Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
16:59
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Схимонах Филипп (Хорев)

Схимонах Филипп (Хорев)

18 мая 1869 года в киновии Боголюбовой Богоматери при Гефсиманском скиту скоропостижно скончался ее основатель – схимонах Филипп (Хорев). Блаженного Филиппушку знала едва ли не вся Россия. Он был известен даже императору Филиппушка Голубок Александру II.

Филипп Андреевич Хорев родом из крестьян Владимирской губ., Вязниковского уезда, деревни Стряпкова; бывши крестьянином, торговал по селениям разным коробочным товаром.
Был два раза женат и от первой жены имел трех сыновей, которые к 1869 году находились в Боголюбовой пустыни. Два из них — иеромонахи, а один диакон. Женившись на другой жене, он вскоре стал юродствовать сначала в г. Вязниках, потом в Шуе и других местах. Около десяти лет скитался по святым местам России. Зимой и летом ходил он неизменно босиком, с непокрытой головой, в веригах и с железным 14-килограммовым посохом в руках, к которому был прикреплен литой из меди голубок. Юродивого так и прозвали - Филиппушка Голубок. Его не раз сажали в тюрьму и пересылали по этапу с конвоем как «бродягу безпаспортоного». Затем перешел в Москву, где, однако же, прожил не долго. В Москве блаженный познакомился с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Он-то и благословил Филиппушку в 1847 году пожить в Троице-Сергиевой Лавре.
Стоило блаженному появиться на площади перед Лаврой, его мгновенно окружал народ. «С ангелом! С ангелом! С Божьим вестником!» - приветствовал он всех. Бывало, встретит на площади торговца калачами, соберет нищих - «богатых купцов», да и раздаст им все. Торговцы не возмущались. Тем более что Филиппушка тут же приводил кого-нибудь к торговцу в лавку и тот оплачивал с лихвой за все розданное. Ходило даже поверье: если блаженный возьмет что-нибудь из товара, то торговля пойдет бойче.
Через месяц в поисках покоя и тишины, по благословению настоятеля лавры о. Антония поселился в полуразрушенной лесной сторожке вблизи Гефсиманского скита, где и жил три года. Он выстроил на месте, где теперь находится пустынь - келью и часовню.


Схимонах Филипп и его дети

На следующий же год в новое жилище его пришли к нему три его сына (Игнатий, Василий и Порфирий) и остались при нем. Затем мало по малу к нему стали собираться и другие странники, и с новой братией своей, возросшей очень скоро до 10-ти человек.
Филипп попросил архимандрита Антония:
- Благослови меня, широкий (так звал он наместника), выкопать погреб.
- Зачем же тебе понадобился погреб? — удивился тот.
- Ну ж, ты только благослови, погребок нам нужен.
- Ну, Бог благословит, копай! — ответил наместник и распорядился дать ему в помощь двух послушников из монастыря.
Филиппушка выкопал небольшую квадратную яму. Затем стал ее расширять. Сделал подземные коридоры и небольшие пещерки для келий. Средняя и самая большая предназначалась для собрания пещерников на общую молитву. Спустя три недели отец Антоний посетил Филиппушку и увидел не погреб, а пещеры наподобие Киево-Печерских. Он сообщил об этом митрополиту Филарету и тот ответил: «Господь да просвещает ищущих Его в темноте пещерной».
Братия продолжала расширять пещеры. Землю приходилось вытаскивать на себе в мешках. Стены постоянно обваливались, их подпирали досками. Однажды под завалами погибли два послушника. После этого лаврские каменщики укрепили стены камнем и кирпичом.
Филиппушка по-прежнему юродствовал. Его часто видели у ворот Лавры в окружении народной толпы.
От долгих постов, тяжелого труда и ношения вериг блаженный заболел. Тогда наместник архимандрит Антоний постриг его в монашество с именем Филарет, в честь митрополита Московского Филарета. Монах быстро пошел на поправку и даже продолжил работы по укреплению пещер. Одно его сильно огорчало: пришлось оставить посох и надеть обувь. «Владыко святый! Обуваться я больно ленив, все не хочется!» - упрашивал он митрополита Филарета. Тогда святитель разрешил ему носить вместо сапог ботинки и заменить посох с голубком посохом с головкой из меди, но не позволил сохранить образ юродивого: «Да не соблазнятся другие монахи».


Филипп Хорев

В сентябре 1855 года Лавру, скит и пещеры посетил император Александр II. Он пожелал увидеть Филиппушку. Блаженный предстал перед государем в монашеской одежде. «Да ты уже монах теперь?» - спросил император. «Не знаю, монах ли, - смиренно отвечал старец, - а хотел бы монахом побыть хоть один час».
Тем временем среди братии росло недовольство: к пещерам стекался народ и нарушал их безмолвие. Отец Антоний посоветовал монаху Филарету уйти. Он забрал сыновей и поселился на берегу озера неподалеку от пещер. Но его почитатели нашли его и здесь.
Здесь жил он долгое время; посещавшие его москвичи, прослышавшие о его уединенной жизни, любили его за скромное монашеское подвижничество и помогали ему в средствах. Между тем братия его все росла и росла в численности, все более и более сходились к нему новые странники. В это время одна из московских купчих, М.И. Логинова, соорудила на месте нового монашеского поселения каменный довольно обширный храм, и выстроила при нем несколько новых келий, в которых впоследствии помещалось уже до 70 человек братий. 27 сентября 1859 года митрополит Филарет освятил на этом месте верхнюю церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Так появилась киновия или Боголюбивая пустынь.
Все сыновья старца приняли монашество. Старший из них иеромонах Прокопий по благословению отца много потрудился над возобновлением Зосимовой Смоленской пустыни. Сам старец через несколько лет принял схиму с прежним именем Филипп.
В 1867 году схимонаху Филиппу вновь пришлось оставить киновию. Кто-то из недоброжелателей пустил слух, что в скиту делают фальшивые деньги.
Быв в то время изгнан из пустыни, он отправился в Тулу и поселился близ нее в подгородном монастыре, построенном близь архиерейского летнего дома; но и тут довелось ему жить недолго. Местное епархиальное начальство не разрешило ему оставаться на новом его месте жительства, и он должен был перейти на житье в другой монастырь, во Владимирской губ., откуда наконец, по распоряжению наместника Троице-Сергиевской Лавры, снова был вызван в Боголюбовскую пустынь, где и скончался на руках детей своих, в воскресенье 18-го мая 1869 года, в 12 ч. дня.
21 мая в Боголюбской пустыни, наместником ее архимандритом о. Антонием совершено погребение схимонаха Филиппа, известного москвичам под именем Филиппушки. Гроб покойного, по совершении обряда, поставлен в склеп, в нижнем приделе церкви, освященной во имя Преподобной Матроны, позади правого клироса. Церковь эта находится при названной пустыни и выстроена на иждивение Московской купчихи М.И. Логиновой, которая в ней и похоронена. На погребение схимонаха Филиппа собралось множество народа, в среде которого заметно было не мало москвичей.
Его честные мощи покоятся в Иверской часовне Гефсиманских пещер.
Наместник лавры, по смерти схимонаха Филиппа, поручил управление пустыней старшему сыну его иеромонаху Галактиону.
Юродство Христа ради

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (06.02.2020)
Просмотров: 795 | Теги: Вязниковский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru