Александр Яковлевич Рождественский — уроженец Тамбовской губернии и воспитанник Тамбовской духовной семинарии. По окончании курса наук в Киевской духовной академии, Александр Яковлевич 28 февраля 1891 года определен был учителем русского и церковно-славянского языка в Херсонском духовном училище. В 1894 году переведен на должность преподавателя словесности, логики и психологии в Кутаискую духовную семинарию. В 1899 году указом Св. Синода назначен Смотрителем Кутаиского дух. училища. 13 апреля 1903 года назначен Инспектором Кутаиской дух. семинарии, 1904 года переведен на должность Инспектора в Пензенскую дух. семинарию. Указом Св. Синода от 28 июля 1907 года перемещен на должность преподавателя Догматического, Нравственного и Основного Богословия во Владимирскую духовную семинарию.
24 сентября 1908 года Александр Яковлевич удостоен ученой степени магистра богословия за представленную диссертацию под заглавием: «Символические и богослужебные книги англиканской церкви, как выражение ее веросознания». Кроме названного сочинения Александру Яковлевичу принадлежит еще несколько научных работ, печатавшихся в академических изданиях и Владимисрких Епархиальных Ведомостях. Одна из этих работ принята во многих семинариях в качестве учебного руководства по обличению социализма.
Рождественский Александр Яковлевич. 1913 г.
28-го февраля 1916 года исполнилось 25 лет со времени вступления на педагогическое поприще преподавателя Догматического, Нравственного и Основного Богословия во Владимирской духовной семинарии Александра Яковлевича Рождественского. С разрешения Его Высокопреосвященства, 13-го марта в семинарской Богородицкой церкви, в присутствии преподавателей и учащихся, после Божественной литургии отслужен был благодарственный молебен, пред которым и. д. Ректора семинарии Инспектор семинарии прот. Д. Садовский обратился к Александру Яковлевичу с речью следующего содержания:
«Досточтимый Александр Яковлевич!
По поводу исполнившегося, 28 минувшего февраля, двадцатипятилетия службы Вашей на учебно-педагогическом поприще, ныне я имею высокую честь выразить Вам сердечные поздравления и искренние пожелания всего наилучшего от имени Его Высокопреосвященства, Благостнейшего Архипастыря нашего, который поручил мне приветствовать Вас со столь знаменательным в Вашей жизни событием.
Вместе с тем имею счастие приветствовать Вас и от корпорации Владимирской духовной семинарии, к которой принадлежите Вы.
25 лет немалый период времени, если иметь в виду обычный предел жизни человеческой, как определяется псалмопевцем, который говорит, что «дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет» (Пс. 89, 10).
Все истекшее двадцатипятилетие Вы посвятили учебно-педагогической деятельности на разных должностях и в разных духовно-учебных заведениях обширного нашего отечества. Не мне, конечно, достоуважаемый Александр Яковлевич, входить в оценку Вашей продолжительной просветительной деятельности. По времени службы при Владимирской духовной семинарии я являюсь лишь младшим Вашим сослуживцем. Да и деятельность тружеников на ниве школьного просвещения, деятельность преподавательская, такова, что она не поддается какому либо внешнему учету или измерению. К этой деятельности приложимы слова евангелия: «ин есть сеяй, и ин есть жняй» (Иоанн. IV, 37). Посееваемое Вами с преподавательской кафедры семя учительного слова подобно тому брошенному в землю семени, о котором говорит Господь в Евангелии: «спит (человек) и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он. Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Марка IV, 27 28). Но не входя в оценку этой стороны Вашей деятельности, я однако выражаю твердую уверенность, что Ваше продолжительное преподавание возвышенных истин благочестия христианского дало обильный плод христианской мудрости в целом ряде поколений, которые прошли перед Вами. Но это, разумеется, незримый, неосязаемый результат Вашего делания.
Я позволю себе остановиться, хотя кратко, на том, что заметнее, осязательнее дня нас. Боюсь смутить вашу скромность. Но все же не могу указать на некоторые весьма симпатичные черты Вашего характера. В характере Вашем, при обычной скромности, бросается в глаза Ваша серьезность и сосредоточенность, свойства, которые, можно думать, обусловлены постоянным соприкосновением Вашим с возвышенной областью христианского богословия. Этим же, без сомнения, обусловливается и другая отличительная черта Вашего характера — отсутствие мелочности и заметное стремление отойти дальше от обыденной, мещанской суеты жизни. Приятно подкупают в Вас также Ваша откровенность, неподкупная честность и прямота. Эти и подобные привлекательные черты невольно располагают к Вам Ваших сослуживцев, вызывая в них чувства искреннего к Вам уважения и любви.
В знак этих именно чувств мы, Ваши сослуживцы, и просим Вас, достоуважаемый Александр Яковлевич, по поводу исполнившегося двадцатипятилетия Вашей учебно-педагогической службы, принять от нас сей пречестный образ.
Господь и Спаситель Наш, пречистый лик Коего изображен на этой иконе, Который призывает к себе всех труждающихся и обремененных (Матф. XI. 28), да дарует Вам покой и облегчение в трудные минуты Вашей жизни и да сохранит Вас в нерушимом здравии на многие годы, во благо Владимирской духовной семинарии и на пользу святой Христовой церкви».
По окончании речи о. Инспектор благословил Александра Яковлевича иконою Спасителя, которая была поднесена ему, как молитвенный дар от членов семинарской корпорации. По окончании молебна были провозглашены обычные многолетия и в заключение многолетие чествуемому А. Я. Рождественскому.
В тот же день в два часа дня Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, изволил посетить Александра Яковлевича в его квартире и благословил его просфорой.
Источник: - Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 13-й. 26-го марта 1916 года.
Владимиpская духовная семинаpия