Имя Александра Васильевича известно было далеко за пределами Тавриды, так как по его книгам обучалось юношество во многих духовно-учебных заведениях России. Особенно же оно известно для Владимирской епархии, как имя бывшего инспектора Владимирской духовной семинарии.
Александр Васильевич сын диакона Херсонской губ., родился в 1837 г. и обучался в Одесской семинарии, а затем в Киевской духовной академии. Окончив в ней курс со степенью кандидата в 1862 г., был назначен учителем в Одесское духовное училище, а в 1863 г. определен инспектором того же училища. Оцененный по достоинству приснопамятным архиепископом Херсонским Димитрием, А.В. Иванов в 1866 г. был приглашен им в преподаватели Одесской семинарии. Здесь он преподавал сначала словесность и психологию, некоторое время латинский язык, а затем Богословие и Св. Писание. Кроме того он исполнял должность надзирателя за воспитанниками этой семинарии из иностранцев: болгар, сербов и др.
В 1873 г. в заседании Таврического Епархиального съезда Александр Васильевич единогласно был избран на должность смотрителя Симферопольского духовного училища и утвержден в этой должности архиепископом Гурием, а в 1874 г. определен наставником основного, догматического и нравственного богословия в недавно открытую тогда Таврическую духовную семинарию. Кроме сего он преподавал в семинарии и другие предметы: словесность, педагогику, латинский язык и особенно долго историю и обличение русского раскола (1881 — 88). В 1883 г. А. В. преподавал русский язык и словесность в Симферопольской мужской гимназии, а с 1883 г. по 1888 г. латинский язык в старших классах женской гимназии.
Обладая обширными познаниями, Александр Васильевич не тяготился преподаванием разнообразных предметов; но у него были и свои излюбленные предметы — это Св. Писание и русская литература. Кроме того громадные познания А.В. и способности нашли обнаружение в многочисленных его трудах литературных. Самыми важными трудами Александра Васильевича, написанными в этот период, были его руководства к изучению Св. Писания: „Руководство к изъяснительному чтению Четвероевангелия и Деяний Апостольских" 1886 года и „Обозрение Апостольских посланий и Аппокалипсиса". Эти обширные руководства выдержали несколько изданий и были введены во многих семинариях России. Кроме того за этот период А. В. написал: а) „Греческий рукописный Апостол, принадлежащий Предтеченской церкви в Керчи" (Записки Императ. Русск. Арх. Общ., т. V), б) „Греческое рукописное Евангелие, наход. в библиотеке Таврической духовной семинарии" (там же, т. I), в) „Столетие присоединения Крыма к России" (Таврич. Епарх. Вед. 1883), г) „Преосв. Гурий, архиеп. Таврич. и Симферопольский" (Записки Одесск. Общества Ист. и Др., т. XIII), д) „Женские типы из истории Тавриды" (Таврич. Губ. Вед. 1887) и др.
4-го июля 1889 года Александр Васильевич Иванов указом Св. Синода назначен был инспектором Владимирской духовной семинарии и состоял в этом звании до 5 августа 1895 года, когда, согласно прошению, уволен был от должности инспектора.
Во Владимирской духовной семинарии Александр Васильевич оставил по себе память, как человек энциклопедических познаний, необыкновенно мягкий и простой, в отношениях к другим приветливый и снисходительный. Причиной увольнения его из Владимирской семинарии послужил неблаговидный поступок одного из воспитанников семинарии в отношении к ректору семинарии, впоследствии Высокопреосвященному Никону, Экзарху Грузии. Во всем этом грустно-тяжелом и позорном для семинарии эпизоде Александр Васильевич был, понятно, совершенно не виноват, но ему пришлось оставить Владимирскую семинарию, как лицу, занимавшему в ней ответственный пост инспектора за учениками.
В бытность во Владимире Александр Васильевич напечатал: „Солга неправда себе" (о Толстовцах) во Влад. Епарх. Вед. 1892 г., № 10; „Почему мы боимся холеры", там же, № 17; „Пасха еврейская и пасха христианская", там же 1894 г., № 8; „О ревизии Влад. семинарии архим. Филаретом, впоследствии Митрополитом Московским", там же, 1895 г. № 15 — 16.
Из Владимира Александр Васильевич снова перешел в Тавриду на должность преподавателя богословия в местную духовную семинарию. 21 июля 1899 г. А.В. Иванов был назначен на должность Таврического епархиального наблюдателя церковно-приходских школ.
6-го мая 1901 года был удостоен чина действительного статского советника, а 6-го мая 1906 года пожалован орденом Станислава 1-й ст.
Несмотря на многосложные обязанности по службе епархиального наблюдателя и преклонные годы, А.В. по прежнему не оставлял литературных занятий и удивлял всех своею редкою работоспособностью. Кроме прямых своих служебных обязанностей, он с честью нес звание члена, а в последние годы и Товарища Председателя Таврической Архивной Ученой Комиссии, библиотекаря ее и хранителя музея древностей. В „Известиях" Комиссии он поместил несколько своих статей, а именно: а) „По вопросу о каменных бабах в Крыму", б) „О поселении раскольников в пределах нынешней Таврической губернии", в) „Кинбурн". Много статей поместил он за это время в столичных богословских журналах и в местном „Церковно-Общественном Вестнике".
В сентябре 1908 года, Александр Васильевич, по преклонности лет, был уволен в отставку, но и после того не оставлял своей научной деятельности, как свидетельствуют об этом его последние литературные труды. Именно, вызвавшая много шума книга Морозова „Откровение в грозе и буре", в которой автор доказывает, что Апокалипсис написан не Иоанном Богословом, а Иоанном Златоустом, вызвала обстоятельную статью А. В. Иванова с авторитетным опровержением мыслей Морозова. По вопросу о пребывании св. папы Климента Римского в Крыму А. В. поместил в Епарх. Вестнике статью „О ссылке и мученической смерти св. Климента, еп. Римского". В 1910 г. он издал, по просьбе начальства Херсонисского монастыря, книгу: „Херсонисский первоклассный монастырь". В самое последнее время он написал, но, к сожалению, не успел вполне отделать обширный ответ на книгу еп. Кириона: „Культурное влияние Иверии на Россию". Осталась в рукописи и статья его „Караимы, их религия и обряды".
Несмотря на упадок физических сил в последнее время, сознание не оставляло Александра Васильевича до последнего момента. В самый день смерти А.В. читал корректуру своей статьи: „Св. Равноапостольный Великий Князь Киевский Владимир", беседовал с семьей и высказывал желание, как только поправится, поехать в Белгород поклониться мощам святителя Иоасафа.
5 октября 1911 г., в 8 часов вечера, тихо скончался, 75 лет от роду, старейший и заслуженнейший представитель духовно-педагогической службы, действ. ст. сов. Александр Васильевич Иванов.
Поистине можно сказать, что А.В. был деятелем непостыдным, всегда устремлявшим душу свою к вечной жизни и не покладавшим рук на ниве духовного делания до самого последнего вздоха.
Духовенство Владимирской епархии, многие из которого были учениками и воспитанниками А.В., да потщится помянуть новопреставленного раба Божия Александра в своих молитвах пред престолом Всевышнего! (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 45-й. 1911).
5-го ноября 1911 г. после уроков в семинарской Богородицкой церкви была отслужена, в присутствии учащих и учащихся, панихида по новопреставленном рабе Божием Александре, бывшем инспекторе Владимирской духовной семинарии Александре Васильевиче Иванове, скончавшемся в Крыму 5-го октября 1911 года.
Святители, священство, служители Владимирской Епархии Владимиро-Суздальская епархия.