Деревня расположена на реке Буже, но местные жители реку называют по старому — Поля. Река Поль является левым притоком реки Бужа, хотя в действительности Поль является протяженнее (от места слияния) и более полноводной, чем Бужа. На древних картах (Владимирская губерния – межевание, 1778 год; атлас Менде, 1850 год) всё обстоит «с точностью до наоборот» – р. Бужа является правым притоком р. Поля (именно так она обозначена картографами XVIII – XIX вв.). Жители деревень Мокрое, Тюрьвищи и села Палищи, расположенных ниже слияния Бужи и Поль, до сих пор называют её рекой Полей. В академическом труде «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» под редакцией В.П. Семёнова (С.-Петербург, 1902 г.) упоминается: «Самоя р. Пра со своим притоком р. Полей замечательна тем, что служит стоком целой цепи озёр, расположенных вдоль границы Рязанского и Егорьевского уездов» (с. 309).
Это место было привлекательным для людей каменного века, и стоянки первобытного человека, которые находят археологи, рассеяны по речной пойме на останцах и возвышениях разного происхождения. Поэтому поселение имеет богатую, далеко не изученную историю. Расположенная близ озера Святое, деревня Тюрьвищи приобретают ещё большую привлекательность как место отдыха, рыбной ловли и охоты. Несмотря на избыточное увлажнение, в Мещере мало мест с такими природными образованиями, как водоёмы с большими акваториями свободной воды и обилием рыбы, что делает эту деревню уникальным местом в нашем приходе.
После окончания ледниковой эпохи Мещера превратилась в страну озер, которая с начала была заселена немногочисленными кочующими племенами охотников. Они еще не знали глиняной посуды, а вооружены были легкими копьями и дротиками с вкладными лезвиями из кремниевых, ножевидных пластин. Эту эпоху называют мезолитом. Малочисленные мезолитические стоянки невелики по площади, располагаются обычно неподалеку от воды, на речных или озерных террасах, на дюнах. На Муромщине археологические раскопки проводились только на одной стоянке, где люди жили в течение всей эпохи мезолита. По материалам раскопок других стоянок Владимирщины можно говорить о том, что мезолитические жилища представляли собой полуземлянки, отапливаемые кострами, или наземные жилища со столбовой конструкцией. Кремневые орудия представляли собой миниатюрные пластинки с краями, обработанными легкими ударами - так называемой ретушью. Среди оружия выделяются кремневые наконечники стрел, из орудий - резцы, разнообразные скребки, скобели и проколки, а также хорошо обработанные изделия из рога и кости. На заключительной стадии мезолита появились грубые прообразы каменных топоров. В мезолитическую эпоху были заложены основы дальнейшего хозяйственного и социального прогресса человеческого общества, получившие свое развитие в новокаменном веке.
6. Стоянка 2 (Петрушино), мезолит.
4. Стоянка 1 (Микулино), мезолит. См. Стоянки мезолита Владимирской области.
9. Стоянка 3 (Золотой Берег), неолит. Ок. 4 км. к юго-западу от деревни, северо-восточный берег оз. Святое. Размеры и характер культурного слоя не определены. Найдены кремневые ножи, скребок, резчики, долотовидные орудия, пластины и их сечения, отщепы, в т.ч. с ретушью, ранненеолитического возраста. См. Верхневолжская культура. 10. Стоянка 4 (Подкрасное), неолит. 4 км. к югу юго-западу от деревни, мыс северного берега оз. Святое, урочище Подкрасное. Территория памятника поросла сосновым лесом и кустарником, нарушена канавами. Культурный слой - красновато-желтый песок мощностью 0.4-0.9 м. Найдены обломки лепных сосудов с ямочно-гребенчатой орнаментацией, льяловской или рязанской к-ры, кремневые резцы, проколка, обломок долотовидного орудия, фрагмент полированного топора, отщепы.
5. Поселение 3 (Дубник), неолит, эпоха бронзы. 2 км. к западу от деревни, мыс левого берега р. Бужа, впадающей в оз. Святое, урочище Дубник. Площадь ок. 8000 кв. м., высота над рекой 1.5 м. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией, рязанской к-ры. Керамика лепная толстостенная, с органическими примесями в глиняном тесте и нерегулярным орнаментом из оттисков гребенчатого штампа и перевитой веревочки, волосовской к-ры. Лепная хорошо обожженная, с орнаментацией из мелких ямчатых вдавлений в верхней части, а также с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, предположительно поздняковской к-ры, листовидной, треугольной и треугольно-черешковой форм, скребки, резчики, скобели, сверла, топорик, тесло, обломки и заготовки орудий, осколки и отщепы. При шурфовке выявлены часть кострища и яма. См. Поздняковская культура.
3. Поселение 4 (М. Чуя), неолит, эпоха бронзы. 1.5 км. к северу северо-западу от деревни.
8. Поселение 1 (Вторая Поляна), эпоха бронзы. 2 км. к юго-западу от деревни, мысовидный выступ левого берега р. Бужа, впадающей в оз. Святое, близ ее устья, урочище Вторая Поляна. Высота над озером 1 м. Керамика лепная без орнамента, отнесенная к эпохе бронзы, кремневые ножи, обломок орудия и отщепы, бронзовое кольцо диаметром 5 см. Выявлены остатки небольшого кострища.
7. Поселение 2 (Исады), эпоха бронзы. 0.6-0.7 км. к юго-западу от деревни, мысовидный выступ левого берега р. Бужа, впадающей в оз. Святое. Площадь ок. 500 кв. м., высота над рекой 1.0-1.5 м. Территория памятника прорезана тремя рыболовными канавами. Керамика лепная, относительно тонкостенная, в т.ч. плоскодонная, с примесями шамота и дресвы в глиняном тесте, украшенная оттисками гребенчатого и зубчатого штампов в различных комбинациях, а также неорнаментированная, предположительно поздняковской к-ры, кремневые скребки, резец, нуклеус, пластины и отщепы, керамическое грузило.
Эти места заселялись и в средние века, как финнами, так и вятичами в первую очередь. Здесь же следует ожидать раннюю славянизацию финнов, которая, по мнению Б. А. Куфтина, произошла ещё в первую волну в ѴІІІ-ІХ веках. Здесь у реки, возвышенное открытое, продуваемое ветрами место позволяло жить даже людям каменного века без миграций — зимой в лес, летом из-за обилия москитов, к реке. Продуваемость местности ветрами было большим благом.
Микротопонимика деревни Тюрьвищи
То, что деревня имеет тройное название: Шишкино, Вырьвищи, Тюрьвищи, и что это удерживается в памяти народа, говорит о многом. Это значит, что предки разных родов и этносов продолжают жить в этой деревне из поколения в поколение. Сама деревня по расположению порядков строений вызывает ощущение, что здесь построились рядом две деревни. Приозёрное расположение внесло разнообразие и в облик внутридеревенского, если можно так выразиться, ландшафта. Вглубь этого поселения проникает канава, по которой лодка может подходить к домам. Всё это делает селение, по общему восприятию, похожим на деревни побережья Ладоги.
Болотистый луг, расположенный близ деревни — реликт древнего мелководного водоёма, протока, уходящая в Орловское и Демидовское болота, бывшие постледниковые озёрные образования, на берегу которых дымились костры ещё тысячи лет тому назад. Хотя археологи и находят мезолитические стоянки в речной долине, удалённая от реки территория этого селения, таит в себе много интересного. Сейчас, после открытия стоянок периода каменного века, создаётся ощущение, что, самая далекая история изучена лучше, чем средневековая и новая.
В литературе встречается разное чередование разных старых названий деревни, но будем руководствоваться народной памятью, которая лучше хранит сочетание Тюрьвищи — Шишкино. Начнём с самого последнего — Тюрьвищи. Нет никакого сомнения, что это название перенесённое, поскольку на реке Ялма Московской области Егорьевского района, в похожих географических условиях имеется деревня Тюрвищи. Правда, её отличие от наших Тюрьвищ, заключается в отсутствии мягкого знака в написании этого слова. Однако, в статистических отчётах по Рязанской губернии, вплоть до 1906 года, наши Тюрьвищи, тоже писались без мягкого знака. Переселенцы конца XVIII века по причине сходства места поселения, сохранили название своего старого места жительства. На карте Мещерской низменности 120 летней давности (Стрельбицкий, 1878), Тюрьвищ владимирских нет, там фигурирует деревня Вырьвищи. Это значит, что новое название укрепилось сравнительно недавно. Безусловно, ойконим Тюрьвищи — это гибрид финского и славянского слов. Тюрьган-по русско-эрзянскому словарю, забияка, драчун, в конце концов, это могло быть прозвищем жителей, но это маловероятно, т. к. есть иные варианты.
Есть в мордовском языке слово «тюрьсэ», что переводится как «струя». Хотя в живой речи оно не сохранилось, но уцелело, как пишет В. А. Никонов, в эрзянском фразеологическом сочетании «тюрьсэ чудемес», — течь струёй. Также в этом же языке есть слово «тюрьке», которое переводится как «кочкарник, низменное, болотистое место». Все эти признаки имеются в наличии на месте возникновения «московских» Тюрвищ, а, следовательно, и наших. Славянский формант «ищи» только подтверждает этническую историю края. Другое эрзянское слово — «турва», «губа» тоже может быть основой названия деревни, поскольку у рек бывают старицы и заливы, по форме похожие на губы. Расширенные устья некоторых рек так и называются до сего времени.
Если принять во внимание самое первое название наших Тюрьвищ — Шишкино, то здесь более или менее ясно, что это либо поселенец, либо владелец этой деревни. Скорее всего — это владелец деревни, так как трудно представить, чтобы в памяти народной, отражающей не очень далёкое прошлое, такое хорошее место не было заселённым до прихода первопоселенца Шишкина.
Что касается названия Вырьвищи, то оно тоже древнее и к нему нужно отнестись с должным вниманием. Вначале нам казалось, что такое название принадлежит тоже «летописной муроме» — современной эрзе, т. е. имеет чисто финскую языковую основу. «Вирь», по-эрзянски, означает лес. Вирьвищи, славянами легко понимается как «место, где был лес», но произносится как Вырьвищи. То, что лес был на месте поселения — не требует особых доказательств, поскольку в давние времена он был везде. Однако, более углублённое исследование происхождения этого топонима, не отвергая этой версии, привело и к другим вариантам толкования имени этой деревни.
Л. В. Куркина писала, что в славянских языках существует множество слов, означающих «болото»: багрина, рудава, коржава, вырь, чаруса, ути, мада, мурш, плесо, струга, шайма, согра, сахта, лужа, гало, тина.
Выделенные названия «плесо» у нас находится в употреблении. Лужа и тина, вообще означает маленькое, мокрое, низкое место со стоячей водой. Может быть, и утки получили название по месту обитания или, наоборот, по уткам названы сырые места.
Неизвестно нам слово «вырь». Разумеется, что его принесли вятичи, иначе, откуда ему взяться у нас здесь? Получилось, что поселение, которое они обнаружили, заимело на славянском — вятическом языке адрес «Вырьвищи», т. е., «место, где было болото и лес». Фонетически, и финское и славянское названия почти идентичны и были приняты обеими этническими группами. Какой этнос заимствовал это слово — славяне у финнов, или финны у славян, сказать трудно. Все разные названия Тюрьвищ, — Вырьвищи, Шишкино дошли до нашего времени. Более того, ещё в 1911 году эти названия признавались официально, и были общеупотребительными. Так в «Рязанских губернских Ведомостях» публиковали Указ о порядке передачи земли так. «Произвести в течение лета сего 1911 года, межевые работы по государственному межеванию в даче деревни Вырьвищ, возобновление межевых знаков, по прошению уполномоченных от общества крестьян деревни Тюрьвищ — Вырьвищ, Шишкино тож, Шепалова и Клюева».
Уже казалось, что нами была удачно завершена этимологизация ойконима» Тюрьвищи», тут же было замечено отсутствие логики в некоторых наших рассуждениях. Может быть, на уровне носителя массового сознания, этот изъян не так уж важен, для учёного же он — постоянная головная боль. Получилось, что первопоселенец славянин Шишкин, а может по прозвищу Шишка, жил и до финнов, и до прихода славян в Мещеру. Это противоречит истории заселения Мещеры. Поскольку проблему быстро решить не удалось, пришлось печатать первое издание этой книги с этим дефектом научного характера, которое в наказание за неосведомлённость авторов сохраняется здесь в тексате. После долгих поисков в научной литературе, удалось разрешить это противоречие следующим образом. Ойконим «Шишкино», скорее всего, славянизированный вариант эрзянского слова «шишкемес», что означает утопать, умять, утромбовать в смысле понизить (ходить по мягкому, с трудом, например, по сену, подаваемому на стог). Хождение по болотистой почве, похоже на хождение по чему-то мягкому, рыхлому, а таких условий в Тюрьвищах и сейчас предостаточно. Установлено, что у эрзи было и дохристианское имя Шишкемес. Так что первое название Тюрьвищ могло произойти и от первопоселенца по имени Шишкемес, так и по одноимённому названию урочища. На территории Мордовской республики и сейчас есть населённый пункт Шишкеево. Так что придётся признать первое название Тюрвищ — Шишкино из финно-угорского лексикона.
Несмотря на значительные размеры поселения Тюрьвищи, — деревня, находящаяся в относительной изолированности. Доберёшься до Тюрьвищ, а дальше «тупик», летом только водная дорога. Эта изолированность наложила отпечаток и на характер населения. Тюрьвищенские жители самодостаточны, разнообразие природных условий породило и разнообразие занятий, здесь сохранились и рыбаки, почти профессионалы.
Община крестьян деревни Тюрьвищи была самой крупной в приходе и по численности могла равняться в сумме, с тремя овинцевскими и двумя спудневскими общинами.
До отмены крепостного права, деревня принадлежала стеклопромышленнику, купцу Д. Г. Фёдоровскому. У него был стекольный завод (Ново-Гординский) в деревне Фёдоровой недалеко от деревни Побойки, Судогодского уезда. Фёдоровский был человек состоятельный, покупая именье, не мог не понимать его ценности из-за богатства, каковым является природное разнообразие этого места.
Редкостная демографическая картина преобладания в 1886, а в остальные годы, почти равное с женским, мужского населения связано с наличием у Федоровского служб охраны рыбных и лесных богатств, наличием сугубо мужских занятий — рыболовства и охоты.
Крестьянская община имела 939 десятин земли, которая была поделена по работникам. На одного работника приходилось 6, 5 десятин. Луга на 1/6 часть заливались рекой и занимали, большей частью, болотистые низины, в некоторых местах почти непроходимые. Пастбищные угодья тоже были в основном по болоту и кочкарнику.
Община Тюрьвищ и после отмены крепостного права пользовалась помощью Федоровского, что позволило ей в 1884 году, купить у Штейерта, 370 десятин земли, в основном покосы по кустам, «в том числе р. Поль и оз. Святое, всё за 2000 рублей», — сумма по тем временам громадная, но и покупка была стоящая. Мы оставили часть фразы в кавычках, уж очень странно сейчас читать, что была куплена река Поль и озеро. Между прочим, картина о прошлой истории озера не совсем ясна. В нашей литературе по краеведению на основе скороспелых выводов встречаются описание, что рыбная ловля на озере велась, чуть ли не всей волостью, а потом и «всеми колхозами».
Из всех деревень прихода, которые описываются, только общины деревень Старково и Тюрьвищ, обозначаются как владельцы частей этого водоёма. Тюрьвищенская община должна была уплатить всю сумму в 2 года. В покупке участвовали 93 семьи, и эти купленные десятины разделили только между участниками покупки. С озером дело обстояло для нас непривычно. В тексте отчёта 1890 года сказано так: «Озеро «Святое» по приговору 1885 года разделено по душам на 15-летний срок». Как делилось озеро, мы не имеем ни малейшего представления. Скорее всего, делились «рыбные ловли», а делить их можно было, только по дням лова и по берегу.
Жители деревни были обеспечены своими дровами, а покупку хлеба, когда не хватало своего, делали в Палищах. Там же и продавали свою сельскохозяйственную продукцию, в том числе и рыбу. По количеству скотины Тюрьвищи держались на уровне средних показателей по приходу. Рабочих лошадей в 1886 году было 90 голов, жеребят только 3.172 коровы и 88 телят — таковы были размеры стада крупного рогатого скота. Овец насчитывалось 176 голов, а свиней 44. Подворное распределение скота характеризуется такими цифрами: безлошадных 22 хозяйства, с одной лошадью 80, с двумя лошадьми 5 хозяйств. Безкоровных хозяйств 13, с одной коровой — 45, с двумя — 49. Не имело ни лошади, ни коровы 10 хозяйств. Больше таких «бедняков» было только в Старкове и Овинцах — деревнях, тяготеющих к Святому озеру и имеющих людей, профессионально занимающихся рыбной ловлей.
Жилища и подсобные, хозяйственные сооружения в деревне строились добротные; из 107 домов все топились по-белому и крыты деревом и железом. Амбаров и сараев было 66, риг и овинов 60. В деревне было 8 прудов и 72 колодца.
Особенностью Тюрьвищ являлось то, что местные промыслы среди мужского населения были практически не развиты. Только 2 столяра, да 2 сапожника — вот и всё. Правда, женщины были заняты работой по вязке бредней, получая по 35 копеек за 100 саженей сетки. В этом специфичность женского местного промысла, — везде рыболовные сети на вывоз, в Тюрьвищах — бредни для ловли рыбы в собственных водоёмах.
Отхожие промыслы в деревне, в отличие от местных, имели большой размах. 117 мужчин, из них 107 плотников и 10 лесорубов, уходили в свою и в Смоленскую и Рязанскую губернии.
Из-за удалённости Тюрьвищ от других населённых пунктов детей учили в своей деревне. Нанимали двух учителей, обеспечивали их квартирой и содержанием, платили за зиму 1 рубль с ученика. В 1897 году была открыта церковноприходская школа грамоты.
Тюрьвищенские жители — очень предприимчивые люди. Позднее, когда спрос на плотницкие работы упал, и в советский период, они стали «ходить в краску», т. е. обслуживали население соседних областей, этим видом услуг.
Но подлинного мастерства они достигли в набойке тканей. В деревне мужчины делали печатные формы, в местном говоре они назывались «колотушками», с рисунками, позволявшими любую простыню моментально превратить в нарядную скатерть. Нам удалось приобрести набор таких «колотушек», благодаря жительнице деревни Галине Михайловне Скороходовой, которая сохранила этот набор.
«Колотушки» изготовлялись местными мастерами по двум вариантам. Один — это вырезка по рисунку на гладко выструганной дощечке, рельефных форм, наподобие печатей (объёмная резьба). Другой — посложнее. На толстую дощечку наносится желаемый рисунок. По контуру и деталям рисунка делается глубокая, щелевидная канавка. Затем, нарезанные узкие полоски металла (жесть, алюминий, латунь), шириной, примерно 2 сантиметра, забиваются в эту канавку, изгибаясь по линиям рисунка. Точки, в рисунке, воспроизводятся на оттисках — гвоздиками, которые забиваются до одного уровня с выступающими, рёбрами металла, примерно на 1 сантиметр над доской, Некоторые мастера использовали комбинированную форму изготовления «колотушек». Резьба по дереву сочеталась с металлическими вставками.
Печатная форма (колотушка) для набойки тканей. Комбинированная печатная форма (дерево и металл)
Надо сказать, что на ситценабивных фабриках использовался такой же способ получения печатных форм для оттисков. Там работали мастера-граверы, используя очень сложный инструментарий. Работа гравёра считалась равной работе ювелира, поскольку изготовлялись мелкие печатные формы.
Технология набойного дела, известная нам, проста. Типографская краска растворяется керосином, печатная форма намазывается и прикладывается к ткани. Вот и всё. Как наши отходники производили набивку тканей, мы не знаем. Известно, что иногда требовалось сделать оттиск на окрашенной ткани. Это сложнее. Нужно намазать форму защищающим составом — протравой. Протрава составлялась из смеси квасцов (глинозём), закиси железа, растворимых солей олова. Место, где наносится протрава, невосприимчиво к краске, и после крашения рисунок остаётся белым. Иногда белый рисунок вытравливается хлором. Так, что использование печатных форм двоякое: как защищающих определённое место ткани от окрашивания — это одно, так и вытравляющих краску на тканях — другое. Процесс набивки сопровождался ударами по штампу деревянными колотушками, почему в Тюрьвищах печатные формы и называют «колотушками». Всё это в мельчайших подробностях должно быть зафиксировано местными краеведами из школ, описаниями технологического процесса и сохранением материальных предметов этого не простого кустарного промысла. Мы не можем, по разным причинам сделать это, но оттиски набора печатных форм прилагаем в виде альбома(приложение 4).
Вначале описания истории деревни мы отмечали самодостаточность, инициативность тюрьвищенских. Это проявлялось и в колхозном периоде истории деревни. Колхоз постоянно занимал передовые места, и его руководство не очень боялось районных погонял всех званий и рангов. Тюрьвищенские умели, и работать, и веселиться.
Выдающимся человеком, разумным и деловым был председатель Иван Гаврилович Клюев. Знающий крестьянскую жизнь, он стремился к самостоятельному руководству колхозом и все эти глагольные формы рекомендаций: ускорить, расширить, увеличить, перевыполнить, закрепить, считал пустыми и бессодержательными рекомендациями. Один из поступков в его жизни ошеломил весь район. Когда в колхоз приехал Первый Секретарь Курловского райкома партии Воронов, то Иван Гаврилович проигнорировал встречу с ним. Газета «Большевистский путь» разорялась по этому поводу всякими словами, намекая на то, что игнорировать начальство такого ранга могут только пьяные люди. В 1939 году И. Г. Клюев выдвигается кандидатом в депутаты Областного Совета депутатов трудящихся. Как и положено, газета помещает его портрет.
Тюрьвищенский колхоз считался «богатым». Районная газета охотно печатала статьи об этом «богатстве» и мы приводим здесь две статьи, типичные для того времени. «В передовом колхозе «Красный Май», — писала газета, — колхозники имеют: 32 велосипеда, 40 патефонов». В другом номере, годом позже, печатались такие сведения: «Три года назад у них (тюрьвищенских) не было ни одного патефона, а теперь 60, имеется 20 гармоней, 30 велосипедов, 109 ружей». Последняя цифра привела бы в ужас современных работников правоохранительных органов. Оружия на руках во всех деревнях было много, примерно каждый второй мужчина и подросток имели ружья и охотились, когда было на то время. Несмотря на интенсивную охоту, количество дичи не уменьшалось. Другого применения, кроме охоты, оружие не имело.
Используемая литература: А.В. Головин, И.И. Кондратьева «Природа и люди Центральной Приозерной Мещеры. Приход Ильинской церкви села Палищ». 2016