Бонаков Владимир Михайлович (род. 12.05.1940) – педагог, пианист, композитор, основатель первой в мире академической школы игры на баяне, заслуженный артист РСФСР (1982).
Бонаков Владимир Михайлович родился 12 мая 1940 г. в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края.
Родители Владимира не были увлеченными любителями музыки. Папа прекрасно играл на гитаре, пел. Старший брат был пианистом и диктором Ленинградского радио и телевидения. Он очень рано ушел из жизни: во время войны умер в блокадном Ленинграде. Владимир в то время был совсем маленьким…
В шесть лет он с мамой шел мимо парка, а там играл духовой оркестр. Исполнение было таким ярким, что Владимир с восхищением воскликнул, вцепившись в подол маминого платья: «Мама, хочу учиться музыке!».
Из Ленинграда уехали в Северодвинск. Он тогда еще только строился, никаких музыкальных школ там еще не было. Зато работал Дом культуры, где состоялось его первое знакомство с баяном - под чутким руководством талантливого, хотя и не знавшего нот аккордеониста. А затем туда приехал профессиональный учитель музыки из Архангельска, который сразу разглядел во Володе способности и сказал, что нужно заниматься всерьез, причем именно на баяне, как на инструменте, открывающем большие перспективы. Владимир начал мучительно изучать ноты. Постигать азы было непросто: особенно, если учесть, что рука у него была ещё совсем детская, маленькая, поэтому нужно было сделать усилие, чтоб дотянуться до клавиш. Но он не сдавался. Пока взрослел, в Архангельске проходили различные фестивали, конкурсы, в которых Владимир всё чаще стал участвовать: в то время даже снискал в Архангельске даже славу «маленького вундеркинда». А потом отца перевели по работе в Таллинн, где Владимир поступил в музыкальное училище. Там не было класса баяна, и его взял на обучение скрипач, Леопольд Янович Вигла. Всю свою богатую творческую жизнь он посвятил Музыке и стал для Бонакова творческим наставником и другом, оставаясь им до конца своих дней. Метод его преподавания был направлен на филигранную работу со звуком: Леопольд Янович брал в руки скрипку, прикасался смычком к струне и говорил: «А теперь попробуй в точности повторить этот звук на баяне, так же музыкально». Именно он научил Владимира трепетному отношению к звуку инструмента. Когда учителя не стало, то Бонаков посвятил ему сонату «Реквием».
В училище, параллельно с баяном изучал ещё и фортепиано. В то время у него была замечательная учительница, которую звали Хелье Сепп. В свое время королева Бельгии даже подарила ей рояль. Хелье многому научила Владимира, как музыканта. На конкурсах Бонаков выступал и как баянист, и как пианист. И в 1957 году на Республиканском конкурсе исполнителей получил гран-при и как баянист, и как пианист. Он был настолько увлечен учебой, что жизненных трудностей, вроде отсутствия места в общежитии (когда приходилось спать в училище ночью, а днем там же садиться за инструмент), совершенно не замечал.
В 1958 г. окончил Музыкальное училище в Таллине (класс баяна Л.Я. Вигла и класс ф-но Х.О. Сепп).
Сочинять музыку начал еще в юности. Это его увлечение заинтересовало известного советского композитора и педагога, профессора Генриха Литинского. Генрих Ильич был дружен с Шостаковичем, Прокофьевым. «Бросай баян и пиши музыку, — категорично сказал Литинский.— Даже если ты будешь при этом жить на чердаке, продолжай писать!».
Но Бонаков не послушался, потому что страстно любил инструмент, на котором играл. Продолжил учебу, потом женился, обзавелся семьей.
Преподавал, чтобы обеспечить близких всем необходимым. Давать уроки начал ещё в 14 лет – очень хотелось самому заработать себе на хороший инструмент, ведь он из небогатой семьи... Приходилось работать и концертмейстером, и преподавателем. Один из его первых учеников тогда был младше Владимира всего лишь на 4 года. Ныне это известный аккордеонист Владимир Зеленецкий. Были ученики и помладше. Например, один пятилетний малыш, который перед занятиями непременно просил покатать его на закорках, стал впоследствии известным пианистом. Это хорошо известный слушателям Евгений Могилевский.
В 1958-59 гг. - преподаватель по классу баяна, ф-но и аккордеона в муз. школе г. Тапа (Эстония).
В 1961-63 гг. - преподаватель по классу аккордеона в ДМШ г. Москвы.
В 1963 г. окончил ГМПИ им. Гнесиных (класс баяна Н.Я. Чайкина, по композиции занимался у Г.И. Литинского).
В 1963-66 гг. - преподаватель по классу баяна и теоретическим дисциплинам в Муз. училище г. Петропавловск-Камчатский.
В 1966 - 58 гг. - преподаватель по кл. нар. инструментов в Муз. училище г. Иваново.
В 1968-70 гг. - преподаватель музыкально-педагогического факультета Владимирского педагогического института им. П.И. Лебедева-Полянского.
1970 г. «В городе Клингентале Германской Демократической Республики недавно закончился международный конкурс баянистов и аккордеонистов. Лауреатом этого конкурса и обладателем второй премии стал советский музыкант, преподаватель музыкально-педагогического факультета Владимирского педагогического института им. П.И. Лебедева-Полянского В.М. Бонаков.
Первого крупного успеха В.М. Бонаков добился в шестнадцатилетнем возрасте, будучи учащимся музыкального училища. На состоявшемся в Таллине республиканском конкурсе музыкантов-исполнителей он был удостоен звание лауреата и награжден золотой медалью.
По окончании училища В.М. Бонаков поступил в Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в класс профессора Н.Я. Чайкина. Остались позади годы учебы в институте, и Владимир Михайлович приступил к педагогической деятельности в одном из музыкальных училищ города Иванова. С 1968 года В.М. Бонаков - преподаватель нашего института на кафедре истории и теории музыки музыкально-педагогического факультета.
Стремясь постоянно к совершенствованию своего исполнительского мастерства, Владимир Михайлович часто выступал с концертами. А когда Министерством культуры СССР было объявлено об открытом отборочном прослушивании желающих участвовать в предстоящем в ГДР международном конкурсе баянистов и аккордеонистов, он решил попробовать свои силы.
45 человек претендовали на участие в этом конкурсе. Отобрали только троих, и первым из них был В.М. Бонаков.
Остается только добавить, что с будущего года Владимир Михайлович будет учиться в целевой ассистентуре Горьковской консерватории; ему предстоят зарубежные гастроли в Чехословакии, куда он был приглашен во время конкурса в ГДР.
С. АРАКЕЛОВ, старший преподаватель кафедры дирижирования и пения музыкально-педагогического факультета Владимирского педагогического института. Корреспондент нашей газеты встретился с В.М. Бонаковым и попросил его ответить на некоторые вопросы.
— Прежде всего о конкурсе, Владимир Михайлович. Расскажите, пожалуйста, где он проходил, кто принимал в нем участие, каковы были условия конкурса?
— В начале мая советская делегация в составе трех участников конкурса и руководителя делегации лауреата международного конкурса Анатолия Полетаева отбыла в ГДР. Наш путь лежал на юг страны в Саксонию, город Клингенталь. Он известен всему миру как город — фабрика музыкальных инструментов: аккордеонов, гармоник и других. Клингенталь в переводе на русский язык — «долина звуков». Окрестности города удивительно живописны и красивы, недаром это местечко называют здесь Саксонской Швейцарией.
Свое желание участвовать в конкурсе изъявили 22 страны: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Италия, Норвегия, Польша, Румыния, Советский Союз, Финляндия, Франция, Чехословакия, Швеция, Югославия, Япония и другие.
Конкурс проводился в три тура в течение трех дней. Наиболее трудным его условием было включение в программу музыканта-исполнителя произведений музыкальной классики.
— Что вы исполняли на конкурсе?
— Прелюдию и фугу Д. Шостаковича, финал сонаты Н. Чайкина, сонату Моцарта в трех частях и «Русскую сюиту» в шести частях собственного сочинения.
Самое большое впечатление, если не сказать огромное, на всех участников конкурса произвела музыка Д. Шостаковича. Это было особенно приятно нам, членам советской делегации. — Владимир Михайлович, каковы ваши личные впечатления от конкурса?
— Стоило мне только узнать о том, что я еду в ГДР, сразу начал волноваться. И в этом отношении не был исключением среди других участников конкурса.
По приезде на место проведения конкурса каждый из нас с интересом присматривался к соперникам, еще и еще раз критически оценивая свои шансы на успех. Некоторые не выдерживали и отказывались от участия в конкурсе, а кое-кто падал в обморок. Это случилось, например, с югославским музыкантом.
Я пытался снять волнение другим способом. Мы остановились в 12 километрах от Клингенталя, в небольшой гостинице. Очень красивая местность, гористая, с великолепными водопадами. Много ходил пешком по горам, подолгу останавливался у водопадов. Вода успокаивала, длительные прогулки утомляли, все это давало хорошую возможность выспаться.
Жеребьевка для нашей делегации была неудачной. Выступления советских участников должны были следовать одно за другим. Первым среди нас выпало играть мне.
Неожиданной была для нас и форма судейства на конкурсе. Члены жюри не совещались, как обычно. Каждый из них в строгом секрете от других ставил на листочке балл, которым он оценивал исполнительское мастерство конкурсанта. И этот листочек вместе с другими немедленно отправлялся в вычислительную машину, которая так же незамедлительно выдавала результат.
Открытие конкурса совпало с Днем гармоники — национальным праздником в ГДР. Состоялся большой концерт. Мы слышали лучших представителей музыкальной культуры Германской Демократической Республики — музыкантов Дрезденской филармонии, солистов Берлинской оперы... Очень понравилось выступление рабочих фабрики музыкальных инструментов. Все они удивительно музыкальны. Каждый играет хотя бы на одном инструменте.
А заключительный день конкурса выпал на 9 мая. И было что-то символичное в том, что, находясь в этот день далеко от Родины, советские музыканты в одном из крупных международных конкурсов одержали блестящую победу. Два участника советской делегации заняли второе и третье места, а третий — за четвертое место был награжден почетным дипломом.
— Находясь в ГДР, вы имели возможность познакомиться с ее достопримечательностями?
— И очень хорошо. Первое наше знакомство состоялось с Берлином. Мы приехали в столицу ГДР около полуночи. В блистательном наряде неоновых реклам город выглядел очень красиво.
В распоряжение каждой делегации на конкурсе была предоставлена машина, на которой мы в свободное время имели возможность поехать в любой уголок Германской Демократической Республики. Позднее мы еще несколько раз побывали в Берлине.
Однажды посетили музей, где собраны редкие музыкальные инструменты: клавесин времен Моцарта, огромная труба, которую, для того чтобы играть на ней одному человеку, нужно поддерживать двоим, аккордеон, но не совсем обычный: управиться с ним могут по крайней мере шесть человек. В музее хранится саксофон из коллекции самого Сакса. Приятно было увидеть на стендах музыкальные инструменты из наших национальных республик.
Пять часов, пролетевших, как одно мгновение, но оставивших в душе след на всю жизнь, провели мы в знаменитой Дрезденской галерее. В одну из поездок дышали воздухом маленького немецкого городка Цвикау — родины Шумана.
— Владимир Михайлович, интересно знать, откуда пошло ваше увлечение музыкой?
— С семи лет я начал учиться в музыкальной школе. И это было не случайно. В нашей семье все любили музыку. Мать и отец хорошо пели, играли на струнных инструментах. И если даже заглянуть в родословную глубже, знаменитых музыкантов мы там не найдем, а вот любителем музыки был почти каждый. Только не надо думать, что в моих занятиях музыкой всегда все было очень просто и ровно: кончал одно учебное заведение, поступал в другое, побеждал на конкурсах... На пути совершенствования своего исполнительского мастерства пришлось испытать немало трудностей. Взять, к примеру, участие в этом международном конкурсе. Я уже четыре раза прежде принимал участие в отборочных соревнованиях. И не мог добиться успеха. Лишь в этот, последний раз удача сопутствовала мне.
Победа в конкурсе, одержанная в ГДР, прибавили сил. Теперь снова учиться, совершенствоваться и сочинять. С музыкой я навсегда...» («Призыв», 30 мая 1970).
В 1972 г. - ассистентура-стажировка в Горьковской консерватории (рук. Н.Я. Чайкин).
С 1972 г. зав. отделом нар. инструментов и преподаватель по кл. баяна в 3-м Московском обл. муз. училище в г. Электростали (до 1995). Одновременно с 1975 г. - солист Москонцерта.
Гастролировал в Финляндии, Индии, Чехословакии, Германии. Проводил междунар. “Мастер-классы” в Словакии, Франции, Швейцарии.
Лауреат Республ. конкурса музыкантов-исполнителей (Таллин, 1957, 1-е место), Междунар. конкурса (ГДР, 1970).
В 70-е годы основал первую в мире академическую школу игры на баяне.
Среди его учеников – такие виртуозы, как Александр Крупин, Александр Ковтун, Иван Соколов, Дмитрий Ходанович, Андрей Дмитренко.
Источник:
Справочник А.П. Басурманова "Баянное и аккордеонное искусство", 2003.
В. Бонаков - Концерт-рапсодия для баяна с оркестром исп. И. Соколов (баян) партия оркестра на рояле В. Бонаков