Бог - Владыка Жизни - есть Всемогущество, Всемудрость и Вселюбовь. И человек (Дух человека) создан по образу Его. Человек - это триединство, которое думает, чувствует, действует. Иисус упомянул об этом триединстве, когда сказал: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам" (Лука 11:9).
Самая большая ошибка людей в том, что они всё время склонны отождествляться со своим низшим "я". Когда кто-нибудь говорит: "А я, я хочу... (денег, машину, женщину), я... (болен, здоров, печален, радуюсь), у меня... (такое-то желание, такое-то пристрастие, такое-то мнение)", он думает, что это говорит его истинное "Я". Но нет, тут он ошибается. На самом же деле это его низшая натура думает, желает, страдает, а он, по невежеству, скорее бежит, мчится галопом, чтобы поскорее её удовлетворить. Он никогда не подвергал себя самоанализу, чтобы глубоко познать свою истинную натуру, различные планы, в которых он эволюционирует развивается, и в таком случае он беспрестанно отождествляется со своей личностью и, главным образом, со своим физическим телом. Настало время, чтобы он осознал, что проявления его тела, его сердца и интеллекта не являются выражением его настоящего "Я" и что, спеша скорее их удовлетворить, он оказывает услугу чему-то другому, а не Себе.
То, что человек обычно называет своим "я", является только мимолётным, частичным отражением его истинного "Я", мираж, иллюзия. Это и есть та иллюзия, которую индусы называют "майя".
Каждое человеческое существо обладает натурой божественной природы, которая живёт в иных измерениях, где она пользуется самой большой свободой, самым большим светом, самыми большими возможностями. Но в более плотных пространствах материи она может выразиться лишь настолько, насколько ей это позволяют четыре низших тела (Физическое, Эфирное, Астральное и Ментальное). Человек, которого здесь воспринимают как невежественного, злого, слабого, в то же время наверху является сущностью, которая обладает мудростью, любовью, силой. Вот почему в одном и том же существе можно найти ограниченность внизу и богатство и совершенство наверху.
Все мы божества... Да, мы - божества и мы живём в очень возвышенных сферах, где нет ни ограничений, ни мрака, ни страданий. Но эту жизнь, в которой мы живём наверху, мы не можем ещё спустить сюда на Землю, почувствовать её, понять её, проявить её, потому что наша личность нам этого не позволяет. Она непроницаемая, плохо приспособлена или плохо настроена, как транзистор, которому никогда не удаётся поймать некоторые передачи. Иногда у нас бывают какие-то откровения, какие-то моменты интуиции, потому что нам удалось затронуть наше божественное "Я". Но это длится недолго, и снова тучи возвращаются. Через некоторое время, когда мы читаем книгу, слушаем музыку, видим красивый пейзаж, лицо, молимся, медитируем, мы снова вдруг чувствуем, словно сверкнула молния и ослепила нас. И опять это длится недолго. Таким образом человеческая жизнь представляет постоянное чередование света и тьмы.
Когда Моисей представил Яхве как Единого для всех Бога, он тем самым внёс поистине революционную идею. Но его Властелин Вселенной был грозным и Он мог внушать людям только чувство страха. Вот почему сказано: "Страх Господень есть истинная премудрость" (Иов 28:28). Однако страх является чувством отрицательным. Тот, кто действует всегда под влиянием страха, не может по-настоящему свободно развиваться, и со временем этот страх будет оказывать разрушительное действие на его психическую жизнь. Любовь помогает человеку полностью раскрыться, вот почему пришёл Иисус, чтобы сказать, что Бог является нашим Отцом. Конечно, ребёнок тоже боится немного своего отца, и это хорошо, потому что он должен чувствовать, что есть правила, которые он не должен нарушать, и что если он их нарушит, он будет наказан. Но, как правило, дети любят своего отца, и не только потому, что он им дал жизнь, но и потому, что он делится с ними всеми своими богатствами, благодаря чему его дети всесторонне развиваются.
До тех пор, пока мы будем думать, что Господь находится где-то далеко от нас, с Ангелами и Архангелами, в той сфере Вселенной, которую называют Небом, то даже если мы будем считать себя Его детьми, мы будем чувствовать себя оторванными от Него. Если мы думаем, что Бог вне нас, а мы - вне Его, мы вынуждены претерпевать всё то, что находится в этом промежутке, то есть мы лишаемся Его света, мира и любви. Поэтому мы должны достигнуть такого состояния сознания, когда мы будем ощущать, что мы - в Нём, а Он - в нас. Это как раз то, что Иисус выразил в словах: "Я и Отец - одно".
Нет единой и абсолютной истины о Боге. Человек открывает Бога по мере того, как он открывает самого себя. Поэтому в Посвящениях древней Греции наставляли: "Познай самого себя и ты познаешь вселенную и богов".
Существа, у которых ещё не развито осознание своей психической жизни, особенно чувствительны к явлениям физического мира: к свету и тьме, теплу и холоду, удовольствию и страданию, и они могут постигать того Бога, проявления которого соответствуют проявлением сил природы, которым они подчиняются. Но, когда человек достиг больших успехов в осознании и познании самого себя, можно ему открыть, что этот Бог, которого он чувствовал всегда вне себя, на самом деле находится внутри него. Бог бесконечен, необъятен, он охватывает своим присутствием всю вселенную. Мы являемся частью Его, бесконечно малой частичкой, и в то же время Он - в нас. Две тысячи лет тому назад Иисус сказал: "Я и Отец - одно", но люди ещё не научились по-настоящему осознавать Бога, чувствовать Его в себе как жизнь, силу, свет, от которых ничто не может их отделить. Время от времени эта мысль встречается у мистиков, поэтов, философов, и тогда люди говорят: "О, как это поэтично, как это глубоко!" Но они не останавливаются на том, чтобы работать над этой идеей, чтобы ею жить. Люди продолжают воспринимать Бога вне себя, и поэтому они будут продолжать чувствовать себя ограниченными, неудовлетворёнными. Сколько препятствий отделяют нас от Него! Невозможно с Ним соединиться!..
Только в самих себе люди откроют реальность Бога, когда они, как и Иисус, сумеют сказать: "Я и Отец - одно". В религиозных взглядах людей скоро произойдут изменения, иначе и быть не может. Был Ветхий Завет, потом - Новый Завет, а теперь будет Третий Завет, который дополнит два предыдущих. В этом Третьем Завете люди найдут эту основополагающую, главную истину, подчёркивающую, что человек должен приблизиться к Богу до такой степени, чтобы почувствовать, что Бог живёт внутри него самого. С этого времени он не будет больше задавать вопросов о Его существовании и перестанет чувствовать, что Бог покинул его.
Сколько людей жалуются на то, что Бог их оставил! Нет, Бог их не оставил, это они не сумели осознать Его присутствия в себе. Бог никогда нас не покидает. Это в нашем сознании происходят какие-то изменения: то мы чувствуем, как в нас проникает божественный свет и тепло, то, наоборот, наше сердце закрывается и мы лишаемся этого света и этого тепла.
Я приведу вам образный пример. Стоит прекрасная погода, сияет солнце - но вот начинают появляться облака, они закрывают солнце, небо становится хмурым, и вам становится холодно. Вы зависите от облаков. Что в таком случае делать? Вы можете ждать и ожидая жаловаться: "Солнце покинуло меня". Это неверно: Солнце никогда никого не покидает. Это просто вы оказались под облаками. В таком случае нужно подняться над ними, и тогда ничто не сможет встать между Солнцем и вами. И вот уже Солнце снова здесь, оно сияет, оно вас не покинуло. Когда вы чувствуете себя покинутым, то это просто означает, что вы оказались слишком низко - под облаками. Для того, кто внутренне прошёл сферу облаков, Солнце сияет постоянно, он чувствует себя пропитанным его светом и теплом, и между ним и Солнцем больше нет экрана.
То же самое происходит с нами и по отношению к Господу. Если мы пребываем слишком низко, то всегда будут появляться тучи, отделяющие нас от Него. Мы должны подниматься, подниматься всё время выше, чтобы приблизиться к Господу и приблизиться настолько, чтобы мы сумели поместить Его в себя, ощущать Его внутри себя, чтобы постоянно наполняться Его присутствием. До тех пор, пока мы будем воспринимать Бога вне Нас, мы тоже будем оставаться вне Его. А если мы будем Находиться вне Его, мы будем являться для Него просто Предметами.
Кстати, что такое предмет? Это что-то такое, что находится перед нами, вне нас. Возьмём к примеру землепашца, ремесленника или рабочего: им необходимы Предметы, инструменты, которые, естественно, находятся на каком-то расстоянии от них. Они какое-то время ими пользуются, а затем после окончания работы, откладывают в сторону, и на следующий день снова пользуются ими. Также, если мы думаем, что существуем вне Бога, у нас такое ощущение, что Он берёт нас как предметы, а потом откладывает в сторону. Да, посмотрите на гончара с его горшками или повариху с её кастрюлями. Если бы кастрюли обладали сознанием, они бы жаловались: "Почему наша хозяйка забывает о нас? Когда она пользуется нами, мы согреваемся, еда, которая варится в нас, звучит как музыка, а она слегка скребёт нас своей ложкой. Но всегда всё кончается тем, что хозяйка о нас забывает. Какая жестокость!" Да, такова судьба кастрюль: они должны быть поставлены на кухонную полку и на какое-то время забыты. То же самое происходит и с нами. Если мы с точки зрения Господа являемся кастрюлями, то естественно, что Он о нас также время от времени забывает, и мы не можем в этом Его упрекать. Что сказали бы вы какой-нибудь кастрюле, если бы она пришла к вам жаловаться, что вы её покинули?
До тех пор, пока вы будете считать, что Бог вне вас, вы должны ожидать, что время от времени Он вас будет отставлять в сторону.
Если вы молясь Ему, думаете, что Он находится где-то за пределами звёзд, то как вы хотите, чтобы эта молитва дошла до Него? Если же вы чувствуете, что Он здесь, совсем рядом, в вас, то вы сразу же устанавливаете с Ним связь и наполняетесь Его присутствием. Если же вы не научитесь находить Бога в себе, вы постоянно будете проходить через взлёты и падения, то есть в какой-то момент будете испытывать радость, вдохновение, а затем наступит страшная засуха, бесплодность, пустыня, и вы скажете: "Бог покинул меня". Нет, это заблуждение. Бог находится в нас и Он не может нас покинуть. Но, безусловно, это очень трудно, постоянно осознавать в себе присутствие Бога. Даже самые великие святые, несмотря на свою любовь, несмотря на свой подъём, испытали в тот или иной момент это ощущение покинутости Богом. Даже маленькая святая Тереза жаловалась, говоря: "Господи, почему Ты играешь со мной, как с мячиком? Иногда Ты берёшь меня, а иногда бросаешь..."
Если мы чувствуем, что Бог покинул нас, то это потому, что мы покидаем Его. Разве мы всегда с Ним? Нет, не всегда.
Господь дал нам все элементы, необходимые для жизни и для нашего духовного развития, а также физические и духовные органы, которые нужны нам, чтобы притягивать эти элементы и сохранять их в себе. И это наша вина, если мы не сумеем их использовать, для того чтобы построить в себе Божественный храм. Да, именно храм, а не дворец. Конечно, было бы уже хорошо, если бы удалось преобразовать глубину своей души во дворец, но во дворце отсутствует тот элемент освящения, который мы находим в храме. Если кто-то сумеет построить в себе самом храм, то Бог войдёт в него И не покинет его, так как Божество не оставляет святилище, которое было Ему посвящено и где продолжают поклоняться Ему в чистоте и свете.
Тот, кто растворяется в Господе, сливаются с Ним, чтобы стать с Ним единым, обретает необыкновенную силу. Да, именно так, умаляя себя до полного растворения в Господе, человек становится сильным. Тогда как тот, кто возвышает себя перед Господом, считает себя независимым от Него и восстаёт против Него, вплоть до отрицания Его существования, беспрестанно теряет свои силы.
Если вы отбрасываете своё истинное Я, которое является Самим Богом, вы лишаете себя его богатств. Он не может их вам давать, поскольку вы и Он становитесь двумя разделёнными мирами, которые не могут общаться между собой, потому что не вибрируют в унисон. Но в тот день, когда вы научитесь входить в божественные вибрации, разделения больше не будет.
Цель всех духовных дисциплин - привести человека к познанию себя как Самого Бога. Каждый успех, которого вы сможете добиться в этом уподоблении, будет приближать вас к вашему истинному Я.
Это божественное сознание, которое вам удастся развить, будет принимать участие во всех ваших действиях. Вы начнёте чувствовать себя совсем другим существом, и Бог Сам придёт проявиться в вас. В этом заключается смысл слов Иисуса: "Я и Отец - одно".
Существует только Он, я же существую, только когда мне удастся слиться с Ним в одно целое. Тот, для кого это отождествление по-настоящему становится реальностью, живёт в полноте. Естественно, не всем дано достигнуть этой вершины, но если делать усилия, то каждый сумеет выйти из определённых ограничений, если он, конечно, будет знать, как использовать средства, которые Бог дал в наше распоряжение. Бог дал всем существам возможность приблизиться к Нему и стать как Он. Даже самые ограниченные, немощные существа обладают возможностью подняться над собою, превзойти себя. Если они смогут обратить свой взгляд и свою мысль к тем своим внутренним регионам, где сверкает божественная искра, они поймут, в чём их истинное предназначение.
Не воображайте себе, что вы уже сам Бог! Иначе вы станете нетерпимыми и рискуете даже потерять рассудок. Чем больше вы будете Внутренне приближаться к этим божественным результатам, тем следует становиться проще и смиреннее и не стремиться подавлять других своим превосходством. Наоборот, всё больше и больше проявлять великодушия и любви, потому что Бог есть Любовь. Если вы собираетесь уничтожать других, чтобы показать им, что ВЫ являетесь божеством, то это означает, что вы ничего не поняли. Это называется не отождествлением с Господом, а является гипертрофией личности. Начинать надо с признания того, что окружающие вас люди, являются, как и вы, частью Бога. И поскольку они являются частью Бога, то как и Бог, они находятся в вас, они - это вы. Всё человечество живёт в вас, а вы - в нём.
Если вы будете думать таким образом, вы перестанете восставать против окружающих вас существ, вы начнете чувствовать, в чём они нуждаются, каковы их заботы, страдания и вы будете стремиться им помочь. В противном случае вы можете стать чудовищем, для которого остальные не что иное, как насекомые, которых можно раздавить.
Сохраняйте всегда в своей памяти мысль, что все существа, которые вас окружают, являются частью вас. Если вы пойдёте по этому пути истинной философии, то заметите, что все существа составляют одно целое. В реальности же существует только одно Существо - Творец. А рассеянные повсюду создания являются только клетками Его огромного тела. Следовательно, научитесь посредством мысли связываться со всеми этими клетками. И именно таким образом вы станете подобными Создателю. В этом осознании единства заключено истинное преобразование человека: мы не существуем как отдельные индивидуумы, каждый из нас представляет клетку огромного космического организма, и наше сознание должно растворяться в этом всемирном сознании, которое охватывает человека во всей его совокупности.
Не надо думать, что Бог сердится на людей. Вовсе нет. Он - щедр, Он всё понимает, Он позволяет им приобретать свой опыт. В тот день, когда они захотят вернуться, они возвратятся, Господь всегда готов их принять, Он ждёт их, чтобы принять и заключить их в свои объятия. Он дал им вечность и возможность воплощаться, пройти через многие воплощения... Он сказал: "Какое-то время они будут страдать (это, естественно, означает несколько миллионов лет, но что такое несколько миллионов лет по сравнению с вечностью?), но это мои дети, дух их бессмертен, и однажды, когда они вернутся ко мне, они будут так счастливы, что забудут все свои страдания". Вот как рассуждает Господь. А в ожидании возвращения к Нему люди продолжают учиться.
Все, кто не осознает своего достоинства сына Божьего, претерпевают все заблуждения и отчаяния, так как они никогда не найдут того, что они ищут в самой глубине своей души. Каким образом человек может по-настоящему расцвести, если он проходит мимо своей истинной природы, своей божественной природы, с которой он должен отождествляться?
Иисус никогда не утверждал, что Он был иной природы по сравнению с другими людьми. Когда он сказал, что Он Сын Бога, то это не означало, что Он более высшей природы по сравнению с остальным человеческим родом. Наоборот, говоря, что Он Сын Божий, Он таким образом подчёркивал божественную природу всех людей. Иначе, что могли бы означать эти слова Нагорной Проповеди: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (Матфей 5:48), а также: "Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Иоанн 14:12). Но для того, чтобы их правильно истолковать, нужно сначала принять реальность существования Реинкарнации.
Если Иисус сказал, что мы можем творить те же самые дела, что и Он, то это означает; что мы той же самой природы, той же сущности, что и Он. Мы - дети Бога, точно так же, как и Иисус был Сыном Божьим. Единственное различие в том, что Иисус осознавал свою природу и своё божественное предназначение. Он приходил на Землю, обладая огромными возможностями и очень ясным пониманием своего назначения, но и Он тоже должен был провести огромную внутреннюю работу, противостоять искушениям, поститься, молиться.
"Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный". О чём думал Иисус, когда говорил эти слова? Разве Он так плохо знал человеческую природу? Как получилось, что Он дал людям такой недоступный на первый взгляд идеал? Потому что Он знал, что истинной природой человека является его божественная природа, и в каждом человеке Он видел то вечное и всемогущее, которым тот обладает, то есть его />Дух, искру, явившуюся из лона Творца.
Учение Христа ведёт человека к осуществлению самого высокого из всех идеалов - быть подобным тому божественному образу, который он носит в себе самом.
Как только человек начинает удаляться от божественной мудрости и божественной Любви, всё для него начинает становиться сложным.
Я приведу вам образный пример. Сейчас лето, сияет Солнце, тепло, и жизнь очень проста. Но вот наступает зима Нужны дрова, уголь, мазут, отопительные приборы и т.п... И люди должны делать запасы, им необходимо иметь больше одежды, больше освещения. А потом... вот уже и туман, снег, гололёд, средства сообщения работают хуже, больше риска попасть в катастрофу. Значит,чем меньше света, тем меньше тепла, и всё вызывает трудности. Точно так же каждый раз, когда в своих мыслях и чувствах человек удаляется от духовного Солнца, Самого Бога, он постепенно теряет все свои возможности жизни в свете, любви, мире, и вместо них появляются другие возможности: страдать, плакать, кричать, становиться злым и всё разрушать.
Поэт Данте, который хорошо знал эзотерическую философию, описывает Ад как перевёрнутый конус. Чем больше была вина человека тем ниже он должен был спускаться в глубины конуса чтобы там испытать разного рода ограничения. Естественно, что это только образное представление, но оно соответствует реальности. Иными словами, чем больше мы опускаемся в материю, чем больше мы удаляемся от духа, Источника, Господа, тем больше мы чувствуем себя раздавленными, ограниченными, несчастными.
Вот почему мы должны каждый день утром, вечером приближаться к свету, теплу и жизни этого духовного Солнца, каковым является Бог. Конечно, мы вынуждены жить на Земле и, следовательно, иметь разнообразную деятельность, но мы всегда должны сохранять желание приближаться к Источнику.
Если случается, вы замечаете, что начинаете удаляться от Него, нужно немедленно остановиться, чтобы исправить положение. Люди не так виноваты, когда совершают ошибку, как тогда, когда они упорствуют в этой ошибке.
Вы чувствуете себя ограниченными, связанными, порабощёнными и вы задаёте себе вопрос: "Куда я забрёл? Как выйти отсюда?" Есть только один ответ: вернитесь на путь к Небу.
Религиозные истины, истины Посвященческой Науки подобны спичкам. Когда люди обращаются со спичками небрежно, то они рискуют и сами сгореть, и спалить окружающих. Да, поразмышляйте о всех убытках, наносимых сторонниками религий и духовных сообществ, не сумевших провести созидательную работу, используя истины, которым их обучали.