Святая Икона Палеховских иконописцев — Белоусовых в Грановитой Палате
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 9-й. 1-го мая 1884 года).
В Московской Грановитой Палате, в той самой зале, в которой совершалось торжество ныне благополучно царствующих, Их Императорских Величеств, в переднем углу, близ Тронной сени, находится Икона, небольших размеров, — 7 вер. длины и 5 ½ ширины. Если представится случай, всмотритесь в эту Икону: так она хороша, как по мысли так и по исполнению, что вы невольно залюбуетесь ею. Чистота и изящество отделки; расположение фигур; правильность рисовки; выразительность св. Ликов; изумительная отчетливость мельчайших подробностей: волосков на голове, бороде и даже ресницах, ноготков на пальцах; историческая верность одежд; ясность красок; блеск, превосходно наложенного, золота, — все это заставит вас думать, что писал эту Икону какой-нибудь ученый, знаменитый художник; а писали, между тем, эту Икону, Палеховские крестьяне, те самые иконописцы — художники Белоусовы, которые, по Высочайшему повелению, расписывали всю Грановитую Палату в 1882 году. «Еще задолго до Коронации», — рассказывают Белоусовы, — «стали носиться по Москве слухи, что многие лица, даже целые общества, задумывают готовить Иконы и поднести их Государю Императору в день Коронации. По поводу этих слухов родилось и у нас подобное желание; но недоумевали мы, как мы это сделаем. Смущало нас не то, что мы не сумеем написать Икону, достойную Высочайшей Особы и торжественного праздника; а не знали мы как представить нашу Икону на Высочайшее воззрение. Самим ехать в Москву и добиваться счастья быть представленными Государю, — об этом мы и думать не смели: до нас ли в это время в Москве? И нам ли, простым крестьянам, надеяться быть представленными Монарху, когда и знатные особы, в эти дни, вероятно, не все удостаиваются такой чести?» К счастью, во время расписывания Грановитой Палаты, Белоусовы сделались известными многим, обозревавшим их работы, выкопоставленным лицам, которые обещали им свое покровительство и дозволили обращаться к ним в затруднительных случаях. Этими обещаниями и дозволениями Белоусовы и решились теперь воспользоваться. К одному из таких высокопоставленных лиц написали они письмо, в котором высказали свое желание и свои затруднения. Из Москвы немедленно получился ответ: «изготовьте Икону и поскорее перешлите ее в Москву, если Икона окажется достойною, — будет представлена Государю». Таким образом главное недоумение Белоусовых разрешилось, осталось написать Икону, — но какую же? Икон с обыкновенными, так сказать, изображениями, думали Белоусовы, — вероятно будет много; а мы постараемся написать такую Икону, которая соответствовала бы и Царскому Празднику и, в тоже время, служила бы семейною Иконою Государя Императора. Задавшись такою мыслью Белоусовы разделили икону на две равные части, великолепным золотым бордюром. В верхней изобразили они Царя Царем сидящего на Престоле, в блестящем царском облачении со всеми царскими принадлежностями; вокруг Престола сонмы св. Архангелов и Ангелов, а по сторонам их святые соименные Августейшим Виновникам торжества: на правой стороне — святой благоверный Великий Князь Александр Невский, в великокняжеском, его времени, одеянии; на левой — св. Мария Магдалина с сосудом св. мира. В нижней половине изобразили Святых, покровителей царственных Детей Государя Императора:
посредине — Святителя и Чудотворца Николая; по правую руку его — великомученика Георгия и преп. Ксению. По левую — Князя Михаила и великую Княгиню Ольгу. Верх Иконы обвели полукругом, а поля золотой каймой по рисунку ХѴI века. Изготовивши Икону Белоусовы уложили ее в липовый футляр и отправили. В Москву Икона пришла незадолго до Праздников и едва только Государь Император вступил в Петровский Дворец, по прибытии в Москву, Министр Императорского Двора представил Ему Икону от имени Белоусовых. Представление Иконы Государю сделано так поспешно, что даже не успели вынуть ее из футляра и вместе с этим футляром вручили Государю. Икона Государю до того понравилась, что Он тут же, на задней стороне футляра, карандашом, собственноручно начертал: «освятить и постановить в переднем углу Грановитой Палаты». 12 мая, согласно повелению, Икона, вместе со знаменами, освящена придворным Духовенством и поставлена на указанном месте.
Таким образом, под сенью св. Иконы, написанной простыми Русскими крестьянами, благополучно совершились, в Грановитой Палате, все торжества в дни Коронации Русского Царя и одна только Она, эта Икона Русских крестьян, до сих пор, освящает Тронную залу Грановитой Палаты. Свящ. А. М — в.
Иконописцы Палеха XVII века Село ПалехCopyright © 2017 Любовь безусловная |