Весть о покушении на Императора Александра II 2-го апреля 1879 г. в гор. Вязники Утро 3-го сего апреля — это было во вторник на Святой Пасхе, мне кажется, никогда не изгладится из памяти вязниковцев; — как самый тяжелый камень, — оно до того плотно залегло на нашем сердце. В это утро, с быстротой молнии, разнеслась по городу, еще ночью полученная весть о новом злодейском покушении на жизнь Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича. У одних при этой вести градом хлынули слезы радости о новом чудесном спасении жизни обожаемого Монарха; другие, напротив видимо выражали крайнее негодование, которое в свою очередь тоже сменялось искренне-радостным настроением духа. День был базарный... Весть тотчас же понеслась по окрестным селениям. В местном соборе по окончании литургии была прочитана телеграмма, после которой отслужен благодарственный Господу Богу молебен с коленопреклонением, — собор был полон молящимися; в некоторых местах города появились флаги; а вечером иллюминация. По это было
так сказать торжество импровизованное, — «наскоре» — под влиянием первого впечатления, — а главное празднество по сему радостнейшему событию, как раз совпало с торжеством воспоминания чудесного спасения той же драгоценной жизни Государя нашего 4 апреля 1866 г. В этот день в местном соборе при собрании всех представителей городской и уездной администрации, была отслужена торжественная литургии, во время причастного стиха было сказано прочувствованное слово соборным священником о. Ф. Лавровым, а после заамвонной молитвы, пишущий настоящие строки произнес другое следующее слово:
Тринадцать лет сегодня исполнилось, как всемогущая Десница Всевышнего Царя царей, чудесно спасла жизнь величайшего из царей земных — Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича, от видимо угрожавшей Ему опасности, избрав орудием для этого спасения смиренную руку простолюдина — труженика, только пять лет тому назад освобожденного от ига рабства державною рукою сего Монарха.
Событие это, чудовищное по злодейской цели и высокоторжественное по последствию, доказавшему, что сердце Царя — нашего Батюшки находится в руце Божией. Кроме того и в настоящие минуты, требует от нас, граждане России, серьезного и глубокого внимания тем более, что только вчера еще снова получено печальное известие о новом злодейском покушении на жизнь драгоценнейшего Государя нашего, имевшем опять весьма радостные последствия... Несмотря на несколько выстрелов, рукою злодея направленных в Царя-Освободителя миллионов людей от рабства, притеснений и злодейств, драгоценная жизнь Его снова осталась целою и невредимою... Не человечески-преступный шаг изверга, сделанный 4-го апреля 1866 г. несмотря на всю его чудовищную гнусность, как разъяснил нам последующий за ним тринадцатилетний период времени, был только, так сказать, первым проявлением зарождавшегося в то время на материке России противогосударственного общества. Пред нашими глазами, в минувший тринадцатилетний период времени, прошло множество судебно-политических процессов, в которых всюду проглядывала основная идея подсудимых к низвержению существующего в России государственного управления и строя. Вести скорбную летопись деяниям последователей изверга 4-го апреля 1866 г. и грустно и не время в такой великий праздник всеобщей христианской радости и особенно под влиянием тяжелого впечатления по поводу нового злодейского покушения. С глубокою сердечною скорбью скажем одно, что дурное семя, тринадцать лет тому назад, брошенное на русскую почву, невзирая на все заботы и усилия нашего Правительства, направленные к уничтожению корней его, все сильнее и сильнее разрасталось. Приникнем серьезным вниманием к последним печальным событиям времени... Эти покушения на права и власть любвеобильнейшего Государя нашего, все прошедшие мимо нас политические судебные процессы, все убийства и покушения на убийства лиц государственных, облеченных властью и наконец снова покушение на жизнь Самого Государя — все это видимые и осязательные покушения на права святой веры нашей, — на права Самого Бога, от Которого всякое начальство и всякая власть. И все сие совершается в наше время — в последней четверти XIX века, нами же самими названного веком умственного развития и нравственного усовершенствования, веком прогресса и цивилизации, тогда как на самом деле мы всюду видим чрезвычайно резкую расшатанность человеческой мысли и убеждений. И в самом деле, наша общая умственная гордость всюду силится заявить свое современное могущество, — все, не исключая даже и людей чуждых образования — все во всю прыть кричат, что ум их совсем не то, что были умы их предков, что познания их далеко простираются за пределы обычного человеческого умовоззрения, что в настоящее время уму их подчинены не только силы и законы природы; но и точное и определенное знание условий существования различных планет и небесных светил, может быть на сотни миллионов верст, отдаленных от нашей планеты и т. п... Слова нет, что человеческий ум в наше время действительно способен постигать и постиг многое, прежде ему недоступное и непонятное, — мысль людей сделалась более способною к различным стремлениям и иногда далеко за пределы внешнего мира; но вся беда наша в том, что эти — понимание ума и стремление мысли далеко и существенно уклонились от своей конечной цели, — от более правильного и успешного стремления к началу всякого понимания и стремлений, — к началу всякой премудрости — Богу... Возгордившись усвоением себе различных, действительно, прежде непостижимых тайн физической природы, они — современные нам ученые и, невидимому, просвещенные мыслители, все сверхъестественное, далеко превышающее их многосторонние познания, силятся объяснить естественным действием естественных причин и «мнящеся быти мудрыми», юродеют до отрицания бытия Бога, как Творца и Промыслителя всяческих. Отсюда произошли, как предсказал нам св. ап. Павел люди, «всегда учащиеся, и никогда не могущие дойти до познания истины» так они, здравого учения не принимают; но по своим прихотям избирают себе учителей, которые бы льстили только слуху, отвращая таким образом слух свой от истины и обращаясь к басням. Отсюда же и указанным путем произошли люди: «самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добро, предатели, наглы, напыщены более сластолюбивы нежели боголюбивы». Отсюда же выродилась мысль, что все, благоустроенное на началах Божественного учения и повелений Божиих, не имеет никакого значения, — отсюда — стремления — осуществлять злодейские замыслы и приводить в исполнение желания дикой и необузданной воли. Отсюда следовательно, все прошедшие мимо нас политические процессы, убийства и покушения на убийства лиц сановитых, как непосредственных исполнителей святой и любвеобильной воли Богом венчанного и Богом хранимого Государя нашего; отсюда же и новое адское покушение на Его драгоценную жизнь.
Но, не только почти в стомиллионной семье, как наше обширнейшее Государство; а и в каждом простом частном доме — в небольших семействах как только появляется какая-нибудь неурядица в порядке домашнего обихода, против этого принимаются различные меры... Так и мы члены громадной русской семьи, отнюдь не должны, — не имеем права быть равнодушными, как будто посторонними зрителями текущих событий… Пусть каждый верноподанный сын России до глубины души проникнется внутреннею стороною события 4-го апреля 1866 г. и он постигнет и уразумеет здесь пути Привидения Божия, указанные нам Десницею Всевышняго к противодействию заразе... Удрученный заботами о благе и пользах своих верноподданных, пользуясь благоприятною погодой, Освободитель миллионов людей от ига рабства, выходит в летний сад (в С.-Петербурге), чтобы свободно вздохнуть чистым воздухом, нисколько конечно не подозревая, что в этом же саду находится изверг, — исчадие необузданного свободомыслия, подыскивавший место и минуту к приведению в исполнение своего адского замысла. Уже поднимается преступная рука, — выстрел из смертоносного орудия в упор направлен против Помазанника Божия и в этот-то критически-роковой момент Десница Всевышнего направляет другую, но уже смиренную руку труженника, одно, невидимому, ничтожное движение которой дает делу благополучнейший исход... Между громадным населением столицы, много людей всяких, из которых, чтобы спасти жизнь Царя, многие нашлись бы готовыми пожертвовать собственною жизнью; но Богу угодно было показать Свою силу и всемогущество в немощном, тем не менее, избранном Своем сосуде. Исторический Комиссаров-Костромской, прежде простой подмастерье рабочего заведения, урожденный из той местности, откуда произошел русский царственный род, празднуя день своего Ангела, до 4 ч. по полудни проводил этот день с искренне-желанною мыслью сходить на молитву пред древнею иконою Всемилостивого Спаса, чествуемою всеми Петербуржцами. Путь, которым должен был идти через Неву благоговейно настроенный именинник, оказался разрушенным, — переправа через громадную реку невозможною. И вот, послав через эту реку свой сердечный молитвенный вздох пред Чудотворную Икону, он желает осуществить в день Ангела новое доброе намерение — увидеть Освободителя своего от ига рабства и поклониться Ему. Сего-то благоговейного и благонамеренного раба, Господу Богу и угодно было избрать орудием спасения жизни Освободителя миллионов своих рабов, предназначая Его в будущем, тогда еще для всех темпом непонятном, Освободителем Балканских христиан от притеснений и злодейств ненавистных к христианам мусульман... Но, при помощи Божией, совершил Государь наш и этот великий подвиг, личным Своим присутствием на недавно минувшей войне доказав врагам России и целому свету святость защиты невинно-угнетаемых поклонников Креста Христова и все-таки нашлись люди как будто недовольные величием и святостью этого подвига, — снова злодейская рука поднимается как будто к отмщению. Но снова же и Провидение Божие показало всему миру Свое чудо сохранив бесценную жизнь Государя. И сохранит ее Бог на долгие годы, как жизнь необходимую для пользы и благосостояния бесчисленного множества людей. Да разумеют же снова злодеи, что сердце Царя нашего в руце Божией, что Бог однажды и на нескончаемые веки запретил прикасаться Помазанным Его!..
А мы, возлюбленные братие, пораженные новою вестью о покушении на жизнь Благочестивейшего Государя нашего в сей день всеобщей радости и веселия о воскресении Христа Спасителя, сугубо возвеселимся и возрадуемся о прежнем, и новом чудесном спасении жизни обожаемого нами Государя, как новом к нам благодеянии. Но чтобы радость сия была радостью во имя Господне, с особенным усердием помолимся Воскресшему из мертвых Христу истинному Богу п Спасителю нашему, да просветит Он нас светом Божественного Его учения, — вселит страх Свой в сердца наши, чтобы и мы, и дети наши, озаряемые светоносными лучами Божественные веры в Него, укрепляемые всемогущею Его Десницею, имели силу и возможность при пособии этой веры, открыв злодейские замыслы зараженных современным лжеучением исчадий нашей родной отечественной семьи, навсегда остаться преданными, исполнителями велений Государя нашего и начертанных Им законов.
По окончаний литургии, духовенство города с крестным ходом, сопровождаемое всеми бывшими в соборе богомольцами и значительной толпой народа, собравшегося около храма, направилось на торговую площадь, где на особо приготовленном месте, был отслужен о здравии Государя Императора благодарный молебен с коленопреклонением. Весь день 4-го апреля нашими горожанами был проведен в каком-то особом, — небывалом настроении духа. Общий отпечаток на лицах всех был отпечаток радости и невыразимого удовольствия, тем не менее, по всему было заметно, что сквозь это чувство у всех и каждого как будьте невольно проглядывало чувство глубокого сердечного негодования, если не озлобления к тем диким выходкам подпольных агитаторов, какими они, в последнее время, заявляют себя.
Вечером город был иллюминован.
Свящ. Константин Веселовский.
Покушение на жизнь императора Александра II
Город Вязники Весть о покушении на Императора Александра II 2-го апреля 1879 г. в гор. Шуя |