Шевчук Федор Кузьмич (22 августа 1918, Коростышевский район — 16 мая 1964, Белгород-Днестровский, Одесская область) — участник Великой Отечественной войны, командир 269-го отдельного сапёрного батальона 12-й армии Юго-Западного фронта, капитан. Герой Советского Союза.
Шевчук Федор Кузьмич
Л.А. Могильная «ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ДНЕПРУ» Герой Советского Союза гвардии майор Ф.К. Шевчук
22 августа 2008 года исполнилось 90 лет со дня рождения Героя Советского Союза гвардии майора Федора Кузьмича Шевчука. Он не является уроженцем города Владимира, но после войны долгое время жил, работал и умер во Владимире. Однако об этом человеке владимирцам известно очень мало. В литературе описана история подвига, но ничего не известно о боевом пути Шевчука до сентября 1943 года. Что же касается краеведческой литературы, то краткие сведения о нем имеются только во «Владимирской энциклопедии». В ведомственном архиве военного комиссариата Владимирской области хранится его личное дело. В нем, кроме пенсионных документов, есть только краткий послужной список, но нет сведений о боевых операциях, в которых принимал участие Ф.К. Шевчук. Отсутствуют наградные материалы, характеристики, автобиография и другие документы, а данные о фронтах, на которых он воевал, далеко не полные. Хочется рассказать о герое, напомнить о его подвиге, а также поделиться с владимирцами тем, что удалось узнать о нем в ходе поисковой работы. Шевчук Федор Кузьмич родился в 1918 году в с. Березовка (впоследствии с. Садовое) Коростышевского района Житомирской области Украины в крестьянской семье. Окончив педагогический техникум в пос. Коростышев в 1937 году, работал учителем. В 1938 году Ф.К. Шевчук был призван в Красную армию и направлен служить в 8-й саперный батальон 8-го стрелкового корпуса. После окончания батальонной школы год служил здесь же помощником командира саперного взвода. Затем, в 1941 году, окончил Московское военно-инженерное училище. После окончания училища, как раз перед войной, Шевчук был направлен в распоряжение командования Киевского Особого военного округа. Великую Отечественную войну Федор Кузьмич начал в должности полкового инженера 10-го мотострелкового полка 10-й мотострелковой дивизии (Номер этой дивизии указан в послужном списке Ф.К. Шевчука. Однако в справочнике «Перечни наименований объединений, соединений и других формирований Вооруженных Сил, народного ополчения, гражданских ведомств СССР и иностранных формирований, участвовавших и Великой Отечественной и Советско-японской войнах 1941-1945 гг.» мотострелковая дивизия под таким номером не значится. Моторизованная дивизия под таким номером также не значится. Но есть 10-я танковая дивизия. Возможно, речь идет именно о ней. На подобную мысль меня навел тот факт, что в справочнике «Состав дивизий РKKA в 1941-1945 гг.», представленном Архангельским государственным социально-мемориальным центром «Поиск» на сайте «Солдат.ru» и находящегося в сети «Интернет» по адресу: www.Soldat.ru, указано, что 10-й мотострелковый полк входил в состав 10-й танковой дивизии.). В результате преобразования Киевского Особого военного округа 22 июня 1941 гола был создан Юго-Западный фронт. В первые дни войны войска фронта отражали удары превосходящих сил противника на юго-западных границах страны. Некоторые наши механизированные корпуса, находившиеся во втором эшелоне, располагались на значительном расстоянии от государственной границы. Нападение немцев было столь стремительным и внезапным, что не только стрелковые дивизии, но даже механизированные корпуса не успели заблаговременно выйти к границе и развернуться для отпора врагу. Приграничные сражения превратились в очаговые, разрозненные боевые действия. Управление сражавшимися войсками фактически было утрачено. Вся группировка войск Юго-Западного фронта не имела стройного оперативного построения и была рассредоточена на большой территории. Фронту противостояли войска 6-й немецкой армии и 1-й танковой группы войск противника, насчитывавшие до 300 тысяч человек и около 5,5 тысячи орудий и минометов. Кроме того, немцы также господствовали в воздухе. За три недели боев противник углубился на территорию нашей страны на 300-600 км, и к 11 июля войска Юго-Западного фронта отошли в районы Коростеня и Киева, но окруженные полки упорно сражались, отвлекая на себя значительные силы противника. Такова была обстановка на Юго-Западном фронте, сложившаяся в ходе приграничных сражений 1941 года. В начале войны 10-я танковая дивизия входила в состав 15-го механизированного корпуса и была наиболее укомплектованной в сравнении с другими соединениями корпуса. Дивизия насчитывала в своем составе до сотни тяжелых и средних танков КВ и Т-34. Тогда, в период сражений летом 1941 года, наиболее ответственной задачей инженерных войск было создание заграждений. На отдельных направлениях в боевых порядках наших войск действовали так называемые подвижные отряды заграждений из моторизованных инженерных подразделений, которые в спешном порядке устанавливали минные заграждения на путях продвижения танков противника. Заграждения, обороняемые войсками, замедляли продвижение танков противника, что позволяло выиграть время для организации обороны на выгодных рубежах. Но, тем не менее, под натиском превосходящих сил противника 19 сентября 1941 года наши войска оставили Киев. Как следует из послужного списка, в августе 1941 года Ф.К. Шевчук был назначен командиром 269-го армейского инженерного батальона. Не удалось выяснить, в состав какого объединения входил в то время батальон. Известно, что в 1941-1942 годах Ф.К. Шевчук, командуя 269-м армейским инженерным батальоном, участвовал в боях на Брянском, Воронежском фронтах. В этой связи удалось выяснить, что летом 1942 года батальон вошел в состав вновь сформированной 5-й танковой армии и был направлен на Брянский фронт. В декабре 1941 - феврале 1942 годов Брянский фронт провел наступательные операции на волховском и орловском направлениях, содействуя войскам Западного фронта в разгроме южного крыла немецкой группы армий «Центр». Летом 1942 года Брянский фронт прикрывал тульское и воронежское направления. Его удары в августе и в сентябре 1942 года оказали значительное влияние на ход боевых действий на сталинградском направлении и на Северном Кавказе. В конце октября 1942 года 5-я танковая армия была передана в состав вновь созданного Юго-Западного фронта и участвовала в Сталинградской битве. После тяжелых оборонительных боев войска Юго-Западного фронта во взаимодействии с войсками Сталинградского и Донского фронтов 19 ноября 1942 года перешли в контрнаступление под Сталинградом. Основные силы инженерных войск во время подготовки контрнаступления придавались армиям первого эшелона, в состав которого вошла и 5-я танковая армия. Внезапность перехода в контрнаступление советских войск была достигнута хорошо продуманной войсковой и оперативной маскировкой, в том числе скрытным сосредоточением ударных группировок фронтов. Исходные районы подготавливались на плацдармах, и поэтому требовалось переправить большое количество войск и грузов через крупную водную преграду (р. Дон). В таких условиях инженерным частям и подразделениям предстояло навести немало переправ и расширить сеть дорог. Всего в составе инженерных войск Юго-Западного фронта, кроме ряда спецсоединений и частей, действовали два отдельных инженерных батальона, один из которых - 269-й - под командованием Ф.К. Шевчука. На всех этапах битвы под Сталинградом инженерные войска фронта сыграли большую роль в достижении победы. Так, к началу ноября 1942 года в его полосе для переправы через Дон имелось уже 15 мостов и 18 паромов грузоподъемностью от 3 до 60 т. Для обеспечения перегруппировок войск на фронте было оборудовано свыше 800 км. путей. Одновременно инженерные войска фронта, армий вели инженерную разведку обороны противника, оборудовали пункты управления, осуществляли разминирование своих минных полей и проводили другие инженерные мероприятия. В ходе контрнаступления инженерным войскам пришлось решать и новые задачи, поскольку немцы создали перед передним краем фронта сплошную оборону, насыщенную минными полями. В связи с этим были созданы группы разграждения для проделывания проходов ротам первого эшелона. Были созданы также группы сопровождения танков, поддержки пехоты. При обеспечении действий танковых и механизированных корпусов впервые были организованы отряды сопровождения. Для этих целей, в частности, каждому танковому корпусу 5-й танковой армии придавалось по одному инженерному батальону. Кроме того, в ходе наступательной операции под Сталинградом для закрепления захваченных рубежей применялись подвижные отряды заграждений, которые прикрывали стыки и открытые фланги наступающих частей и совместно с артиллерией действовали в отражении контратак танков и пехоты противника. В первый день наступления соединения 5-й танковой армии и 21-й армии продвинулись на глубину 4-5 км. Тогда же были введены другие соединения армии, и к исходу дня войскам фронта удалось продвинуться на 25-35 км. К 23 ноября подвижные соединения Юго-Западного и Сталинградского фронтов встретились в районе населенных пунктов Калач, Советский и таким образом завершили окружение 330-тысячной группировки противника. В декабре 1942 года в ходе развития контрнаступления советских войск под Сталинградом 5-я танковая армия и в ее составе 269-й армейский инженерный батальон участвовали в Среднедонской операции 1942 года (В результате Среднедонской операции советские войска, прорвав фронт противника шириной до 340 км., разгромили 5 итальянских, 5 румынских, 1 немецкую дивизии, 3 итальянские бригады, нанесли поражение 4 пехотным и 2 танковым немецким дивизиям, продвинулись на 150-200 км и вышли и тыл группы армий «Дон». Противник был вынужден отказаться от дальнейших попыток деблокировать окруженную под Сталинградом группировку.), проведенной войсками Юго-Западного фронта при содействии войск Воронежского фронта. В середине апреля 1943 года 5-я танковая армия была расформирована. Ее управление и часть войск послужили базой для формирования 12-й армии (12-я армия сформирована в 1939 г. в Киевском Особом военном округе. В составе Юго-Западного фронта участвовала в приграничных сражениях 1941 г., затем в составе Южного фронта оборонялась на уманском направлении. 10 августа управление армии было расформировано, а войска переданы на укомплектование соединений и частей фронта. Вторично 12-я армия была создана в августе 1941г. на Южном фронте на базе 17-го стрелкового корпуса. В сентябре 1942 г. управление армии было реорганизовано в управление Туапсинского оборонительного района, а войска переданы в 18-ю армию. Вновь 12-я армия была сформирована в апреле 1943 г. на Юго-Западном фронте на базе 5-й танковой армии.). В состав вновь сформированной 12-й армии вошел и 269-й армейский инженерный батальон (в литературе значится как 269-й отдельный саперный батальон) под командованием Ф.К. Шевчука. С апреля по июль 1943 года армия находилась в резерве фронта. Поражение немцев на Курской дуге летом 1943 года внесло коренной перелом в ход Великой Отечественной войны. Противник стремился остановить продвижение советских войск и удержать в своих руках Донбасс и Криворожье. Советское командование, используя благоприятную обстановку, сложившуюся под Курском, решило расширить фронт наступления наших войск на юго-западном направлении. В августе 1943 года началась Битва за Днепр. В ходе этой битвы совместными действиями войск Центрального, Воронежского, Степного, Юго-Западного и Южного фронтов (с 20 октября 1943 года соответственно Белорусского, 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов) были проведены несколько операций с целью освобождения Левобережной Украины, Донбасса и форсирования Днепра. В ходе Битвы за Днепр предусматривалось, что Центральный, Воронежский и Степной фронты выйдут на среднее течение Днепра, а Юго-Западный и Южный - на нижнее. Особое место отводилось Донбасской операции (13 августа - 22 сентября 1943 г. Являлась частью Битвы та Днепр 1945 г.). Подготовка и проведение этой операции возлагались на войска Юго-Западного и Южного фронтов. Еще в зимнюю кампанию 1942-1943 годов после разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, развивая наступление, войска Юго-Западного и Южного фронтов к середине февраля 1943 года освободили восточную часть Донбасса и вышли на рубеж р. Северский Донец, северо-западнее Ворошиловграда и далее по р. Миус. Немецко-фашистское командование, стремясь удержат ь Донбасс, создало мощную оборону с передним краем по рекам Северский Донец и Миус. С началом наступательной Донбасской операции войска Юго-Западного фронта нанесли главный удар с ранее захваченного плацдарма на р. Северский Донец в направлении Барвенково, Павлоград, Орехов. В операции участвовали три армии, среди которых 12-я армия, 23-й танковый, 1-й гвардейский механизированный и 1-й гвардейский кавалерийский корпуса. Кроме того, была задействована вся фронтовая авиация. В летне-осеннюю кампанию 1943 года 269-й армейский инженерный батальон под командованием Ф.К. Шевчука по-прежнему входил в состав 12-й армии, которой командовал наш земляк генерал-майор (с конца октября 1943 г. - генерал-лейтенант) Данилов Алексей Ильич. В ходе Донбасской операции с первого же дня наступления бои приняли напряженный, кровопролитный характер. 18 августа войска Юго-Западного фронта овладели г. Змиев и продолжали наращивать наступление. 18 сентября 1943 года был освобожден город Павлоград. Приказом Верховного Главнокомандования, как особо отличившемуся, 269-му саперному батальону капитана Ф.К. Шевчука было присвоено наименование «Павлоградский». Развивая наступление, войска Юго- Западного фронта к 22 сентября отбросили противника за Днепр южнее Днепропетровска и продолжали наступать к Запорожью. Река Днепр сама по себе являлась мощной преградой. Кроме того, еще весной 1943 года противник приступил к строительству оборонительных рубежей, получивших название «непреодолимого Восточного вала». Но немцам так и не удалось завершить строительство вала к моменту выхода наших войск к Днепру. Наши войска стремились выйти к Днепру раньше главных сил противника, чтобы лишить его возможности оказать организованное сопротивление на правом берегу Днепра. В этой связи Ставка Верховного Главнокомандования требовала от командующих фронтов проведения форсирования Днепра с ходу, без промедления, по мере выхода армий к реке. Также, учитывая огромное значение, которое приобретала борьба за Днепр, 9 сентября 1943 года Ставка дала директиву, которая требовала за успешное форсирование крупных рек и за закрепление плацдармов на их беретах представлять их участников к высшим правительственным наградам. За преодоление таких рек, как Днепр ниже Смоленска, или равных Днепру по трудности форсирования, - к присвоению звания Героя Советского Союза. После освобождения Донбасса войска Юго-Западного фронта к 21 сентября передовыми частями достигли Днепра на участке севернее г. Запорожья, захватив здесь небольшой плацдарм на правом берегу Днепра. Левое крыло фронта встретило упорное сопротивление восточнее Запорожья, где противник укрепил мощный плацдарм с сильной инженерной и огневой обороной. Планы инженерного обеспечения форсирования были разработаны за 6-8 дней до выхода к реке. В ходе подготовки к форсированию в 12-й армии, так же, как и в других армиях, проводилось изучение реки и подходов к ней, изучались системы инженерного оборудования противника, велась подготовка войск для форсирования с ходу на местных и подручных средствах. Шел сбор этих средств, создавались отряды заграждения. 26 сентября началось форсирование Днепра в полосе наступления 12-й армии. Саперные и стрелковые подразделения, высаживаясь на правом берегу, с ходу атаковали противника. Немцы вели артиллерийский и минометный огонь и наносили удары авиацией. На отвоеванном правобережном плацдарме саперы устанавливали минные заграждения, строили блиндажи, оборудовали наблюдательные пункты. Подходящие другие части также с ходу вступали в бой. Вместе с десантом саперов капитан Ф.К. Шевчук участвовал в захвате и укреплении плацдарма на правом берегу Днепра у с. Петро-Свистуново Вольнянского района Запорожской области. В ходе этого боя выбыли из строя командиры двух стрелковых подразделений, переправившихся на правый берег Днепра. Руководя переправой, командир 269-го саперного батальона капитан Ф.К. Шевчук видел трудное положение солдат, оставшихся без командиров. Он взял в свои руки руководство боем на захваченном плацдарме. Увидев, что слева к плацдарму движутся немецкие танки, он с группой саперов бросился к боевым порядкам защитников плацдарма. Ползком, выдвинувшись вперед, саперы под руководством своего командира расставили противотанковые мины. Вернувшись назад, Ф.К. Шевчук собрал группу бронебойщиков и, когда головные танки противника подорвались на минах, а остальные стали поворачивать назад, организовал огонь по противнику. Несколько танков было уничтожено. В то же время на другом фланге для очередной атаки накапливалась пехота противника. Отдав распоряжения по обеспечению переправы, с группой саперов он скрытно перешел на правый фланг. Когда вражеская пехота ринулась в атаку, Ф.К. Шевчук быстро организовал огонь, затем повел бойцов в контратаку. Вновь прибывавшие стрелковые подразделения 203-й стрелковой дивизии он уже автоматически принимал под свое командование, понимая, что никто лучше него не знает обстановку на плацдарме. Он расставлял подразделения на позиции, группировал бронебойщиков и пулеметчиков, располагал на выгодных рубежах пушки, организовывал огонь. Одновременно Ф.К. Шевчук руководил и переправой войск: вовремя заменял разбитые паромы, выдвигал десантные резервы к реке. Контратаки врага следовали одна за другой почти ежечасно, подвергая всякий раз бомбардировке переправу и наспех окопавшихся десантников. Бойцы под руководством Ф.К. Шевчука отбивали все контратаки. Временами дело доходило до рукопашных схваток. В одном из боев Ф.К. Шевчук был ранен, контужен, но продолжал оставаться в строю, пока на плацдарме не появились основные армейские части, отбросившие врага и расширившие плацдарм. В боях на плацдарме Ф.К. Шевчук лично уничтожил более 30 вражеских солдат и офицеров. Уже 28 сентября 12-я армия генерал-майора А.И. Данилова переправила через Днепр две стрелковые дивизии. После того, как подоспела помощь, Ф.К. Шевчук был эвакуирован в хирургический полевой подвижной госпиталь № 1001 на излечение, где и находился до 10 октября 1943 года. После излечения Ф.К. Шевчук вернулся в свой батальон и, вероятно, участвовал в Запорожской наступательной операции. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19.03.44 г. «за инициативу, умелое руководство боем (26 сентября во время переправы наших частей через Днепр) и проявленное при этом мужество капитану Ф.К. Шевчуку присвоено звание Героя Советского Союза». После успешно завершенной Донбасской операции войскам Юго-Западного фронта предписывалось ликвидировать запорожский плацдарм противника, одновременно правым крылом продолжая форсировать Днепр, расширяя плацдарм на его западном берегу, наступать главными силами на Кривой Рог с востока. С укрепленного плацдарма противник постоянно контратаковал. На запорожском направлении нашими войсками в первой половине октября была создана мощная ударная группировка, в которую вошли части и соединения 12-й армии. Войска Юго-Западною фронта 10-14 октября 1943 года провели Запорожскую наступательную операцию, прорвали оборону противника, ликвидировали плацдарм, занятый врагом на левом берегу Днепра к востоку от Запорожья, и после ночного штурма 14-го октября освободили город. В ноябре 1943 года управление 12-й армией было расформировано (Командующий армией Алексей Ильич Данилов был назначен командующим 17-й армией.), войска были переданы в другие армии. Ф.К. Шевчук до марта 1944 года находился в резерве 3-го Украинского фронта, затем был направлен в распоряжение Главного инженерного управления Красной армии. В мае 1944 года он получил новое назначение на должность командира 19-го отдельного запасного инженерно-саперного батальона в составе войск 5-й запасной инженерной бригады резерва Главного Командования. После войны занимал должности заместителя командира 756-го отдельного саперного батальона 24-й стрелковой Самаро-Ульяновской Бердичевской дивизии (24-я стрелковая Самаро-Ульяновская Бердичевская четырежды Краснознаменная орденов Суворова и Богдана Хмельницкого Железная дивизия.), командира 99-го саперного батальона 86-й гвардейской стрелковой Николаевской Краснознаменной дивизии. В сентябре 1946 года Ф.К. Шевчук был уволен из армии по инвалидности. После демобилизации Ф.К. Шевчук с семьей приехал на место жительства во Владимир. До 1958 года работал в ряде городских организаций. К сожалению, удалось выяснить только одну из них: какое-то время он был директором весоремонтного завода. После 1958 года по состоянию здоровья Ф.К. Шевчук уже не работал. Герой Советского Союза гвардии майор Шевчук Федор Кузьмич умер 16 мая 1964 года и похоронен на Князь-Владимирском кладбище. С годами памятник на могиле героя начал разрушаться, поскольку был изготовлен из недолговечных материалов. В 2005-2006 гг. сотрудники отдела краеведческих исследований Центральной городской библиотеки г. Владимира направили несколько писем в военные комиссариаты Владимирской области и Фрунзенского района г. Владимира, а также в органы исполнительной власти города, с просьбой установить новое надгробие на могиле Ф.К. Шевчука. И в мае 2007 г. был установлен новый памятник из черного гранита, достойный Героя Советского Союза.
Памятник на могиле Ф.К. Шевчука на Князь-Владимирском кладбище