Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
19:54
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Открытие первого курса во Владимирской духовной семинарии в 1869 г.

Открытие первого курса во Владимирской семинарии, после полного преобразования ее по новому уставу и штату

1869 год в истории наших епархиальных духовно-учебных заведений должен быть особенно отмечен, как год новой эпохи, в жизни их. С 1-го июля 1869 года не ожидаемой, а действительной стала реформа нашей семинарии и наших училищ. Не без грозы, конечно, представлялось всем введение реформы. Духовенство боялось большого увольнения своих детей из семинарии, или больших расходов на открытие и устройство своих — епархиальных классов;— дети опасались того же самого; а служащие при семинарии и училищах, особенно долго служившие в старых порядках, не без смущения должны были смотреть на новые, более широкие и точные от них требования нового устава. Но все совершилось, слава Богу, — без особых затруднений и без лишних жертв в пользу реформы. Семинарское начальство, при участии ревизовавшего в феврале и марте месяцах Владимирскую Семинарию и училища Члена Учебного при Св. Синоде Комитета, нашло возможным и справедливым, по вниманию к способностям и успехам многих сверх-штатных учеников, оставить их в соответствующих их успехам классах семинарии сверх штата; Епархиальное Духовенство с усердием изыскало средства на открытие епархиальных отделений при I и V классах семинарии и открыло потребное количество своих же классов при училищах, с прибавлением к ним классов приготовительных; и все это дало полную возможность доколе не лишать учеников того образования, к которому большинство их было уже на половине пути, а некоторые и при конце пути. Что касается преподавателей Семинарии и училищ, то в последних не только никому не пришлось подвергнуться неприятности оставления за штатом, но еще до сих пор, по случаю открытия епархиальных классов, остается несколько свободных преподавательских вакансий; а в семинарии хотя и оставались излишние лица, но трое из них заняли должности помощников инспектора, двое, согласно своему прошению, за выслугой на училищной службе законного срока, оставили семинарскую службу с правом на полную пенсию, и один, тоже согласно прошению, вышел из Семинарии для поступления на другую, высшую службу. Так все доколе уладилось во внутренней организации Семинарии и училищ по новому уставу и штату! Запоздала Семинария в своем приспособлении к принятию реформы только с внешней стороны. Составление различных чертежей и смет на необходимые по новому Уставу перестройки зданий семинарских, их рассмотрение и утверждение и прочие формальности лишили Семинарию возможности воспользоваться удобнейшим и свободным для построек летним временем, и перестройка, жилого семинарского корпуса могла начаться только с последнего летнего месяца, — от чего, с разрешения Св. Синода, отсрочено было и начало ученья в Семинарии до 1 ноября. Мы не думаем, чтобы это обстоятельство могло особенно неблагоприятно отозваться на годичных успехах учеников, относительно же преподавателей Семинарии оно было вполне благоприятным обстоятельством, потому что дало им просторный досуг к ознакомлению с своим делом по новым, — одобренным Св. Синодом,— программам наук. В тоже время Семинарское начальство, в составе педагогического и распорядительного собраний, успело подготовить все нужное как для учебной, так и для хозяйственной части семинарии.

1-го ноября в полном сборе учеников и наставников открылся учебный курс в Семинарии. Перед началом учения о. Ректором Семинарии, соборне с наставниками священниками совершено было молебствие, в конце которого им же сказана речь помещаемая ниже, и выслушанная всеми с напряженным вниманием.
Мы слышали, что Архипастырь наш сам имел намерение открыть новый учебный курс в семинарии, но случайное Его нездоровье воспрепятствовало этому. По окончаний молебна, ученики были размещены по классам; и дело учения пошло, хотя и обычным, но новым, проникнутым новым духом и новой жизнью, порядком, благих плодов которого для возвышения наших духовно-учебных заведений и будем мы ждать с вами - читатель! А теперь и ученикам и их преподавателям и воспитателям пожелаем добрых сил и счастливых успехов в их действительно не малых трудах.
С-кий.

РЕЧЬ к воспитанникам Владимирской Семинарии пред началом первого учебного года после преобразования Семинарии

После общей молитвы, которою мы испрашивали благословение Божие на предстоящие нам учебные занятия, не излишне будет сказать несколько слов к общему назиданию.
Вы заранее можете предугадывать, о чем будет говорено в настоящие минуты; и я в свою очередь наперед могу знать, куда обращено ваше внимание и куда направлены ваши ожидания. У всех нас в настоящее время один общий предмет, на котором сосредоточены наши мысли и заботы, это — предстоящая реформа нашего учебного заведения по требованиям нового Устава. По указанию Высшей Власти, реформа нашей школы так давно ожидаемая, отселе должна перейти из области ожиданий в живую действительность; с новой реформой и питомцы школы и воспитатели обучающегося в ней юношества должны стать в новые лучшие условия своего существования, имеют воспользоваться значительными удобствами и выгодами доселе им неизвестными, получат некоторые права и преимущества прежде им не знакомые; с новой реформой и дело образования и воспитания должно итти лучшим путем при лучших к тому средствах и способах, скорее и прямее направляясь к своей цели.
Останавливаясь мыслью на этом моменте в истории нашей школы и вообще духовно-учебных заведений — на их реформе, долженствующей изменить улучшить их будущие судьбы, нельзя не усматривать тут премудрой и вместе благодетельной заботливости Державной Власти. В самом деле, в наше время, когда потребность образования становится почти общей, когда все почти начинают чувствовать и понимать цену образования, в наше время, по преимуществу, сознается и вся важность воспитания, чувствуется и нужда усиленных забот о воспитании. И сколько, благодаря просвещенной заботливости, сколько придумано для воспитания современного юношества новых планов, новых путей и способов! И замечательно, что педагогические стремления современных умов, воспитательная заботливость общественных деятелей направлены и сосредоточены, так сказать, на школах воспитания юношества. Почему так? По самым серьезным основаниям. Воспитание — это великий двигатель образования человека; оно пробуждает в нем дремлющие силы духа, согревает в нем зачатки внутренней жизни и ведет к наилучшему их развитию. Человек развивается и зреет в таком или другом направлении под влиянием тех или других убеждений, тех или других понятий, какими проникнута бывает наука и та нравственная среда, которая его окружает и на него действует. От воспитания зависит, так сказать, будущий человек и судьба всей его жизни. Школа, как место воспитания, есть будущее государство и будущий народ, в жизни которого отражаются те начала и идеи, какими проникнута была школа. Потому-то школа так привлекает к себе всякого рода теории, знания и верования, которые желали бы войти в ее святилище, чтобы там овладеть будущими поколениями и через них упрочить свое торжество в будущем. А если так, если от воспитания надобно ожидать всего лучшего в будущих годах: то понятно, почему воспитание составляет особенно в наше время предмет самого серьезного внимания. Если школа, как место воспитания, есть будущее государство: то понятно, почему возможно,— лучшее устройство школ составляет одну из первых задач общественных деятелей нашего времени. Понятно отсюда, почему и духовные школы так сильно и много озабочивают собой Высшую Власть. К особенной заботливости об улучшении духовных школ были, конечно, и другие побуждения, как-то неудовлетворительное состояние их в прежнее время, скудость средств к их поддержанию, разрозненность их с условиями и требованиями современной жизни и тому подобное. Но, минуя эти побуждения, укажем еще на особенно важное значение школы духовной в деле общественного образования. Религиозная истина, которой служит духовная школа и в которой воспитываются питомцы этой школы, есть, так сказать, краеугольный камень всякого истинного знания и достойной жизни человека, общества и государства. Питомцы духовной школы, воспитанные в светлых убеждениях веры и нравственности христианской в свою очередь должны быть воспитателями общества и народа, своим словом и примером внося в среду общественную животворный дух веры и жизни христианской. В виду так благотворного значения религиозной истины в области знания и жизни человека, в виду того важного будущего служения обществу нашего духовного юношества, и обращена особенная заботливость на улучшение духовных школ. И с каким живым сочувствием, с какой искренней благодарностью должны мы отнестись к мудрым намерениям и благим действиям по реформе наших духовных заведений вообще и в частности — нашей школы! Слава и вечная благодарность Державной Мысли и Власти, призывающим нас к новой — лучшей жизни! Это должны думать и чувствовать как воспитатели, так и питомцы духовных школ; то же самое должны чувствовать и мы с вами, воспитатели и питомцы нашей школы,— и не чувствовать только, но всю свою жизнь благословлять Виновника нашего обновления.
Обратим теперь наше внимание на некоторые особенности нашей школы, которые она получит с новой реформой. Доселе средние духовные школы имели по преимуществу специальный характер; задачей их была богословская специальность; целью было приготовление юношества на служение церкви. Потому и питомцы наши, готовясь быть деятелями на поприще пастырского служения, иногда мало, иногда неохотно посвящали себя занятиям в других родах знания, с подавлением в себе природных к ним расположений и способностей; исключения бывали, нередкие и сравнительно незначительные. А отсюда что выходило? То, что являлись на дело церковного служения люди мало сведущие в предметах общего образования, не лишних, а необходимых даже для богословской специальности; довольно успевшие в науках общечеловеческих и не чувствующие в себе призвания к пастырству или священству, с большим трудом, нередко с потерей доброго о себе мнения воспитателей своих, особенно при отсутствии в то время нарочитых постановлений на сей предмет, такие питомцы с большим трудом могли находить для себя исход в другие школы для дальнейшего образования; а перейти в другие сферы жизни с недоконченным образованием считалось делом большой смелости. Последствия от такого устройства наших средних церковных школ, — как сами видите,— не утешительные! Но этих последствий не может и не должно быть, при новом устройстве их. Отселе наши школы, удерживая прежнюю главную цель, должны служить не только целям церковным, но и общественным; приготовляя будущих служителей церкви, они должны, так сказать, соединять в себе и будущих деятелей для всех родов жизни. Отселе один из наших питомцев, с призванием служить благу церкви, могут по преимуществу преследовать эту цель; другие, чуждые такого призвания, могут посвятить свои силы иным занятиям и, покончив свое приготовительное образование в нашей школе, могут без всяких недоразумений и затруднений поступать в высшие заведения или прямо в жизнь, вынося с собой из школы некоторые права и преимущества. Не говорим уже о том, что в наши школы открыт ныне свободный доступ детям всех званий и состояний для получения образования... Согласитесь же, что последствия новой постановки наших школ чрезвычайно благодетельные! Теперь открыто широкое поприще для развития духовных сил питомцев; пробуй каждый свои природные дарования в тех или других науках и готовься к тому или другому служению в обществе. Не чувствуешь в себе охоты и призвания к священству? Можешь оставить духовную школу, получив в ней общечеловеческое образование, и идти в жизнь. Желаешь служить церкви Христовой? Усугуби свои труды, употреби свои силы на уразуменье религиозной истины и богословской науки?.. Нельзя, конечно, не пожалеть, что нашу школу в последних ее классах оставят, может быть, лучшие молодые силы, которые могли бы с честью действовать на поприще церковном. Но это возможное явление еще не так грустно, как то, когда иные питомцы наши должны будут против своей воли оставить стены школы по недостатку усердия к учению или ненадежности к его продолжению. И если нельзя не пожелать, чтобы лучшие из питомцев наших не уклонились от пастырского служения: то еще желательнее, чтобы никогда не было невольно оставляющих нашу школу, чему прежде бывали и у нас нередкие примеры. Воспитатели и школа с своей стороны употребят все заботы и усилия к тому, чтобы предотвратить в будущем печальные явления прошлого времени: но эти явления будут неизбежны при недостатке усердия и внимания самих питомцев к делу своего образования. Позаботьтесь же, возлюбленные питомцы, позаботьтесь воспользоваться выгодами нового порядка вещей; в виду особенной заботливости о вашей судьбе Высшей Власти, не оставайтесь сами только праздными зрителями ей благодетельных намерений и действий; своим равнодушием и беспечностью не доводите себя до того, чтобы открытые для вас двери школы снова были закрыты навсегда...
Остановим еще мысль нашу на одном важном обстоятельстве, которое с новой реформой входит в силу закона для наших школ. С новым устройством наших заведений не изменяется однако главная цель их учреждения; как прежде, так и теперь они учреждены для приготовления юношества на служение церкви. Но эта цель строго теперь ограничена числом ищущих пастырской деятельности; обстоятельство это и само по себе и по своим последствиям в будущем, - не говоря уже о побуждениях и намерениях в допущении его, — весьма важное. А между тем оно едва ли не более всего тревожит и питомцев наших и их родителей. Понятно, что в данном случае порождает в них тревожные мысли и беспокойные опасения; это - частью новость такого порядка дел, частью неизвестность своего будущего, а пожалуй и сословные воззрения наши или лучше сказать — наследственная привязанность наша к духовному сословию и соединенному с ним пастырскому служению. Мы не думаем лишать всякого значения указанные причины их тревожных недоразумений; отдаем даже полную справедливость привязанности духовного юношества к своему званию и роду служения, полагая, что в этой привязанности скрывается, может быть, тайна могучей силы и нравственного влияния духовенства на народ. Но при этом заметим, что именно в видах упрочения нравственного владычества пастырского сословия и поставлены некоторые границы для ищущих пастырства; в этих видах и сокращен круг кандидатов священства, сообразно действительной потребности в них. А в таком случае неуместны ни какие треножные опасения и смутные предчувствия ни со стороны питомцев школы, ни со стороны их родителей. Кто с радостью не пожелал бы видеть на пастырском поприще достойных деятелей во всех отношениях, и по образованию ума и по величию нравственного характера? Кто, с другой стороны, без особенной скорби не будет смотреть на уклонения от высокого служения священства питомцев, нечувствующих к тому в себе призвания, без достаточной к нему подготовки, не воспитавших в себе духа самоотвержения и силы христианской любви? Великое дело - достойный священник; это душа, нравственная власть и сила общества, народа и государства! И великое приобретение, великая услуга школы, когда она даст обществу достойных пастырей; с другой стороны, не потеря для общества, когда школа будет, так сказать, задерживать не достойных искателей священства. А при новом устройстве наших школ, при строгих ограничениях относительно кандидатов священства, естественно, должны обнаружить себя в школе избранные искатели высокого священного сана; в силу тех же ограничений неизбежно дадут приметить себя не призванные и недостойные искатели его. Потому, возлюбленные питомцы, не смущайтесь представлениями невозможности достигнуть священства; а вместо того лучше позаботьтесь о надлежащей к нему подготовке; пусть вас будет немного ищущих, но ищущие пусть будут вполне достойны искомого служения. Особенно вы, особенно те, которые предъизбраны, так сказать, местной властью школы в кандидаты священства, постарайтесь оправдать наше избрание и наши ожидания. Вы первые должны быть новыми деятелями церкви, вышедшими из нашей школы получающей ныне новое устройство. По вас будут судить и общество и Власть как о достоинстве нашей школы подвергшейся реформе, о трудах и заботах ее воспитателей, так и о действительной пользе новых начал положенных в основу реформы наших заведений. Отрадно было бы слышать добрый о нас суд других; и нельзя не пожелать, чтобы наши и ваши труды увенчались успехом, а главное — чтобы намерения и ожидания заботливой о нас Верховной Власти оправдались. Будем же трудиться со всем усердием в своем деле, в той несомненной уверенности, что труд постоянный и честный не останется без добрых последствий.
Не могу, еще не обратить ваше внимание на одну особенность новой реформы, на внешнюю, так сказать сторону ее. С новым устройством нашей школы, обновляется и внешний вид ее, улучшается внешнее положение питомцев и воспитателей. И по воззрениям науки и по суду жизни, прекрасная форма есть необходимое условие хорошего произведения. Особенно в наше просвещенное время приличная внешность имеет важное значение, в понятиях и суждениях общества, так что иной человек, с высокой нравственностью и богатой ученостью, но прикрытый рубищем, теряет нередко свое значение в глазах людей и нравственное влияние на них. Не будем уже говорить о том, как жалко было внешнее положение питомцев и воспитателей наших школ в прежние времена,— оно так свежо еще в памяти всех. В виду прежнего нашего положения и в силу современных воззрений и требований, изменяется и внешний быт наших заведений; увеличиваются средства их содержания; обновляются и улучшаются самые жилища наши со всеми их принадлежностями. Но,— скажите, - к чему все это, для чего это внешнее обновление, стоящее громадной затраты средств и требующее больших забот и трудов, если оно не будет сопровождаться внутренним обновлением — ума и духа нашего? Что пользы от улучшения внешней обстановки нашей, если мы не будет улучшаться в своих познаниях, убеждениях и самой жизни? Чем лучше и выше будет питомец обновленной школы, если он в новой — лучшей одежде, при лучших условиях своего внешнего положения, будет по-прежнему коснеть в нерадении о своем образовании и нравственном усовершенствовании? Нет! Не к тому направлены заботы нашего правительства об улучшении нашего внешнего положения; в них надобно видеть новые побуждения к большему преуспеянию нашему и в знании и в жизни. Воспитатели юношества, с реформой вашего внешнего быта, позаботьтесь произвести действительную реформу умственную и нравственную в ваших питомцах. Питомцы школы, поставленные в лучших внешних условиях, потрудитесь сами обновиться духом и умом, чтобы не считаться, а действительно быть питомцами обновленной школы.
Многое и многое можно бы еще сказать к общему назиданию по поводу реформы нашего заведения. Но не время и не место более распространяться. В заключение беседы с вами в этом св. храме и с сего священного места я должен напомнить всем вам — и воспитателям и питомцам: для успеха в нашем обновлении будем строго держаться начал веры Христовой и неуклонно следовать ее внушениям. Почему? Потому что в них сокрыт истинный путь к истинному знанию и достойной жизни; под их только влиянием дело воспитания и образования юношества может быть правым, светлым и животворным.
Владимиpская духовная семинаpия

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (24.04.2020)
Просмотров: 635 | Теги: учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru