Калабушкин Иван Николаевич, Герой Советского Союза
Иван Николаевич Калабушкин
В. Никонов. В ДОЛИ СЕКУНДЫ
Иван Николаевич Калабушкин
Иван Николаевич Калабушкин родился 23 января 1915 года в деревне Спудни (сейчас Гусь-Хрустального района, Владимирской обл.). Его родители — Николай Дмитриевич и Евдокия Алексеевна — были крестьянами-середняками. Иван был третьим по счету сыном в семье Калабушкиных.
Дом И. Н. Калабушкина в д. Спудни
Ваня рос и жил той же жизнью, которой жили и его сверстники. Летом работа в поле, на сенокосе. Осенью и зимой — школа. Вначале учился в Спудневской двухклассной школе, затем за 2 километра стал бегать в Палищинскую, четырехклассную. После окончания сельской школы крестьянствовал на земле, скупее и беднее которой не было, наверное, в губернии. Потом в ФЗУ (школа фабрично-заводского ученичества) он получил специальность слесаря, три курса рабфака. Работал слесарем, экспедитором на хлебозаводе в Гусь-Хрустальном.
— В те годы, — рассказывает Иван Николаевич, — ребята грезили авиацией, как нынешние мальчишки космосом. Набирали в летные школы по специальному комсомольскому набору. В августе 1936 года комсомольские путевки вручили 40 гусевским парням, а отобрали из них только восемь.
После окончания летного училища в Ворошиловграде в 1938 году получил направление для прохождения дальнейшей службы в Белорусском особом военном округе. Службу начал младшим лейтенантом, затем получил повышение, стал лейтенантом, командиром звена, и вдруг — война...
По судьбе летчика, Героя Советского Союза И.Н. Калабушкина можно проследить историю Великой Отечественной войны с первого до последнего дня. В небе под Брестом 22 июня сорок первого он сбил несколько вражеских самолетов.
—А начался, — вспоминает Иван Николаевич, — этот первый воздушный бой на рассвете. — В ту душную, самую короткую звездную ночь в казарме приграничного аэродрома, недалеко от Бреста, авиаторы улеглись не сразу. Ночной разговор шел о последних полетах, о том, что неплохо было бы конструкторам прибавить скорости нашим «чайкам». Разбирались качества «хейнкелей», «мессеров» и «фокков». В кустарниках над речкой пели соловьи. Заснули лишь после того, как на запад прошумел длинный товарный поезд.
Истребитель И-153 "Чайка"
Предутреннюю тишину разорвал резкий вой сирены: «Подъем!», «Тревога!» А несколько минут спустя к стоянкам самолетов бежали летчики, техники, механики. Из штаба, запыхавшись, прибежал командир эскадрильи капитан Котлиннский. — Война, товарищи, — сдавленным от волнения голосом сказал он. — Фашистская авиация бомбит советские города, аэродромы. Наша задача — перехватывать воздушного противника, уничтожать его беспощадно. Взлет — немедленно. По самолетам! Звено И. Калабушкина взмыло в воздух. Ведущий внимательно осматривает небо. Высветленное первыми лучами солнца, оно пока чисто. Но вот на западе обозначились еле заметные точки. Они быстро увеличивались в размерах, приобретали характерные черты самолетов. Немецкие бомбардировщики Ю-88 шли стаями. Уверенные в своем численном превосходстве, они даже не думали о прикрытии. «Идут как на параде», — подумал лейтенант. И это особенно разозлило Калабушкина. Покачав крыльями — «Делай как я» — он стал набирать высоту. И когда немецкие самолеты оказались внизу, звено «чаек» пошло в атаку на головную группу «юнкерсов». Воздушный бой стремителен и краток. Подчас здесь все решают даже не секунды, а их доли. Вот Калабушкин ловит в сетку прицела черный силуэт ведущего. Ближе, еще ближе. Пора. Нажата гашетка. Следует длинная очередь пулемета — и самолет врага, судорожно выбрасывая шлейф грязного дыма, пошел к земле. Первая победа в первый час войны. Но радоваться рано. Вражеские бомбардировщики продолжают свой путь на восток. Снова следует гигантская восьмерка, и второй «юнкерс» врезался в землю. Рядом с Калабушкиным отважно дрались и другие летчики эскадрильи. Уже несколько вражеских машин догорало на земле. Строй бомбардировщиков распался. Невпопад бросив бомбы, они обратились в бегство. Но преследовать их наши летчики не могли: кончились боеприпасы, на нуле — бензин.
Второй воздушный бой последовал вскоре за первым. Моторы, испытывая невероятное напряжение, захлебывались. Каждый из летчиков, выходя из очередного круга, стремился оказаться в хвосте у противника, чтобы послать вдогонку пулеметную очередь. И вновь враг повернул вспять. А на боевом счету командира звена появился еще один сбитый самолет. Третий раз Калабушкин поднялся в воздух к вечеру. Недалеко в дыму пожаров — Брест. Болью в сердце летчика отозвались виды пожарищ. И тут он увидел несколько «мессершмиттов». Этот бой Калабушкина описан в журнале «Авиация и космонавтика» за 1974 год: «Не мешкая, отважный истребитель пошел в лобовую атаку. Проскочив сквозь плотную паутину огненных трасс, он сделал разворот с предельной перегрузкой и оказался в хвосте «мессера». Такого оборота фашисты не ожидали, а когда бросились на выручку своему летчику, было поздно — снайперским пулеметным залпом Калабушкин изрешетил машину врага. Снова маневр с громадной перегрузкой. Но иначе нельзя. Только на предельных режимах можно выиграть бой со скоростными вражескими истребителями. Расчет летчика оказался точным — «чайка» вышла в заднюю полусферу «мессершмитта» на дистанцию действительного огня. Очередь, другая — «мессер», словно споткнувшись, неуклюже клюнул носом и взорвался. Это был пятый вражеский самолет, сбитый Калабушкиным в первый день войны». Гитлеровцы не простили советскому асу гибель двух «мессеров». Раскусив, с кем имеют дело, фашисты перестроились в воздухе и пошли в атаку. Вдруг сильный удар — и острая боль резанула по ногам Калабушкина. Лобовое стекло покрылось сетью морщинок, приборная доска раскололась. На мгновенье в глазах потемнело. Но вот сознание вернулось, и, к счастью, управление самолетом сохранилось. «Мессеры» заходили на очередную атаку. Надо было немедленно оторваться от них. Летчик бросает свой самолет в переворот, маневрирует на пикировании, выводит машину на малой высоте. И вот он уже на аэродроме. Посадить «чайку» сумел, а вылезти из нее не смог. Позднее, в госпитале, врачи и сестры удивлялись терпению и мужеству лейтенанта. Он лежал на столе, а врач-хирург со звоном кидал в таз один за другим осколки. Их, наверное, хватило бы на несколько человек, а достались ему одному. Еще не затянулись как следует раны, а Калабушкин рвется на фронт, в родной полк, к боевым товарищам. Вскоре он разыскал свою часть, добился разрешения вместе с другими летчиками присолить к переучиванию на истребитель МИГ-3. И хотя раны еще давали о себе знать, он доволен. Снова летает на истребителе, а ощущение скорости самолета давало возможность забыть про боль. Хотелось как можно быстрее освоить новую машину и без пощады бить фашистов. Моросящий дождь почти незаметен. Над аэродромом застыл гул работающих моторов. Полк вылетел на боевое задание. Для прикрытия с воздуха летной площадки остался Калабушкин и его ведомый младший лейтенант Фунтосов. Кажется, ничего не предвещало беды, и вдруг команда «Паре прикрытия — на взлет!» К аэродрому приближалась большая группа немецких бомбардировщиков. Набрав высоту, пара кинулась в бой. В прицеле у Калабушкина ведущий группы. «Что же, гад, на арапа нас теперь не возьмешь», — зло крикнул лейтенант и с короткой дистанции ударил по врагу. Фашист задымил и отвернул в сторону. Калабушкин устремился в очередную атаку и вдруг понял, что подожжен. От дыма, заполнившего кабину, дышать стало трудно. Сбить пламя скольжением не удалось. Пришлось, превозмогая боль, прыгать с парашютом. Раненый и обожженный, летчик вновь оказался в госпитале. ...Осенью 1941 года немцы решили любой ценой захватить Москву. Советские воины мужественно встретили удар гитлеровцев. Долго помнил Иван Николаевич серый осенний день 11 октября тяжелого сорок первого года. — В тот день мое звено, — говорит Калабушкин, — вылетело в район Юхнова на штурм механизированной колонны врага. Преодолев плотную завесу зенитного огня, успешно сделали первый заход, второй. На земле уже яркими факелами горело несколько вражеских машин. Когда же пошли на третий, зенитный снаряд врага угодил в масляный бак. Масло забрызгало стекло фонаря. В любую минуту мог заклинить мотор. Пришлось выходить из атаки и искать площадку для посадки. Прыгать с парашютом было бессмысленно. Немцы расстреляли бы в воздухе. Тяну на восток. Мотор заглох. Решил садиться на «живот». Самолет снижался, почти задевая за верхушки деревьев. Но вот впереди показалось болотце — единственное мало-мальски чистое место. Добрал ручку, и машина приземлилась на фюзеляж. От резкого торможения ударился головой о прицел и потерял сознание. Когда очнулся, то услышал треск немецких мотоциклов. Меня искали. Быстро выбрался из кабины и спрятался в лесу. Из тыла врага Калабушкин пробирался к своим четверо суток. Товарищи считали летчика погибшим, а он пришел в гражданской потрепанной одежде. Во вражеском тылу советские патриоты, мать с дочерью, приютили советского воина на ночь, а утром снарядили, дали одежду, продуктов и вывели на дорогу.
Бомбардировщик Heinkel He-111Н-6 из I / KG 28 сбитый 27 Ноября 1941 года в районе Дмитрова лётчиком 562-го ИАП Старшим лейтенантом И.Н. Калабушкиным
14 ноября 1941 года, накануне второго генерального наступления фашистов на Москву, звено Калабушкина в воздушных боях сбило 5 «мессершмиттов» противника. Советские люди не забудут имена героев великой битвы под Москвой. Особо отличившиеся воины награждены орденами и медалями, а 110 человек получили звание Героя Советского Союза.
В Указе Президиума Верховного Совета СССР говорится: «За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» ...старшему лейтенанту Калабушкину Ивану Николаевичу».
Указ Президиума Верховного Совета СССР был датирован 4 марта 1942 года и опубликован в «Правде» на следующий день. Здесь же, на первой странице, были помещены снимки шести Героев, в том числе и Ивана Николаевича.
Весть о том, что Калабушкин стал Героем, быстро пришла в Спудни. В правлении колхоза собрался и стар и мал. Газета «Правда» переходила из рук в руки. Началось общее колхозное собрание. Естественно, протокол его за давностью лет не сохранился. А вот районная газета «Большевистский путь» опубликовала тогда письмо колхозников. В нем говорилось: «Уважаемый Иван Николаевич! Мы, колхозники колхоза «Красный плуг», от всего сердца поздравляем тебя с высокой наградой, присвоением звания Героя Советского Союза. Мы восхищены твоими доблестными делами в борьбе с немецкими разбойниками... Заверяем тебя в том, что наш колхоз, где ты работал, мы сделаем передовым в районе...»
Районная газета стала уделять много внимания Спудням. В мае 1942 года под рубрикой «На родине Героя Советского Союза И.Н. Калабушкина» была помещена статья о большом подъеме трудового энтузиазма в колхозе под руководством его председателя — Анны Шумиловой. С тех пор название колхоза не сходило с районной «Доски Почёта», и Анна Шумилова всегда была передовым председателем, умелым организатором труда коллектива колхозников в тяжёлые годы войны. В марте 1942 года от имени комитета Обороны и Правительства Советского Союза в газете было опубликовано письмо, адресованное родителям Героя — Николаю Дмитриевичу и Евдокии Алексеевне Калабушкиным и колхозникам деревни Спудни со словами благодарности за воспитание Ивана Калабушкина, совершившего не один героический подвиг. Родители И.Н. Калабушкина ответили письмом на имя И.В. Сталина, с заверениями бороться за передовое место колхоза в районе и неустанно крепить оборону страны, всячески помогать Красной Армии уничтожать врага.
В газете «Большевистский путь», датированной 30 декабря 1942 года, опубликовано выступление председателя колхоза А.И. Шумиловой. В нем говорится: «Мы решили колхозом построить боевой самолет и вносим на него 125 тысяч рублей. Будем просить, чтобы самолет, построенный на наши колхозные средства, был передан нашему односельчанину, летчику, Герою Советского Союза И.Н. Калабушкину. Пусть он на родном самолете громит гитлеровских мерзавцев, посягнувших на счастье любимой Родины». Колхоз выделял 125 тысяч рублей на самолёт. Посильные взносы делали и другие люди из других деревень. Сто рублей пожертвовал С. Клюев из Тюрьвищ, П. Агеев — 18 пудов хлеба в фонд обороны. Верховный Главнокомандующий Красной Армией И.В. Сталин направил в адрес колхоза «Красный плуг» на имя Анны Шумиловой телеграмму со словами благодарности за патриотический поступок колхозников, собравших средства на боевую машину.
«Председателю колхоза «Красный плуг», Курловского района Ивановской области, тов. Шумиловой.
Передайте колхозникам и колхозницам колхоза «Красный плуг», собравшим 125 тысяч рублей на строительство боевого самолёта, мой братский привет и благодарность Красной Армии. Желание колхозников и колхозниц будет исполнено.
И. Сталин».
В колхозе был проведён митинг. Анна Шумилова, зачитав телеграмму, сказала, что получение телеграммы от И. В. Сталина «войдёт в историю колхоза как яркая памятная дата». На митинге выступили: отец героя Н. Калабушкин, колхозницы: Т. Кухнарева, А. Шмелёва, Н. Лапкина, А. Сумкина, учитель Г. Силин.
Был принят текст письма со словами благодарности И. В. Сталину, за внимание к колхозу, к его делам и заботам. В письме «Товарищу Сталину», колхозники обязались трудиться на полях и фермах колхоза ещё лучше и всячески помогать фронту.
Письмо подписали: председатель колхоза А. Шумилова, колхозники: Н. Калабушкин, Т. Кухнарева, М. Квасова, А. Сумкина, Г. Силин, А. Пухова, Н. Салтыкова, Д. Штрокова, М. Куликова, Н. Лапкина, П. Глазова.
Об инициативе земляков Калабушкин узнал от командира части. Его вызвали в штаб и вместе с предписанием вручили наряд на один из волжских заводов на получение нового самолета. И, конечно, никак не предполагал летчик, какой сюрприз ожидал его на родном аэродроме под Москвой, когда привел он туда новый истребитель. Встретил его весь личный состав полка, выстроенный поэскадрильно. Из землянки выносят Боевое знамя. Командир полка подал команду: «Полк, под знамя, смирно, равнение направо!» Начинается митинг. И вдруг кто-то подошел к нему сзади, обнял: — Здравствуй, сынок! — Отец! Вот не ожидал. Как мама? Оказалось, колхозники уполномочили Николая Дмитриевича вместе с членом правления Н.И. Куликовым вручить самолет, купленный на их личные средства, своему сыну. На митинге капитан Калабушкин сказал: «Я обещаю не посрамить то первоклассное боевое оружие, которое мне сегодня вручают. Вот оно, стальное неразрывное единство народа и армии, тыла и фронта! Горжусь вами, дорогие земляки. Я клянусь вам, отцы и матери, братья и сестры, на новом истребителе бить врага так же беспощадно, как бил его до сих пор...»
К тому времени началось контрнаступление наших войск, усилилась боевая деятельность всей авиации, в том числе и удары противовоздушных полков. Эскадрилья под командованием Калабушкина все активнее переключалась на новые боевые действия. Она внезапно атаковала вражеские аэродромы, наносила удары по войскам и технике противника на дорогах и в оперативных тылах. А главное — бдительно охраняла московское небо от попыток фашистов бомбить столицу.
Кроме ордена Ленина и Золотой Звезды Иван Николаевич награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.
Рассказать обо всех его подвигах — это значит написать целую книгу. Ведь за годы Великой Отечественной войны он совершил свыше трехсот боевых вылетов. Лично им было сбито 15 вражеских самолетов. ...В апреле 1945 года, когда наши танковые армии устремились к Берлину, заместителя командира полка гвардии майора И.Н. Калабушкина вызвали в штаб противовоздушной армии. — Командование, — сказали там, — направляет Вас на учебу в Военно-воздушную академию. — А как же фашисты? — Скоро им конец. А нам очень нужны командные кадры с большим фронтовым опытом.
Знания, полученные в академии, большой опыт воздушных боев пригодились Ивану Николаевичу для обучения и воспитания молодых авиаторов. Послевоенная авиация стала качественно новой — реактивной, сверхзвуковой.
В 1949 году Калабушкин окончил Военно-воздушную академию. Освоив реактивную технику, он учил других и учился сам. В повседневных полетах овладевал современной боевой техникой, настойчиво отрабатывал эффективные технические приемы. А ведь ничто не оказывает такого влияния на подчиненных, как личные качества и профессиональное мастерство командира — летное, методическое, педагогическое. Немало воспитал И.Н. Калабушкин первоклассных воздушных бойцов, ставших впоследствии хорошими командирами и наставниками. Новое повышение в должности. А вот уже И.Н. Калабушкин слушатель второго высшего учебного заведения — Академии Генерального штаба. После ее окончания в 1958 году генерал-майор авиации И.Н. Калабушкин служил на ответственных постах. Командовал дивизией, армией.
Однако раны, полученные в годы Отечественной войны, не прошли бесследно. Генерал-майору пришлось уйти в запас в 1964 году. Трудился в одном из учреждений Министерства обороны, вел большую военно-патриотическую работу в г. Ленинграде.
Был также награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, рядом медалей СССР, а также двумя медалями КНР..
Умер 12 апреля 1985 года, похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
ОН ВЫПОЛНИЛ НАКАЗ
Земли Владимирской богатыри. Очерки о Героях Советского Союза. Нагорный Андрей Федорович, Травкин Василий Васильевич. Ярославль 1967
Еще солнце не успело подняться над горизонтом, как над аэродромом прозвучала команда: — Боевая тревога!
У западной границы нашей Родины застрочили пулеметы, рвались мины, снаряды, авиационные бомбы. Лейтенант Калабушкин поднялся в воздух и пошел на сближение с показавшимся из района Бреста немецким бомбардировщиком. Он не имел возможности детально продумать внезапно изменившуюся обстановку, но ему ясно было одно: началась война. Калабушкин набрал высоту, занял исходное положение и пошел в атаку на вражеский самолет. Немецкий летчик стал маневрировать. Но лейтенант Калабушкин разгадал замысел врага. Видя, что фашистский ас стремится занять положение, удобное для обстрела, Калабушкин смело ринулся на «юнкерса», обрушив на него всю огневую мощь. Вражеский бомбардировщик вздрогнул и, дымясь, врезался в землю.
Так лейтенант Калабушкин одержал первую победу в первый день Великой Отечественной войны. Еще не улеглось волнение, охватившее лейтенанта после боя, как вновь поступила команда: «В воздух!». И снова победа. Вглядываясь во врезавшийся в землю «хейншель-126», Калабушкин улыбнулся. «Два самолета за два часа — это неплохое начало», — подумал он и повел самолет на посадку.
Вскоре снова прозвучала знакомая команда, и Калабушкин в третий раз поднялся в воздух. Пролетая над станцией Жабника, он заметил, как с каждой минутой все увеличивались шесть черных точек. Это были «мессеры». Лейтенант пошел на сближение и врезался в строй фашистских самолетов. Не ожидавшие такой дерзости от советского истребителя, они начали беспорядочно обстреливать Калабушкина, но тот не дрогнул. Он зашел в хвост ведущего «мессера» и дал очередь. Немецкий самолет вспыхнул.
— Горит! — закричал Калабушкин.
Советский истребитель сделал вираж, но пять «мессеров» неотступно следовали за ним, яростно били из пушек и пулеметов. Но фашистские стервятники не сумели добиться успеха и, развернувшись, ушли.
Особое мастерство Калабушкин проявил в боях на дальних подступах к Москве. При налете 31 июля 1941 года 22 вражеских бомбардировщиков на аэродром лейтенант первым взлетел и ринулся в бой. Умело маневрируя, Калабушкин пулеметной очередью сбил «хейнкеля». Но в этом бою был подбит и его самолет. Несмотря на это, Калабушкин не прекратил поединок. На горящем самолете он продолжал сражаться до тех пор, пока не рассеял противника. Только когда огонь стал обжигать его лицо и руки, лейтенант покинул самолет.
Защищая подступы к Москве, в ноябре 1941 года Калабушкин уничтожил четыре самолета противника, а к февралю 1942 года он имел на своем счету уже 8 сбитых самолетов и шесть в групповом бою. В марте того же года Иван Николаевич Калабушкин был удостоен звания Героя Советского Союза.
Весной 1943 года в деревне Спудни Гусь-Хрустального района, где родился герой, по инициативе председателя колхоза «Красный плуг» А.И. Шумиловой было собрано на строительство самолета 125000 рублей. В 1944 году самолет был торжественно передан в авиационный полк, где служил Иван Николаевич Калабушкин. На истребителе была надпись: «Земляку от колхоза «Красный плуг». Получая подарок, майор Калабушкин заверил односельчан, что на их самолете он будет бить врага еще беспощаднее. Свое обещание он сдержал. В Отечественную войну Иван Николаевич Калабушкин совершил 380 боевых вылетов и сбил 15 немецких самолетов.
Герои Советского Союза Владимирской области Владимирский край в годы Великой Отечественной войны