Сергиевы Горки – деревня в Вязниковском районе Начало »»» Сергиевы Горки
Церковь Сергия Радонежского До 1764 года это село принадлежало Троице-Сергиеву монастырю; кем и когда оно было приложено в монастырь нет сведений. Не известно также, когда здесь построена в первый раз церковь. Первые документальные сведения о Сергиево-горской церкви и приходе мы находим в окладных книгах Рязанской епархии за 1678 год; в этих книгах отмечено следующее: «Церковь преп. Сергия Радонежскаго в погосте Горках, у церкви двор попа Никифора, двор попа Луки с зятем его попом Алексеем, у попа Луки на дворе живут в разных избах два дьячка, дворы пономарской и просвирницын да приходских дворов: двор монастырский, на нем живет дворник, 11 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 51 двор), д. Медведева — 17 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 75 дворов), д. Лиски — 5 дв. крестьянских и 4 бобыльских, д. Рытое — 19 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 37 дворов), д. Денисова — 15 дв. крестьянских, д. Овинищи — 10 дв. крестьянских, д. Крутая — 12 дв. крестьянских, д. Большое Бахтолово — 8 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Малое Бахтолово — 7 дв. крестьянских и 1 бобыльскин (ныне одно Бахтолово, в нем 32 дв.), д. Нрнгорева—5 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 13 дв.), д. Уракова — 2 дв. крестьянских, д. Наумова — 8 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Куроедова — 11 дв. крестьянских, д. Черкятино — 6 дв. крестьянских, д. Чадка — 4 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Ключева — 13 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 25 дв.), д. Злобаево — 19 дв. крестьянских и 2 человека захребетников (в 1897 г. 79 дв.), д. Онаньино — 14 дв. крестьянских и 3 дв. бобыльских (в 1897 г. 29) дв.), д. Старинки — 13 дв. крестьянских (в 1897 г. 33 дв.), д. Терюхино — 6 дворов крестьянских, Борокина — 14 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Трухачева — 18 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 26 дв.), д. Драницына — 12 дв. крестьянских, д. Крюкова — 20 двор. крестьянских, д. Усад — 10 дв. крестьянских. Да по сказке поповой пашни на 10 четв. в поле, сенных покосов на 15 копен». Таким образом в конце XVII века Сергиево-Горский приход был многолюднейшим приходом. Из данных местной церковной летописи видно, что во второй половине ХѴIII века в Сергиевых-Горах было две деревянных церкви: холодная — во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя преп. Сергия Радонежского и теплая — во имя Св. Николая Чудотворца. В 1775 году обе церкви сгорели. В 1776 г. теплая церковь была построена вновь, холодная же церковь была построена только в 1785 г. и освящена в честь препод. Сергия. В приходе в то время было 274 двора. [1] В 1819—24 гг. вместо деревянных церквей был устроен каменный храм. В 1878—80 гг. трапеза была расширена и с того времени храм существует без изменений. Престолов в этом храме три: главный — во имя препод. Сергия Радонежского, в трапезе теплой — ко имя Св. Николая Чудотворца и Шуйской-Смоленской Божией Матери. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами иконы препод. Сергия и Шуйской-Смоленской Божией Матери. Хранилось старинное напрестольное Евангелие, изданное в 1627 г., и апостол времени патриарха Иосифа. [1] Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание их из разных источников получалось до 1000 руб. в год. Дома для членов причта собственные на церковной земле. [1] Земли при церкви: усадебной 3 десят., сенокосной 4 десят. и пахотной 31 десят. Приход состоял из села Сергиевых-Горок и деревень: Ананьина (1 вер. от церкви), Злобаева (3 вер.), Ключева (5 в.), Старинок (4 вер.), Трухачихи (2 вер.), Медведева (4 вер.), Курбатихи (7 вер.), Рытого (4 вер.), Бахтолова (1 вер.), Чистого (5 вер.) и Пригорева (1 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям за 1897 год числилось 1667 душ муж. пола и 1858 женского, из них раскольников австрийского священства 144 души и Спасова Согласия 1092 души обоего пола. [1]
Дер. Злобаево, прихода с. Сергиевых Гор, Горох. у., является также важным центром раскола во Влад. губернии. Старообрядцы здесь нескольких толков: австрийцы с своим храмом в д. Рытове, Спасово согласие, разделяющееся на малое начало, среднее и большое. Поводом к беседам послужило то, что часть жителей д. Злобаево в прошении на имя Губернатора просили отчислить их от Спасова согласия и причислить к новой вере — вере Злобаевской, с правом построить свою моленную и избрать наставника, на что им и дано было разрешение. Настоятелем был избран некто Яков Иванович. Первая беседа назначена была 23 июня и ведена была между Войкиным и Самоварниковым — представителем Спасова согласия большого начала, о чиноприеме. Прошла эта беседа очень шумно. Противники называли друг друга разными именами. Один кричал: „вы воинство диавола", а другой „вы часть антихристова". Эти беседы между старообрядцами имеют весьма важное значение. Они показывают несостоятельность того и другого согласия и приводят к убеждению, что истина в греко-российской церкви. 24 июня 1910 г. было две беседы. Первая между о. Акципетровым и Войкиным о праве мирян совершать таинства брака и крещения. Вторая между о. Акципетровым и Самоварниковым об имени Иисус. Самоварников прежде всего показал важность имени Иисус, как снесенного с неба архангелом Гавриилом, и особенно упирал на слова апостола: „несть иного имени в человецех, о немже подобает спастися нам". О. миссионер стоял на той точке зрения, что православная церковь признает как то, так и другое и что обвинять православную церковь здесь не в чем. «Миссионерская поездка воспитанников семинарии в приход с. Сергиевых Горок, Гороховецкого уезда. 1910 года 4 декабря 5 воспитанников семинарии совершили миссионерскую поездку в с. Сергиевы-Горки, Горох. уезда, где их уже ожидал епархиальный миссионер о. А. Акципетров вместе со своим помощником М. Вальковым. Беседа происходила в здании пожарного депо. Собеседником со стороны старообрядцев выступил крестьянин Н.Т. Староверов. Предметом беседы был вопрос „о вечности священства в Церкви Христовой". Все свидетельства, приводимые Староверовым, были точно те же, что и всегда приводятся присяжными начетчиками. Особенно долго Н. Т. остановился на свидетельстве из Кирилловой книги (л. 78 об.), где говорится о падении звезд, под которыми, по его толкованию, следует разуметь пастырей. О. миссионер, основываясь на евангельском, апостольском, свято-отеческом и просто-отеческом писаниях, опроверг все возражения старообрядца. Беседа закончилась речью о. миссионера. В этой речи о. миссионер говорил о семи тайнах церковных; кто может их совершать, кем они установлены. При этом он указал на „восхищающих недарованная", на согласие веры православной с древними книгами; на то, что Иисус Христос власть совершать тайны предал апостолам, апостолы — своим преемникам—пресвитерам и епископам, но никак не мирянам, которые, если и могут совершать таинства, то только крещение, и то в смертном случае. Заканчивая речь, о. миссионер в теплых, задушевных словах звал отпавших от матери Церкви соединиться с ней, но не хулить ее, не называть ее различными бранными словами. Речь эта произвела сильное впечатление на народ, который долго не расходился после беседы, но делился между собою впечатлениями, обращаясь за разъяснениями к о. миссионеру, священникам — Цветкову и Анисову. Беседа кончилась в 8-м часу вечера пением молитвы „Достойно есть". Эти собеседования, о которых здесь уже было известно давно, возбудили интерес в учительском персонале начальных школ Сергиевского, Индрусского и др. приходов. На первую беседу приехали человек 10 учителей и учительниц. Вечером этого дня участниками поездки была устроена спевка церковных песнопений, предназначаемых к пению 6 декабря. В этот день здесь был престольный праздник. 6 декабря члены миссионерского кружка прослушали утреню и литургию, принимая участие в церковном пении и чтении. За утреней и за литургией вместо причастного стиха были сказаны проповеди. На утрени говорил А. Беляев на тему: „Отношение пастырей к пасомым", применительно к жизни св. Николая, на литургии — В. Зеленин о жизни св. Николая Чудотворца, о вере, какова она должна быть, коснулся он также несколько и учения старообрядцев. Настоятелем храма о. В. Цветковым после литургии объявлено было бывшим в храме о времени и месте бесед. 6 числа, как и 5, начало беседы было в 2 ч. дня в том же здании. Народу собралось еще более, чем накануне. Беседу вел помощник миссионера Вальков, талантливый миссионер, сам бывший раскольник. Он воспитывался у Рязанского купца А. Лаптева, проживающего в имении „Рента" Влад. губ., где у него существует нечто в роде школы начетчиков, к каковому занятию готовился и Вальков. Но Господу Богу угодно было обратить его к истинной вере и возвратить в лоно Церкви. Обладая поразительной памятью, он наизусть знает почти все старообрядческие и православные свидетельства, где находятся они, знает все листы и обороты. Беседу со стороны раскола вел молодой начетчик П.К. Фомичёв из д. Злобаева, находящейся от с. Сергиевы Горки в 3 верстах. Открывая беседу, Вальков сказал вступительную речь о том, как нужно вести беседу. Критерием достоверности, по его словам, должно быть единственно священное писание и творения св. отцов и учителей Церкви, при чем не должно „огрызать" писания, но брать места из него в связи с предыдущими и последующими словами. Темой беседы был избран опять вопрос о вечности священства. Представителем православия были приведены места, доказывающие вечность священства в Церкви Христовой (Деян. 12 гл. Бл. Ев. Зач. 95. Кн. о вере 59 л., Кир. 77 л., Твор. I. Златоуста т. 10 стр. 73. 491—92), на что представитель безпоповцев отвечал, большей частью, творениями Блаж. Иеронима Стридонского, которые с надлежащей ясностью были разобраны Вальковым. Под конец беседы вопрос уже был другой—о праве священников носить длинные волосы (Бл. Иерон. 7. 11. 273 стр.). Заканчивая беседу, Вальков указал на то, что и сами раскольники признают вечность священства, даже и во время антихриста. („Вечн. правда" 256 об. Книга эта написана старообрядцем-безпоповцем Аввакумом Комиссаровым). Закончил беседу о. Акципетров, сделав краткое резюме всего сказанного. На 7-е декабря беседа назначена была в д. Злобаеве, Сергиево-Горского прихода. Беседа происходила в простой крестьянской избе, которая, вследствие малого помещения, не могла вместить всех, желавших послушать беседу. Беседу эту „о Церкви" вел сам о. миссионер. Со стороны раскола выступил опять П. К. Фомичёв. Беседа эта прошла очень оживленно. Сила доказательств со стороны православия, их ясность заставила задуматься многих из здесь находящихся, как сами они после говорили. На этой беседе особенно усердно действовал в частных беседах с раскольниками свящ. о. А. Шустовский. Участники поездки возвратились обратно в Сергиевы Горки в 10 ч. вечера, хотя начало беседы было в 3 ч. дня. 8 декабря беседа назначена была в д. Рытове, сплошь населенной старообрядцами-австрийцами. Публичная беседа здесь не могла состояться. Была только частная беседа со старообрядческим лже-священником Ильей Алексеевым и волостным старшиной М.В. Хлыстовым. Вопрос был о незаконности австрийского священства. Свидетельства, которые приводимы были названными лицами, опровергнуты были о. миссионером на основании правил св. апостол и св. отец, а также древне-церковной практики. О. Акципетров особенно указывал на то, что священство австрийцев в существе своем не самобытно, но принятое от еретиков, между тем как св. писание учит, что в Церкви Христовой не должно быть оскудения, что было у приемлющих Белокриницкую иерархию. Обсуждался также вопрос и о непорочном зачатии Девы Марии, ересь, которую русский раскол, в лице поповцев, узаконил (1846— 1854 гг.) ранее на 8 лет, чем положение это возведено в догмат католиками. Здесь же, т. е., в дер. Рытове, осмотрен был старообрядческий храм. Ничего особенного, кроме „подручников" (небольшие подушки, употребляемые при молитве) воспитанниками замечено здесь не было. Многие иконы совершенно нового письма, но, конечно, с древних образцов. Возвратились участники поездки в с. Сергиевы Горки в 10 ч. вечера, а в 11 час. уже выбыли во Владимир, куда и прибыли утром 9 декабря. В. Зеленин» (В. Е. В. № 14-й. 1911 г.). 11 — 12 июня 1915 года был совершен крестный ход в с. Левино Вязниковского уезда, к чудотворной иконе Святителя Николая Чудотворца. Диакон-псаломщик с. Сергиевых Гор, Симеон Ушаков 21 августа 1915 г. определен штатным диаконом в с. Заястребье, Суд. у. Диакон с. Сергиевых-Гор, Иоанн Архангельский 21 августа 1915 г. определен в с. Васильевское, Шуйск. у.
С января 2012 года храм действующий, восстанавливается.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
Урочище Индрус |