Отделение Крестьянского банка во Владимирской губернии
Отделение Крестьянского банка во Владимирской губернии
Ю.О. Петрова. Роль отделения Крестьянского банка во Владимирской губернии в период столыпинской аграрной реформы
Аграрный вопрос в России после крестьянской реформы 1861 года стал одним из самых острых в экономическом развитии страны. Он включал в себя несколько проблем, среди которых вопрос форм землевладения занимал одно из центральных мест.
История крестьянства и аграрный вопрос привлекала и до сих пор привлекает внимание многих историков.
В дореволюционной отечественной историографии роль Крестьянского поземельного банка в осуществлении аграрной политики России рассматривалась в исследованиях А.Н. Зака, Н.Н. Кутлера, А.А. Кауфмана, Н.П. Огановского. В большинстве своём эти работы не носили специального характера, так как главной темой изучения оставалась столыпинская аграрная реформа, и деятельность Крестьянского банка рассматривалась в неразрывной связи с ней, отмечался ряд положительных сторон в развитии крестьянских хозяйств, в проведении землеустройства. В советской историографии роль Крестьянского поземельного банка в осуществлении аграрной реформы рассматривалась Д.А. Батуринским, С.М. Дубровским, С.М. Сидельниковым, Н.П. Ефремовым, Е.Г. Василевским, И.Д. Ковальченко, А.М. Анфимовым, В.А. Вдовиным, Ю.Л. Райским, А.П. Корелиным. Многие из них следовали ленинской оценке деятельности Крестьянского поземельного банка, считавшего, что «новая земельная политика есть все то, что могли делать господа-дворяне, оставляя неприкосновенной свою собственность и свои доходы». Авторами подробно анализировались конкретные процессы развития капитализма в деревне: рост призводства, организация помещичьего и крестьянского хозяйств. В 1995 году вышла отдельным изданием работа А.П. Корелина и К.Ф. Шацилло «П.А. Столыпин. Попытки модернизации сельского хозяйства России», в которой отмечалось, что реформа была в «научно-экономическом плане вполне реальна, а деятельность Крестьянского поземельного банка прогрессивна».
На рубеже XX - XXI вв. вышла в свет работа В.Г. Тюкавкина, в которой автор рассматривает деятельность Крестьянского поземельного банка в связи со столыпинской аграрной реформой и делает выводы о положительной стороне его деятельности. Через год была опубликована работа Н.А. Проскуряковой, явившаяся первым обобщающим исследованием по истории отечественных земельных банков, которые представляли собой важной частью кредитной системы как дореформенной, так и пореформенной России.
Итоги историографического обзора показывают, что в последние десятилетия появляются специальные исследования, посвящённые Крестьянскому банку и всей ипотечной системе России, а также, существует большое количество трудов, которые рассматривают его деятельность в русле столыпинской аграрной реформы. В то же время, многие важные аспекты темы, такие как разделение полномочий между центральным аппаратом банка и его местными отделениями, развитие продажно-ссудных операций местного отделения банка в годы аграрных преобразований, участие банка в помощи единоличным хозяйствам, взаимоотношения между банком и другими организациями, занимавшимися нуждами крестьянства, либо не изучены, либо изучены недостаточно.
Положение крестьянства России в конце XIX - начала XX вв. оставалось бедственным, крестьянское хозяйство Владимирской губернии накануне столыпинской аграрной реформы развивалось экстенсивным путем. Увеличения сельскохозяйственного производства крестьяне добивались путем расширения посевных площадей, так как в соответствии с нормами обычного права земля и имущество семьи в великорусской деревне, после смерти главы семейства, делилась поровну между всеми сыновьями; но возможность раздела земли сохранялась до тех пор, пока можно было осваивать новые земли, расширять запашку, поднимать урожайность земель без коренного изменения общинных устоев. В начале XX века эти возможности почти исчерпали себя, поэтому крестьяне стали стихийно избегать дальнейшего дробления наделов путем переселения на окраины или посредством ухода целых семей или отдельных их членов на постоянную работу в города. В селах увеличивался слой безземельных крестьян.
Среди особенностей занятия сельским хозяйством на территории Владимирской губернии в дореформенный период можно выделить относительно плохое обеспечение местных крестьян землей (7,2-8,3 дес. на двор, хотя для прожиточного минимума, как считалось, необходимо было около 20 дес. на семью из 5-6 человек), скудость и неравномерное распределение плодородных почв по районам губернии, а также частые изменения климатических условий периода созревания урожая.
Невысокая производительность крестьянских хозяйств стимулировала повышение значения отхожих и местных промыслов как источников пополнения семейных бюджетов основной части населения Владимирской губернии. Но, интенсификация сельского хозяйства, улучшение агротехники дали бы результат не скоро, поэтому нужно было искать пути увеличения крестьянского землепользования. В период реформы главными из них были передача крестьянам частных земель через Крестьянский банк, продажа по льготным ценам части казённых и удельных земель. В подобных условиях и приходилось действовать Владимирскому отделению Крестьянского банка при осуществлении нового аграрного курса правительства, начавшегося в 1906 году.
С 1897 г. во Владимире находился филиал Нижегородского отделения Крестьянского поземельного банка, который проводил свои операции до 1908 года.
До 1910 года все операции по земельным запасам Владимирской губернии находились в ведении Московского отделения поземельного банка.
Официальной датой открытия отделения Крестьянского поземельного банка во Владимирской губернии принято считать 1 января 1910 года.
Крестьянский поземельный банк открывался при главном выкупном учреждении для облегчения крестьянам возможности пользоваться кредитом и для покупки земли в единоличную собственность. Развитие операций отделения по продаже принадлежавших Банку земель, преимущественно в собственность отдельных хозяев, являлось закономерным результатом изменения взглядов российских руководящих кругов, перешедших от политики поддержания крестьянской общины к курсу её разрушения и насаждения единоличной собственности в деревне.
Ссуды предполагалось выдавать всем разрядам покупателей в размере 80% от продажной земли на два срока - на 24,5 и 34,5 года. Остальную сумму покупатели должны были вносить сами. Заемщики Банка были обязаны вносить платежи по ссуде сроком на 24,5 года в размере 8,5% годовых, по ссуде сроком на 34,5 года - 7,5% годовых в сроки, установленные для взыскания выкупных платежей. Ссуда выдавалась по нормальной и специальной оценкам. Ссуды по специальной оценке выдавались лишь в исключительных случаях: когда в составе земельного участка имелись угодья, имевшие особую ценность (заливные луга, конопляники и т.д.). Специальная оценка должна была производиться уездной земской управой.
На отделение Банка было возложено производство операций на местах. Оно открывалось самостоятельно при учреждениях Государственного банка. Местное отделение состояло из управляющего, назначаемого министром финансов, одного члена по назначению губернатора и двух членов, избираемых губернским земским собранием.
В компетенцию отделения, согласно Уставу Крестьянского поземельного банка, входило:
- выдача ссуд крестьянам под покупаемые ими по добровольным соглашениям с владельцами земли; - выдача ссуд под покупаемые без содействия Банка земли; - покупка земли, предлагаемой для продажи, за свой счет; - подробное изучение условий предполагаемых сделок по покупки земли и руководство при их заключении; - хозяйственное использование непроданных Банком земель; - оказание помощи единоличным крестьянским хозяйствам в обустройстве угодий. Земельный запас Банка стал важным средством решения поставленных перед ним в тот период задач. К моменту его образования во Владимирской губернии земельный запас составлял: 9461 десятин. Из всех имевшихся земель к началу 1910 года - 57 % - состояли из очень крупных имений, ранее принадлежавших помещикам; 22% - из земель, переданных Банку Удельным ведомством; 9-11% - соответственно ниже средних и средних размеров и лишь 1% - земли, состоявшие из небольших по площади, ранее находившиеся в собственности поместных дворян губернии. Таким образом, земельный запас в основном формировался путём приобретения земель помещиков губернии и земель, переданных Удельным ведомством. Из годовых отчётов Крестьянского поземельного банка можно видеть, что отделение пополнило свой земельный запас к 1914 году на 8713 дес. = 868857 руб. (58,5% - земли частных владельцев; 40,4% - земли Удельного ведомства; 1,1% - земли неисправных заёмщиков). Скупая земли у частных владельцев, Банк был очень осторожен в покупках имений и тщательно взвешивал пригодность земли для дальнейшей распродажи, учитывая расстояние участка от ближайшего торгового центра, пригодность земли для разбивки на участки и образования крестьянских хозяйств и прочее. При покупке дворянских земель принималась во внимание вся совокупность покупной цены. Превращение Крестьянского банка в наиболее крупного покупателя земли в стране, несомненно, повлияло на колебания земельных цен. В 1906 - 1907 годах - в период массовых продаж помещичьих земель - банк не допустил обесценивания продаваемых частновладельческих имений. Им же был предупрежден искусственный подъем продажной стоимости земли, когда спрос на неё со стороны крестьян повысился. Кроме того, активная роль Крестьянского банка предотвратила скупку за бесценок земли разного рода спекулянтами. В среднем цены на землю, покупаемую крестьянами у банка, были на 23 процента ниже, чем на земельном рынке. Что касается размера ссуд, выдаваемых Крестьянским поземельным банком, то, согласно Указу 27 июня 1908 года, была утверждена ссуда в высших пределах 90% - только при покупке земли в единоличную собственность. В товарищеских покупках (сельско-общинных) ссудная помощь ограничивалась 80% и, только в исключительных случаях, то есть для уничтожения чересполосицы, для округления границ общинных земель или когда эти угодья не могли быть обращены в пашни, разбиты на участки единоличного владения. Безземельным и малоземельным крестьянам, не имевшим для внесения доплат к ссудам, выдаваемым в размере 90%, была разрешена выдача ссуд в полном размере оценки.
Принятый 29 мая 1911 года закон «О землеустройстве», вобравший в себя все основные положения и закона 14 июня 1910 года, и правил 1908 - 1910 годов, упростил переход к участковому землевладению и оформлению владельческих прав. Теперь документы, полученные при выделении отруба или хутора, признавались удостоверяющими право собственности на землю, при этом не требовалось специального заявления о выходе из общины и укреплении своей доли надельных земель. Крестьяне беспередельных общин считались автоматически перешедшими к личной собственности и могли обращаться за удостоверительными актами прямо в землеустроительные комиссии, минуя сельские сходы, Для перехода на отруба всем обществом требовалось лишь простое большинство схода. Каждой землеустроительной комиссии предоставлялось право в ходе общего землеустройства общин выделять отдельных хозяев и без согласия сельского схода, если она считала, что такие выделения не нарушат интересов общин. Кроме того, было установлено, что надельная земля, если к ней при выходе из общины присоединяется земля, купленная у частных владельцев, становится частной собственностью, на которую в полной мере распространяется право владения, пользования и распоряжения. Это давало возможность любому домохозяину, получившему в личную собственность свой надел путем укрепления и землеустройства, купив хотя бы четверть десятины частной земли, объявить и бывший надел частной собственностью, которая имела высокую цену на земельном рынке. После 1911 года земельный фонд частновладельческой земли стал увеличиваться за счет личной, т. е. бывшей надельной земли.
Землеустройство начиналось с подачи крестьянами ходатайств об изменении условий землепользования; затем составлялся землеустроительный проект, который принимался населением; далее, в соответствии с этим проектом, проводились землемерные работы.
Важно подчеркнуть, что реформа не сводилась только к образованию хуторов и отрубов, а предоставляла крестьянам широкий спектр выбора условий хозяйствования. Число единоличных и групповых ходатайств были почти равными. Ходатайства крестьян о землеустройстве, отражая их намерения изменить условия хозяйствования, являлись верным признаком адекватности реформы настроениям крестьянства, а также показателем мощности потенциала предпринимаемых преобразований предпринимаемых преобразований.
Так, из Владимирского отделения Крестьянского поземельного банка с 1910 по 1914 гг. единоличные собственники получили ссуды на сумму 615430 руб. = 62,2% всей суммы, выданной крестьянам для приобретения банковской земли, остальные 37,4% ссудных денег получили крестьяне-общинники. Оценивая результаты деятельности Крестьянского поземельного банка во Владимирской губернии в период столыпинской аграрной реформы, можно признать их успешными.
В предварительный период, с 1910 по 1914 гг., им было продано 18107 дес., что составляет 72% всего аграрного фонда Банка, в результате чего земельное обеспечение крестьян заметно улучшилось. До покупки земли из имений Банка 20,6% крестьян были безземельными, чуть больше половины (51%) - малоземельными, 22,4% - среднеземельными, и лишь 7% были хорошо обеспечены землёй (многоземельные). При посреднических сделках, среди тех, кто купил землю у Банка, уже 44,2% были хорошо обеспечены землёй, 36,7% относились к среднеземельным и лишь 19,1% - к малоземельным. Исчезла группа безземельных крестьян.
Таким образом, среди заёмщиков были представлены все группы крестьянства, как до покупки, так и после покупки. Покупка земли у Крестьянского банка в большей степени способствовала росту земельного обеспечения среднего и малоземельного крестьянства, но и после покупки среди заёмщиков Банка преобладали мелкие землевладельцы. Типичным клиентом Крестьянского поземельного банка был скорее середняк. Это вполне соответствовало той задаче, которая ставилась перед Банком в период столыпинских преобразований, - насаждению в деревне мелкой частной земельной собственности.
Медленное увеличение количества банковских хуторян и отрубников объясняется тем, что переход к единоличному владению землёй требовал повышения агротехнического уровня ведения хозяйства на ней. С одной стороны это было связано с ликвидацией сельскохозяйственной неграмотности владимирских крестьян и изменением их представлений о способах хозяйствования, а с другой стороны - с крупными материальными затратами, которые были большинству крестьян не под силу. И если для помощи при покупке единоличным владельцам банковских хуторов и отрубов у Владимирского отделения средства имелись, то на нужды интенсификации новообразованных единоличных хозяйств их не всегда хватало, да и помощь со стороны государства поступала в недостаточном количестве. Поэтому в первое время единоличные покупщики банковской земли избегали продавать свои надельные паи и усадьбы, придерживая их с присущей крестьянину осторожностью, на всякий случай. Через три-четыре года после начала реформы, осмотревшись на приобретённом участке, покупщики по возможности старались разделаться с наделом и обратить, вырученные от его продажи деньги, на хозяйственное обзаведение на новом месте. Таким образом, Крестьянским поземельным банком была проделана огромная работа по насаждению единоличной собственности в хозяйственном быту сельского населения.
Смельчаки, не побоявшиеся ни новизны обособленного землевладения, ни запугивания, ни насмешек соседей и водворившиеся на банковских землях, явились на местах первыми работниками в доселе не ведомых хозяйственному сознанию народа условиях независимого землепользования. На примере этих работников крестьянство впервые увидело, что можно не только существовать, но и хорошо жить. В ходе подготовки земель к распродаже, в соответствии с требованиями землеустройства, возникшая необходимость в предварительном и тщательном исследовании почвенных условий и производстве мелиоративных работ удовлетворялась: в устройстве колодцев, сооружении водоемов с запрудами и мостами, осушении болот. Так, например, только в 1915 году на продаваемых участках было построено 50 новых колодцев, вырыто 2 пруда с плотинами. Также Банк оказывал содействие в разбивке продаваемой частными собственниками земли на участке единоличного владения. Кроме того, Крестьянский банк оказывал помощь своим заёмщикам (уже купившим землю при содействии банка) в переходе от товарищеского владения землёй к единоличному. В этом случае производился выход крестьянина из товарищества и выделение ему на хутор или отруб соответствующего земельного пая. Вышедший из товарищества домохозяин становился единоличным заёмщиком банка.
Начало агрономической помощи хуторянам и отрубникам относится к весне 1910 года, когда Департаментом Земельного Имущества, для указанной цели, было отпущено 12925 рублей. Средства были расписаны на приглашения агрономов с высшим сельскохозяйственным образованием, на приобретение семян кормовых трав, на организацию 8 показательных хуторов, на приобретение сельскохозяйственных книг и брошюр, а также на командирование 13 хуторян на сельскохозяйственные курсы для взрослых, устроенные Губернским Земством. Заведующим показательными хозяйствами и агрономической помощью с 21 января 1910 года назначен А.А. Никифоров. С 15 марта был приглашён агроном К.Н. Тагунов, а с 1 апреля М.К. Крюков. При посещении агрономами хуторов и отрубов, на особых карточках заносились сведения о положении каждого из этих хозяйств и их нуждах.
Из Обзора агрономических мероприятий, осуществлённых в 1914 году, можно видеть, что деятельность агрономического персонала выражалась также в устройстве бесед и чтений по сельскохозяйственным проблемам. Главная тема: польза возделывания трав на полях, польза минеральных удобрений. Устраивались курсы по животноводству, и молочному хозяйству, луговодству. Крестьянским банком также выделялись суммы на устраивание проката различных сельскохозяйственных машин и орудий. Так, например, были устроены прокатные пункты в дер. Загряженское Дубровской волости и дер. Игнатьево.
Безусловно, в этом направлении деятельности банка были свои трудности и недочёты: неудачная и недостаточно продуманная разбивка земли, недосмотр при проведении подъездных дорог, некоторая неправильность в рационе угодий, пробелы в водоснабжении участков, недостаточное внимание к отбору покупателей. Всё это было неизбежно в таком сложном деле, особенно в первое время, когда не хватало ни опыта, ни квалифицированных исполнителей, ни материальных средств. Оценивая роль Крестьянского банка в мобилизации земельной собственности в конце XIX - начале XX века, нельзя не принимать в расчет замечание известного экономиста начала XX века Б.Д. Бруцкуса, что «в вопросе о надлежащем подборе покупщиков свободная мобилизация имеет несомненные преимущества по сравнению с передачей земли из рук в руки в виде государственно-правового акта в целях удовлетворения потребительских нужд. Мобилизационный процесс посредством Крестьянского банка привел к переходу земли из рук плохих хозяев (помещиков) не в руки каждого случайного крестьянина, а в руки тех, кто брался отвечать перед народным хозяйством за ее надлежащее использование».
Таким образом, Крестьянский поземельный банк сыграл большую роль в процессе перестройки земельных отношений в период столыпинской реформы. Конечно, это было только начало той огромной работы, которой не суждено было завершиться. Ценный опыт Крестьянского банка, несомненно, может быть использован при переустройстве современной деревни.
Сельское хозяйство Владимирского края Владимирское отделение Государственного банка