Установление причинно-следственных связей - основа воспитательного процесса
Чтобы понять, как происходит образование системы ценностей, надо проследить механизм образования отрицательных обратных связей, управляющей человеком со стороны надсистемы.
В силу всеобщего отражающего свойства материи все, что происходит в этом мире, записывается в интегральной структуре мироздания, частью которой являемся и мы с вами. Чтобы понять, как это происходит, снова воспользуемся введенным понятием человеческой матрицы, присущей каждому человеку и отвечающей за его развитие, и которая представляет собой часть интегральной структуры Земли.
В реальном воплощении матрица должна обладать семью основными оболочками, согласно семи уровням творения Земли. К первой оболочке отнесем физическое тело, ко второй оболочке - физиологию человека, за которую отвечает энергетический подуровень, к третьей оболочке - психику системы, что соответствует эмоциональному подуровню и формирует подуровень адаптации. Четвертая оболочка - личность человека - связана с формированием интеллекта, т.е. образованием метального подуровня. В своем развитии человечество сейчас находится в стадии образования пятого подуровня - каузального, что означает, что человек становится активной преобразующей силой во внешней среде, т.е. внутренней среде надсистемы. Понятно, что преобразования могут быть как созидающими, так и разрушающими, и поэтому защита интересов надсистемы выдвигается на первый план.
Защитный механизм надсистемы работает чрезвычайно просто. Проследим следующую цепочку: каузальный подуровень - ментальный - эмоциональный. Например, в результате целенаправленных действий человека энтропия в надсистеме повысилась, т.е. произведено некоторое разрушение в окружающей среде. Закон сохранения энтропии требует, чтобы процесс восстановления должен был оплачен принудительным повышением энтропии в системе, которая произвела разрушительные действия. Каузальный подуровень человека связан с его событийным уровнем, т.е. отвечает за события, происходящие в жизни. Поэтому в жизни происходит негативное (разрушающее) событие (каузальный подуровень), которое осмысливается на ментальном подуровне, и приносит человеку боль и страдание на эмоциональном подуровне. Как видно, цепочка простая. Но именно на ней строится основной принцип самообучения биосистем. Воспитывающие природные механизмы в качестве принципов самообучения систем на уровне "человека разумного" выглядят, как правило, достаточно жесткими и убедительными. И связано это с тем, что человек становится активно действующим субъектом, и его ответственность за совершенные деяния возрастает.
Проявление обратных связей на физиологическом уровне, например, боль, болезнь, страдание и др. показывает, что разрушена волновая структура человека на уровне его матрицы. А разрушена она может быть, только "благодаря" собственным действиям человека. Человек, несущий в себе разрушительное влияние на окружающую среду, вначале блокируется надсистемой в виде заболевания, а затем уничтожается, если не происходит осознанного изменения в поведении. Поскольку здесь затронуты интересы надсистемы, предусматривающие сохранения ее целостности, то в структуре матрицы включается механизм обратных связей в подсистеме регуляции контрольного подуровня, или можно еще сказать, акцептор регулятора действия волнового поля. Вследствие этого происходит нарушение волновой и полевой структуры субъекта, которое в свою очередь приводит к ряду заболеваний, сопровождающимися физическими страданиями и болью. Поэтому степень страданий, что при этом испытывает человек, определяется мерой производимых разрушительных действий. Поэтому человек, взявший на себя разрушительную функцию, прежде всего, будет разрушать себя, свой собственный организм. Увидеть, что источником собственных страданий является сам субъект, т.е. познать истинную причину заболевания, достаточно сложно, т.к. для этого требуется подняться с ментального на каузальный план, а проще и легче всего обвинить в этом кого-либо другого или социальную среду, или экологию, в конце концов - свою судьбу.
Обычный человек считает, что наказывающий механизм определяется только человеческим фактором, но, если проступок людьми не обнаружен, то бояться нечего по принципу "не пойман - не вор". Однако закон сохранения энтропии изменяет каузальный уровень человека, и заполняет его в виде какого-нибудь крупного неприятного события, но не тотчас, а по истечении некоторого времени. Представьте себе, что провинившуюся собаку хозяин наказал не сразу, а через неделю, т.е. если собака и понимала о своем проступке, то только непосредственно в момент свершения, и наказывать ее необходимо сразу же, немедленно. Однако если это сделать через неделю или через месяц, то собака "решит", что хозяин, наверно, сошел с ума. Закон энтропии, к сожалению, действует примерно так же, как хозяин, который может наказать за проступок и через неделю, и через месяц, и через год. И человек воспринимает случившееся с ним примерно так же, как та собака, которая напрочь забыла все свои прегрешения. Поэтому, когда с человеком случается несчастье, так часто можно слышать стенания типа: "За что? Господи!" При этом человек, как правило, настолько уверен в своей непогрешимости (ведь мы всегда все "белые и пушистые"), что для него "судьба", в данном случае играющая роль наказывающего хозяина, оказывается крайне жестокой и несправедливой.
Меня всегда удивлял тот факт, когда человек, получивший очередное "наказание", вначале взывает, вопиет о милосердии Всевышнего, а потом следует довольно странная логическая цепочка: если Бог есть, то как Он мог допустить такую бесчеловечность? А если допустил, значит, Бога нет! Недавно в одной статье прочитала фразу: "В результате во имя бога возможны преступления против Человечества и против отдельных людей в том числе. Из святого писания мы знаем, как христианский бог запросто утопил греховное, по его мнению, человечество". Речь идет, как мы понимаем, о Всемирном потопе. Обратите внимание, что Бог здесь воспринимается как некое антропоморфное существо, наделенное непомерными амбициями, - извечное заблуждение человека, увы, самого наделенного теми самыми непомерными амбициями, приписываемые им другому лицу.
Но мы сейчас говорим не о Боге, а о созданной (Им) системе причинно-следственных связей, обусловленных законом энтропии, который гласит: разрушение внешней среды обусловливает и разрушение всех неравновесных систем, находящихся в ней. И основной функцией надсистемы является уничтожение любого фактора, нарушающего ее внутренний гомеостазис. К сожалению, надо отметить, что разрушительные действия человечества в планетарном масштабе могут стереть с лица Земли и само человечество в целом, что, возможно, уже происходило и раньше. Последние мировые катастрофы: землетрясения и цунами, наводнения, засухи и пожары, уничтожающие сотни тысяч людей, свидетельствует о том, насколько высок уровень энтропии в надсистеме! И еще о том, как методично и планомерно мы уничтожаем собственную планету...
Здесь важно понять, что человек и человечество сами являются причиной своих несчастий. Хотя человечество еще и не вышло на уровень осмысления настоящих причинно- следственных связей, лежащих в основе всех происходящих с ним явлений и событий, но такое понимание уже осуществляется на интуитивном уровне осознания и воплощается в систему нравственных ценностей. Все законы христианского милосердия строятся на интуитивном понимании истинных причинно-следственных связей, обусловленных законом энтропии. Например, в божьих заповедях "не убий", "не укради", "не прелюбодействуй" явно прослеживается цель: не повышать уровень энтропии в социуме. А вот уже в заповедях Христа такой прозрачности нет. Как, например, понять: "Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую"? Или как понять такую заповедь Христа: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас"? Как это любить врагов своих? Нет, с точки зрения обывателя надо "око за око, зуб за зуб". Вот так, не мудрствуя лукаво, мы меняем местами причину и следствие. Но на самом деле, с точки зрения закона сохранения энтропии, все действия, которые производит человек сам, являются причинами, а действия, которые производят над человеком, являются следствием. И вначале идет причина, а потом следствие, а не наоборот, и если ударили вас, то это уже следствие, причина которого лежит в прошлом.
Как в любом человеческом общении здесь происходит обмен энергией, но нам дано видеть только то, что происходит с людьми на физическом уровне. И здесь мы отмечаем, что у того, кого ударили, энтропия на физическом уровне возросла (разрушено корпускулярное тело человека). Однако по закону сохранения энтропии повышается энтропия и у того, кто ударил, но уже на другом уровне - на эмоциональном или ментальном, или каузальном. Таким образом, разрушение физического плана одного человека вызвало разрушение более высокого плана у другого. Но с точки зрения эволюционного развития это далеко не равноценный обмен. В выигрыше остается тот, у кого разрушен только физический план, т.к. он легче всего восстанавливается. Более высокие уровни восстанавливаются гораздо тяжелее. Нарушение каузального плана изменяет судьбу человека в худшую сторону. И восстановление этого плана требует значительно больших энергетических затрат. Самый простой способ возмещения, если найдет кто-либо еще, который ударит "ударившего", т.е. вернет ему каузальную энергетику. Хотя чаще в этом случае происходит все наоборот, "удар по левой щеке" воспринимается как причина, исходя из которой человек, начинает совершать куда более тяжкие ответные действия, накручивая в своей матрице все более и более возрастающий уровень энтропии. Правильное понимание причинно-следственных связей помогают человеку избавиться от ненужной энтропии, заменяя ее на негэнтропию, получаемую им в данном случае от другого человека. В результате подобной трактовки, высказывание Спасителя получает внутренний прагматизм без какой-либо психологической установки, приобретаемой, как правило, "на веру".
Холономный подуровень каузального плана планеты (35 ступень)
Холономный подуровень любого плана определяет завершение интеграции одного из субъектных качеств с объектом. Каким же станет человек, который проинтегрирует в себе субъектное свойство, определяемое производной ?
Что означает для индивидуального человека освоить управляющую функцию, и чем будет управлять человек, когда получит такую возможность? Ответ на поставленный вопрос связан с тем, что каузальный план отвечает за событийный уровень человека. А это значит, что человек может и должен научиться управлять своей судьбой. В событиях, происходящих в жизни, нужно видеть не только следствия, но и причины их вызывающие, а стало быть, можно предотвратить множество неблагоприятных ситуаций, в том числе, и заболевания. Поднять свое сознание из мира следствий в мир причин - это, значит, видеть все причинно-следственные связи окружающего мира. Заранее предвидеть результаты своих поступков, не только на уровне собственного интереса, но увидеть их на уровне интересов надсистемы.
Каузальный уровень обладает собственной энергетикой, поэтому каждый человек в той или иной мере также обладает каузальной энергией. Что дает человеку наличие или отсутствие такой энергетики? В основном, это влияние на ход развивающихся событий, умение манипулировать окружающим пространством, т.е. управлять ситуациями, но главное, в умении контролировать собой, что обуславливается волевой саморегуляцией.
Человек, постигший ментальный план, осознает все происходящее как следствия неких причин, не более того. Действительное понимание истинных причин дает возможность не только осознавать происходящие события, но и понять самую главную причину - причину рождения. А именно, прежде всего, увидеть ту конкретную причину, которая позволила человеку прийти в настоящий мир, причину, которая составляет основную задачу воплощения или априорную цель развития. Осознав истинный путь своего развития или постигнув его интуитивно, человек становится гениальным, причем здесь гениальность несколько иного рода, чем та, к которой мы привыкли.
С другой стороны, обладание каузальной энергетикой означает также умение видеть причинно-следственные связи непосредственно. Это означает, что многие истины окружающей действительности воспринимаются человеком естественно, как интуитивные вспышки прозрения. Ментальный план осваивается человеком в результате получения знания через опыт и сведения, полученные от других людей. Каузальный уровень предусматривает непосредственное, прямое знание мира, которое хотя и носит несистематический характер и воспринимается только в виде моментов прозрения, но в результате приводит к развитию интуиции. Наличие каузальной энергетики - это значит хорошо развитая интуиция. Если на ментальном плане человек является в большей части объектом, с которым происходят события, то теперь он становится творцом (субъектом), который сам управляет событиями. А способность человека к творчеству в ее наивысшей степени проявления творческих сил и называется гениальностью.
Можно сказать, что каузальный план это уровень гениальности, если следовать определению Карлейля: гениальность - это, прежде всего, необычайная способность преодолевать трудности. Основной особенностью гения действительно всегда оказывается способность к неимоверному труду, абсолютная одержимость и стремление к абсолютному совершенству. Когда человек, достигнув каузального уровня, становится гениальным, то он не только осознал следствия, происходящих с ним событий, но и сумел за нагромождением фактов увидеть истинную причину, которая их вызвала, и таким образом, восстановить в своем сознании всю причинно-следственную цепочку событий. Хотя особенные трудности в понимании этих связей представляет собой закон энтропии, который обусловливает действие возвратного механизма, воздействующего на человека, в качестве отрицательных обратных связей.
Еще раз повторю, что каузальная энергия способна оказать влияние и изменить судьбу человека. Но мы также называем гениальными людей, которые своим творчеством оказывают заметное влияние на эмоции и сознание других людей, будь то музыкальное произведение или художественное полотно, или литературное творение. Причем меняют в эволюционном направлении, когда после соприкосновения с прекрасным, человек, например, ощущает внутреннюю гармонию с миром и самим собой. Здесь нам подойдет определение по Оксфордскому словарю, гениальность - это природная интеллектуальная сила, необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему выражения, оригинального мышления, изобретения или открытия. Но, если они, оказывая влияние на умы и сердца людей, способны менять их мировоззрение, то это и есть основные свойства каузальной энергетики.
Хотя люди с такими способностями редко остаются нормальными в обычном понимании этого слова. И еще приведу определение гениальности, не менее точное, чем два других, которое звучит: гениальность - это симбиоз одаренности и безумия. Почему же гениальность часто сопровождается безумием? Объяснить это можно, исходя из интегральной структуры человека, т.е. его матрицы. Мы говорили о том, что все его оболочки (физическая, физиологическая, эмоциональная, ментальная) должны быть заполнены негэнтропией. Перерасход каузальной энергии, которая переходит на физический план в качестве самого произведения, изменяет событийный уровень. Недостаток негэнтропии на эмоциональном и ментальном (особенно на ментальном) плане приводит к существенным искажениям в информационной модели. Происходит это вследствие того, что прорыв сознания на каузальный план совершается с уровня адаптации, где, как правило, на эмоциональной основе человек черпает свое вдохновение. Каузальный план можно осознать интуитивно, в том случае, если у человека хорошо развита интуиция. Однако если отсутствует необходимая информационная модель, т.е. не развит ментальный план, то прорыв на каузальный уровень чреват неприятными последствиями.
Создание произведений или творений, соответствующих каузальному уровню, забирает очень много эмоциональной негэнтропии, в результате чего возрастает энтропия адаптационного плана, поэтому психика такого человека разрушается или становится крайне неустойчивой. Именно в этом видится причина психических заболеваний композиторов, писателей, чьи произведения явно несут в себе признак каузальной энергетики, достаточно только вспомнить Достоевского, Гоголя, Чайковского. Истинная гениальность, которая действительно соответствует каузальному уровню, гораздо чаще наблюдается у ученых, которые имеют более развитую информационную модель мира. В тех случаях, когда имеется освоенный ментальный план, легче совершаются интуитивные прозрения на гениальном уровне, причем, чем ближе находится такая модель к истинной картине мира, тем легче осуществляется прорыв на каузальный уровень.
Таким образом, человек, освоивший ментальный план может быть талантливым, но только освоившие каузальный план относятся к гениям, так как в этом случае человек в собственных идеалах видит истинные цели своего развития, достижение которых через освоенный ментальный план и поднимает человека на уровень гениальности