Крылов Василий Григорьевич
11-го июля 1896 года Владимирская Духовная Семинария в лице Василия Григорьевича Крылова лишилась одного из старейших членов своей преподавательской корпорации.
Василий Григорьевич, сын священника гор. Владимира, - Григория Петровича Крылова (1802-1883), вступил на преподавательскую службу во Владимирскую Духовную Семинарию по окончании курса в С.-Петербургской Духовной Академии. Сначала он в Семинарии преподавал Всеобщую и Русскую гражданскую историю (с 1-го февраля 1868 года по 15-е июля 1869 года), а потом, с 15-го июля 1869 года, вследствие преобразования Семинарии, был перемещен на кафедру Греческого языка, в каковой должности и состоял по самый день своей смерти.
Кроме того, Крылов довольно долго (с 8-го сентября 1873 года по 15-е июля 1882 года) был преподавателем в Епархиальном женском училище по предмету Всеобщей и Русской гражданской истории.
В течение своей почти тридцатилетней преподавательской службы, В.Г. неоднократно состоял то членом педагогических собраний Правления Семинарии, то членом строительных комитетов, учреждавшихся при Семинарии в разные времена.
За отлично-усердную службу и особые труды В.Г. был всемилостивейше пожалован орденами Св. Станислава 3-й степени и Св. Анны 3-й степени.
В своей преподавательской деятельности В.Г. был чужд педантичной сухости. Не столько заботясь о формальной исправности, сколько о том, чтобы принести своим ученикам пользу, Василий Григорьевич умел совмещать дело обучения с делом воспитания. Вопрос о воспитывающем обучении, так много занимавший и занимающий педагогов, решался Крыловым просто и достаточно верно. Василий Григорьевич не задавался целью, наряду с преподаванием своего предмета, читать воспитанникам систематический курс морали. Эта задача была бы слишком широка и непосильна при сложных преподавательских занятиях. Тем не менее, воспитательный элемент занимал в его деле видное место. Василий Григорьевич находил немало удобных случаев для благовременных бесед с учениками о благонравии, приучая их к вежливости, порядку и аккуратности в исполнении своих обязанностей.
По поводу замеченной в ком либо из воспитанников неучтивости и тем более грубости, Василий Григорьевич, при первом же случае, ласково, избегая резкого осуждения, старался внушить ученикам лучшие понятия об отношении их к начальству, наставникам и старшим возрастом. Поставляя внешний образ поведения воспитанника в тесную связь с его внутренним настроением, Крылов, с другой стороны, высказывался с особенной похвалой о тех учениках, которые держали себя соответственно установившимся в хорошем обществе правилам вежливости и благопристойности. «Вы не обидите меня, если не поклонитесь при встрече со мною, - не раз говаривал Крылов своим ученикам, - но мне грустно за вас, когда я замечаю подобные недостатки». К беседам о вежливости и учтивости у Василия Григорьевича находилось достаточно поводов. Встречи в городе, классные наблюдения, неловкое положение ученика в церкви, все это служило предметом для очень полезных наставлений.
Василий Григорьевич обращал особенное внимание на порядок и аккуратность, к которым приучал учеников. Поэтому В.Г. всегда сильно вооружался против неряшливости и неопрятности, которую ему иногда приходилось замечать, например, в письменных работах, или же в костюме воспитанника. Кроме того, Василий Григорьевич не упускал, при случае, делать замечания по поводу манер, если находил их у воспитанников слишком угловатыми. Служа сам примером вежливости в обхождении с учениками, Василий Григорьевич, несомненно, оставил на них следы облагораживающего влияния. С уверенностью можно сказать, что многие из бывших воспитанников Василия Григорьевича с искренней признательностью вспоминают образ кроткого и попечительного их наставника, принадлежавшего к числу тех редких натур, которые не легко забываются и которым всегда так хочется подражать.
Вспомним, наконец, некоторые дидактические приемы Крылова, которыми он с успехом пользовался в преподавании своего предмета. На его уроках не чувствовалось утомления, и учебный час проходил почти незаметно. В своем преподавании В. Г. держался того твердо установленного лучшими педагогами взгляда, что в классные занятия необходимо вносить в известной мере разнообразие, чтобы сменою впечатлений возбудить в слушателях интерес и этим предотвратить неизбежное, в противном случае, утомление и упадок внимания. Поэтому, и в целях дидактических, беседы воспитательного характера являлись у В.Г. далеко нелишними, так как самое их разнообразие содержания, имевшее живой интерес для учеников, вызывало новые впечатления и тем поддерживало их внимание. Иногда, также не без пользы, В.Г. находил случай побеседовать с учениками о различных сторонах общественной жизни, более или менее интересных для духовных воспитанников. Отличаясь, при такой постановке учебных занятий, приветливостью и сердечностью, Василий Григорьевич пользовался особенным расположением своих учеников. Конечно, при таком роде преподавания, возможны и крайности, которые нередко замечаются у неопытных и начинающих педагогов. Бывает, что такое ведение преподавания сопровождается ущербом прямому делу, изучаемому предмету. Но этого никак нельзя сказать по отношению к Василию Григорьевичу. Успехи по его предмету вообще достигали значительной высоты, так что % неуспевших воспитанников у него обыкновенно был незначительный. Можно думать, что эти успехи в некоторой мере обусловливались всегдашней его приветливостью, возбуждавшей в учениках должную смелость и находчивость. На его уроках самые робкие ученики не терялись в ответах, как это бывает иногда на уроках людей суровых и необщительных.
Василий Григорьевич не ограничивался только обучением своих воспитанников, а старался иметь на них и воспитательное влияние. Таким образом, он принадлежал к числу тех симпатичных натур, которые не замыкаются в узкие иногда рамки должностных обязанностей, а стараются расширить круг своего благотворного влияния на окружающую среду.
Н. В — ий (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 21-й. 1896 г.).
Владимирская энциклопедия
|