Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
20.05.2018
20:43
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 466

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [879]
Суздаль [299]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [219]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [111]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [67]
Гусь [94]
Вязники [175]
Камешково [50]
Ковров [163]
Гороховец [72]
Александров [146]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [37]
Шуя [80]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 27
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Деревня Спудни Гусь-Хрустального района

Деревня Спудни

Спудни — деревня в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области России, входит в состав Демидовского сельского поселения.
До с. Палищ — 2 км.
Численность населения в 2010 г. – 27 чел. (9 муж. и 18 жен.).

В сочинении И. В. Добролюбова деревня называется — «Спудня».
Располагалась она на старом тракте Рязань — Владимир общей протяжённостью 170 вёрст, функционировавшем только в зимнее время. Теперь от этого тракта остались лишь небольшие участки, соединяющие отдельные деревни.
Само название деревни вызывает интерес и подкупает кажущейся простотой. Предполагается, что в основе этого названия лежит старинная мера веса «пуд». Это заблуждение. Спудни — населённый пункт, название которого, с трудом поддаётся расшифровке. Необходимо историческое исследование, и только оно может прояснить картину возникновения ойконима. Имеются две версии происхождения названия деревни.


Микротопонимика деревни Спудни

В первую очередь необходимо посмотреть энциклопедические словари, и конечно, словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, и прояснить, что означает слово «спуд». Спуд был мерой вместимости, а не весовой единицей. В Евангелии слова «под спудом» переводятся с греческого как модий, а модий был мерой вместимости и равен 8,75 литра. В Библии спуд эквивалентен еврейским мерам «кор», «ефа», «бат». В Остромировом Евангелии «сата», названа полспудием, стало быть, спуд равен двум сатам. В Синодальном памятнике XIII века спуд равен одному «медимну». Памва Берында приравнивал спуд к польскому «корцу». Можно легко узнать из справочной литературы, чему равны эти неизвестные нам единицы измерения, но это не нужно для нашего исследования. Важно, что появилась версия возникновения такого необычного названия. Разумеется, что ни библейские, ни евангельские тексты не легли в основу образования ойконима «Спудни». Важным оказалось другое. Такое слово действительно существует, и не является искажением какого-то иного слова. В народных говорах, да и в Толковом словаре В. И. Даля под спудом подразумевается сосуд, кадка. Положить под спуд — это значит плотно, хорошо прикрыть чем-нибудь, запереть.
Другая, более основательная версия, возникла случайно. В электронном каталоге Российской Национальной библиотеки обнаружилась статья В. А. Городцова об исследованиях жилищ неолитической эпохи в с. Дубровичи, Рязанской губернии. Это было интересно по многим причинам. Во-первых. Всё, что связано с археологией, лежит в сфере наших научных интересов. Во-вторых. Дубровичи — родина моего отца. И в третьих. В. А. Городцов, будучи тогда лишь прапорщиком 11-го гренадерского Фанагорийского Генералиссимуса Князя Суворова полка, был другом моего дедушки Ивана Андреевича Головина, священника соседнего с Дубровичами храма в с. Мурмино. Василий Алексеевич Городцов был крёстным отцом моей тёти Головиной Надежды Ивановны, о чём свидетельствуют хранящиеся у нас документы.
В научном исследовании В. А. Городцова помимо массы сведений о жилищах первобытного человека, сохранивших свою ценность по настоящее время, имеются сведения, полезные для топонимики. Описывая стоянку под названием «Черепки», В. А. Городцов отмечает её особенности. «Площадь Черепков, — читаем мы, — представляет собой правильный четырехугольник, замкнутый с севера озером Долгим, с востока и запада — двумя небольшими озерками, называемыми музгами, с юга — также двумя озерками Большим и Малым спудками» — и далее, — «Рядом котловины, служившие совсем недавно ложами таких же озёр, какими представляются существующие спудки и музги... Благодаря этому разрыву (имеется ввиду возникновение перешейка вследствие усыхания водоёма), сравнительно большая масса воды, связывающая оба спудка и западную музгу, совершенно изолировалась от озера Долгое». Далее В. А. Городцов пишет, что «слово «спуд» древнее и в современном языке является вполне вымершим, и с его значением мы только отчасти знакомимся из одной старой поговорки «хоронить под спудом», где с понятием этого слова связывается понятие о скрытом, неприступном месте». Это установившийся взгляд на местность, как на скрытую, неприступную, крепкую. В. А. Городцов слово «музга» считает мерянским, а о спудках больше ничего не пишет, но добавляет, что в соседних сёлах слово музга не известно, но дальше вглубь Мещеры в Солотчах становится вновь известным. Возникает возможность высказать предположение, что древнее слово «спудки», обозначающее озерко в пойме, могло сделаться прообразом пруда и образовать в процессе развития языка серию: ойконим Прудки, гидронимы озера Спрудненское, Спудненское.


Метрическое свидетельство
Для Спудней этот документ никакого значения не имеет, но его могут заметить рязанские краеведы, работающие над созданием музейной

Теперь мы можем по-другому посмотреть на этимологию ойконима Спудни. Не исключена возможность, что возвышение, на котором расположено селение, было неприступным, крепким местом окружённое спудками — мелкими озерками и старицами. Старожилы знают, что это именно так. Болота, русло стока — Катино, теперь мелиоративная канава, озеро и река со старицами и протоками — вот окружение Спудней. Если бы не было дороги и мостов, то эта деревня была бы неприступна, особенно в весенне-осеннее половодье. Недалеко от деревни есть озеро Спудненское. Это очень мелководный водоём, который мог образоваться давно. Он мог носить название спудка. Весьма вероятно, что в силу захламления стока реки Караслицы (Карасницы) образовался разлив — огромный пруд, трудилась вода и получилось название озера. Спудки, спрудки — очень похожие и генетически родственные слова. Очень вероятно, что Спудни могли называться когда-то Спудками. Средневековый грамотей легко мог вписать в книгу вместо СпудКи — СпудНи, тем более что эти буквы схожи по начертанию. Такие ошибки очень распространены, на что уже указывалось в нашей работе.
Отшнуровывание низин, заливаемых водой, в Мещере явление обычное, тем более оно провоцируется неутомимой деятельностью рыбаков, устраивающих загородки (езы), где только это возможно. В нашей памяти это, теперь уже почти заросшее озеро. Вот такая версия. Её, конечно, нужно проверять по архивным документам.
Вторая версия. В фундаментальном труде «Гидронимы бассейна Оки» Г. П. Смолицкой, названия Спудненского озера нет, а на картах оно имеется. Не менее 1000 притоков и притоков 2-го и 3-го порядка реки Оки описаны в этом труде. Названы все озёра и даже заводи, как, например, Юлковский залив нашего Святого озера, а вот Спудненского озера почему-то в книге нет. Зато есть основание для выдвижения версии, близкой по генезису к версии изложенной выше. В группе озёр Прислен, Среднее, Селитенское (Московская Мещера) есть озеро Спрудное, образование которого, вероятно, связано с возникновением какого-то рода запруды на речке или сухого древнего русла стоков полой воды. Название «Спудневское озеро», вероятно, такого же происхождения.
Название деревни по реально существующему озеру возможно, но возможно, и наоборот, о чём мы уже упоминали выше. Если же следовать главному принципу топонимики, то нужно расшифровывать название в первую очередь по гидрониму. В просторечьи оно произносится как Спудневское, что не совсем верно, поскольку тогда деревня должна называться Спуднево, Спуднев- ская. Вполне возможно, что поселение Спудни возникло, в глубокой древности, и название получило по основанию «спудки» теперь нам известному из работы В. А. Городцова. Поскольку ойконим расшифровывается с трудом, то услугу тотчас оказывает народная этимология. В названии звучит мера веса, значит что-то связанное с тяжестью. Один наш краевед это название приписывает возчикам гужевого транспорта — «тяжёлая дорога», гать. По опыту знаем, что были у нас гати и потяжелее, это: Мильцевская, Курловская, Тальновская, почти вовсе непроезжие. Однако такая версия только провозглашается. Никакого обоснования ей не даётся. Возникает только иллюзия знания.
Деревня Спудни по переписи 1858 года делилась на три общины: одна принадлежала помещику Павлову, вторая и третья, — Марковой и Самаржи. После отмены крепостного права 1860 года владельцы этих общин фигурируют как «бывшие». Раздел общины на две и более связан с наследованием и продажей наследниками своей доли. Изменение фамилий владельцев общин могло быть связано также и с браком одного из новых владельцев. Часто один из владельцев покупал долю другого.
Если крестьяне вследствие выкупа помещичьих земель становились владельцами земли сами, то две крестьянские общины могли сливаться по решению схода в одну. Так, видимо, произошло и в Спуднях с общинами Марковой и Самаржи. Поэтому в статистических отчётах везде фигурируют две общины. Где внутри деревни проходила «граница» между общинами, установить не удаётся.

Землевладение в Спуднях, как и везде в то время, общинное. Последний общий передел пашни и луга по работникам был произведён: в Первой общине 1883 году на 15 лет. Во Второй общине — в 1880 году сроком на 20 лет. После раздела земли ширина полос крестьянских долей равнялась от 1 до 3 аршин, а длина от 3 до 35 сажен. Ведение хозяйства общин, несмотря на жизнь в одной деревне, было разным. 23 крестьянина из Первой общины, например, истратили 2200 рублей на покупку 320 десятин земли у помещика Павлова. Это свидетельствует о признаках распада общины, поскольку только часть крестьян увеличивала свои наделы. Купленная земля распределялась пропорционально уплаченным деньгам, что тоже способствовало возникновению неравенства внутри общины. Эта купленная земля становилась собственностью 23-х семей. Всего общественной земли в спудневских общинах было 1395 десятин, а на надельную душу приходилось в среднем 6 десятин. Наиболее полной, можно сказать, всеобъемлющей переписью, была перепись 1886 года, из материалов которой мы можем узнать многое. В деревне было 112 рабочих лошадей, 193 коровы, 60 телят, 128 овец, 23 свиньи, 25 колод (ульев) пчёл. Безлошадных было 15 дворов, безкоровных 11, а 10 дворов не имели ни лошади, ни коровы. Это была беднота. Безземельно-бездомовых семей не было. Изб (число дворов) было 124, все избы топились по-белому. Амбаров и сараев 113, риг и овинов 99. Своего леса не было, дрова покупались по 4-5 рублей за сажень.
Несмотря на разделённые общины, многие формы ведения хозяйства продолжали оставаться общинными. Выпас скота был общим для всей деревни. Важным признаком хорошего выгона считалось наличие прогонов. Прогоны были удобны.
В деревне было 7 прудов и 53 колодца, хлебный магазин, 2 кузницы, синильня и винная лавка, церковно-приходская школа грамоты. После окончания школы грамоты, учёбу дети продолжали в церковно-приходской школе Палищ. Своего хлеба всем не хватало, хлеб покупался в центре торговли хлебом — Палищах.
В Первой общине имелся склад вина, приносящий доход этой общине 90 рублей в год. Во Второй общине доходных статей не было. Промышленными предприятиями считалась кузница и синильня. Кто был владельцем этих предприятий, мы сказать не можем. Что собой представляет кузница и каково её значение для деревни — известно всем.
Синильня — другое дело. В синильне производилась окраска крестьянской пряжи в синий цвет. Обычно синильня представляла собой избу, в которой устанавливались чаны на 10-15 вёдер (100-150 литров). Над чаном устраивался деревянный обруч, поднимающийся и опускающийся через блок или крюк. На обруч по кругу навешивалась ткань или пряжа и опускалась в растворённую краску не менее 4-х раз, а затем всё просушивалось на вольном воздухе. Раствор готовился по простому рецепту: 2 фунта (800 гр.) кубовой краски растворялась в горячей воде. Синильня работала 2 раза в год. Первый раз с окончанием Великого поста и до начала сева яровых, а другой сезон — от окончания жатвы до первых заморозков. Каждый работник в день окрашивал около пуда (16 кг) пряжи или около 100 аршин холста. На фунт купленной краски хозяин получал дохода от 2-х до 3-х рублей серебром.
Спудни — деревня, типичная для Мещеры по всем показателям. В социальном отношении прослойка жителей, непосредственно не связанных с земледелием, довольно велика. Были развиты как отхожие, так и местные промыслы. Из местных промыслов в обеих общинах было занято: 12 плотников, 8 столяров, 15 красильщиков, 13 портных, 3 колесника, 2 печника, 2 торговца, 2 рыбака, 3 землекопа, 3 пастуха, 1 сторож, 1 конторщик, 1 сельский работник.
Отхожие промыслы от местных отличались особыми условиями, главным из которых были: удалённость от дома и стоимость билета на отход. В Спуднях в отхожих промыслах было занято по переписи 1886 года 74 мужчины: 61 плотник, 10 красильщиков, 1 столяр, 1 работник, 1 чернорабочий. Все они работали в Московской, Владимирской, Смоленской губерниях.
В первой общине женщины пряли лён и занимались вязанием рыболовных сетей. В этой же общине в 1878 году произошёл пожар, истребивший 16 дворов.
Спудни — деревня, расположенная в 2-х километрах от Палищ, и её земли являются сопредельными территориями. Картосхема микротопонимики Палищ и Спудней составлена с помощью Александра Николаевича Суворова и отличается большой точностью. Некоторые микротопонимы требуют расшифровки — Карныга, Ревуха.
В прошлом Спудни были наиболее тесно связаны с Палищами совместным пользованием сенокосами, рыбными ловлями. Многие переселенцы — жители Палищ, спудневские.
Спудневской говор отличается своеобразием. Многие говорят, или, по крайней мере, говорили до 50-х годов, с заменой «е» на «э» и в стёртой не резкой форме, заменой «а» на «я» (куженька — куженькя). О деньгах фраза звучала так: «У меня остались одни мэдашки (медяшки)». Вместо слова «держать» — говорили «доржать». В диалоге это звучит так: «Доржи», — говорит один из участников работы, «Доржу» — отвечает другой. Перестановка букв, в слове «гнилой» на «глиной» обычна в лексике жителей старшего поколения. Вполне интеллигентная жительница Спудней, Надежда Васильевна Суворова сообщила, об архаичной лексике и применении слов: шабонить, умня, паико, самином, кесь, в значении, соответственно: шибутится, у меня, наверное, пропасть без возврата, кажется. Разумеется, что такая лексика встречается и в других регионах страны, но здесь мы приводим её лишь как экзотику края.
В Спуднях распространены фамилии Широковых, Суворовых, Сумкиных, Куликовых, — это первопоселенцы, основатели родов, по этим фамилиям можно определять происхождение их обладателей.
Спудни — родина Героя Советского Союза Ивана Николаевича Калабушкина. О нём и его подвиге написано много статей. Во время войны вышел номер газеты, в которой целый разворот в две газетные страницы, был посвящён И. Н. Калабушкину. Этот номер с подборкой статей «Спудни — родина Героя» найти не удалось, поскольку даже в Российской Национальной библиотеке (Санкт-Петербург) подшивка районной газеты «Большевистский путь», не полная. Возможно, что это была какая-то областная газета. В подшивке газеты «Призыв» подборки статей под общим заголовком «Спудни — родина Героя» также не обнаружено. Так что можно только пожелать местным краеведам успеха в поиске материалов о нашем земляке. Там могут быть материалы, ещё не известные авторам статей о Калабушкине.
В годы войны Спудни показывали всем пример массового патриотического труда. Особенно ярко этот период начался с 1941 года, когда председателем колхоза «Красный плуг» была избрана Анна Ивановна Шумилова, молодая, энергичная женщина. Об этом писала районная газета. Корреспондент газеты «Большевистский путь» отмечал успехи, которые сделались заметными уже в первые месяцы работы нового председателя. Корреспондент не ошибся. Впоследствии, когда стране стало известно о присвоении звания Героя И. Н. Калабушкину, районная газета стала уделять много внимания Спудням, и было за что. В мае 1942 года под рубрикой «На родине Героя Советского Союза И. Н. Калабушкина» была помещена статья о большом подъме трудового энтузиазма в колхозе под руководством его председателя — Анны Шумиловой. С тех пор название колхоза не сходило с районной «Доски Почёта», и Анна Шумилова всегда была передовым председателем, умелым организатором труда коллектива колхозников в тяжёлые годы войны.
В марте 1942 года от имени комитета Обороны и Правительства Советского Союза в газете было опубликовано письмо, адресованное родителям Героя — Николаю Дмитриевичу и Евдокии Алексеевне Калабушкиным и колхозникам деревни Спудни со словами благодарности за воспитание Ивана Калабушкина, совершившего не один героический подвиг. Родители И. Н. Калабушкина ответили письмом на имя И. В. Сталина, с заверениями бороться за передовое место колхоза в районе и неустанно крепить оборону страны, всячески помогать Красной Армии уничтожать врага.
В декабре 1942 года газета опубликовала материалы по сбору средств на строительство боевого самолёта для своего земляка И. Н. Калабушкина. Колхоз выделял 125 тысяч рублей на самолёт. Посильные взносы делали и другие люди из других деревень. Сто рублей пожертвовал С. Клюев из Тюрьвищ, П. Агеев — 18 пудов хлеба в фонд обороны.
Верховный Главнокомандующий Красной Армией И. В. Сталин направил в адрес колхоза «Красный плуг» на имя Анны Шумиловой телеграмму со словами благодарности за патриотический поступок колхозников, собравших средства на боевую машину.

«Председателю колхоза «Красный плуг», Курловского района Ивановской области, тов. Шумиловой.
Передайте колхозникам и колхозницам колхоза «Красный плуг», собравшим 125 тысяч рублей на строительство боевого самолёта, мой братский привет и благодарность Красной Армии. Желание колхозников и колхозниц будет исполнено.
И. Сталин».
В колхозе был проведён митинг. Анна Шумилова, зачитав телеграмму, сказала, что получение телеграммы от И. В. Сталина «войдёт в историю колхоза как яркая памятная дата». На митинге выступили: отец героя Н. Калабушкин, колхозницы: Т. Кухнарева, А. Шмелёва, Н. Лапкина, А. Сумкина, учитель Г. Силин.
Был принят текст письма со словами благодарности И. В. Сталину, за внимание к колхозу, к его делам и заботам. В письме «Товарищу Сталину», колхозники обязались трудиться на полях и фермах колхоза ещё лучше и всячески помогать фронту.
Письмо подписали: председатель колхоза А. Шумилова, колхозники: Н. Калабушкин, Т. Кухнарева, М. Квасова, А. Сумкина, Г. Силин, А. Пухова, Н. Салтыкова, Д. Штрокова, М. Куликова, Н. Лапкина, П. Глазова
Так что Спудни деревня уникальная, с богатой историей. О героическом подвиге И. Н. Калабушкина написано много. Наиболее полная подборка материалов о нём, хранится в музейной экспозиции Демидовской средней школы и библиотеке города Гусь-Хрустальный.
В Спуднях до сего времени знают и умеют делать лодки — долблёнки. Этой технологии не одна тысяча лет. В 1941-1945 года в Спуднях было 112 домохозяйств.

Используемая литература:
А.В. Головин, И.И. Кондратьева «Природа и люди Центральной Приозерной Мещеры. Приход Ильинской церкви села Палищ». 2016

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Гусь | Добавил: Jupiter (27.04.2018)
Просмотров: 24 | Теги: Гусь-хрустальный район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика