ходе реставрационных работ искусствоведом ВСЭНРПМ И.И. Власовым была написана историческая справка. В ней выдвигается идея о возможности росписи собора в XV веке. К этому периоду автор относит фрагмент с изображением нижней части лица и бороды на верхней части пилястры северной стены диаконника, орнамент на подольной части средней пилястры северной стены и орнамент на подольной части средней пилястры южной стены диаконника.
Реставрационные работы 1974 года, проводившиеся с целью приведения интерьера собора в экспозиционный вид, и аварийные укрепления живописи в 80-х гг., новых открытий не принесли. В сентябре 1989 года реставраторы работали в центральной апсиде. Они укрепляли живопись за киотом, который закрывал эти участки и был разобран. Кроме укрепления была проведена расчистка живописи панели и сюжетных композиций над ней. Открывшаяся стенопись относится к 1635 г. Но кроме этого, удалось пополнить и коллекцию живописи XIII века. На орнаментированной панели XVII века, в центре апсиды, реставраторами был обнаружен и расчищен небольшой фрагмент с изображением шестилепесткового цветка XIII века.
В 70-х годах, на основе изучения открытий реставраторов, И.И. Власов выполнил схему реконструкции живописи 1233 г. в диаконнике Рождественского собора. В этой же статье, «Живопись 1233 года в диаконнике Рождественского собора г. Суздаля и ее реконструкция», И.И. Власов несколько пересмотрел датировки и к XIII веку отнес не только фрагменты на северо-восточной пилястре и на торцовой части стены, стыке алтаря и диаконника, но также фрагменты живописи на основании северной и южной лопаток перед притворами (орнамент в виде переплетающихся лент).
«Орнамент в виде переплетающихся лент». Южная лопатка (перед входом в южный притвор) южной стены. (XIII в. ?)
Возможно, по-новому посмотреть на ленточные орнаменты северной и южной лопаток перед притворами И.И. Власова заставило изучение Рождественского собора ГК. Вагнером, который почти в то же время выпускает книгу «Белокаменная резьба древнего Суздаля». В ней орнамент южной лопатки приводится как образец двух периодов росписи собора - XII и XIII вв., так как в правой части этого фрагмента из-под слоя известковой подготовки видна более древняя роспись. Избегая темы реконструкции живописи диаконника, Г.К. Вагнер не мог не коснуться вопроса системы росписи всего храма, используя свои знания белокаменной резьбы.
Капитель фасадной полуколонны с растительным орнаментом. XIII в.
В этот же период в газетной статье А.Д. Варганов, давая общую характеристику архитектуры Рождественского собора и его живописного убранства, отмечает, что к периоду княжения Юрия Всеволодовича относится также фрагмент нижней части юго-западного пилона /орнамент/ и живопись на северо-восточном пилоне за иконостасом. Он пишет, что среди фрагментов XIII века на столбе сохранилось миниатюрное изображение двух мужских фигур с удочками на плечах, идущих, как он предполагает, рыбную ловлю. Вместе с тем, расположенную ниже композиции с рыбаками фигуру воина в плаще с мечом А.Д. Варганов датирует XV веком.
Рождественский собор. Рыбаки. Фрагмент фрески северо-восточного алтарного столба. XV в.
«Орнамент» (XIII в. ?). северная грань юго-западного пилона
Рождественский собор. Святой. Фрагмент фрески южной стены дьяконника. XIII в.
К этому следует добавить, что во время реставрационных работ 1967 г. А.Д. Варгановым на южном пилястре при раскрытии фигуры святого XIII в. был снят со стены фрагмент на тонком в 1 см. штукатурном слое с изображением «головы святого с желтым - нимбом, в темном монашеском облачении», который он отнес к росписи после ремонта 1528-1530 гг. А в другой статье, напечатанной уже в 1978 году, исследователь меняет свое мнение и относит эту живопись к XV веку.
Сложность датировок сохранившихся в соборе фрагментов живописи, выполненных после 1233 г., объясняется тем, что о росписи собора в XIV-XV вв. и после его перестройки в XVI в. - ничего не известно. Н.Н. Воронин сообщает: «После перестройки 1528-1530 гг. он оставался, видимо, нерасписанным, а в 1577 году пострадал от пожара». При епископе Варлааме I, занимавшем епископскую кафедру с 1570-1585 годы, Рождественский собор восстановлен. Последний факт, видимо, позволял исследователям предполагать наличие фрагментов живописи этого времени в интерьере древнего храма. Однако стилистические особенности самой живописи ставили под сомнение данный факт и требовали более детального изучения.
Таким образом, на основе вышеизложенного видно, что на протяжении советского периода вновь открытые фрагменты живописи XII, XIII, XV, XVI вв. только фиксировались без научного обоснования выдвигаемой датировки и описывались в документах реставраторов. Кроме того, проводимые реставраторами химико-технологические изыскания носили ограниченный характер и не подвергались научной обработке.
С 1986 года по сегодняшний день собор находился в процессе реставрации. Было выполнено большое количество работ, в том числе по археологическому изучению собора и реставрации живописи. Раскопки пополнили коллекцию фрагментов фресок Владимире-Суздальского музея-заповедника. А в процессе реставрационных работ по живописи увеличилось количество раскрытых из-под записей фрагментов древней живописи в интерьере Рождественского собора. Появились за последние годы и новые попытки дать, в той или иной мере, оценку живописного наследия Рождественского собора.
В книге «Наследие земли Владимирской. Монументальная живопись» А.И. Скворцовым опубликованы результаты исследования фрагментов монументальной живописи на обнаруженных в 1994-1997 гг. археологами остатках стен собора Владимира Мономаха. Он описывает штукатурный грунт, используемые пигменты, особенности цветовой палитры, характеризует манеру росписи. Не приводя ближайших аналогий, автор книги делает вывод, что в 1104 г. собор расписали киевские мастера.
Упоминает А.И. Скворцов и о живописи 1233 г. в диакоиникс, где, по его мнению, преобладают «серо-зеленые, серо-розовые, голубоватые и светло-желтые тона». Исследователь выдвигает гипотезу, что орнамент в диаконнике составлял арку. Именно так были оформлены в XIII веке центральная апсида с жертвенником. А отсутствие аналогий данной живописи позволяет предположить, что фрески выполняли местные суздальские мастера и что это «новый художественный стиль».
По мнению А.И. Скворцова, найденные в разное время реставраторами фрагменты фресок свидетельствуют о том, что храм вновь расписали в XVI веке. К ним относятся: в алтаре - группа святителей, орнаментальные полотенца; на южной и северной стенах основного объема - орнаменты; на подкупольных столбах - воины-мученики, орнаменты; фрагмент композиции на столбе за иконостасом, изображение которого связано с рыбной ловлей.
Фрагменты живописи XII века из раскопок и сохранившаяся живопись XIII века в диаконнике были проанализированы А.М. Гординым. В его диссертации особое место отведено вопросам хронологии, композиционной системы, технологии и стиля настенных росписей домонгольского периода.
На основе химико-технологических исследований А.М. Гординым представлен состав грунта и его особенности в сравнении находками этого периода в других памятниках Северо-Восточной Руси. Подробно описана последовательность работы художников, использование пигментов. Проанализированы некоторые стилистические особенности. Высказано предположение о характере орнаментов.
А.М. Гордин посвятил значительную часть одной из глав своей диссертации серьезному стилистическому и иконографическому анализу живописи XIII века диаконника. Вслед за В. Д. Сарабьяновым им высказано предположение о посвящении диакониса архангелу Михаилу, аналогично с программой южных златых врат суздальского собора.
Таким образом, на сегодняшний день впервые сделана попытка научного подхода к изучению живописного наследия домонгольского периода Рождественского собора. Решен вопрос о времени росписи собора в XII веке. Исследователи выдвинули точную дату ее исполнения - 1104 год, которая является точной отправной точкой в хронографических границах истории монументальной живописи Северо-Восточной Руси (1150 - 1237 гг.). Однако, несмотря на то, что выполнена большая работа по систематизации и анализу фрагментов живописи XII века, своего логического завершения она не получила. Необходимо провести научную обработку всех хранящихся в музее фрагментов живописи (и не только 1104 года). Разобрать их по близким признакам (орнамент, полотенца, личное, фон, одежды и т.д.), что позволит выполнить некоторые реконструкции, расширить поиски аналогий, более детально разобрать стилистику. Кроме того, важнейшей исследовательской проблемой по-прежнему остаются происхождение и преемственность трудившихся в Ростово-Суздальской земле групп, или артелей мастеров стенного письма.
Живопись XIII века диаконника привлекала наибольшее внимание исследователей. Однако проблема мастеров, выполнивших росписи, остается до конца не решенной.
Более детального изучения требуют фрагменты в диконнике (борода святого под «Овчей купелью» и фрагменты нижнего левого угла, находящиеся на штукатурке), также датированные, в разное время по-разному.
Кроме того, в интерьере собора в процессе реставрационных работ более тщательно расчищены некоторые ранее существовавшие фрагменты (на восточной грани центрального южного подкупольного столба, на внешней стене диаконника) и появились новые фрагменты живописи (на северной грани юго-восточного столба), характеристику которым еще предстоит дать исследователям. Однако уже сейчас можно сказать, что эти фрагменты образуют единую стилистическую группу. В них использованы иконографические мотивы и цветовые решения, уже известные по живописи XIII века. Вместе с тем манера письма имеет несколько иные особенности.
Не исключена вероятность находок фрагментов древней живописи данной стилистической группы после реставрации в алтарной части и на столбах.
Малоизученными оказались фрагменты живописи в интерьере собора, которые в разное время датировались по-разному. Не подведена научная база под выдвинутые датировки.
Особняком стоят находки на западной грани северо-восточного столба (в настоящее время А.И. Скворцов датирует их XVI веком). Не проведена (или неизвестна) фотофиксация фрагментов. Не выполнен стилистический и иконографический анализ данной живописи. Не изучены технико-технологические особенности. Вызывает сомнение атрибуция некоторых сюжетных изображений. Большая сложность изучения этой группы фрагментов заключается в том, что они скрыты за иконостасом и недоступны для обозрения.