Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
15:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Хождение на Флорентийский собор инока Симеона Суздальца в 1437 г.

Хождение на Флорентийский собор инока Симеона Суздальца в 1437 г.

Александр СУХАРЕВ. «Владимир». Литературно-художественный и краеведческий сборник. 2008 год

Проникновение русских путешественников в различные страны сопровождалось описанием этих событий, в которых приводились географические, этнографические, исторические, богословские и политические сведения. В истории и литературе российского государства видное место принадлежит произведению «Хождение на Флорентийский собор», написанному в 1438-1439 годах. Оно посвящено описанию поездки русской делегации в Италию на названный собор, провозгласивший унию между католической и православной церквями. На нем была предпринята попытка со стороны папства подчинить себе православную церковь. На ту пору Византия пошла на унию вынужденно, надеясь получить помощь Запада в борьбе с турками-османами.
Русская делегация состояла из 100 и более человек (сведения о количестве членов делегации расходятся). Возглавлял ее митрополит Исидор, который оказался, как выяснилось позднее, сторонником унии, неприемлемой для русской церкви. В делегации был владыка Суздальский и инок Симеон Суздалец.
Сочинение инока Суздальца относится к жанру «хождений» и сохраняет признаки этого жанра, но имеет и отличия: наряду с описанием христианских святынь приводятся описания городов, дорожные впечатления и даже морально-нравственные оценки поведения русского митрополита Исидора. Это описание оказалось самым ценным в сочинении. Так был создан образ западноевропейского городского мира (один из самых ранних в русской литературе) и передано восприятие этого мира глазами русского путешественника. Автор любит сопоставлять увиденное, причем иногда для того, чтобы довести до читателя то или иное впечатление, дает сравнение с предметами, встречающимися на родине: например, «кедр» очень похож на «русскую сосну», а вот для кипариса не нашлось аналогии, и автор пишет: «И кипарис корою яко липа, и хвою яко ель, но мало хвоя кудрява и мяхка, а шишки походили на сосновую».
«Хождение» продолжает вызывать повсеместный интерес у читателя. В настоящее время известны 22 списка этого сочинения. Его текст перерабатывался, сокращался, к примеру, описание пути от венгерского города Буды до Суздаля; иногда тексту придавали новую идейную направленность, скажем, описание русского города Новгорода противопоставлялось красоте и благоустройству западного города: «Новгород стоит, а стен у него нет; были деревяны и те погорели».
Современные историки предполагают, что «Хождение на Флорентийский собор» писали два автора: один описывал само путешествие (его имя неизвестно), а второй - инок Симеон Суздалец - описывал церковные заведения и порядок проведения самого собора.
Полное название произведения: «Хождение инока Симеона иерея Суздальца, како римский папа Евгений составлял осьмой собор со своими единомышленниками» (текст цитируется с сокращением):
«Город Юрьев (Дерпт) велик, каменный, таких нет у нас; палаты в нем чудные, мы таких не видывали и дивились. Город Любек очень дивен, поля, горы вокруг великие, сады прекрасные, палаты чудные с позолоченными верхами; товара в нем много всякого; воды проведены в него, текут по всем улицам, по трубам, а иные из столпов, студены и сладки».
В монастыре Любском путешественники видели мудрость недоуменную и не сказанную (продолжает рассказ С.М. Соловьев): как живая стоит Пречистая и Спаса держит на руках; зазвенит колокольчик - слетает ангел сверху и сносит венец, кладет его на Пречистую; потом пойдет звезда как по небу, и, глядя на нее, идут три волхва, перед ними человек с мечом, за ними другой с дарами. В Любике же наш путешественник видел колесо на реке, воду берет из реки и пускает во все стороны; другое колесо тут же, небольшое, мелет и сукна ткет. В Люнебурге поразил его фонтан: среди города столпы устроены из меди позолоченной, чудесные! У каждого столпа люди приряжены тоже медные, текут из них всех воды сладкие и холодные - у иного изо рту, у другого из уха, а у третьего из глаза, текут шибко, точно из бочек; люди эти поят водою весь город и скот, проведенье вод этих очень хитро и отекание несказанное. В Брауншвейге удивили его крыши домов: крыты дома досками из камня мудренного, который много лет не рушится. Нюренберг показался хитрее всех прежде виденных городов: сказать нельзя и недомысленно. Но Флоренция лучше еще Нюренберга: в ней делают камки и аксамиты с золотом, сукна скарлатные, товару всякого множество и садов масличных, где делают деревянное масло; о колокольнице флорентийской недоумевает ум. В Венеции по всем улицам воды и ездят в барках; церковь св. Марка каменная, столпы в ней чудные, гречин писал мусиею. О хорватах путешественник заметил, что язык у них с Руси, а вера латинская...»

На этом историк С.М. Соловьев завершил рассказ об иноке Симеоне, отметив в завершение, что инок претерпел от митрополита Исидора гонения, о чем в «Хождении» сказано: «Исидор митрополит остался в Венеции и пересылался с папою, да ходя по божницам, приклякал (приседал) по-фряжски, и нам приказал то же делать; но я много раз с ним за это спорил, а он меня держал в большой крепости. Тогда я, видя такую неправду и великую ересь, побежал в Новгород, из Новгорода в Смоленск».
Смоленский князь выдал Симеона митрополиту Исидору, когда тот вернулся на Русскую землю, и Исидор посадил инока Симеона в темницу, в железа, где он сидел «всю зиму в одной свитке, на босу ногу, потом повезли его из Смоленска в Москву».
На этом судьба инока Симеона Суздальца обрывается... Но не прекращается история «предателя православия», как окрестила паства поступок митрополита Исидора на Флорентийском соборе. Предыстория такова (по версии книги «История Русской церкви» М.В. Толстого; XIX век).
Митрополит Исидор начал в Москве вещать, что в Италии готовится восьмой Вселенский Собор для примирения церквей, в нем необходимо участвовать и представителю Русской церкви. Стал собираться к путешествию. Великий князь Василий Васильевич убеждал митрополита не ездить в латинскую землю и даже запретил поездку своей властью. Но, видя упорство Исидора, князь Василий сказал ему: «Если уж ты непременно желаешь идти на Собор, то принеси нам оттуда древнее православие, которое мы приняли от предка нашего святого Владимира; а иного и чужого не приноси нам, - мы того не примем». Исидор дал клятву крепко стоять за православие и отправился в Италию, взяв с собою епископа Суздальского Авраамия и много других духовных и светских лиц.
Собор был открыт в Ферраре 9 апреля 1438 года, председателем на нем был папа Евгений. В его свите находились 11 кардиналов и до 150 латинских епископов. Несколько месяцев прошли в частных совещаниях по вопросам о чистилище и о состоянии праведников по смерти. Папа, видя непреклонность греков к принятию латинского учения, начал действовать принудительно: прекратил выдачу грекам назначенного им содержания.
Вскоре собор перенесли во Флоренцию... Патриарх Иосиф занемог, в его келье стали проводить частные совещания, и тут митрополит Исидор первым подал голос: «Лучше душою и сердцем соединиться с латинами, нежели возвратиться, не кончивши дело. Возвратиться, конечно, можно, но как возвратиться, куда и зачем?»
После нескольких таких совещаний была сделана первая уступка латинянам. В последующие дни их стало больше. И, наконец, решили написать, что греки почитают папу первосвященником, наместником Иисуса Христа, пастырем и учителем всех христиан, управляющим Церковью Божией, с сохранением прав и преимуществ четырех Восточных Патриархов, однако последние занимают первые места непосредственно после папы.
Это было незаконное и недействительное соединение церквей. Суздальский инок Симеон тоже воспринял это событие как неправославное, как лжесоборное и не захотел покориться латинству: вместе с тверским послом Фомою он бежал в отечество, не имея к тому средств и не зная пути...
Флорентийский собор хотя и наделил папу римского большими полномочиями, но фактической власти у него от этого больше не стало. Греки, вернувшись на свою землю, тут покаялись всенародно: «Мы продали нашу веру, мы променяли православие на ересь латинскую! Да отсечется рука, подписавшая беззаконное определение! Да исторгнется язык, изрекший согласие с латинянами!»
Безрадостно приняли решение Флорентийского собора и на Русской земле. Когда весной 1441 года митрополит Исидор прибыл в Москву, о его действиях в Италии уже знали и духовные, и светские деятели. Исидор рассчитывал на простоту и малообразованность своей паствы, но просчитался. Великий князь Василий прямо в храме, где проводилась литургия, стал обличать изменника Исидора, называя его лжепастырем, предателем православия, губителем душ, еретиком, и велел низвести недостойного митрополита с престола, а самого Исидора посадить под стражу в Чудове монастыре; созвал собор епископов и знатнейшее духовенство для рассмотрения Флорентийской соборной грамоты.
Наш собор признал определение Флорентийского собора «противной древнему православному учению».
Исидор находился все лето в заключении, потом бежал в Тверь, затем в Литву и, наконец, в Рим с печальной вестью о неудавшемся замысле. После его побега великий князь Василий направил в Царьград грамоту о том, чтобы разрешено было впредь избирать митрополита в Москве.
Инок Симеон Суздалец оказался честным летописцем, он написал достоверную информацию о поведении митрополита Исидора на Флорентийском соборе, за что и пострадал, пострадал за свое «Слово».
Суздальская Епархия

Категория: Суздаль | Добавил: Николай (18.12.2019)
Просмотров: 1136 | Теги: Суздаль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru