Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
25.11.2024
09:02
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [263]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Село Крутцы Палехского района Ивановской области

Село Крутцы

Крутцы — село в Палехском районе Ивановской области (Майдаковское сельское поселение).
Находится в 8 км к северу от Палеха, на автодороге Палех — Майдаково, на правом берегу реки Люлех. «Село Крутцы при овраге Крутцовском находится в 70 верстах от уездного города (Вязниковский уезд) и в 120 от губернского».
Численность населения: в 1859 г. – 567 чел.; в 1905 г. – 399 чел.; в 2010 г. – 88 чел.
В селе имеется Осиновецкий сельский клуб, библиотека, медпункт. Школа закрыта. Около 40 домов. Две улицы: Северная и Школьная.

Церковь Николая Чудотворца

До в 1873 г. Крутцы было деревней Красновского прихода. Церковь в селе Крутцах построена в первый раз в 1873 г. Построенная здесь церковь деревянная, переделана из бывшей часовни.
Престолов в ней три: главный во имя Св. Николая Чудотворца, в трапезе теплой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость» и во имя св. благоверн. князя Александра Невского.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была не богато.
До 1885 г. Крутецкий приход был приписным к Знаменской церкви села Красного; по штату 1885 года причта в нем положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений, хлебного сбора и земли церковной до 250 руб. в год. Дома для членов причта устроены прихожанами.
Земли при церкви: усадебной 664 саж., пахотной 25 дес. 886 саж., сенокосной 6 дес. 1650 саж., кустарнику 1600 с.
Приход состоял из одного села Крутцов, в котором по клировым ведомостям числилось в 1897 г. 234 души мужского пола и 220 женского.

Церковно-приходская школа

С открытием в селе Крутцах, в 1886 году, самостоятельного прихода, первым священником, Александром Сахаровым, открыта была здесь школа грамотности, в 1888 году переименованная в церковно-приходскую. С того времени приток желающих научиться грамоте никогда не прекращался, хотя обучение производилось в тесной, мрачной и угарной церковной сторожке, чуть-ли не наполовину занимаемой русскою печью. Здесь с трудом устанавливались две парты, за которыми с удобством можно было поместить 8 человек; остальные ученики рассаживались по лавкам сплошной массой, а учащихся между тем набиралось 20—25 человек. При таких условиях успехов от школьного дела ожидать было трудно, да и у учащих отбивало всякую охоту к занятиям. Поэтому в постройке отдельного просторного здания для школы чувствовалась нужда настоятельная и неотложная. Но как, чем и с чего приняться за это дело, — вопрос действительно был тяжелый. Церковь, открытая при 250 приходских душах, дать для постройки школы ничего не могла: все ее средства исключительно идут на ремонт ее и на уплату оброчных статей; других наличных источников тоже не имелось. Но это не остановило ревности нового, молодого священника, Алексея Иорданского, который всю надежду в столь благом деле, как образование приходских детей и устройство поместительной школы для них, возложил на помощь Божию. Прежде всего он разослал множество писем к знакомым и незнакомым, в ближние и дальние места. Вскоре получен был ответ от Шуйского купца А. О. Блохина, «Премногоуважаемый о. Алексей!
Весьма одобряю Вашу заботу об училище. Я с удовольствием даю на это лесу; гам есть у меня и кирпичи; я об этом напишу или же лично переговорю с М. М. (его поверенный), а также и Вас прошу обратиться к нему».
Искренно уважающий Вас А. Блохин, 11 ноября 1889 года».
При этом письме приложено было письмо Блохина к поверенному об отпуске леса в количестве 60 дерев. Таким образом основа к устройству училищного здания положена была уже в 1889 году. Но ведь это составляло одну седьмую долю всей стоимости здания. Добрые люди указали священнику обратиться с просьбою о пособии к графу А. Д. Шереметеву, который действительно с живым сочувствием отозвался на просьбу священника и вскоре выслал 70 рублей. Палеховский волостной старшина, сочувствуя школьному делу, предложил общему собранию крестьян ассигновать на постройку школы из остающихся волостных сумм пособие в 25 рублей. Затем Братство нашло возможным выслать 30 рублей. Вот и все, с чем начато было устройство школьного здания.
К постройке предположено было приступить в июне месяце 1891 г.; к этому времени пожертвованный лес был положен в сруб и перевезен на место постройки. Местный благочинный нашел всего более удобным поставить школу на месте церковной сторожки, которая, с разрешения Епархиального Начальства, назначена была к продаже. Но здесь-то и случилось то, чего никто не мог предвидеть. Лишь только покупатель приступил к сломке сторожки, общество села Крутцов, в полном его составе, окружило сторожку с целью остановить начатую покупателем работу. Много священнику пришлось говорить с крестьянами по поводу незаконного их вмешательства, опровергая все неосновательные доводы их, но ничто не помогло: при этом крестьяне не только не допускали привести в исполнение распоряжение Епархиальной власти, но у них даже срывались слова, прямо оскорбительные для их духовного отца. Невыносимо тяжело было молодому священнику! С одной стороны, он совсем незаслуженно несет оскорбление, а с другой — неизвестность времени, когда можно будет приступить к постройке, сильно беспокоила и мучила его. Узнавши из официального донесения о грубом поступке прихожан села Крутцов. Епархиальная власть сделала надлежащее распоряжение через земского начальника; но пока юридически рассматривалось дело о незаконном вмешательстве крестьян и их противодействии, школьное здание постройкой оттянулось до октября месяца. Между тем покупатели на церковную сторожку не являлись, и вопрос о месте для постройки школьного здания оставался неразрешенным. Староста подал мысль, принятую некоторыми благонамеренными прихожанами и священником, строить новое здание на задней стороне сторожки; место удобное. 6 октября мастер вырыл 8 ям и в четыре из них положил уже кирпичные столбы; но вдруг явилась толпа злонамеренных личностей, свободные ямы завалили землей, а из заложенных часть кирпичей раскидали, а часть завалили. Мастер попробовал было остановить крестьян от дерзкого их поступка, но получивши довольно изрядные побои, должен был уйти. Что было делать далее? Ни просьбы и обличения батюшки, ни увещания добрых людей, никакие меры и уговоры местной сельской власти, ни что не могло остановить буянов. Наконец сельское общество решило отвести для нового здания место наряду с церковными домами причта и даже снести с этого места крестьянский нежилой дом. И только лишь 16 октября на новом месте заложено было основание для нового помещения школы. Устройство здания и всех школьных принадлежностей окончено было к январю 1892 года.
Школьное здание, имеющее почти 15 арш. ширины и 10 длины, покрытое железом, капитальною стеною разделяется на две неравные части: большую комнату занимают учащиеся, а меньшая назначается для сторожа и для ночлежного покоя учеников из других селений. Здание, стоящее около 700 рублей, устроено на средства доброхотных дателей исключительно личным старанием отца Иорданского. Для устройства школы он не жалел ни своих средств, ни сил, ни здоровья. Не говоря о том, что большая часть материала для постройки перевезена на его лошади безмездно, он не гнушался вместе с прислугой щипать мох для училища по лету, а также вместе с псаломщиком спиливал деревья в лесу.
Днем освящения новой школы назначено было 23-е число января 1893 г.
Всенощное бдение совершено было накануне местным священником. Все, что должно быть читаемо по уставу, читали ученики школы. На следующий день молящиеся и гости стали стекаться к 7-ми часам утра. Местный старшина привез в дар школе две иконы (1, св. Кирилла и Мефодия и 2, св. Чудотворца Николая) и портреты Государя Императора и Государыни Императрицы. Портреты тотчас же помещены были в школе, а иконы отнесены в церковь, куда еще ранее были принесены две иконы для школы: икона Спасителя, благословляющего детей (усердное приношение о. благочинного 1-го Шуйского округа), и икона Святых, имена которых носит лица Августейшей Семьи, и Святых празднуемых 17-го октября.
В 8 часов утра местный священник совершил водоосвящение, после которого освящены были жертвуемые в школу иконы. Литургию совершили два протоиерея и три священника. Священник Иорданский произнес поучение о необходимости школы для народа вообще и в частности для здешнего прихода. По окончании литургии крестный ход направился к новому зданию. В школе пред началом молебна благочинный Алексей Благосклонов обратился к присутствующим с следующею речью:
«Наконец и в здешней местности основалась прочная школа с устройством достаточного помещения для нее. Что она нужна здесь, это давно сознавалось чутьем здешнего населения и доказано тем, что, несмотря на тесноту и неудобство помещения в неприглядной церковной сторожке, приток желающих учиться никогда не прекращался. Тем удивительнее то противодействие, с каким встретило население здешнее мысль о постройке прочного и удобного здания для школы: оно не только не с сочувствием приняло эту мысль, не только не приняло ни малейшего участия в расходах на эту постройку, но даже и места не давало для него. Тем более чести устроителю этого здания, что несмотря на противодействие и разные препятствия к возведению его, оно наконец устроилось: этим делом он оставляет по себе добрый и прочный памятник в здешней местности. И если промыслу Божию угодно было, чтобы несмотря ни на какие сторонние препятствия, на ничтожность средств, была здесь прочная школа, если она выросла здесь из ничего, как-бы по одному всемогущему манию десницы Божией, то одно это доказывает, что школа здесь нужна.
И действительно, она нужна здесь, как путеводительница к Церкви Божией, как верная помощница ее в просвещении прихожан. Уж если сознало здешнее население, что здесь, по отдаленности приходских церквей, нужна церковь и если это сознание заставило его так настойчиво и так долго хлопотать об учреждении здесь самостоятельного прихода с служащим причтом: то нельзя не признать необходимости и школы при здешней церкви. В церковь добрые люди идут помолиться: а молитвам можно научиться в школе; она укажет, как и когда нужно молиться — и в церкви, и дома,— что когда читать, и как держать себя на молитве. В церкви совершается богослужение по уставу: а школа объяснит темному человеку значение священнодействий церковных, даст ясное понятие о том, что и почему делается в церкви, уяснит все обряды и обычаи церковные за службой. Церковь установила праздники и посты: а на каким основании они установлены, как их праздновать и проводить по-христиански,— этому научит школа. Церковь велит нам внимательно слушать и читать слово Божие; но не всякий читающий и слушающий верно понимает его: надлежащее изъяснение слова Божия дается в школе,— да и как его читать и понимать без грамоты, которой научает одна школа? Церковь заботится о том, чтобы сделать всех нас добрыми и нравственными людьми: а где можно научиться добрым правилам нравственности и благоповедения, как не в школе? Здесь дается понятие о заповедях Божиих, об обязанностях доброго христианина; школьная выдержка приучает ребенка с малолетства держать себя чинно, вести себя прилично, обходиться со всеми вежливо, жить благопристойно; и вообще всякая школа, а церковная по преимуществу, незаметно смягчает природную грубость ребенка, удерживает от диких порывов в поступках и словах. А где научится ребенок истинам веры? Кто ему скажет о значении для христианина таинств церкви? Кто объяснит ему, что такое Бог, и какие отношения человек должен иметь к Нему, что нужно для истинного счастья и для вечного спасения? Кто откроет ему обязанности подданного к своему Государю и начальству, отношения к своему обществу и соседству? В крестьянском быту понятия об этом так темны, спутаны и сбивчивы, что ребенок, не получая в своей семье ясных ответов на запросы своего природного ума, поневоле вырастает дикарем, и при цветущем здоровье остается нравственным калекою на всю жизнь. А такой человек как воспитает и детей своих? Не иначе, как по образу и по подобию своему. Большинство же воспитанным таким образом относятся и к церкви Божией холодно редко посещают богослужения, а иные и совсем оставляют православную церковь.
Церковная школа незаметно вливает в молодое поколение дух церковности, а наполняя его этим духом вселяет в него любовь к церкви, как к своей родной матери, заставляет повиноваться уставам ее, считать ее своей единственной руководительницей в жизни; в этом же духе школа делает людей верными подданными своему Государю, преданными сынами своего отечества, честными гражданами и полезными членами своего общества, унижающими законы своего государства и верными своему долгу людьми. А чрез все это созидается благоденствие того общества, где школа делает свое дело,— устрояется и вечное спасение, о чем только и заботится церковь. Не очень-ли ясно отсюда, как тесно школа связана с церковью? Почему и нахожу нужным благословить новое здание иконою Спасителя, благословляющего детей, чтобы школа на самом деле приводила детей к Господу и чтобы Он в лице детей благословил все здешнее население, содействуя чрез школу спасению его.
Возблагодарим же Бога за сооружение сего здания для школы, служащее залогом прочности ее. Честь и слава всем добрым людям, послужившим доброму делу своими средствами и помощью. Благодарность и здешнему пастырю церкви, взявшему на себя смелость и большой труд создать из ничего это здание».
По окончании речи начат был молебен; пред началом водоосвящения учитель здешней школы, окончивший курс духовной семинарии, псаломщик Николай Ушаков произнес весьма прочувствованную речь о пользе и необходимости грамотности. Молебствие заключено было обычным многолетием и, наконец, речью протоиерея Василия Малинина, в которой он ясно и отчетливо выяснил преимущество нынешнего школьного образования пред прежним домашним; о самом же здании сказал, между прочим, что находит его многим лучше школьных зданий некоторых богатых приходов.
После сего крестный ход в обычном порядке направился в церковь; здесь первенствующим сделан был отпуск.
Гостям предложен был чай в доме местного священника, а потом — обед в школьном помещении.
Новоустроенное здание отвечает всем школьным требованиям: так показал годичный опыт. В 1893 г. обучается в школе 32 человека, из них 6 девочек. Высокопреосвященнейший Феогност, посетивший село Крутцы летом 1892 г., нашел школьное здание благоустроенным и относительно богатым, хотя возникло оно положительно из ничего (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 7-й. 1-го апреля 1893 года).
Учащихся в 1897 году было 28.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (17.11.2017)
Просмотров: 1746 | Теги: Ивановская область, Вязниковский уезд | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru