Чудотворная икона Умиления Божией Матери (Корсунская) в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре
Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, Владимирской губернии, основанный в 1352 году верою и радением ревностного чтителя иноческого чина, Великого Князя Бориса Константиновича, по благословению Святителя Иоанна, Епископа Суздальского, Преподобным Евфимием Архимандритом, хранит в себе «яко некий дар Божествен» нетленные мощи Преподобного Евфимия, первого Архимандрита и основателя обители, и Чудотворную икону Умиления Божией Матери, называемуй Корсунской, по народному убеждению о происхождении ее из Корсуня.
О времени написания сего Чудотворного образа, равно и о чудесах от него бывших в прежние древние времена, записей в обители не сохранилось, по случаю нашествия Литвы на Суздальскую, с ее обителями, страну в 1608 году, и бывшего пожара в Спасо-Евфимиевом монастыре в 1610 году. В монастырской описи церковного имущества, составленной в 1660 году (Опись эта отпечатана в 1876 г. в нескольких экземплярах, тщанием настоятеля Архимандрита Досифея.), читаем об Иконе следующее: в начале «Образ Чудотворной Пречистыя Богородицы Умиления, в серебряном большом киоте обложен золотом чеканным, и проч. ...» далее через три страницы «и поставление тот Чудотворный образ Пречистыя Богородицы, со всем прикладом, Демида Черемисинова». Мерою эта Икона в длину шесть вершков, а в ширину четыре вершка с половиной; риза на ней вся из чистого червонного золота, украшенная камнями и жемчугом довольно крупным. Икона вставлена в два киота, из коих на меньшем по краям искусно изображены на серебро-вызлащенной доске, с чернью, Господские и Богородичные праздники, а по углам четыре Евангелиста. Так как Евангелисты на нем изображены Марк — с орлом, а Иоанн Богослов - со львом, что было в употреблении до времен Патриарха Никона, то следует заключить, что этот киот весьма древний. Малый киот вставлен в большой, тоже весь покрытый серебро-вызлащенной, чеканной работы, доской. На сем киоте вверху Иконы изображены: Сватая Троица, с предстоящим сонмом Ангелов, Праотцов, Пророков, Апостолов, Святителей: Петра, Алексия, Николая Чудотворца, Григория Богослова. Великомучеников: Георгия, Димитрия, с надписями в верху Иконы сими: «о агиосъ Деомидъ, о агиосъ Дементианъ» (Имя Преподобного Дементиана, носил родной брат Демида Ивановича Черемисинова. В 1591 году в царствование Федора Иоанновича, во времена правления Бориса Годунова, имел должность Царского Казначея Демента Ив. Черемисинов.).
На правой стороне Иконы: «о агиосъ преподобный Сергий, о агиосъ преподобный Кириллъ, о агиосъ преподобный Варлаамъ, о агиосъ преподобный Евфимий Суздальский, о агиосъ преподобный Доментианъ, святая преподобная Евфросиния». На левой стороне Иконы: «о агиосъ Иоаннъ Епископъ Суждальский, о агиосъ Феодоръ Епископъ Суждальский, о агиосъ Василей Христа ради юродивый, о агиосъ Христовъ мученикъ Деомидъ, святая Христова великомученица Екатерина, святая Христова мученица Парасковея».
А внизу Иконы читаем следующую надпись: «Лета от сотворения мира 7098, от Рождества Христова 1590 года, милосердиемъ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, ради многочудесныя и чудотворныя Ея Иконы сделанъ сей киотъ серебрянъ по завету и повелением Демида Ивановича Черемисинова. Возобновися же оный киот, при настоятеле сего Спасо-Евфимиева монастыря священно-Архимандрите Досифее, усердием Архимандрита Леонтия и его благотворителей, в 1877 году».
Ниже сего, на поясе киота с лицевой стороны неприкосновенно сохраняется надпись крупной древней вязью «Лета 7098 года милосердием Господа нашего Иисуса Христа и Пречистые Владычице нашей Богородице и приснодевы Марии и многочюдесные и чудотворные Ея Иконы зделан сий киот серебрянъ по завету и повелением Демида Ивановича Черемисинова». Из Истории Карамзина видим, что Черемисинов был лицо важное Государственное, так как читаем в ней следующее: «в 1580 г. войска Стефана Батория, в жарком деле близь Торопца (после разрушения Великих Лук) пленили Думного Дворянина Черемисинова, любимца Иоаннова, который в 1583 году был
выкуплен из плена за 4457 руб. Кроме сего, в описи 1660 года, значится при Успенском храме придел во имя преподобного мученика Диомида, вероятно устроенный тоже Диомидом Ивановичем Черемисиновым в честь того Святого, имя которого он носил,— и, по вере нашей, молитвами его спасен от плена. Этот придел впоследствии упразднен. Сверх сего в описи числятся значительные пожертвования, в Спасо-Евфимиеву обитель, Демида Черемисинова, и сохраняется предание в обители, что Чудотворная Корсунская Икона была сопутницей походов.
Святую Икону Корсунскую, нами описанную, чествуют не только благочестивые жители гор. Суздаля, но и далеко от города отстоящие селения. По свидетельству старожилов, святая сия Икона в 1830 году была принимаема усердствующими жителями, Ковровского уезда, села Лежнева с окрестными селениями. В это самое время в нашей стране многие жертвы брала себе, как некую дань, необъяснимая болезнь холера. Тяжелое было состояние граждан: город Суздаль был затворен; ни купить ни продать продуктов было негде; торговля была назначена в поле за городом, куда для покупки были от ратуши избраны нарочные люди, и они должны были в воротах города переходить через зажженные костры мужжевельника. И эти-то, оставшиеся доселе в живых, жители свидетельствуют, как о сем бедствии, так и о чудесной помощи Владычицы, по молитвам коей наш город был спасен от бедствия. А посему каждый из благочестивых жителей города считает священною обязанностью ежегодно принимать из Спасо-Евфимиева монастыря в свой дом Чудотворную Корсунскую Икону Божией Матери, а бедный класс народа исполняет это усердие молебствием пред Святой Иконой в самой обители. В 1848 году, снова болезнь холера посетила нашу страну. И в этом бедствии жители города и окрестных селений снова обратились с молитвой и со слезами к Царице Небесной перед ее Чудотворною Корсунскою Иконою,— и по молитвам Заступницы усердной спаслись от гнева Божия. Жители Суздальского уезда, деревни Курки, между прочим, рассказывают об этом времени следующее: когда болезнь холера постигла нашу весь, мы соседи боялись друг к другу подходить близко, друг с другом разговаривать и даже брать воду из одного источника. Но как скоро была внесена Корсунская Чудотворная Икона Матери Божией в деревню и мы вознесли общие молитвы, при совершении молебна с водоосвящением, немедленно стали безбоязненно сближаться друг с другом, и как бы мгла какая отступила от нас, и молитвами Небесной Владычицы весь наша от бедствия сохранилась. Движимый благодарностью за сохранение от гнева Божия, один из зажиточных крестьян той деревни дарит в обитель ценного коня от своих щедрот, а Настоятель обители, Архимандрит Иоаким, нарочно заказывает написать копию с Чудотворной Корсунской Иконы Божией Матери, в благословение жертвователю (Сей Иконой в настоящее время владеет крестьянин Козьма Федоров.), и распорядился на обороте Иконы учинить, во свидетельство прочим поколениям, полууставно следующую надпись: «Написан сей 1850 года месяца мая 14-го дня ради чудеси и избавления от холеры, и благословил сим образом Спасо-Евфимиева монастыря Архимандрит Иоаким крестьянина деревни Курок Феодора Яковлева». С того же холерного 1848 года, написаны копии с Чудотворной Корсунской Иконы во многих церквах окрестных селений гор. Суздаля, в память также чудотворений от Святой Иконы.
Жители подгородного села Коровников дали обещание, более 20 лет тому назад, каждогодно чтить особым духовным торжеством 30-е июня в честь Корсунской Чудотворной Иконы Божией Матери, и исполняют этот святой обет так: 29-го июня в 4 часа вечера приходят в Спасо-Евфимиеву обитель с крестным ходом и берут Чудотворную Корсунскую Икону, вместе с Иконой Преподобного Евфимия, в свой приходский храм, в котором отправляют торжественно богослужение, и на другой день по святой литургии обходят свое село и скот с крестным ходом, с преднесением Чудотворной Корсунской Иконы, и после сего принимают сию Святыню в каждый дом для молебствий, в память прекращения болезни домашнего скота, сего 30-го июня, через Чудотворную Корсунскую Икону. Тому же примеру следуют каждый год, в 10-ю пятницу после Святой Пасхи, и жители села Омуцкова, с окрестными селениями Суздальской страны, в память сохранения от губительной язвы домашнего скота.
В январе 1870 г. и в 1873 г. жители Ковровского уезда дер. Волковойны и окрестных селений просили Епархиальное Начальство о дозволении им принять Чудотворную Корсунскую Икону в свои селения, на что получили разрешение.
Суздальского уезда прихожане села Кибергина дали обещание принимать каждый год в свои жилища Чудотворную Корсунскую Икону Божией Матери. Составя общий приговор, они просили Епархиальное Начальство разрешить им исполнять свое благочестивое обещание, и получили разрешение.
В 1871 г., жители Юрьевского уезда села Симы и окрестных селений, по общему приговору, просили Епархиальное Начальство о дозволении принять Святую Чудотворную Икону в свои селения, и получили разрешение; а 1875 года просили Святейший Синод о разрешении принимать Святую Икону, который дал право на сие разрешение Епархиальной Власти, Епархиальное же Начальство дало требуемое разрешение.
В память страшного бедствия от холеры 1871 г., по благословению Архипастыря, жители села Тейкова, Шуйского уезда, с 1872 года принимают Чудотворную Корсунскую Икону в свои жилища и по сие время.
Многие жители Суздальской страны просят Чудотворную Корсунскую Икону у монастырского Начальства и по сие время во всех бедствиях, в губительную засуху, или в беспрерывный вредящий растению дождь, а также и в других несчастиях. В 1879 году, при чуме на рогатый скот в нашей стране, жители окрестностей молились неусыпно перед Чудотворной Корсунской Иконой, около полугода с большим усердием и благоговением принимали в свои жилища, и по вере своей получавшие помощь от Владычицы списывали с Чудотворной Иконы копии и становили в приходские храмы и общественные часовни, в память избавления от гнева Божия, что было учинено жителями деревни Борщевки и деревни Прудов, Суздальского уезда.
Святая сия Икона помещается в обители в соборном храме на первой южной колонне при входе с западных дверей, а в зимнее время — в теплой Успенской церкви за правым клиросом, в том же древнем киоте. Перед святой сей Иконой, с давнего времени, учреждено в пяток на вечерни читать соборне акафист и поминать о здравии: высших властей и благотворителей святой обители. Празднует обитель Чудотворной Корсунской Иконе Божией Матери 9-го октября.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 23-й. 1888 г.).
В 1889 г. в Спасо-Евфимиевом монастыре создается особая тюремная церковь в честь Корсунской Божией Матери.
Спасо-Евфимиев монастрыь
Иван Семенович Черемисинов-Караулов - помещик Суздальского уезда.
Copyright © 2020 Любовь безусловная |