Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
15.12.2025
20:37
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1656]
Суздаль [479]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [497]
Музеи Владимирской области [65]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [146]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [206]
Вязники [356]
Камешково [282]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [219]
Учебные заведения [179]
Владимирская губерния [59]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2435]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [210]
Боголюбово [42]
ВТЗ [157]
Володарка [7]
театр [5]

Статистика

Онлайн всего: 32
Гостей: 31
Пользователей: 1
Николай

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Вязники

Черникеев Василий Иванович

Василий Иванович Черникеев

В 1875 году, в Вязниках в мещанской семье родился Василий Иванович Черникеев – отпрыск ничем особенным не примечательных городских обывателей, позже прославивший родной город на добрых полмира. Подросток учился в городском училище – в том самом, что ныне именуется вязниковской школой №2, среди наиболее выдающихся выпускников которой гидрограф Василий Черникеев значится наряду с космонавтом Валерием Кубасовым. Кстати, учился Вася весьма посредственно, особенно по гуманитарным предметам. Сущей напастью для него становились диктанты и сочинения, в которых он непременно делал множество ошибок.
В 1899 году на 24-м году жизни Василия призвали на военную службу. Он попал на Балтийский флот, где был назначен на учебный крейсер «Герцог Эдинбургский». Там сметливый паренек стал рулевым, освоив непростое и ответственное дело управления этим большим океанским кораблем.


Василий Иванович Черникеев

Едва матрос Черникеев успел уволиться в запас, как грянула русско-японская война. Его сразу же мобилизовали и после краткого обучения произвели в рулевые кондукторы (унтер офицеры) с направлением на броненосец «Адмирал Ушаков». Этот корабль, изначально предназначенный для защиты берегов Балтики, был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, созданной для усиления российского Тихоокеанского флота. Совершив беспримерный переход из Кронштадта на Дальний Восток, в мае 1905 года эскадра была атакована у острова Цусима превосходящими силами японцев и после упорного боя разгромлена. Экипаж броненосца «Адмирал Ушаков» под командой капитана 1-го ранга Владимира Миклухо-Маклая (брата знаменитого путешественника) сражался до конца, а когда возможности для продолжения боя были исчерпаны, открыл кингстоны и затопил свой корабль. Более 100 офицеров и матросов погибли вместе со своим командиром, остальных подобрали в воде японские шлюпки.
Кондуктор Черникеев оказался среди уцелевших – в японском плену. Лишь через полтора года он смог вернуться в Россию, где в числе 27 наиболее отличившихся ушаковцев был награжден Георгиевским крестом сразу III степени – за храбрость и мужество в Цусимском бою. Если бы тогда видавшему виды унтер офицеру флота Его Величества кто-нибудь сказал о том, что спустя два десятка лет он станет солидным бизнесменом, причем не где-нибудь, а в Лондоне, – одном из всемирных деловых центров, Василий, наверное, вдоволь бы посмеялся. Однако именно такое будущее ждало отважного моряка вязниковца…
А тогда, после окончания войны, Василий Черникеев стал кадровым моряком, его зачислили в экипаж нового эскадренного броненосца «Слава» Балтийского флота. Там он подготовился к экзамену на чин прапорщика флота и успешно его сдал, а заодно получил диплом капитана гражданского флота.
В 1909 году император Николай II произвел Черникеева в подпоручики по Адмиралтейству. Так бывший рядовой моряк путем самообразования сумел выбиться в офицеры и стал личным дворянином. В то время командный состав ВМФ комплектовался исключительно из потомственных дворян. Именно поэтому вязниковский мещанский сын был зачислен в Корпус гидрографов, где «голубая кровь» не считалась обязательной, но зато и чины давались не флотские, а армейские.


Броненосец «Адмирал Ушаков», героически погибший в Цусимском бою

Вскоре отлично зарекомендовавший себя уже в качестве офицера Черникеев был назначен заведующим картографической частью Дирекции маяков и лоций Черного и Азовского морей, получив чин поручика. Установка бакенов, эксплуатация маяков и разметка фарватеров – вся эта непростая и хлопотная работа велась под руководством Василия Ивановича. Более того, В. Черникеев даже стал соавтором книг об обороне Севастополя во время Крымской войны и о подвигах русских моряков в войне с Японией, отпечатанных в 1914 году в Петербурге известным книгоиздателем Сувориным.
Однако поручик Черникеев тяготился береговой службой и при каждой возможности замещал офицеров на боевых кораблях черноморской эскадры. Так он послужил на броненосце «Двенадцать апостолов» (позже в кинофильме режиссера Эйзенштейна этот корабль сыграет роль «Потемкина»), а начало Первой мировой войны в 1914 году встретил на канонерской лодке «Кубанец» – «младшем брате» знаменитого «Корейца», сражавшегося вместе с «Варягом». Черникеев даже успел принять участие в стычках с турецкими и пришедшими им на помощь немецкими кораблями и едва не погиб во время обстрела Севастопольской бухты германским линейным крейсером «Гебен». Кстати, по рекомендации Василия Черникеева тогда же в военный флот был зачислен и его младший брат вязниковец Алексей Черникеев, произведенный в прапорщики по морской части весной 1915 года. А 1 января 1915-го сам Василий Иванович получил звание штабс-капитана корпуса гидрографии.
После революции В. Черникеев продолжал служить на Черноморском флоте, и когда большинство уцелевших кораблей оказались под контролем белых, поступил в армию генерала Деникина. После поражения Вооруженных Сил Юга России, штабс-капитан Черникеев оказался в эмиграции. Через Румынию он перебрался вначале во Францию, а потом обосновался в Англии. В британской столице Черникеев основал фирму по производству навигационного оборудования, переиначив для более успешного ведения бизнеса свою русскую фамилию на иноземный лад с непременными двумя буквами «f» на конце. Так появилась ставшая известной во всем мире марка «Chernikeeff». Именно тогда, в 1920-е годы, Василий Иванович изобрел новую конструкцию лага, использовав для этого свой богатый опыт гидрографической работы на Черном море.
Практика Первой мировой войны показала, что военные корабли нередко теряли в своих боевых качествах из за недостатков методов и инструментов, которыми определяли скорость и пройденное расстояние. Когда корабли не были уверены в точности своего исчислимого места, им приходилось стопорить машины много чаще, чем допускалось условиями военных действий. Это обстоятельство навело капитана Черникеева на мысль о необходимости сконструировать лаг, максимально точно учитывающий пройденное расстояние.
Лаг Черникеева обладал заметными преимуществами перед прежними системами этого типа: он был годен к работе в любое время; не выходил из строя при движении задним ходом; работал на любых скоростях – от самых малых до предельных и, что особенно важно, с его помощью стало возможным непосредственно измерять не только пройденное расстояние, но и скорость хода, в том числе подводной лодки в подводном положении.
Первые испытания лага были произведены в Лондоне на гребной шлюпке. Затем его установили на английской подводной лодке К 14 вместе с четырьмя тщательно выверенными новейшими лагами других типов. По заключению офицеров королевского флота, лаг Черникеева оказался лучшим как по точности, так и по надежности и удобству эксплуатации. Вскоре этим лагом были оснащены многие суда военных и торговых флотов разных стран мира, в том числе и СССР. В 1930 году Гидрографическое управление Советского Союза издало в Ленинграде брошюру с описанием лага Черникеева и инструкцией по его эксплуатации – случай поистине беспрецедентный, учитывая, что изобретателем был офицер белоэмигрант.
Во время Второй мировой войны Черникеев внимательно следил за ходом боевых действий на Восточном фронте и гордился победами Советской Армии и флота, делая пожертвования в специальный фонд, предназначенный для закупки военной техники для Советской России. Морской офицер и талантливый изобретатель Василий Черникеев скончался в 1949 году в Англии на 74-м году жизни и был погребен на одном из кладбищ в окрестностях Лондона.

Семейный бизнес старого моряка из Вязников в Соединенном Королевстве продолжили сыновья Василия Ивановича Олег и Ростислав Черникеевы, а потом уже и его внуки. Офис фирмы «Chernikeeff Instrument, Ltd.», работающей в сфере навигационной информатики, в частности, выпускающей электромагнитные лаги, находится в самой престижной деловой части Лондона…

Николай ФРОЛОВ
«Районка, 21 век», №07 (224) от 26 февраля 2015 г.
Уроженцы и деятели Владимирской губернии

Категория: Вязники | Добавил: Николай (24.01.2018)
Просмотров: 1675 | Комментарии: 1 | Теги: Вязники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 stevenslava • 12:33, 23.08.2019
I am Steven Chernikeeff, son of Rostislav and grandson of Vasily. The last part is inaccurate but thank you for recognising my grandfathers work and life.
avatar

ПОИСК по сайту






Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru