Иорданский Анатолий Михайлович
Иорданский Анатолий Михайлович (1907-1974) - языковед и педагог, доктор филологических наук, отличник народного просвещения, профессор Владимирского педагогического института им. П.И. Лебедева – Полянского.
Анатолий Михайлович Иорданский родился 12/25 июля 1907 года в с. Пеженга Кологривского уезда Костромской губернии.
Прадед, и дед, и отец Анатолия Михайловича Иорданского были священнослужителями в приходах Костромской губернии. Отец А.М. Иорданского, Михаил Сергеевич (1880-1945), как сказано в ведомости клира Успенской церкви села Пеженга, «держал экзамен на священника при испытательной комиссии и после удовлетворительной сдачи оного рукоположён во священники к церкви села Троицкого 1904 года октября 8-го дня и перемещён к Успенской церкви села Пеженга Кологривского уезда 1906 года августа 7-го дня». Михаил Сергеевич Иорданский «любил вести разговоры и споры на отвлечённые темы, часто философского характера. Он очень увлекался в споре, говорил горячо, убеждённо, быстро… По почте выписывалось много всякой литературы, например, курс лекций по психологии (о личном магнетизме, развитии характера и самообладания, гипнотизме, силе мысли, о памяти и воспоминаниях и др.), самоучитель игры в шахматы, журналы «Нива», «Трезвенник», «Новое слово», детский журнал «Светлячок», иностранные романы и др. Список литературы по вопросам религии, составленный А.М. Иорданским, содержал около 50 наименований. В семье много читали. Мать Анатолия Михайловича, Елена Александровна Страхова, в замужестве Иорданская (1882-1959), была дочерью псаломщика Преображенской церкви села Говенова Галичского уезда Костромской губернии. «Нигде не училась, даже в начальной школе, читать потом … выучилась, а писать — нет … Была она очень красива, стройна, имела гордую осанку. У неё до конца жизни сохранились густые тёмные волосы». Всего в семье Иорданских родилось семеро детей, Анатолий Михайлович был вторым ребенком. Старший брат Анатолия Михайловича, Александр, умер во младенчестве; младший, Валентин, — в возрасте четырех лет. У Анатолия Михайловича остались четыре сестры: Ольга, Вера, Фаина, Мария.
Начальное образование Анатолий Михайлович получил в трёхклассной школе села Ново-Телякова Галичского уезда, куда в мае 1912 года переехала семья Иорданских. Ново-Теляково было по соседству с селом Сумароково и Сумароковским женским монастырём, в 12-ти километрах от села Молвитина — легендарной родины Ивана Сусанина (в 30-х гг. XX века Молвитино переименовано в Сусанино). Один из уголков Молвитина запечатлён художником А.К. Саврасовым на его знаменитой картине «Грачи прилетели» (1871).
В 1917 году Анатолий Михайлович поступил в Галичскую гимназию, но успел проучиться в ней только один год: она была закрыта по распоряжению новой власти. Затем учился в Молвитинской школе второй ступени, которую окончил в 1923 году. Во время учёбы в Молвитине Анатолий Михайлович жил на квартире в семье Чичаговых, где впоследствии, обучаясь в школе, жили и его сёстры. Сын хозяина квартиры, Василий Константинович Чичагов (1906-1955), будущий известный языковед и педагог, специалист в области старославянского языка, исторической лексикологии и грамматики современного русского языка, доцент МИФЛИ и МГУ, был школьным товарищем и другом Анатолия Михайловича. В.К. Чичагов был на один год старше А.М. Иорданского; их сближали общие интересы, филологический склад ума, любовь к родным местам, горячее стремление к глубокому проникновению в тайны родного языка. Раннюю смерть своего друга Анатолий Михайлович всю свою жизнь переживал как большое личное горе.
С февраля по сентябрь 1925 года работал избачом в Сумароковской избе-читальне. С сентября 1925 года по сентябрь 1926 г. А.М. Иорданский работал лесником в Костомском лесничестве. Работая лесником, Анатолию Михайловичу приходилось зимой на лошади, запряжённой в сани, совершать длительные одиночные поездки по лесным дорогам. Чтобы скоротать время, он читал вслух стихи русских классиков и даже лекции на отвлечённые темы — себе и окружавшим его заснеженным лесным просторам. Он отлично знал классическую русскую литературу. Очень любил Ф.М. Достоевского. Стихи Ломоносова, Державина, Жуковского, Пушкина, Некрасова и других поэтов он постоянно цитировал. Советских поэтов знал меньше.
Сокровенной мечтой Анатолия Михайловича с его юношеских лет была та, которой он был верен всю свою жизнь, — стать учителем русского языка и литературы. Он прекрасно понимал уже в те годы, что по социальному происхождению ему вряд ли удастся в будущем стать научным работником и преподавателем высшей школы.
В 1926 году появляется возможность попробовать поступить в институт (волны репрессий временами затухали). А.М. Иорданский подаёт заявления сразу в несколько вузов Поволжья, а после успешной сдачи экзаменов останавливает свой выбор на Ярославском педагогическом институте и становится студентом факультета русского языка и литературы.
В 1926-1929 гг. учился в Ярославском педагогическом институте. В 1929 году, известном из истории как «год великого перелома», снова набирают силы репрессии: студент Иорданский исключается из института по социальному происхождению. Для Анатолия Михайловича наступили тяжёлые времена. В воспоминаниях Т.А. Дружковой (Иорданской) есть такой эпизод: «В эти ужасные времена однажды, пройдя в лаптях 80 км, наш папа не посмел днём войти в дом своих родителей, дабы не навлечь на них гнева местных властей, прятался, дожидаясь темноты».
В марте 1930 года А.М. Иорданского направляют на «исправление», на строительство железнодорожного моста через Волгу (г. Кострома), где он вместе с другими лишенцами (так называли в СССР до принятия Конституции 1936 г. людей, лишённых избирательных и других гражданских прав в связи с принадлежностью к эксплуататорскому классу) работает каменщиком до апреля 1931 года.
В апреле 1931 года ему разрешают работать учителем начальных классов в Мисковской школе Костромского района и области. С этого времени начинается его педагогическая деятельность. С сентября 1931 года по сентябрь 1934 г. он преподаёт русский язык и литературу в Наволокской школе ФЗУ и вечернем текстильном техникуме (г. Наволоки Ивановской области). С сентября 1934 года по сентябрь 1935 г. Анатолий Михайлович преподаёт русский язык и литературу в Долматовской неполной средней школе Кинешемского района Ивановской области. С сентября 1935 по декабрь 1937 года работал в должности учителя русского языка и литературы Беляевской неполной средней школы Кинешемского района Ивановской области.
Для получения законченного высшего образования одновременно с педагогической работой учился в Ярославском пединституте по заочному отделению и окончил его в 1936 году. В этом же году прошёл комиссию по аттестации учителей и получил аттестат на звание учителя средней школы.
Из приложения к диплому об окончании факультета русского языка и литературы Ярославского пединститута видно, что студенту-заочнику Иорданскому, совмещавшему нелёгкий труд учителя с занятиями в институте, приходилось целенаправленно и выборочно относиться к изучаемым в те годы научным дисциплинам: одними предметами он занимался много и с большим желанием, другими — меньше. Отличные знания он обнаружил по общему языкознанию, истории русского языка, теории литературы, по истории русской и зарубежной литературы, по фольклору и педагогике. Хуже обстояло дело с усвоением теории советского хозяйства и экономики, истории классовой борьбы, истории ВКП(б), военных дисциплин, эволюционной теории, введения в педологию, введения в современную технику.
В декабре 1937 года он поступает в аспирантуру Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ), на кафедру славяно-русского языкознания, которую возглавлял член-корреспондент АН СССР профессор Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942), редактор и один из составителей широко известного «Толкового словаря русского языка» (т. 1-4, 1935-1940), ученик академика Ф.Ф. Фортунатова. Научным руководителем А.М. Иорданского стал европейски образованный славист, член-корреспондент АН СССР, член-корреспондент Болгарской АН, член многих зарубежных научных обществ, профессор Афанасий Матвеевич Селищев (1886-1942).
Трудно сказать, в какой мере отражалась обстановка в МИФЛИ на подготовке аспирантов. Во всяком случае, по воспоминаниям А.М. Иорданского, Д.Н. Ушаков привлёк к преподавательской работе со студентами и аспирантами лучших филологов Москвы. Аспирантов собирал не только на кафедре, но и у себя на квартире, жена Дмитрия Николаевича готовила для них угощение, а по возвращении в общежитие они обнаруживали в своих пальто полные карманы конфет. Многие выдающиеся филологи, яркие, неповторимые личности способствовали формированию А.М. Иорданского как будущего профессора: Д.Н. Ушаков, С.И. Радциг, М.Н. Петерсон, P.O. Шор, Г.О. Винокур, Н.С. Чемоданов, С.А. Копорский, П.С. Кузнецов, Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский и др., но влияние А.М. Селищева, несомненно, оказалось решающим и наложило отпечаток не только на научное творчество и преподавательскую работу Анатолия Михайловича, но и на его личностные качества. В МИФЛИ окончательно сложились научные интересы Анатолия Михайловича, в центре которых оказалась история русского языка.
Будучи аспирантом первого курса, А.М. Иорданский решил устроить и свою личную жизнь: в январе 1938 года, живя в студенческом общежитии на Усачёвке, он женился на учительнице математики Решемской средней школы Ивановской области Людмиле Николаевне Крыловой, с которой познакомился ещё во время работы в Долматовской неполной средней школе Кинешемского района в 1934/1935 учебном году на одной из учительских конференций. После оформления брака Анатолий Михайлович продолжал учёбу в аспирантуре, а Людмила Николаевна Иорданская возвратилась в Решму, где в семье Иорданских родилась дочь Татьяна. Семья воссоединилась только в конце 1940 года, когда А.М. Иорданский успешно закончил аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию.
На третьем курсе аспирантуры Анатолий Михайлович одновременно с работой над завершением диссертации преподаёт русский язык в Московском пединституте им. К. Либкнехта. Его преподавательская работа в вузах страны продолжалась с 1939 по 1974 год.
В самом конце 1940 года Наркомпрос РСФСР направляет А.М. Иорданского на работу в Уфу, в Башкирский государственный пединститут им. К.А. Тимирязева, где он работает до 1-го сентября 1952 года сначала в должности и.о. доцента, затем доцента, а с 1946 года — заведующим кафедрой русского языка.
С 1943 по 1948 год А.М. Иорданский по совместительству заведует кафедрой русского языка и литературы в Областной партийной школе при Башкирском обкоме КПСС. Сам Анатолий Михайлович был беспартийным, но, как написано его рукой в п. 15 «Личного листка по учёту кадров» («Личное дело» А.М. Иорданского), «колебаний в линии партии не было, в оппозициях не участвовал». Жизнь научила Анатолия Михайловича быть острожным и осмотрительным в суждениях, не всегда и далеко не всем высказывать своё мнение, особенно по таким вопросам, которые связаны с идеологией и политикой. Под Новый, 1941, год семья А.М. Иорданского в составе четырёх человек (кроме жены Людмилы Николаевны, дочери Тани, которой шёл тогда третий год, была ещё самая младшая сестра Анатолия Михайловича, восемнадцатилетняя Мария Михайловна) приехала в Уфу и поселилась в двух комнатах общежития коридорного типа на улице Аксакова, но в июне 1941 года началась война, общежитие потребовалось для рабочих эвакуированного из Ленинграда номерного завода, а семью поселили в одну из проходных комнат в институтском доме по улице Сталина. Это был двухэтажный купеческий добротно построенный кирпичный особняк. Как вспоминает Т.А. Дружкова, «высота потолка — метра четыре, стены толщиной в полметра, подоконники из монолитного полированного камня типа гранита, а двери из комнат в коридор и из комнаты в комнату — как в Эрмитаже, резные, парадные, высоченные…», но с началом войны отключили отопление, пришлось приобретать круглую печку-буржуйку, которая почти не давала тепла. С войной наступили голодные времена. «Кожуру от картофеля не выкидывали, а, вымыв, жарили на каком-то масле, по нынешним понятиям совершенно не съедобном…». В июне 1942 года из блокадного Ленинграда приехала в Уфу сестра Людмилы Николаевны, Клавдия Николаевна Ласунская, с больным ребёнком – грудной девочкой Леной. Они поселились вместе с Иорданскими в проходной комнате. В это время родился в семье Иорданских сын Миша. Понятно, что на доцентскую зарплату Анатолия Михайловича семья прожить не смогла бы, поэтому Людмила Николаевна, которая в Уфе не могла рассчитывать на место учительницы, так как в эвакуацию приехало очень много учителей с высшим образованием, вынуждена была заняться шитьём по заказу и сдавать кровь за паёк, чтобы как-то поддержать голодавшую семью. В это страшное время Анатолий Михайлович, уходя на лекции в институт, обматывался простиранными мокрыми пелёнками, чтобы высушить их на себе, потому что тепла от буржуйки не хватало. Семью выручала картошка, выращиваемая на выделенных за рекой Белой сотках. Только к концу войны семья из шести человек, а точнее — две семьи, получила вторую комнату: эвакуированные покидали Уфу. Жизнь в Башкирии начинает тяготить Анатолия Михайловича: учебные занятия со студентами национального вуза не могли в полной мере реализовать его возможности как слависта, отдалённость от научных центров и тяжёлые материальные условия не позволяли заниматься научной работой, кроме сбора диалектного материала в русских поселениях республики. Для учёного, прошедшего школу А.М. Селищева, который терпеть не мог людей, занимающихся наукой «между делом», такое положение становилось невыносимым. А.М. Иорданского приглашали на работу в вузы Центральной России, но власти Башкирии были против его отъезда: им не хотелось терять высококвалифицированного, исключительно добросовестного и трудолюбивого работника. В октябре 1945 года скончался Михаил Сергеевич Иорданский, отец Анатолия Михайловича, горячо любившего своих родителей и остро переживавшего, что не всегда имел возможность им материально помочь. Из Уфы, несмотря на тяжёлые условия жизни, он ежемесячно направлял в Исаково денежные переводы, бандероли с вырезками из газет и журналов, чтобы отец, разбитый параличом, имел возможность следить за событиями в стране и за рубежом, но переводы и бандероли не всегда доходили до адресата. Даже телеграмма о смерти отца не дошла до Уфы. Узнав о непоправимом горе через месяц из письма сестры Марии Михайловны, Анатолий Михайлович, человек сильный, закалённый жизненными невзгодами, заплакал от обиды и отчаяния. В конце 40-ых — начале 50-ых гг. в семье Иорданских произошли два знаменательных события: в марте 1948 года родилась дочь Ольга, а в первой половине 1951 года Анатолий Михайлович получил приглашение на работу в Ленинградский университет имени А.А. Жданова — по инициативе академика Виктора Владимировича Виноградова, всегда высоко ценившего А.М. Иорданского как учёного и педагога. Академики Л.А. Булаховский, В.И. Борковский и проф. Р.И. Аванесов дали Анатолию Михайловичу отличные характеристики, и его избрали на должность доцента. Вопрос казался решённым, в расписание филологического факультета ЛГУ на первый семестр 1951/1952 учебного года уже были включены лекционные курсы А.М. Иорданского, но из Москвы в Уфу возвратилось его «Личное дело» с грозной резолюцией: «Вернуть Иорданского в Уфу!» в «Личном деле» А.М. Иорданского сказано, что Минпрос РСФСР не отпустил Анатолия Михайловича из своей системы (ЛГУ относился к системе Минвуза), но дело, скорее всего, было не в этом. Секретарь Башкирского обкома ВКП(б) успокоил А.М. Иорданского: «Не расстраивайся, Анатолий Михайлович. Ты будешь нашим башкирским Виноградовым!» Иорданские ещё не успели выехать в Ленинград, так что возвращать их в Уфу не было необходимости. Мысль о возможности быть ближе к научным центрам, к родным местам, к «милому пределу» не оставляет Анатолия Михайловича. В 1952 году удобный случай представился: во Владимирском педагогическом институте открылась кафедра русского языка. С 1 сентября 1952 года переведен во Владимирский педагогический институт, где проработал до самой смерти в течение 22 лет, возглавляя кафедру русского языка. В 1965 году защитил докторскую диссертацию.
А.М. Иорданский - ученик выдающихся советских лингвистов Д.Н. Ушакова и А.М. Селищева, традиции которых он продолжал и развивал. Он автор около 40 научных работ в области истории русского языкознания, истории русского языка и диалектологии, грамматики и лексикологии современного русского литературного языка. Среди научных работ А.М. Иорданского особое место занимает исследование "История двойственного числа в русском языке" – 1960 г., которое легло в основу его докторской диссертации. Высокую оценку специалистов получили такие работы А.М. Иорданского, как "Говоры селений Полыновки и Поляковки Федоровского района Башкирской АССР" (1954), "Существительные pluralia tantum в русском языке" (1956), "Происхождение и история названия города Владимира" (1958), "Происхождение и история слова ХОЗЯИН в русском языке" (1967), "Слово КОСМОС и его производные в русском языке" (1968), "Конструкции типа мы с тобой и наш с тобой в применении к двум лицам в русском языке" (1967) и др. В сотрудничестве с В.Г. Костомаровым и М.Ф. Протченко А.М. Иорданский участвовал в составлении и подготовке к печати двухтомника избранных трудов В.И. Чернышева по русскому языку (1970). В ряде работ А.М. Иорданского освещены вопросы вузовской педагогики и методики преподавания языковедческих дисциплин: "Курс "Введение в языкознание" на заочном отделении" (1963), "О профессионально-педагогической направленности курса исторической грамматики русского языка"(1964), "Методика чтения лекций по лингвистическим дисциплинам на заочном отделении" (1968) и др. А.М. Иорданский занимался изучением языка и стиля русских писателей - И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Следует отметить также его публичные выступления и статьи, посвященные изучению лингвистического наследия классиков марксизма, высказываний К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина по проблемам языка. А.М. Иорданский был активным пропагандистом научных знаний. В течение ряда лет он руководил методологическим семинаром кафедры по философским проблемам языкознания, организовывал и возглавлял научные и научно-методические конференции, был членом ряда ученых советов и комиссий, выступал с лекциями перед рабочими, сотрудниками различных учреждений, учителями, студентами и т.д. А.М. Иорданский был награжден Орденом Ленина, медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина", нагрудными значками "За отличные успехи в работе", "отличник народного просвещения", значком "Победитель социалистического соревнования 1973 года".
На юбилейном чествовании в связи с 60-летием со дня рождения в актовом зале главного корпуса Владимирского пединститута на проспекте Строителей 24 июня 1967 года Анатолий Михайлович сказал: «Я считаю себя счастливым оттого, что всю сознательную жизнь был верен своей мечте…» В последние годы жизни Анатолия Михайловича на одном из общеинститутских собраний ему было предъявлено поразительное по своему невежеству «обвинение»: «Говорят, что на кафедре русского языка студенты по старославянскому языку изучают Священное Писание». Анатолий Михайлович попросил слова, вышел на трибуну и, со свойственным ему тактом, спокойно пояснил всем присутствующим, что для изучения этого языка используется «Хрестоматия», утверждённая Министерством просвещения СССР, а нерелигиозных текстов на старославянском языке не существует. Такого рода «уколы» подрывали здоровье Анатолия Михайловича. У него было больное сердце, он часто не спал ночами, а утром шёл на работу. В 1973 году попал на обследование в больницу в Загородном парке. Врачи при обследовании обнаружили последствия микроинфарктов, которые он перенёс на ногах. На вопрос, как он себя чувствует, Анатолий Михайлович ответил: «Врачи всё выпытывают у меня якобы скрываемый мною инфаркт, но ведь у меня его не было». Иорданский Анатолий Михайлович умер в 1974 году.
К 65-летию кафедры русского языка
В.И. Фурашов, М.В. Пименова
Владимирские лингвисты: к 65-летию кафедры русского языка. Очерки жизни и творчества известных языковедов. – Владимир: Транзит-ИКС, 2017. – 194 с.
Кафедра русского языка ведет свое начало с августа 1952 года. Она выделилась из кафедры русского языка и литературы Владимирского государственного педагогического института имени П.И. Лебедева-Полянского, которую возглавлял Дмитрий Владимирович Соколов, филолог, выпускник Петербургского университета.
Первым заведующим кафедрой русского языка был Анатолий Михайлович Иорданский. А.М. Иорданский был переведен на должность заведующего кафедрой приказом Министерства просвещения РСФСР № 1094 от 2 августа 1952 г. из Башкирского государственного пединститута им. К.А. Тимирязева, где он после окончания аспирантуры в МИФЛИ и защиты кандидатской диссертации работал в течение 12 лет доцентом и заведующим кафедрой русского языка. Наиболее известной книгой А.М. Иорданского, стоявшего во главе кафедры русского языка ВГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского 22 года (1952-1974), является обширная и вместе с тем изящная по исполнению монография «История двойственного числа в русском языке» (Владимир, 1960), защищенная в качестве докторской диссертации в Институте русского языка АН СССР в 1964 году. Основной состав преподавателей кафедры сформировался под руководством А.М. Иорданского в 50-60-е гг. XX века. В эти годы осуществляются значительные научные предприятия: проводятся диалектологические экспедиции, собирается богатейший материал для Общеславянского лингвистического атласа (ОЛА), регулярно выходят в свет выпуски «Ученых записок», проводятся научные и научно-методические конференции разных уровней, появляются публикации преподавателей кафедры в центральных и республиканских изданиях, открывается аспирантура по русскому языку, организуется методологический семинар по философским проблемам языкознания, защищаются кандидатские диссертации, обобщается опыт преподавания лингвистических дисциплин в высшей школе. Главное внимание уделяется подготовке квалифицированных кадров для школы, организуется педагогическая практика с последующим подведением итогов на методических конференциях, устанавливается тесная связь со школами города Владимира и области, с выпускниками стационара и заочного отделения. После ухода из жизни А.М. Иорданского кафедру возглавляет (с 1974 по 1985 год) кандидат филологических наук доцент (позднее – профессор) Владимир Федорович Киприянов (1925-1996), оригинальный и самобытный ученый, автор 40 научных и научно-методических работ в области лексикологии, фразеологии, морфологии и синтаксиса современного русского языка, в том числе двух монографий. В.Ф. Киприянов создал интересную грамматическую концепцию – обосновал выделение коммуникативов как особой части речи и утвердил нечленимое предложение как особый структурный тип, противопоставленный членимому предложению. В трудные годы застоя кафедра под руководством В.Ф. Киприянова не утратила своих лучших традиций: продолжаются диалектологические экспедиции, организуется учебный историко-этнографический музей, выходят в свет четыре монографии по проблемам фразеологии, морфологии и синтаксиса современного русского языка, издается учебное пособие «Виды лингвистического анализа», ведется работа над словарем сравнений и словарем языка М. Горького, разрабатывается единая система учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов (УИРС – НИРС), вводится в занятия со студентами лингвистический просеминарий, обобщается опыт вузовской методики преподавания лингвистических дисциплин, выходят два сборника методических статей. С 1985 по 1992 год кафедрой заведует доктор филологических наук профессор Владимир Иванович Фурашов, ученик профессора Н.Н. Прокоповича, специалист в области синтаксиса современного русского языка, общей теории языка и истории отечественного языкознания. Автор более 200 научных статей и трех монографий. В.И. Фурашов исследовал предложенческие связи и отношения словоформ, атрибутивную валентность существительных, в том числе местоименных, синтагматику и парадигматику членов предложения, а также предикативную периферию русского предложения (ввел в научный обиход шкалу атрибутивной валентности субстантивов, предложил новую парадигматическую концепцию членов предложения, изучил синтаксические категории определения и сопутствующей предикативности в осложненном предложении). В непростые годы перестройки, мучительных поисков новых путей экономического и социального обустройства России кафедра русского языка выстояла, не растеряла своих традиций в подготовке квалифицированных кадров для высшей и средней школы. После 15-летнего перерыва вновь открывается аспирантура, осуществляется работа над двумя комплексными темами: «Проблемы теории частей речи и синтаксического членения предложения» и «Развитие познавательной и художественно-творческой активности учащихся в процессе изучения русского языка». По данной проблематике подготовлено три межвузовских сборника научных работ: «Современный русский синтаксис: словосочетание и предложение», «Русские местоимения: семантика и грамматика» и «Современный русский синтаксис: предложение и его членение», защищена докторская и кандидатская диссертации, опубликованы статьи в журналах и сборниках научных работ, проведена научно-методическая межвузовская конференция «Русский язык в вузе и в школе» с публикацией тезисов выступлений – к 50-летию факультета русского языка и литературы ВГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского (1990). В 1989 г. начинается сотрудничество кафедры с педагогическими училищами (г. Юрьев-Польский, г. Покров Владимирской области) с целью внедрения двухуровневой системы подготовки учительских кадров. Для студентов читаются спецкурсы, проводятся спецсеминары, организуются проблемные группы и научные кружки, разрабатывается новая тематика курсовых и дипломных работ, рефератов и спецвопросов. Заметно возрастает интерес студентов к исследовательской работе (например, в 1988 году студентами-дипломниками было защищено 17 работ, а на традиционной апрельской научной студенческой конференции было заслушано 33 доклада). Большое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов. Осуществляется переход на аспектное преподавание основного лингвистического курса «Современный русский язык»: на стационаре фонетику, морфемику, словообразование, морфологию и синтаксис стали читать специалисты в соответствующих областях лингвистического знания; на заочном отделении сохраняется оправдавшая себя система чтения всего курса одним преподавателем – куратором курса. В связи с болезнью В.И. Фурашова в 1992-93 учебном году кафедру возглавляет кандидат филологических наук доцент Вера Михайловна Савина, ученица профессора А.М. Иорданского, опытный вузовский преподаватель, специалист в области синтаксиса осложненного предложения, блестяще защитившая в МГПИ им. В.И. Ленина кандидатскую диссертацию «Временная соотнесенность деепричастия и глагола в строе предложения современного русского языка». С 1993 по 1999 год кафедрой заведует доктор филологических наук профессор Август Борисович Копелиович (1929-2015), в прошлом аспирант А.М. Иорданского, долгие годы работавший в пединституте г. Комсомольск-на-Амуре. Ученый с разносторонними научными интересами, А.Б. Копелиович особое внимание уделяет исследованию категории рода в индоевропейских языках и именной категории лица. Докторская диссертация «Проблемы диахронии грамматического рода индоевропейских языков в синтагматическом аспекте», пять монографий и многочисленные научные статьи А.Б. Копелиовича заложили основу нового направления в изучении категории рода в индоевропеистике. Будучи заведующим кафедрой, А.Б. Копелиович проявил себя как умелый руководитель, создал на кафедре еще более творческую атмосферу. А.Б. Копелиовичем была дополнительно открыта аспирантура по специальностям «Общее языкознание» и «Русский язык», стали регулярно (раз в месяц) проходить аспирантские объединения с обсуждением докладов молодых ученых, работающих над диссертациями. А.Б. Копелиович организовал (с 1995 г.) проведение международных научных конференций по проблеме «Грамматические категории и единицы: синтагматический аспект», инициировал первый выпуск «Владимирского областного словаря». С 1999 года заведование кафедрой поручено доктору филологических наукпрофессору Марине Васильевне Пименовой, ученице профессора В.В. Колесова, успешно защитившей в Санкт-Петербургском университете докторскую диссертацию «Эстетическая оценка в древнерусском тексте», автору многих работ в области лексической семантики и стилистики древнерусского языка. За время руководства кафедрой М.В. Пименова сумела проделать большую организационную и научно-методическую работу: подготовлены учебные пособия, методические разработки, новые учебные программы, планы семинарских и практических занятий по всем лингвистическим дисциплинам. М.В. Пименова открыла аспирантуру по русскому языку, активно включилась в работу аспирантского объединения, кафедра успешно прошла государственную аттестацию. Успехи кафедры – это результат напряженной творческой работы большого коллектива. Среди лингвистов и педагогов кафедры – кандидат филологических наук доцент Сергей Арсеньевич Фессалоницкий (1899-1976), замечательный ученый, методист, исследователь синтаксиса современного русского языка, работавший в ряде высших учебных заведений СССР: ст. преподавателем Калининского пединститута, доцентом и заведующим кафедрой пединститута в городе Фергана (Узбекская ССР), заведующим кафедрами русского языка Ивановского и Смоленского пединститутов, с 1957 по 1971 год – доцентом Владимирского пединститута. Заслуживают быть отмеченными такие его работы, как «Обзор литературы по вопросам языка и мышления», «О глаголах беспредложного управления», «О границах синтаксического управления», «О словаре употребления косвенных падежей» и др. Работая в Узбекистане, С.А. Фессалоницкий издал в Ташкенте учебник по русскому языку для 3-го класса узбекских школ (1944) и пособие для учителей и студентов УзбССР «Методика родного языка» (1940) (на узбекском языке). Учебник, написанный в соавторстве с Н.И. Леоновым, переиздавался несколько раз. Известный русский языковед проф. А.В. Миртов так отзывался о С.А. Фессалоницком: «Трудовая дисциплинированность, серьезность, доброжелательная простота, тактичность, вежливость (со всеми и всегда) являются, так сказать, прирожденными свойствами этого образцового ученого-педагога». На кафедре в 1961 г. началась научно-педагогическая деятельность видного ученого, блестящего специалиста в области методики преподавания русского языка, широко эрудированного и глубоко образованного человека, в дальнейшем доктора педагогических наук, профессора Ивановского государственного университета Всеволода Евгеньевича Мамушина (1922-2000). После защиты В.Е. Мамушиным в 1980 г. докторской диссертации «Изучение и развитие письменной речи учащихся в свете теории речевой деятельности» проф. Л.Ю. Максимов заметил: «Всеволод Евгеньевич показал, что методика преподавания русского языка может быть подлинной наукой». В течение 41 года (с 1956 по 1976 и с 1980 по 2001) на кафедре вдохновенно трудился глубокий и разносторонний ученый, ученик проф. В.Н. Сидорова и проф. А.Б. Шапиро, кандидат филологических наук профессор, Александр Борисович Пеньковский (1927-2010), автор около 150 научных работ, в том числе четырех монографий, в области фонетики и фонологии, морфологии, синтаксиса и семантики, лингвистики текста, орфографии и пунктуации, русской диалектологии, истории русского языка, ономастики, теории художественной речи и общего языкознания. Во всех упомянутых областях филологического знания А.Б. Пеньковский сказал свое слово, нередко меняющее сложившиеся научные представления и предлагающее альтернативные подходы к решению той или иной проблемы. Большой научный резонанс у нас и за рубежом получило его фундаментальное исследование «Нина. Культурный миф золотого века русской литературы в лингвистическом освещении» (М.: Индрик, 1999), в дополненном и доработанном виде вышедшее в 2003 году вторым изданием. Из многочисленных восторженных отзывов достаточно привести слова крупнейшего филолога нашего времени В.Н. Топорова из его письма к автору «Нины»: «Теперь Вы поймете мое состояние, когда, взяв Вашу книгу, которая в руках моих буквально вибрировала, звенела, издавала какую-то созвучную мне радиацию (лучших слов не нахожу), я перелистывал ее и, думаю, с первых же минут понял, что это – именно то, что есть, а если есть, то значит и хорошо, как всякое подлинное творение...». Характеризуя творчество А.Б. Пеньковского, академик Н.И. Толстой справедливо заметил: «сотрудничество ученого такого класса могло бы составить честь любому научному учреждению и университету». Большим уважением и любовью студентов пользовалась ст. преп. Людмила Евгеньева Морякина, имевшая тридцатилетний стаж работы в школах г. Владимира и области. Она преподавала старославянский язык и историческую грамматику русского языка на историко-филологическом факультете Владимирского учительского /педагогического института с декабря 1944 г. по декабрь 1956 г. По отзыву ее учеников (легендарного диктора Ю.Б. Левитана и владимирского журналиста А.К. Буреева), Людмила Евгеньевна была «удивительнейшим, высочайшей культуры и нравственности человеком». В течение 45 лет работала на кафедре со дня ее основания кандидат филологических наук доцент Ольга Семеновна Нестеренко (1921-1999), специалист в области русской фразеологии, исключительно принципиальный, строгий к себе и другим, требовательный и опытнейший вузовский преподаватель. С ноября 1966 г. по январь 1975 г. являлась доцентом кафедры русского языка кандидат филологических наук Нина Ивановна Маевская, которая вела курс современного русского языка, спецкурсы и спецсеминары по русскому языку, руководила курсовыми работами и педагогической практикой студентов в школах. Около четырех десятилетий была связана с кафедрой интенсивная научная, научно-методическая и педагогическая деятельность кандидата филологических наук доцента Валентины Владимировны Носковой (1938-2006), ученицы академика И.Ф. Протченко. В.В. Носкова являлась специалистом в области русского словообразования, морфологии, топонимики, исторической грамматики русского языка, методики преподавания русского языка в высшей и средней школе, автором многих работ: научных и методических статей, разработок, учебных пособий для студентов. Особенно значимым является исследование В.В. Носковой проблемы историзма в школьном преподавании русского языка, ее экспериментальная работа в школе № 7 города Кольчугино. Нельзя не отметить общественную активность В.В. Носковой: профсоюзная работа на факультете и в университете, кураторство студенческих групп и курсов, исполнение сложных обязанностей декана филологического факультета, зам. декана по заочному отделению и зам. председателя городского совета по топонимике при Владимирском областном фонде культуры, руководство кружком по топонимике Владимирского края. Едва ли кто-либо из членов кафедры мог бы сравниться с В.В. Носковой по количеству дипломных работ, подготовленных студентами под ее руководством. Последнюю треть XX века трудились на кафедре отличные методисты Маргарита Максимовна Тюкова (1931-2002) и Александра Михайловна Пудкова (1924-2008), опытнейшие вузовские преподаватели, истинные мастера педагогического труда, беззаветно преданные делу народного образования, внесшие весомый вклад в копилку передового педагогического опыта и передавшие богатейшие знания и практические навыки не одному поколению учителей и студентов. Эстафету подготовки педагогов-русистов приняла кандидат педагогических наук доцент Ольга Дмитриевна Плышевская, которая более 20 лет руководила педагогической практикой студентов, вела курс методики преподавания русского языка, готовила победителей и номинантов конкурса «Студент года», публиковала статьи и учебные пособия, содержащие материалы для проведения уроков по русскому языку, факультативов, спецсеминаров и спецкурсов. Не один десяток лет был связан с кафедрой Константин Григорьевич Семёнкин (1929-2002), в прошлом аспирант А.М. Иорданского, работавший деканом венгерского отделения, а затем – зав. кафедрой преподавания русского языка в национальной школе, кандидат филологических наук, доцент, специалист в области языка художественной литературы, автор книг о творчестве Н.Н. Златовратского. Много лет (с 1971 по 1997) проработала на кафедре Лия Константиновна Андреева (1932-), кандидат филологических наук, доцент, славист, диалектолог, специалист в области лексикографии, фразеологии и словообразования. С сентября 1963 г. по июнь 2009 г. на кафедре трудилась кандидат филологических наук доцент Римма Сергеевна Канунова (Овчинникова), известный диалектолог, глубокий специалист, большой знаток говоров Владимирского края, автор обобщающего учебного пособия «Говоры Владимирской области» (2014) и двух выпусков Владимирского областного словаря «Лексика природы» (1999 и 2012), материалы для которого были собраны под ее руководством студентами филологического факультета по «Программе собирания сведений для Лексического атласа русских народных говоров» (ЛАРНГ), разработанной сотрудниками Института русского языка РАН. Выпускница литфака (1969 г.) ст. преп. Ольга Гавриловна Ручко, проработавшая на кафедре 36 лет, увлеченно преподавала студентам филологического факультета старославянский язык, историческую грамматику, общее языкознание, фонетику, лексикологию, филологический анализ текста, сотрудничала с Владимирской епархией, являясь редактором журнала «Свет невечерний» и составителем «Патерика Успенского собора». Кандидаты филологических наук доценты Раиса Васильевна Хворова, Татьяна Ивановна Шуришина, Валентина Андреевна Карючина, Ирина Леонидовна Петрова, Анна Станиславовна Цуккерман,Екатерина Александровна Лукьянова, ст. преподаватели Галина Николаевна Кабанова, Нина Федоровна Балдина, Лидия Викторовна Соловьева, Александра Алексеевна Титова, Ольга Борисовна Архипова, Сергей Валерьевич Мещеряков, Марина Алексеевна Иванова, Татьяна Вячеславовна Куприна, Людмила Анатольевна Томашевская,Наталья Анатольевна Потокова, Галина Евгеньевна Борисова и др. трудились на кафедре русского языка и многое сделали для её становления и развития. Из недр кафедры вышли факультет иностранных языков (1956 г. – секция иностранных языков при кафедре русского языка), кафедра русского языка как иностранного (1968 г. – секция по работе с иностранным студентами, которую возглавил В.И. Фурашов, 1971 г. – кафедра русского языка как иностранного, прекратившая свое существование после присоединения к ВлГУ) и кафедра преподавания русского языка в национальной школе (1983 г. – русско-национальное отделение при кафедре русского языка, 1987 – самостоятельная кафедра), расформированная после распада СССР.
За прошедшие годы кафедра подготовила более шести тысяч учителей для города Владимира и области. Большинство известных журналистов нашего края – это выпускники филологического факультета. Выпускники-филологи работают также в Департаменте образования, управлении образования, администрации города и т.д.
В настоящее время на кафедре трудится 15 преподавателей (из них 13 – выпускники ФФ), среди которых Заслуженный работник высшей школы, доктор филологических наук профессор Владимир Иванович Фурашов, заведующий кафедрой, доктор филологических наук профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Марина Васильевна Пименова, директор Владимирского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, доктор филологических наук профессор Наталья Владимировна Юдина, опытные доценты Екатерина Николаевна Варюшенкова, Тельман Асадович Алиев, Наталья Анатольевна Сафронова, Ольга Ивановна Соколова, старшие преподаватели Галина Ивановна Столбунова, Елена Алексеевна Абрамова, Татьяна Анатольевна Бурлакова. Работают над докторскими диссертациями директор Педагогического института (ПИ) ВлГУ, доцент Марина Владимировна Артамонова, заместитель директора ПИ по воспитательной работе, доцент Александр Сергеевич Малахов, доцент Наталья Вячеславовна Целикова (Иосилевич). Пять лет назад защитила кандидатскую диссертацию доцент Ксения Михайловна Богрова, два года назад – старший преподаватель Евгений Юрьевич Рыкин, в мае этого года – зав. кабинетом русского языка Наталья Викторовна Пилипенко. Преподаватели кафедры ведут 46 дисциплин лингвистического цикла для 11 образовательных программ на очном и заочном отделениях (бакалавриат «Русский язык. Литература», магистратура «Филологическое образование»), а также русский язык и культуру речи, педагогическую риторику для 22 нефилологических специальностей четырех институтов ВлГУ (ПИ, ИЭиМ, ИИХО, ИФКиС). Кроме того, кафедра организует и проводит три практики (учебную педагогическую, производственную и диалектологическую). Имеются дополнительные специализации «Корректура текста» и «Русский язык как иностранный». На кафедре сложились научные направления, связанные как с традиционными, так и с новейшими методами изучения языка и речи. Основная тема кафедры – «Языковые категории и единицы: синтагматический аспект». Данной теме посвящены международные конференции, организуемые кафедрой раз в два года. В этом году состоится двенадцатая конференция, посвященная 65-летию кафедры. Научная и научно-организационная деятельность преподавателей неоднократно поддерживалась грантами РГНФ, РФФИ, Министерства образования РФ («Общеславянские ценности в зеркале региона: язык как главная духовная ценность» (совместно с Витебским государственным университетом им. П.М. Машерова), «Оценка и концептуальные формы русской ментальности в диахронии», «Языковая личность В. Солоухина и его роль в речевой лингвокультуре», «Разработка концептуальных подходов проведения олимпиад и иных конкурсных мероприятий для учителей, преподавателей в области русского языка и литературы» и др.). При кафедре открыта аспирантура по двум специальностям: 10.02.01 – «Русский язык» и 10.02.19 – «Теория языка». За время существования аспирантуры (с 1966 г. с перерывом в 15 лет) защищены 33 кандидатские диссертации (в том числе ныне работающими преподавателями и сотрудниками – М.В. Артамоновой, К.М. Богровой, Е.Н. Варюшенковой, А.С. Малаховым, Н.В. Пилипенко, Е.Ю. Рыкиным, О.И. Соколовой, Н.В. Целиковой, Н.В. Юдиной). М.В. Пименова входит в состав диссертационного совета при Смоленском госуниверситете (СмолГУ), Н.В. Юдина – при Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого (НовГУ). Кафедра в течение всех лет своего существования сотрудничает с Владимирским институтом развития образования имени Л.И. Новиковой (ВИРО), Городским информационно-методическим центром Управления образования (ГИМЦ). Ежегодно преподаватели кафедры участвуют в проведении регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Много внимания на кафедре уделяется пропаганде грамотности и культуры речи. Так, каждый год проходят Дни русского языка (в 2017 г. – в 37-й раз), Дни славянской письменности и культуры, Открытые конкурсы для студентов и школьников («Юный словесник» («ЮС»), «Юный ритор». «Юный исследователь-русист»). В 2017 году преподаватели кафедры принимали участие в организации и проведении конкурса «Грамотеи.ру». Трижды в год проходят общегородские диктанты (8 сентября, 21 февраля, 24 мая), посвященные, как правило, творчеству писателей-классиков, связанных с Владимирским краем. Кафедра русского языка – старейшее структурное подразделение опорного вуза Владимирской области – продолжает свое развитие, объединяя традиции и инновации на пути постижения «неосязаемой тайны» (Ф.И. Буслаев) русского слова.
Источник:
В.И. Фурашов. Анатолий Михайлович Иорданский [Электронный ресурс] // lektsii.org : [сайт]. – 2017. – URL: https://lektsii.org/17-64502.html
Владимирская энциклопедия
|