Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
11:32
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
12 ступеней [77]
Тела человека [41]
Добродетели [40]
Чувства [53]
Женственность [58]
Привязанность [11]
Освобождение [16]
Трансфизика [72]
Энергетические каналы [0]
Единство [28]
Мужественность [15]
Сознание [4]
Карма [11]
Целительство [73]
Медитации [9]
Притчи [52]
Сновидения [10]
Проповеди [25]
подвижничество [41]
Зороостризм [15]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Самопознание » Проповеди

Слово в неделю Мясопустную

Слово в неделю Мясопустную

Слово в неделю Мясопустную произнесено в церкви Архиерейского Дома Преосвященнейшим Фегностом, Епископом Владимирским и Суздальским 17 февраля 1880 г.

«Егда приидет Сын человеческий в славе своей, и вcи святии Анхели с ним; тогда сядет на престоле славы своея» (Мф. 25, 31.).

Наступит некогда предустановленный Богом день (Деян. 17, 31), в который Господь наш Иисус Христос во второй раз придет на землю, — придет уже не в уничижении, не в зраке раба, а в славе Царя царствующих и Господа господствующих. Об этом-то великом дне и напоминает нам ныне св. церковь как в своих песнопениях, так и в евангельском чтении.
«Якоже молния исходит от восток, и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческаго» (Мф. 24, 27,). «Вся колена земная узрят Сына человеческаго, грядущаго на облацех небесных с силою и славою многою» (Мф. 24. 30.). Узрят Господа и Спасителя нашего люди, благочестиво жившие на земле, прилеплявшиеся к Нему верою и любовью, алкавшие и жаждавшие правды Его, благопокорно несшие спасительное иго Его; и — возрадуются гораздо более, нежели как радуются дети, увидевшие родителей после долгой разлуки с ними, радости же и восторгу их не будет конца. Узрят Единородного Сына Божия люди, для которых Он служил на земле знамением прорекаемым (Лук. 2, 34.), которые неверием в Него, превратным толкованием Его учения и глумлением над ним второе распинали Его (Евр. 6, 6.). Подобные люди, пока живут на земле, бывают наглы, дерзки и отважны; но трудно и представить, каким смущением, каким стыдом и каким ужасом они будут объяты, когда увидят Иисуса Христа, грядущего с силою и славою многою, и когда уже не будет места ни малейшему сомнению в Его Божественности. Узрят Сына Божия и те люди, которые во время своей жизни своим нечестием, своими тяжкими беззакониями и своею нераскаянностью во грехах отвергали крестные заслуги Спасителя, пренебрегали кровию Его и Духа благодати укоряли (Евр. 10, 29). Тогда они горько будут каяться в своем нечестии, будут выражать страшными воплями свое раскаяние; но оно будет уже напрасно. Иисус Христос придет во второй раз уже не для того, чтобы принимать кающихся и спасать их, а чтобы судить всех людей и воздавать им.
«Если же приидет Сын человеческий во славе своей, и вcu святии Ангели с ним; тогда сядет на престоле славы своея». Пред престолом Его соберутся люди всех веков и времен, пред Ним предстанем и мы с вами, возлюбленные братие. Что же будет тогда с нами? Как мы будем предстоять божественному Судии? С надеждою ли и радостью, или отчаянием и ужасом? Один Господь это знает. Можно сказать только, что страшно предстать суду Бога жива, Которого правосудие бесконечно. От Него, как всеведущего и всевидящего, не укроются не только никакие дела наши, но и самые сокровенные помышления наши. Ему будут открыты все изгибы нашего сердца. Он будет читать в нашей совести. Пред премудростью Его должны пасть и оказаться ничтожными все ухищрения, выдумываемые ныне нами для извинения наших грехов и для успокоения нашей мятущейся совести. Да, братие, никто и ничто не спасет нас от гнева правосудного божественного Судии, если мы своею жизнью заслужим его. Никто и ничто не избавит нас от страшного приговора, осуждающего нас на вечное мучение, если мы по своим делам окажемся повинными ему. Ужас этого приговора главным образом заключается в том, что он будет вечен и неизменен. Пройдут десятки, сотни, тысячи, миллионы лет, а страшный приговор все будет тяготеть над нами. О! Да избавит Господь всех нас от него! Да удостоимся, напротив, услышать на последнем суде сладчайший глас Господа: «приидите, благословенны Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира».
Замечательно, что небесный и божественный Судия на последнем суде своем обратит преимущественное внимание на дела любви и благотворительности, и именно по ним будет судить. Тех людей, которые окажутся питавшими алчущих, насыщавшими жаждущих, одевавшими нагих и посещавшими больных и заключенных в темницах, Он призовет в царствие небесное: а тех, которые во время своей жизни были чужды подобных добродетелей, осудит на вечное мучение. Такое предпочтение Господом дел любви к ближним всем другим добродетелям нисколько не должно казаться странным или непонятным. Виновник веры нашей есть Бог, Который в священном писании именуется любовью. Основание ее есть любовь Бога к нам. Она вся проникнута и дышит любовью. Она более всего вещает нам о любви. Первая и большая заповедь ее есть любовь. Поэтому первый и главный плод веры Христовой, который должен возрасти в истинных ее последователях, есть любовь. И самое первое, самое ближайшее, самое доступное для нас выражение и проявление нашей любви — это дела сострадания и благотворительности бедствующим нашим ближним. С другой стороны, если глубже вникнуть в истинную и деятельную любовь к ближним, то окажется, что она не мыслима и не может быть без других христианских добродетелей. Истинная и деятельная любовь к ближним в христианине непременно бывает соединена с верою, от которой рождается, с любовью к Богу, которою одушевляется, с самоотвержением, смирением и терпением, которыми питается. Слово Божие учит, что стяжать истинную любовь к ближним значит исполнить весь закон Божий. Весь закон, вещает оно, «во едином словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближнего твоего якоже себе» (Гал. 5, 14). Но этого еще мало: любовь к ближним имеет такую силу, такое значение в христианстве, что без нее другие добродетели христианина, как бы они велики ни были, не принесут ему пользы, и пред правосудием Божиим окажутся ничтожными. Св. ап. Павел говорит: «аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничто же есмь» (1. Кор. 13, 2.). Вот почему небесный и божественный Судия на последнем суде обратит преимущественное внимание на дедла сострадания и благотворительности к ближним. Вот почему Он, Начальник и Совершитель нашей веры и Глава нашей церкви, как Господин вертограда, Им насажденного и возращенного, пришедши в него, чтобы окончательно собрать плоды, более всего будет искать в нем плодов любви к ближним.
Понятно, братие, что, если нас глубоко занимает и трогает вопрос, как и с чем мы явимся на последний, страшный суд; то нам следует тщательно вникнуть в себя и испытать свою совесть, произрастает ли и зреет ли в нас плод искренней любви к ближним, проявляющейся в сострадании и благотворительности им, не преобладает ли в нас, напротив, самолюбие, которое, надобно заметить, так сильно ныне господствует между людьми, не думаем ли мы только о самих себе, о своих выгодах, и не относимся ли мы к ближним с холодностью, пренебрежением и даже жестокосердием? Горе нам, если на последнем суде не окажется в нас ни капли елея любви, если мы предстанем престолу божественного Судии с холодным и жестким, как камень, сердцем, и чуждыми всяких дел сострадания и благотворительности ближним. Суд будет без милости «не сотворшему милости» (Иоан. 2, 13). Но «блажени милостивы, яко тии помиловани будут. Аминь.

Слово в неделю Сыропустную

Слово в неделю Сыропустную произнесено в церкви Архиерейского Дома Преосвященнейшим Фегностом, Епископом Владимирским и Суздальским 24 февраля 1880 г.

«Аще опущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6,14.).

Нет зла в мире столь ужасного, как грех. В грехе заключается начало всех бедствий, тяготеющих над человечеством. От него родились болезни. Чрез него «смерть во вся человеки вниде» (Римл. 3, 12.). Он удаляет нас от Господа, лишает нас Его благодати и милостей, подвергает нас гневу Божию, вечному осуждению, вечной мучительнейшей смерти. Итак, кто дорожит своею судьбой и временною и вечною, кто желает благоденствия на земле и вечного спасения на небе, тому следует пользоваться всеми средствами к тому, чтобы загладить свои грехи, очиститься от них и заслужить у Господа прощение их. Одно из таковых средств указывается в приведенных словах ныне чтенного Евангелия. Это — прощение обид, наносимых нам ближними. Средство, как видите, весьма доступное для нас. Всякому везде и всегда могут представляться случаи пользоваться им. В самом деле, посмотрите на жизнь человеческую: что такое она, как не море, постоянно волнующееся взаимными оскорблениями и обидами людей? Все мы получили в наследие от нашего падшего праотца самолюбие. Самолюбие наше от разных причин весьма часто раздражается, возбуждая в нас гнев, ненависть, злобу и мстительность. Увлекаемые раздраженным самолюбием и возбуждаемыми им страстями, люди весьма часто наносят друг другу оскорбления и обиды. И никакие преимущества, никакие достоинства, никакие заслуги не могут предохранить людей от оскорблений и обид со стороны ближних. Пусть же христианин, желающий угодить Господу и ревнующий о своем спасении, старается прощать ближним оскорбления и обиды, наносимые ему ими, — пусть прощает не на словах только, а от всего сердца своего, проникнутого любовью к ним. Тогда он с полным дерзновением может приступать к престолу благодати, и с полною надеждою может ожидать от Господа прощения своих грехов. Господь торжественно сказал: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный». Слова Господа — «ей и аминь». Определения Его вечны и неизменны.
«Кто разуме ум Господень? Кто советник Ему бысть? Неиспытани судове Его и неизследовани путие Его» (Римл. II, 33 и 34). Тем не менее, при свете слова Божия, мы можем в некоторой мере уразуметь, почему Господь отпускает грехи тем, которые прощают своих ближних.
Господь Иисус Христос для того и пришел на землю, чтобы своею жизнью и страданиями заслужить и исходатайствовать нам прощение грехов. Он и сам во время земной жизни своей прощал людям поношения и обиды, которые они наносили Ему. Он «укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше» (1 Петр. 2, 23). А как тяжки были обиды, которые люди наносили Господу, это можно видеть из того, например, что иудеи прямо в глаза говорили Ему, будто Он в себе имеет беса, будто Он творит чудеса силою веельзевула, т. е. диавола. Спаситель, и вися на кресте, молился Богу Отцу о прощении своих распинателей. Таким образом христианин, прощающий ближним обиды, поступает подобно Господу, идет по стопам Его, подражает Ему, своим подражанием Спасителю соединяется с Ним и усвояет себе крестные заслуги Его, ради которых правосудием Божиим и отпускаются ему грехи.
Один раз во время земной жизни Спасителя некоторая грешница омыла ноги Его слезами, отерла их своими власами и помазала миром. У этой женщины было множество грехов. Несмотря на это, Спаситель сказал о ней: «отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много» (Лук. 7, 47.). Так высока пред очами Господа истинная любовь! Ради ее Господь отпустил грешнице множество ее грехов. Но прощающие от всего сердца своих ближних этим прямо свидетельствуют, что сердце их полно любви к ближним, и притом любви высокой, соединенной с самоотвержением, — с отвержением самолюбия и страстей. За истинную и высокую любовь их Господь и прощает им грехи, как некогда отпустил он грехи Евангельской грешнице. Как ни положительна заповедь Спасителя о прощении обид, как ни велико обетование Его за исполнение этой заповеди, — однакож, в наше время можно слышать разные возражения против ней.
Говорят, что прощать ближним обиды, нанесенные ими, значит проявлять слабость и унижать себя. Но правда ли это? Нет, разумные и опытные люди всех времен утверждают, что победа над собою труднее и выше, нежели победа над внешними врагами. Действительно, были на земле такие люди, которые быстро побеждали громадные неприятельские армии, и которые, однако ж, не могли овладеть собственными страстями, а были покорными их рабами. Прощающим же от всего сердца ближним обиды, нанесенные ими, именно принадлежит высокая честь победы над самими собою. Они побеждают самолюбие, которое так сильно у людей, побеждают гнев, который нередко бывает неудержим, — побеждают ненависть и злобу, с которыми так трудно бороться человеку. Они возвышаются над собственною растленною природою и силою своей воли, укрепляемой благодатью Божиею, подчиняют себе ее влечения. Таким образом не слабость, а крепость духа проявляют прощающие своих ближних, не унижают себя они, а возвышают. Если кому, то им по преимуществу принадлежит имя великодушных.
Говорят еще, что прощать обиды, наносимые нам ближними, значит поощрять их к новым обидам. Но многие опыты показывают противное. Ближние, наносящие нам обиды, если мы не только не мстим им, но еще прощаем их и относимся к ним с любовью, рано или поздно не могут не вразумиться, не могут не восчувствовать смирения, кротости, великодушия и любви, с которыми мы относимся к ним, — вследствие чего огонь вражды против нас и может потухать в них.
Вообще, чтобы ни говорили против заповеди Спасителя о прощении обид, она всегда пребудет непререкаемою. Всегда добрые, верующие христиане будут следовать ей.
Если и мы, братие, желаем быть истинными христианами, то должны, особенно в нынешний день, от всего сердца нашего простить ближних, нанесших нам неприятности, оскорбления и обиды. По установлению Св. церкви мы готовимся постом, усиленною молитвою и покаянием умилостивить Господа и благоугодить Ему.
Но может ли пост наш быть угоден Богу, если мы, воздерживаясь от пищи и пития и от разных удовольствий, в тоже время будем питать в душе злопамятство, будем дышать гневом и злобою на ближних, волноваться ненавистью к ним? Св. Ап. Павел сказал: «если я раздам все имения мои, и если предам тело мое на сожжение, любви же не имею в себе, то нет мне никакой пользы» (1 Кор. 13, 3). Так точно надобно сказать и следующее: хотя бы мы изнурили и иссушили свое тело постом; однакож никакой нам пользы от этого не будет, если мы чужды любви к ближним и питаем гнев и злобу на них.
Как последователи Иисуса Христа, мы должны молиться так, как Он научил нас. Молитва Господня: «Отче наш, Иже ecu на небесех», — вот образец всех наших молитв. Эта молитва каждый раз, молимся ли мы дома или в церкви, обыкновенно произносится нами. Но в своей молитве, данной нам в образец наших молитв, Иисус Христос научил нас взывать к Богу: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Что же будет значить это молитвенное воззвание в устах христианина, не желающего простить своих ближних, оскорбивших его, и продолжающего питать злобу на них? Не будет ли оно явным лицемерием, явною ложью со стороны его пред Господом?
Покаяние наше должно соединяться с твердою решимостью — удаляться от грехов. Только тогда оно может быть истинно и спасительно. Но христианин, не желая простить ближних, обидевших его, и продолжая питать злобу на них, этим самым показывает, что он не только не имеет решимости удаляться столь тяжких грехов, каковы злоба на ближних и ненависть к ним, но еще хочет упорно коснеть в этих грехах.
Простим же, братие, в нынешний день ближним все обиды, нанесенные ими нам, и затем приступим к Господу с постом, молитвою и покаянием. Аминь.

Календарь православных праздников и дней памяти

Прощеное воскресенье в старину
Прощеное воскресение
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Проповеди | Добавил: Николай (11.02.2017)
Просмотров: 1253 | Теги: Проповеди | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru