Готическая субкультура во Владимирской области с 1995 по 2012 годы
Татьяна БАБАЕВА. ГОТИЧЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ С 1995 ПО 2012 ГОДЫ
Зародившись приблизительно в конце 70- х гг. XX века в Великобритании, готическая субкультура начала покорять нашу страну только к началу 90-х, когда предвещающие распад Советского Союза тяжелые «перестроечные» годы уже подготовили соответствующую психо-эмоциональную почву в умах подрастающей молодежи. Во Владимирской области период появления такого субкультурного течения, как «готика», относится приблизительно к 1995 - 1997 годам. Занесенная во Владимир словно некий вирус столичной моды, «готика» распространялась через поклонников других тяжелых музыкальных направлений (в частности, через т. наз. «металлистов»). Через появившиеся тогда в рок-магазинах пиратские аудиокассеты и первые диски с «мрачной и мягкой рок-музыкой», через соответствующие статьи в первых русскоязычных журналах о рок-группах и их деятельности, поклонники узнали о новом стилевом направлении. Кстати, сам термин «готика», обозначающий данное музыкальное и стилевое направление, был придуман самими журналистами, чтобы хоть как-то отграничить его от «металла» и связать с тягой к средневековой эстетике и соборным композициям.
Как обычно бывает в молодежной среде, эффект «клуба по интересам» проявился практически сразу, и среди повсеместно существовавших тогда рокеров и металлистов впервые появились не просто одетые в кожу и черное молодые люди, а люди с нарочито ярко раскрашенными глазами, носящие большие кресты и перекрасившие свои хтинные волосы в иссиня-черный цвет. Да еще к тому же присутствовало наличие на лицах, ушах и других частях тела различного пирсинга и разных татуировок с определенной символикой.
Все эти факты не могли не взбудоражить общественность, но в пределах Владимирской области, если и случались какие-либо конфликты между социумом и представителями готической субкультуры, ситуация никогда не заходила за рамки обычных дворовых разборок и мелочных сплетен и пересуд. Несколько раз готов многих городов области (Владимир, Ковров, Петушки, Костерево и др.) обвиняли в учиненных на кладбищах разгромах, но все заканчивалось беспочвенными обвинениями, либо были пойманы истинные виновники вандализма. Так, был известен случай в г. Владимире, когда осквернение могил на Князь-Владимирском кладбище, приписываемое ранее готам, часто проводившим там вечера, было на самом деле делом рук скинхедов фашистской направленности, т. к. были осквернены именно могилы у мемориала памяти воинов Великой Отечественной войны.
Но, возвращаясь к вопросу о появлении представителей готической субкультуры на территории Владимирской области, стоит отметить, что впервые мода «готов» проявила здесь себя через довольно распространенные модельные вещи. Одежду готы старались подыскать себе в секонд-хендах (где так часто можно встретить одежду из искусственных или нестандартных тканей, как, например, кофты в сетку или атласно-кружевные рубашки). В качестве украшений готы использовали цепочки для ключей на штанах, взяв этот элемент одежды из субкультуры панков и металлистов, иногда переплетая их в виде сетки или создавая рисунок «чешуи». Парни - готы, которые и по сей день являются во Владимирской области скорее исключением, чем правилом (т.к. большинству нравится причислять себя к субкультуре металлистов, чем признавать, что они похожи на готов), в то время переходили в одежде на черные брюки и черные футболки с изображением любимых музыкальных коллективов (т. наз. «трайбл- футболки»). Девушкам приходилось искать «вампирические» черные корсеты и пышные юбки на рынках или в тех же секонд-хендах, скупать чулки в сеточку и черные карандаши для глаз (парни-готы красились только на специальные мероприятия, например, на «готик-пати» или концерты в Москве).
Стоит отметить, что своих магазинов рок-атрибутики в то время во Владимирской области не было. Случайно на рынках можно было увидеть на лотке рядом с обычными футболками какие-то неформальные вещи. Но в основном подросткам приходилось отовариваться в Москве, на знаменитой «Горбушке». Свои магазины подобной тематики появились только к 2000-м гг., и только в самом Владимире. Сначала это была небольшая секция на «Славянском базаре» на ул. Мира (магазинчик, прозванный в народе «у Паука» из-за прозвища владельца), а чуть позже появилась подобная ей лавочка в магазинчике «Музыкальный мир» на ул. Большая Московская. Также на нескольких владимирских рынках появились специализированные секции, торговавшие аудио- и видеокассетами «металловых», «готических» и «панк» групп, сумками-торбами, трайбл-футболками, банданами. Причем секции, торговавшие специализированной обувью («Гриндерсы», «Стилы», «Камелоты»), кожаными штанами, жилетками и «косухами» появились во Владимире раньше, по крайней мере, на центральном рынке «Факел».
Разряженная как на кладбище готическая молодежь тех времен как раз там и поселилась. Также не редким местом обитания первых владимирских готов стали некоторые бары для байкеров, они часто ездили с ними на байк-слеты или просто «тусовались» в чьем-то подъезде, пока соседи не вызывали милицию. И все же именно Князь-Владимирское кладбище стало первым основным пристанищем нового типа неформалов города. Конечно, не стоит скрывать, что на первых порах подобные сборища были не просто «клубом по интересам», а местом распития спиртных напитков, но все «стаканчики», «баночки» и «бутылочки» собирались в тот же пакет, в котором и выносились из продуктового магазина, и выбрасывались в мусорные контейнеры возле кладбищенской церкви. В конце концов, готы не собирались оставлять свое новое пристанище, а мусорить там, куда ты обязательно вернешься, нормальному человеку не захочется. По, конечно же, так поступали не все. Люди же разные бывают...
Во время своих встреч на «Некрополе» (так ласково Владимирские готы прозвали свой новый «дом») они слушали музыку, обменивались дисками и кассетами, рисовали, показывали рисунки, вели философские дискуссии, просто болтали о разных житейских мелочах, как и все подростки, и, конечно же, играли. Неформалы из других субкультурных течений, неоднократно участвовавшие в «некропольских посиделках», наверняка не смогут забыть, как готы играли в «Крокодила» (игра также известная как «Шарады», когда один человек загадывает слово и пытается его изобразить, а кто отгадает - тот показывает следующее слово).
Конечно же, так было не всегда. Сначала должен был образоваться основной костяк движения, а потом уже определенные типовые особенности отдельных групп. Зачастую увлечение приходило через общих знакомых, старших товарищей, одноклассников и одногруппников по вузу. Друзья вливались в большие компании, и так сформировалась сама «тусовка». Собрания в барах и на «Некрополе» стали привлекать к себе внимание. Несколько раз были предприняты попытки открыть готический клуб во Владимире (приблизительно в 2002 - 2005 гг.), точнее, поначалу просто проводились готические вечеринки раз в несколько месяцев, иногда раз в неделю, но эта идея не окупилась из-за недостаточного количества посетителей клуба. И все осталось по-прежнему.
С появлением интернета в массовом доступе молодежь стала общаться через готические форумы. Сначала на популярных уже существующих готических порталах, например, знаменитый www.goths.ru, а потом уже появились и свои странички в интернете, например, «Владимирский Готический портал» по адресу gothic33.net.ru (в настоящее время сайт не существует). На данном портале владимирские готы выкладывали свои стихи, рассказы, делились впечатлениями от различных музыкальных коллективов, знакомились, общались, обсуждали будущие концерты любимых команд в Москве и договаривались о совместных поездках на эти мероприятия.
Если затрагивать вопрос взаимодействия представителей готической субкультуры и других направлений, то они развивались от откровенного неприятия и агрессии (чаще со стороны поклонников поп-культуры, скинхедов, реперов и т.п.) до нейтрального отношения друг к другу. В последние годы в среде молодежи Владимирской области наблюдается тенденция, по которой отношения между молодыми людьми строятся не на стиле в одежде, а на личностных отношениях, но чаще это относится только к высшим учебным заведениям. В школах или учреждениях средне-профессионального образования по-прежнему чаще наблюдается картина «затравливания» тех, кто «не как все», но это скорее как особенность пубертатного периода взросления.
Среди готической молодежи Владимирской области достаточно быстро менялись предпочтения среди различных направлений готической музыки, а вместе с ней менялись и «образы», которые на себя примеряли молодые люди. Популярный в середине 90-х готический металл и готический рок сменились с начала 2000-х на разного рода индастриел, ЕВМ, дарквэйв и тому подобные «синтетические» стили. Конечно же, от появления новых групп и новых направлений готы не отказались от прослушивания прежних готических групп, но все-таки многие перекинулись именно на новые направления. Это затронуло практически все сферы их жизни.
Если раньше молодые люди любили фотографироваться возле могил, или в пышном черном платье - на свежем снежном погосте или в лесу, или устраивать прогулки в заброшенные церкви или усадьбы, то теперь их страстью стали фотографии заброшенных заводов, виды постатомного Чернобыля. Эпоха компьютерных технологий наложила свой отпечаток на увлечения молодых людей. Им стали интересны компьютерные игры, жанр фантастического кино с тематикой далекого будущего, литература в жанре кибер-панк или антиутопия. Фотосессии на кладбище сменились заброшенными заводами, цехами и разрушенными многоэтажками. Конечно же, новое направление задало и новый стиль в одежде.
К тому моменту уже появились русские интернет-магазины для готов, и поклонники нового направления могли беспрепятственно достать именно ту одежду, которая им нужна. Так, например, на «Горбушке» в Москве когда-то открылась секция магазина «Gothic Style», и довольно быстро у них появился свой сайт. Теперь готы могли не только приехать и померить одежду сами, но и посмотреть ее наличие на официальном сайте магазина и после заказать доставку по почте. Этот магазин является, наверное, самым знаменитым магазином готической одежды в России и по сей день.
Готы, увлеченные тематикой кибер-панка и электронной музыкой, стали одеваться так, словно сами прибыли из какого-то далекого будущего. Синтетические блестящие ткани, латексные планы и топы, сетчатые рукава, сетчатые чулки и колготки, сетчатые футболки, сапоги на огромной платформе, пушистые гетры на сапоги, сочетание проводов и железа - все эти элементы превратили бывших поклонников декаданса в человекоподобные машины.
Одним из самых ярких приобретений в новом образе стали накладные дреды, сочетающие в себе несколько цветов — обычно белый или черный с каким-либо ярким токсическим цветом (ядовитый розовый, красный, синий, голубой, зеленый, желтый, фиолетовый). Иногда они откровенно заменялись на некие провода, создавая прическу настоящего киборга. Отказ от естественных волос и переход на прическу из накладных локонов позволили многим готам при желании жить двойной жизнью. В большинстве случаев локоны крепятся на пучок из своих собственных волос (иногда они нашиваются на головную эластичную повязку), и сверху надевается головная черная повязка или круглые очки для пилотов (т. наз. «гуглы»). Это позволило большинству кибер-готов не портить свои родные волосы краской и, тем не менее, при желании примерять на себя любимый образ биомеханической машины.
Мейк-ап стал носить более локальный характер. Иногда это были обычные обведенные карандашом глаза с большими стрелками квадратной или зубчатой формы, часто в сочетании с тенями различных ярких оттенков (чаще под цвет дредов или цветных элементов одежды). Но появились образы, для воплощения которых молодые люди прибегали к помощи профессионального грима, создавая эффект выпирающих из-под кожи микросхем или открыто просматриваемых искусственных частей тела. Например, грим на пол- лица, открывающий якобы металлический череп и ярко-красный огонек искусственного глаза, как в фильме «Терминатор», или это могли быть имитации вшитых в организм инплантантов - заменяющие кожу металлические пластины, датчики и т.п.
Многих новый стиль подтолкнул к приобретению новых проколов на теле, причем в самых порой неожиданных местах, к примеру, на руках, в области позвоночника, на ногах. Некоторые отдельные представители субкультуры смогли позволить себе не только кратковременно загримировать себя «под киборга», но и сделать татуировки в виде загадочных символов, микросхем или просто с какими-нибудь фантастическими мотивами.
С новым образом и внешностью многим готам пришлось избрать путь «двойной жизни». С такими радикальными переменами в своем излюбленном готическом «прикиде» они уже не могли позволить себе идти на работу или на учебу (особенно если это касалось учебы в университете). В сентябре 2012 г. во Владимирском государственном университете им. А.Г. и Н.Г. Столетовых обсуждался вопрос о «Кодексе корпоративной этики студентов и преподавателей», выдвинутый ранее Советом Российского Союза Ректоров. Как нетрудно догадаться, основным направлением политики данного проекта является стирание практически всех внешних границ между студентами. «Кодекс» запрещает ношение в стенах учебного заведения любых предметов одежды, так или иначе указывающих на принадлежность их владельца к какой-либо субкультуре или неформальному движению. Также предполагается обязать студентов отказаться от таких декоративных внешних атрибутов, как дреды, «африканские косички», пирсинг, слишком яркий макияж и ряда других аксессуаров. В качестве формы одежды для студентов и преподавателей предлагается деловой костюм, и даже любимые многими студентами, особенно в летнее время, спортивные штаны, шорты и сланцы становятся уместны только на уроке физкультуры. Проект находится в стадии обсуждения и доработки, и пока не принят.
И все же во Владимире происходило несколько по-настоящему «готических» событий, на которые не грех было одеться во всей красе. Речь идет о гастролях некоторых готических групп во Владимире. Например, в октябре 2008 г. в клубе «Ротонда» состоялся концерт группы «Deform». Даже факт нескольких неисправностей оборудования и несколько не подходящего зала, не смог разрушить всю атмосферу индустриально-депрессивного политико-реформистского мировоззрения группы. По признанию организаторов и участников коллектива, концерт им не понравился, так как (как и в большинстве подобных случаев) абсолютно не окупился, а наоборот, только разорил организаторов и отбил у них всякое желание устраивать подобные мероприятия снова.
Однако в мае 2009 г. в клубе «Порт» (гостиница «Золотое кольцо») состоялся концерт одной из самых популярных в России и странах СНГ дарк-вейв групп - «Otto Dix». Даже на маленьком пространстве сцены группа смогла достойно представить свою новую концертную программу «Зона теней», и вокалисту пришлось даже несколько раз петь «на бис». Потом была долгая автограф-сессия, в то время, как участники уже со всех ног собирались бежать на поезд до следующей точки гастролей. По всем показателям этот концерт дался организаторам с меньшими убытками,
и они обещали, возможно, пригласить питерских готов опять.
Некоторые владимирские готы не просто являются носителями субкультуры и своего рода местными «фриками». Среди них есть творческие личности, играющие на музыкальных инструментах, старающиеся собрать свою группу и выступать на каких-нибудь маленьких фестивалях. Например, владимирский «Тяжеловоз» на ежегодных рок-концертах, проходящих под лозунгами борьбы с алкоголизмом, наркоманией и абортами в некоторых городах области. Такие группы часто распадаются и их названия даже не запоминаются публикой. Многие из готов увлекаются различного рода рукоделием (многие и сейчас шьют костюмы сами, изготавливают украшения из бисера или делают бархотки), пишут картины, занимаются танцами (начиная от балета и заканчивая кибер-тиктоником), пишут стихи и прозу и выкладывают в интернете (чаще на сайтах стихи.ru и проза.ru).
Несколько владимирских девушек являются моделями в рамках стиля «кибер-гот» и даже участвовали в модных показах одного начинающего дизайнера в области готической одежды.
Удивительным новшеством последних лет стало проведение различных ролевых игр. Во Владимирской области увлечение историческими реконструкциями носит практически такой же массовый характер, как и большинство субкультурных течений, с единственной разницей в том, что различные реконструкторские клубы объединяют под своей крышей приверженцев самых различных субкультур, а их выступления интересны практически всем - и молодежи, и пожилым людям. Среди клубов исторических реконструкций есть и реконструкторы выдуманных книжных миров, такие как «толкиенисты», или поклонники отдельных книг или серий, например, серии «S.T.A.L.K.E.R.», «Ночной дозор» и др. Таким образом, во Владимирской области наблюдаются три основных направления реконструкторских течений - исторические, «толкиенисты» и поклонники кибер-фантастики. Сторонники готической субкультуры встречаются во всех направлениях, но стилистические предпочтения отдельного гота влияют и на его предпочтения в том или ином клубе.
Часто такие игры планируются за несколько недель до дня игры или даже месяцев. Все должно соответствовать обстановке, антуражу, декорациям игры, и, конечно же, зачастую требуется четкое распределение ролей, установление правил. Благодаря таким мероприятиям готы могут не просто одеться в своем любимом стиле. Они могут «во плоти» примерить на себя образ любимого героя, чтение о приключениях которого еще недавно так будоражило их воображение и чувства.
Мировоззрение готов Владимирской области так же различно, как и по всей России, и зависит в основном от религиозных предпочтений. Большинство из них придерживаются атеистических и агностических взглядов, а также сатанинских и оккультных верований. Меньшинство составляют христиане и приверженцы других религий. По мнению большинства представителей Православной церкви, готическая субкультура, как и многие прочие молодежные течения, является своеобразным «криком души» против несправедливости, несовершенства окружающего мира, но, в то же время, все это достаточно разрушительно для человека, ведь эти увлечения часто уводят человека прочь от веры и могут просто разрушить его личность, сделать его антисоциальным в полном смысле слова.
Готическая субкультура во Владимирской области существует уже больше 15 лет, и за это время ее представители, без которых этого течения не было бы как такового, прошли большой путь от так называемых «темных панков» до кибер-готов. Среди них есть христиане и сатанисты, язычники и «ролевики», те, кто имеет «два гардероба», и те, кто приемлет постоянно быть в своем излюбленном образе, но все они что-то привносят в культуру родной земли, каждый из них по своему уже является частью культурного достояния Владимирской области.
Город Владимир
Владимирская область
|