Глубинный смысл этого мифа заключается в том, что женщина должна уметь общаться в подлинном смысле этого слова. Чтобы разобраться в этом утверждении, выясним для начала значение понятия "беззащитность".
Большинство людей совершенно не понимает, что значит быть беззащитным, так как в их умах существует только одно представление: "Вот я, а вот большой и злой мир, где все и вся против меня!" В результате у них вырабатывается мощный инстинкт самозащиты, причём они даже не отдают себе отчёта в том, что через такую броню к ним не может никто пробиться, даже друзья! А как же спутник жизни? Нет нужды говорить, что именно он представляет собой самую большую угрозу!
Противостояние и инстинкт самозащиты - разные вещи. Если кто-то каким-либо образом мне угрожает, я имею право встретиться с этим человеком лицом к лицу и, если потребуется, защищать себя физически. Но здесь мы говорим не о физической защите, так как наша задача - выяснить, что значит быть настоящей женщиной. Для этого мы исследуем осознание, а осознание не подлежит физической угрозе. Поэтому в данном случае под угрозой мы понимаем то, что угрожает нашему видению себя, нашим убеждениям, а также - что наиболее важно - нашим излюбленным предрассудкам и устоявшимся представлениям. Но если мы на самом деле хотим познать себя, зачем нам цепляться за весь этот мусор?
Люди терпеть не могут, когда им указывают на их ошибки, заблуждения и слабости. Мы предпочитаем думать, что этих слабостей у нас нет, и каждый раз, когда они приводят нас к неудаче, мы либо пытаемся скрыть их существование, либо злимся на тех, кто их подмечает. Знакомая картина, не правда ли? Но задумайтесь над тем, насколько неразумно и бесполезно такое поведение. Если вы проливаете горячий чай на колени своего мужа каждый раз, когда он просит вас принести ему чашку чая, зачем злиться, когда он говорит, что лучше ставить чашку на стол рядом с ним, а не протягивать её прямо ему в руки? Если вы хотите стать настоящей женщиной - не стоит отстаивать то, что постоянно приводит к неудаче.
Когда мы хотим достичь чего-либо - например, научиться играть на музыкальном инструменте или в теннис, получить учёную степень или узнать, что значит быть настоящей женщиной, - больше всего нам необходима готовность проявить открытость и беззащитность. Другими словами, мы должны быть абсолютно искренними с самими собой. С вашей стороны просто глупо считать, что вы прекрасно играете на скрипке, когда на самом деле способны лишь извлекать из неё жалобные звуки, или считать себя прекрасным игроком в теннис, когда не можете попасть даже по футбольному мячу ракеткой размером с велосипедное колесо! Более того, всем окружающим при этом совершенно понятно, что вы не только ничего не умеете, но и глупы вдобавок, так как не хотите это признать. Поэтому какой смысл ополчаться на всех и вся? Единственный человек, которого вы можете при этом провести - это вы сами.
Стремление быть всегда и во всём правым не имеет ничего общего с истинным противостоянием. Противостояние - это когда вы достаточно искренни сами с собой для того, чтобы открыто и беззащитно противостоять своим собственным недостаткам, когда вы сами их замечаете или когда какой-то человек вам на них указывает.
Конечно, быть беззащитной - не значит превратиться в тряпку, о которую все могут вытирать ноги. Это значит, что вы как настоящая женщина должны быть достаточно открыты для взаимодействия, во-первых, с мужчинами, во-вторых, со смыслом свободы. Как быть с идеей свободы? Свободы от чего?
Идея настоящей свободы достаточно глубока, но в данном случае нам вполне хватит её поверхностного рассмотрения. В глубине души мы все стремимся освободиться от пут социальной обусловленности, поэтому свобода для нас означает в первую очередь свободу мыслить и действовать самостоятельно как противопоставление постоянному подчинению обществу и мнениям других людей. Свобода - это свобода проявлять себя настоящей женщиной, а не подражать матери, бабушке или прабабушке.
Естественно, свобода жить в соответствии со своими собственными стандартами подразумевает и собственный, личный набор ценностей. Правильность этих выбранных нами ценностей проверяется жизнью. Что касается женщины, то для этого она должна быть достаточно открыта и беззащитна - как в отношении с мужчиной, так и в отношении с окружающим миром в целом. В противном случае она не сможет выяснить, истинны её убеждения и ценности или ложны. Если у неё всё получается – они истинны. Если же всё, что она предпринимает, оканчивается неудачей, ей следует пересмотреть своё мировоззрение.
Для того, чтобы принять правильное решение, вы должны судить здраво и объективно - это очевидно. Часто, когда оценка какой-либо идеи или убеждения вызывает затруднения, достаточно просто изучить сходные моменты в жизни другого человека, чтобы всё стало на свои места, не правда ли? Все мы в глубине души знаем, где правда, а где ложь. Проблема в том, что мы не всегда хотим себе в этом признаваться. Иногда нам гораздо легче дурачить самих себя, иногда очень приятно изображать невезение и замешательство. Так мы можем оправдать перед собой и другими многие самые нелицеприятные поступки.
Истинная свобода заключается в том, чтобы жить на основе ценностей, в правильности которых вы уверены. В этом случае вам не нужно ничего отстаивать, не нужно оправдываться и подчиняться. Вы независимы, и никто не может вас заставить делать что-либо против вашей воли. Достоинство, спокойствие, уверенность и открытость - вот атрибуты истинной свободы. Но её можно достичь только через принятие позиции беззащитности по отношению, во-первых, к самой себе, во-вторых - к окружающим. Очень полезно письменно перечислить все случаи, в которых вы, по вашему мнению, дали волю своему инстинкту самозащиты вместо того, чтобы встретиться лицом к лицу с самой собой или другими людьми. Уверяю вас, благодаря этому упражнению вы можете существенно пересмотреть свои жизненные ценности. Вы начнёте понимать, что ценности, которые вы считаете своими, на самом деле навязаны вам со стороны, о чём вы никогда не задумывались. Большинство людей перенимает убеждения своих родителей и учителей, а также приобретает их в процессе социальной обусловленности. Что ещё хуже - эти ценности перенимаются бессознательно и безоговорочно, никогда не ставятся под сомнение и не проверяются. Наконец, вы обнаружите множество так называемых убеждений, которые вы считаете частью своего мировоззрения, но никогда не применяете на практике. К чему таскать за собой весь этот мусор? Где ваши собственные ценности? Может, у вас их никогда и не было?
Странные мы существа, не правда ли? Мы с готовностью взваливаем на себя бремя чужих убеждений, а потом жалуемся на то, что жизнь - это непосильная ноша! Мы позволяем другим людям управлять своей жизнью, а потом удивляемся тому, что постоянно врезаемся в кирпичную стену. Мы боимся встретиться лицом к лицу с другими и самими собой. Мы упрямо отстаиваем чужие ценности и, вместо того, чтобы сменить их, ищем оправдания тому, что каждый раз при ударе о кирпичную стену у нашей жизни отваливаются колеса!