Протоиерей Владимир Тыщук, родился 27 июля 1963 года в городе Владимире в семье священника Аркадия Тыщука (1931-1912).
С 1970 по 1980 год обучался в Средней школе №23 с преподаванием ряда предметов на английском языке, которую окончил, получив аттестат о среднем образовании. С 1980 по 1985 год учился во Владимирском государственном педагогическом институте на факультете иностранных языков, который окончил, получив диплом о высшем образовании.
С 9 июля 1985 года по 27 октября 1986 года проходил службу в армии, из которой уволился в звании сержанта.
1 января 1987 года был принят на работу в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата на должность референта протокольной части. К празднику Святой Пасхи 1988 года был награжден Патриаршей Грамотой.
Протоиерей Владимир Тыщук
29 января 1989 года был командирован в город Нью-Йорк, США, в связи с назначением на должность секретаря Управляющего Патриаршими приходами в США.
В 1991 году к празднику Святой Пасхи был награжден орденом св. благ. князя Даниила Московского 3-ей степени.
9 ноября 1991 года во время Божественной Литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым в Свято-Николаевском соборе в Нью-Йорке был рукоположен в сан диакона. Во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в 1993 году за Божественной Литургией был награжден правом ношения двойного ораря. С сентября 1995 года по май 1999 года прошел полный курс обучения в Свято-Тихоновской богословской семинарии (экстерном) в Саут-Канаане, штат Пенсильвания.
6 сентября 1998 года во время Божественной Литургии в Свято-Николаевском соборе в Нью-Йорке, был рукоположен Преосвященнейшим Павлом, епископом Зарайским, Управляющим Патриаршими приходами в США, в сан иерея. 4 апреля 1999 года был награжден правом ношения камилавки.
1 октября 1999 года был освобожден от несения послушания в качестве секретаря Управляющего Патриаршими приходами в США в связи с окончанием срока командировки.
31 декабря 1999 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго за номером 6435 был назначен клириком Свято-Екатерининского храма на Всполье, подворья Американской Православной Церкви. В 2001 году к празднику Святой Пасхи был награжден правом ношения наперсного креста (указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго №5922 от 3. 12. 2001).
В марте 2002 года был назначен настоятелем Свято-Николаевского собора в Вене (указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго №1952 от 19. 03. 2002). К празднику Святой Пасхи 2003 года во время Божественной литургии архиепископом Павлом Венским и Австрийским был возведен в сан протоиерея. В 2008 году к празднику Святой Пасхи награжден правом ношения палицы. В 2011 году к празднику Святой Пасхи был награжден правом ношения креста с украшениями.
7 мая 2017 г. к праздику Святой Пасхи и в связи с 25 летием служения в священном сане за усердное служение Церкви награжден орденом прп. Серафима Саровского III степени.
На Американском континенте
– В 1989 году вы были командированы в Нью-Йорк в качестве секретаря управляющего Патриаршими приходами в США. Расскажите, пожалуйста, об этом служении.
– Поскольку все мое детство прошло за границей, то поездка туда для служения никогда не была моей мечтой или целью. Скорее наоборот. Ведь это служение накладывает на человека определенные ограничения, которых ты не испытываешь на Родине. Для меня решение направить меня в США было сюрпризом, скорее нежелательным. Я был молод, работать в ОВЦС мне очень нравилось, нравились и те, кто работал со мной, мои «учителя».
В США я нес послушание секретаря, иподиакона, келейника, водителя и переводчика одновременно. Как-то даже в течение трех месяцев пришлось выполнять обязанности архиерейского повара. Это звучит, конечно, немножко амбициозно, но было именно так. Конечно, качество того, чем я кормил владыку, гораздо ниже, чем то звание, которым я назвал это послушание, но что было, то было.
По прибытии в США я быстро освоил компьютерную технику, тогда только-только выходившую на бытовой уровень. Примером в этом был митрополит Климент, который, обладая очень пытливым умом, одним из первых иерархов нашей Церкви понял значение этой техники для офисной работы. Я и не подозревал, что задержусь в Америке на 10 лет, ведь посылали тогда за границу максимум на три года. А через три года уже не было даже той страны, из которой я уехал в командировку.
– А какое впечатление оставила сама Америка и ее люди?
– Знакомство с США как со страной, с православными жителями этой страны оставило неизгладимое впечатление. Отношения между странами тогда были на подъеме. Нас, представителей Церкви, даже освободили от 25-мильного ограничения в передвижении по территории США, которому подвергались все представители дипучреждений.
Приход рос очень интенсивно, надо было думать, как помочь тем соотечественникам, которые наводнили Нью-Йорк в те годы и очень часто попадали в тяжелое положение.
– Вы учились на богословском факультете Свято-Тихоновской духовной семинарии (г. Саут-Канаан, штат Пенсильвания). Как проходила эта учеба?
– Учился я экстерном. Друзья-сокурсники записывали лекции на магнитофон, а я во время многочасовых поездок с владыкой Павлом по бескрайним просторам Штатов их слушал, а потом сдавал экзамены. Иногда по пять-шесть экзаменов за два-три дня, на которые меня отпускал владыка в семинарию. Я ему очень благодарен за то, что он всячески способствовал моей учебе. Согласитесь, что при всех моих обязанностях в Представительстве владыке приходилось лишать себя всяческой помощи на тот период, когда я уезжал в семинарию.
Мне очень нравились лекции на английском языке. Больше всего догматическое богословие, которое преподавал выпускник Оксфорда профессор Гарри Бусалес. А то, что лекции были записаны на пленку, давало возможность прослушать их по нескольку раз. Правда, приходилось просить у преподавателей разрешение на подобные записи.
Особенно запомнились экзамены по церковной истории. Вообще все экзамены в Свято-Тихоновской семинарии были письменными. По истории они состояли из двух частей. В первой части были даты и имена, в общей сложности штук 40. Из них 10 имен и 10 дат обводились преподавателем, и ты должен был на обозначенную каждую дату или имя дать три важных факта или события. Вторая часть экзамена состояла из нескольких эссе. Были напечатаны 10 тем и 4 из них обведены преподавателем. На три указанные ты должен был написать развернутый план своего эссе, а одно эссе написать полностью.
Формировался я как личность именно под воздействием примеров, почерпнутых в нашей Матери-Церкви
– Вы 10 лет прожили в Америке, там же вас рукоположили во священный сан. Можно сказать, что вы духовно сформировались в Америке? И было ли у вас ощущение, что вы служите на чужбине?
– Этого ощущения не было. Я на всю жизнь запомнил свои беседы с владыкой Павлом во время многочасовых поездок по стране на машине. Наверное, именно он сыграл самую большую роль в формировании моей духовной жизни. Это были рассказы и о карагандинском старце Севастиане, и о Псково-Печерской обители, и о Русской духовной миссии в Иерусалиме. Владыка всегда был для меня примером. Так, он все письма начинал (и, я думаю, начинает) читать… с конца. То есть смотрит, подписано ли письмо. И если это анонимка, то она сразу уничтожается и находит свое место в мусорном ведре. Поэтому несмотря на то, что нес я свое послушание за границей (а за границей я прожил в общей сложности 35 лет), формировался я как личность именно под воздействием примеров, почерпнутых в нашей Матери-Церкви, которые были переданы мне родителями и теми иерархами, с которыми мне довелось познакомиться и потрудиться на моем жизненном пути.
В стране Моцарта
– С 2002 года вы – настоятель Никольского собора в Вене. Как восприняли это назначение, ведь это совсем другая культура, другой язык?
– Направиться в Австрию мне благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который в то время возглавлял ОВЦС. Страна была в языковом плане для меня не «профильная», хотя немецкий язык был у меня вторым в институте. Я перед назначением служил в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье, и помню, как отец Олег Кириллов, который тоже служил там, перед отъездом в Вену совсем меня запугал: там большие проблемы, вас там не примут и т.д. Но мой отец всегда учил меня никогда не обсуждать решение священноначалия и никогда никуда не проситься. Поэтому других вариантов не было, как положиться на волю Божию и на решение Святейшего Владыки.
– С чем вы столкнулись на первых порах своего служения настоятелем? Какие трудности и радости вас ожидали?
– Первая и самая главная трудность – это разделение прихода и вражда между различными «группировками». Я хорошо понимал, что позиция «за кого-то» одновременно является позицией «против остальных». Поэтому старался быть объективным, не отдавая предпочтения никому и ничему, кроме роста количества богослужений и прихожан, с тем чтобы появились люди, стоящие в стороне от конфликтов и разногласий и которые смогли бы стать основой правильной приходской жизни.
Когда видишь, сколько христианство дало миру и культурам разных стран, то укрепляешься в вере
– Австрия – страна богатой истории и высокой культуры. Прониклись ли вы духом этой страны и ее народа?
– Богатство культуры и истории – это источник, который всегда открыт для твоего самообразования. Длительная жизнь за рубежом позволяет многому научиться, а также более объективно оценивать тенденции развития и страны проживания, и твоей собственной Родины. Когда видишь, сколько христианство дало этому миру, то укрепляешься в вере, хотя и становится немного горько от того, как быстро люди забывают источник своего благосостояния.
– Каков национальный состав прихода? Большинство – это, вероятно, представители разных стран исторической Руси?
– Не только Руси. Наша приходская семья состоит из русских, украинцев, белорусов, сербов, грузин, австрийцев, поляков, болгар, македонцев…
– Австрия – страна католическая. Как складываются отношения с местным духовенством?
– На своем уровне – замечательно. Много есть такого, чему можно поучиться. Особенно это касается социального и тюремного служений.
– А были случаи перехода австрийцев в Православие?
– Да, в основном это супруги из смешанных браков. Если человек не номинально православный, то, как правило, его вера и усердие приводит к вере и в храм его супруга или супругу. Но есть и противоположные примеры, когда номинально православный(ая) вступает в брак с католиком, то часто тоже, не задумываясь, меняет «деноминацию». И лишь потом, «придя в себя», ищет обратный путь.
– В 2012 году Никольский собор посетил нынешний федеральный канцлер Австрии Себастьян Курц. Как в настоящее время складываются отношения прихода с властями Австрии и ее столицы?
– Власти Австрии стремятся поддерживать прямой контакт с представителями религиозного сообщества своей страны, понимая особую роль, которую Церковь играет в формировании человеческой личности. На регулярных встречах государственные деятели объясняют свой подход к тем или иным общественным проблемам. И это очень правильно. Хотя хорошие отношения, мне кажется, всегда должны начинаться с вопроса: чем помочь? какие у вас есть проблемы, которые мы можем облегчить?
С городскими и районными властями у нас самый плотный контакт: ежегодный праздник, который мы вместе с ними и Посольством РФ устраиваем возле храма весной, объединяет весь приход и открыт для всей диаспоры и местных жителей. Надеюсь, что хватит сил и энтузиазма прихожан продолжать эту совместную работу.
– Отец Владимир, что бы вы пожелали нашим читателям?
– Радости, неутомимого стремления к поиску веры, молитвы, правды, справедливости. Молодости в начинаниях, зрелости в решениях, упорства в достижении целей. Мирного неба и счастья.
С протоиереем Владимиром Тыщуком беседовал Василий Цупер
9 октября 2018 г.