Главная
Регистрация
Вход
Среда
07.12.2016
13:39
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [397]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [36]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [17]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Стекольная промышленность Владимирской области на пути к рынку

Стекольная промышленность на пути к рынку

Миронов В.Н. История стеклоделия и его роль в экономике Владимирской области. 2000 г.

Для Владимирской области стекольная промышленность имеет большое социально-экономическое значение.
Исторически сложилось так, что стекольные предприятия строились там, где была свободная рабочая сила, необходимое сырье. Вокруг каждого завода формировался свой поселок и эти заводы становились градообразующими и несли тяжесть обслуживания всей социальной сферы.
К 2000 году во Владимирской области сформировалась крупная стекольная промышленность, основу которой составляют 23 специализированных завода, выпускающих 92 % всей товарной продукции отрасли и объединяющих 93 % производственного персонала. Кроме того, выпуск стеклоизделий организован на двух совместных и 13 малых предприятиях. Все они состоят на самостоятельном балансе. По состоянию на 1.01.2000 г. 84,4 % являются преимущественно частными предприятиями. В 2000 году в этой отрасли было занято свыше 14,4 тыс. работающих. Как и прежде, заводы отрасли специализируются на производстве тарного стекла (бутылки различного назначения), стеклянной посуды и посуды из хрусталя, листового (оконного) стекла, технического стекла и других изделий. Отрасль имеет высокую концентрацию производства: тремя наиболее крупными предприятиями вырабатывается примерно 46,1 %, а четырьмя – более половины всей отраслевой продукции (55,7 %).
По выпуску важнейших видов стеклопродукции отрасль имеет значительный вес в объеме производства страны в целом. Ее доля в производстве Российской Федерации по сортовой посуде составляет – 46,6 %, по строительному стеклу – 17,5 %.
Выпускаемые заводами изделия из стекла и хрусталя приносят области успех и славу на мировых рынках и Международных выставках. Как и прежде, завоевывают призы за оригинальность художественных решений, разнообразие форм, цветовой гаммы и декора. А также за высокий уровень профессионального мастерства – специалистов стекольного дела.
Стекольные заводы активно приступили к осуществлению экономических реформ. Начало реформирования в отрасли было прежде всего связано с ускоренной приватизацией, которая в стекольной промышленности проходила более активно, чем в других отраслях. Уже в течение 1992-93 гг. было приватизировано 16 стеклозаводов. Причем основной формой приватизации были выкуп арендованного имущества (8 предприятий) и акционирование (5 предприятий). Три предприятия были проданы на коммерческом конкурсе. Таким образом, уже в 1994 году процесс приватизации практически был завершен: на базе стекольных заводов образованы акционерные общества открытого и закрытого типа, частные предприятия.
Как и другие отрасли, стекольная промышленность переживает трудные годы падения производства. Выпуск ее продукции в 1995 году составил 62 % от уровня 1990 года, причем только за 1994 год производство уменьшилось почти на 27 %. Индекс физического объема производства за 1999 год по отношению к 1990 году несколько увеличился и составил 67 %.
Вместе с тем, освоение новых форм хозяйствования, ускорения приватизации создали предпосылки для изменения качественных показателей производства. Повысилась его эффективность, возросла заинтересованность людей в конечных результатах работы. Стекольные заводы гораздо реже, чем предприятия других отраслей, останавливали свои производства. В связи с чем потери рабочего времени были сравнительно небольшими.
В отрасли в настоящее время достаточно высок уровень загрузки действующих производственных мощностей. Особенно в производстве листового стекла, бутылок, стеклянных пустотелых блоков – порядка 85-95 %. Начиная с ноября 1997 года в отрасли наблюдался небольшой рост объемов производства. А по итогам 1999 года увеличение объемов производства в стекольной промышленности составило 8-9 %. Прирост объясняется динамичным и адекватным реагированием стеклозаводов на изменение конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков, расширением выпуска наиболее востребованной сортовой посуды. Многие стекольные предприятия, несмотря на финансовые трудности, неплатежи и непосильные налоги, продолжают успешно работать и ежегодно увеличивать выпуск продукции. Так, ОАО «Красное Эхо», являющийся одним из лучших заводов отрасли, целенаправленно проводит работу по техническому перевооружению производства, освоению новейшего оборудования и прогрессивной технологии как за счет собственных средств, производя при этом полные и своевременные расчеты с бюджетом и не имея задолженности перед поставщиками сырья и по заработной плате. Здесь в рекордно короткие сроки предприятие производило техперевооружение цеха с установкой оборудования чешской фирмы «Склострой», что позволяет увеличить объем выпуска элитной стеклотары в 2 раза.

Успешно осуществляет экономические реформы ЗАО «Символ». В результате целенаправленной маркетинговой и технической политики, проводимой на предприятии, коллектив постоянно наращивает выпуск продукции. Сегодня «Символ» предлагает потребителям широкий и многообразный ассортимент продукции: стекло оконное листовое, толщиной от 1,4 до 6 мм.; стеклобутылку, тонированное стекло, строительные стеклопакеты; строительный «Триплекс», многослойное ударопрочное безопасное стекло, защитное стекло для приборов, мебельное стекло, сувениры из стекла и керамики; технический керсил; декоративную керамику и др. Продукция фирмы «Символ» поставляется во все регионы России, ближнего и дальнего зарубежья.
Фирма «Символ» уже давно завоевала статус предприятия с высокой культурой производства. К этому званию курловчане недавно прибавили еще и диплом всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия 1999 года», которыми они отмечены за эффективную экологическую политику.
Несмотря на то, что здесь с каждым годом наращиваются объемы производства, природоохранная деятельность всегда находится в зоне внимания стеклоделов. Монтаж котла-утилизатора на стекловаренной печи и комплекса разгрузки соды, внедрение трехступенчатой очистки на линии обработки доломита позволили значительно улучшить экологическую ситуацию на заводе. К тому же это позволило поднять и производительность труда. В прошлом году (1999 г.) на «Символе» сумели выпустить продукции на 152 миллиона рублей, из них 5 млн. – сверхплановые.
За трудовые достижения фирма «Символ» заслуженно получила 2 крупнейшие награды: «Лидер российской экономики» и «Факел Бирмингема» за успешное экономическое выживание и развитие в условиях социального экономического кризиса. Пережив трудный период в экономике страны, фирма сумела найти свое место в российском и международных рынках.
Неудивителен успех «Символа» на многих Всероссийских и Международных выставках. За успешное сотрудничество в деловом мире, высокий уровень профессионализма, престиж и качество фирме «Символ» присуждена «Международная Золотая Звезда за Качество», по итогам выставки «Всероссийская марка (III – тысячелетие) – Знак качества ХХI века» предприятию вручены 2 золотые медали за композицию из керсила «Православная Русь» и композицию сувенирных изделий «Дары Мещеры», 1 серебряная медаль за стекло тонированное, 2 бронзовые медали за стекло оконное листовое и комплект каплеобразующих деталей из кварцевой керамики.

Успешно преодолевая экономические трудности, Ковровский стеклозавод ОАО «Красный Октябрь» приступил к реконструкции своего производства. Новая технология медицинских стеклобутылок (стоимость 1 млн. долларов) позволит увеличить мощность выпуска в 5 раз (до 720 тыс. в год емкостью от 0,01 до 0,1 литра). Реконструкцию производства предполагается завершить к августу и выйти на проектную мощность к концу года.
В качестве инвестора для осуществления этих важных мероприятий на производстве выступила московская корпорация «Ависуголь». Недавно москвичи выкупили контрольный пакет акций ОАО «Красный Октябрь» за 400 тыс. долларов. Корпорация приобрела венгерское и шведское стеклоформовочное оборудование для выпуска затемненных медицинских бутылок, а также реконструировала систему энергосбережения.

В настоящее время компания «РАСКО» является крупнейшим производителем стеклотары в России. Завод вырабатывает около 750 000 бутылок в сутки, с т.ч. около 330 000 бутылок из коричневого стекла.
С введением в эксплуатация 3-й машинолинии (IS-8-3) американского производства фирмы «Омхард», объем производства стеклобутылки увеличится до 1 000 000 бутылок в сутки. На предприятии успешно внедряется новое оборудование. В 2000 году установлены: две машинолинии AL-1110-2 чешского производства фирмы «Склострой», ее производительность составляет ориентировочно 200 000 бутылок в сутки с одной машинолинии и одна машинолиния AL-118-2 также чешского производства фирмы «Склострой», производительность которой оставляет ориентировочно 170 000 бутылок в сутки. На заводе успешно работают четыре машинолинии ВВ-7 отечественного производства, которые весной 2000 года (при реконструкции цеха № 1) будут заменены на новые секционные машины, что позволит увеличить объем вырабатываемой продукции и улучшить ее качество.
Коллектив предприятия поддерживает тесные контакты с фирмами «Склострой», «Омхард», с английской фирмой «UDV» - генеральным обладателем пакета по производству водки «Smirnoff» и виски «Johnnie Walker», также с фирмой «ОМСО» производителем формокомплектов для стеклоформующих машин и с другими иностранными партнерами.
Эффективность, производимых на предприятии, мероприятий по улучшению качества стеклобутылок и увеличения производительности предприятия позволит занять достойное положение не только в России, но и за ее пределами.
26 января 2000 года для работников Русской-Американской Стекольной Компании стал большим праздником. В этот день состоялось открытие нового производства, аналога которому в России пока нет.
Наряду с этим Компания начала производить стекольное оборудование и формокомплекты к нему в производственно-техническом центре «Радуга», который оснащен современным высокоточным металлообрабатывающим оборудованием, в том числе и станками с ЧПУ. Для этой работы привлечены высококвалифицированные специалисты, еще недавно работавшие на предприятиях оборонной промышленности. Кроме того, компания выполняет услуги по комплексному проектированию производства стеклотары, осуществляет техническое сопровождение реконструкции стекольного производства, разрабатывает проекты строительных сооружений и инженерных объектов.
Недавняя Международная выставка-ярмарка в г. Сочи оказалась удачной для стекольной компании «РАСКО».
Оргкомитет выставки-ярмарки, среди организаторов которой был Институт пищевых биотехнологий Российской академии наук, наградил ее дипломом «За высокое качество продукции». Он был вручен единственному из пяти стекольных предприятий. Которые представляли свои изделия.
В Сочи приехали делегаты около двухсот предприятий из России, Белоруссии, Украины, Прибалтики, Польши, Франции, Германии, Италии. Среди них были и те, которые уже являются заказчиками Анопинского стекольного завода. Кстати, его конкуренты отмечают достоинство бутылки, образцы которой были широко представлены на выставке. Она едва успела закончиться, а уже поступили заказы из Санкт-Петербурга и Татарстана. Сегодня компания производит миллион бутылок в сутки.
В настоящее время компанией «РАСКО» решается новый проект по выпуску пивных бутылок в городе Москве (на заводе «Хроматрон»).
По оценкам специалистов, новое производство евробутылок мощностью 700 млн. шт. в год стоимостью 70 млн. долл. Будет крупнейшим в России и сможет обеспечить около 20 % потребности столицы.
Разлив пива в коричневую стеклотару является мировым стандартом, поскольку в такой бутылке напиток намного дольше сохраняет свои вкусовые качества. Но темно-коричневые бутылки пока делают только два российских предприятиях – Покровский стекольный завод (Вологодская область) и «Свет» (Можга, Удмуртия). По девальвации рубля разница в цене отечественных и импортных бутылок была незначительной и большая часть их ввозилась из Восточной Европы. Сейчас стоимость бутылки местного производства составляет 7,5 цента, а хорошей импортной – около 10,5 цента. И бутылочное производство РАСКО все равно не сможет насытить рынок.
По расчетам, мощность нового производства смогут удовлетворять потребности Москвы и ближайших регионов менее чем на 10 %.
Новое производство бутылок будет развернуто в давно бездействующем цеху по производству цветных кинескопов завода «Хроматрон». Последние годы предприятие жило только за счет сдачи производственных площадей в аренду. Сейчас ТЭО проекта по размещению производства бутылок проходит утверждение в московском правительстве. И если оформление документов не задержится, то в мае 2001 года на «Хроматроне» будет установлена первая очередь производства мощностью 350 млн. бутылок в год.
Инвестировать 70 млн. долл. «РАСКО» намерена как из собственных средств фонда Agribusiness, так и за счет кредитов. Кроме того, «РАСКО» привлекает в проект стратегического инвестора. Им станет некий европейский производитель стекольного оборудования, который возьмет на себя техническое обеспечение строительства, шеф-монтаж оборудования и ввод завода в эксплуатацию, а также дизайн продукции.

Можно привести и другие положительные примеры. Там, где руководители осваивают новые методы хозяйствования и управления, совершенствуют производство и внедряют новую технику, борются за выживание добиваются успехов.
При реформировании экономики стекольная промышленность имела ряд существенных преимуществ:
- относительно высокую концентрацию и хорошее обеспечение высококвалифицированными специалистами;
- наличие собственных сырьевых баз и возможность их расширения, перспективные возможности увеличения поставок соды из Башкортостана и поташа из Пермской области, кварцевого песка – из Рязанской области;
- большую привлекательность продукции для рынка, и в связи с этим, постоянно растущий спрос на многие ее виды.


Таким образом, потребность в стеклопродукции обеспечивала загрузку оборудования и позволяла сохранять рабочие места и получать доходы;
- близость таких крупнейших потребностей, как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область;
- преимущества относительно западных производителей (например, Германии) по производственным затратам и, особенно, по расходам на перевозку грузов российским потребностям;
- достаточно высокое качество продукции относительно других российских производителей, которое в конкурентном соревновании обеспечивало бесперебойный сбыт изделий;
- удобное транспортное положение области. Хотя транспортная инфраструктура и нуждается в улучшении, расширении сете путей сообщения, однако это не добавляет сложности стекольным предприятиям (они имеют собственные подъездные ж.д. пути с нормальной колеей) и не является существенной проблемой для отгрузки их продукции.
Указанные преимущества смягчили воздействие на предприятия стекольной промышленности «шоковой терапии», но не устранили проблем, возникших в связи с переходом к рынку. Эти факторы можно разделить на две взаимосвязанные группы: внешние, не зависящие от самих предприятий, и внутренние. Вызванные чаще всего замедленной адаптации трудовых коллективов к новым экономическим отношением. Внешними факторами следует считать:
- отсутствие надежных правовых рамок хозяйственной деятельности в условиях перехода к рынку;
- финансовую политику государства, конфискационные меры которой сужают свободу хозяйственной деятельности предприятий;
- недостаточную функциональность и надежность действующей банковской системы и слабое использование перераспределительной функции кредита;
- нестабильную ситуацию на товарных рынках, как внутренних, так и мировых; сохраняющуюся экономико-политическую неустойчивость в стране.

Правовая защищенность хозяйственной деятельности отраслей и предприятий очень усложнена и не в полной мере обеспечивает планомерное проведение хозяйственной реформы. Трудно установить точное количество опубликованных законов, указов, рекомендаций и инструкций, регулирующих экономическую и предпринимательскую деятельность. И тем более трудно уловить между ними логическую связь и последовательное взаимодействие. Некоторые законы, многие рекомендации так и остаются на бумаге. «Изобилие» правовых актов вносит определенную путаницу и создает условия для выхода хозяйствующих субъектов из правового пространства и не способствует успешному реформированию экономики.
Для стабилизации и дальнейшего роста производства в настоящее время имеются ограниченные финансовые ресурсы, что усугубляется взаимными неплатежами. Кредиторская задолженность владимирских стекольных предприятий за 1999 год составила более 800 млн. руб. и превысила дебиторскую более, чем на 261 млн. руб., семь заводов являются убыточными.
Финансовое положение отрасли осложняется недостатком оборотных средств. Что касается инвестиций, то более реальным (пока теоретически) могло бы стать банковское кредитование. Однако коммерческие банки чаще всего проявляют нежелание рисковать, инвестировать крупные проекты, связанные с реконструкцией промышленных предприятий. Продолжает оставаться в основном краткосрочное кредитование. Некоторые коммерческие банки не оказывают кредитных услуг потому, что не обладают достаточным собственным капиталом. В настоящее время, когда наблюдается некоторый подъем экономики, как никогда, для промышленности важна устойчивая надежность ресурсной базы банков и расширение их взаимодействия с предприятиями, обеспечивающее возможности технического перевооружения предприятий. Предприятия сохраняют также надежду на скорее введение нового налогового законодательства, предусматривающего ослабление налогового бремени и упорядочение самой налоговой системы. Существующий в настоящее время потенциал рынка России по изделиям из стекла исключительно велик, а при устойчивом подъеме экономики страны может быть увеличен в несколько раз. Такой потенциал делает, в принципе, ненужным уход стекольной промышленности на зарубежные рынки, даже если ее продукции полностью удовлетворяет требованиям по качеству и может конкурировать на мировых рынках с зарубежными производителями по цене.
О ситуации на товарных рынках стекольной промышленности достаточное представление могут дать краткие характеристики рынков четырех групп изделий: тарного, хозяйственного, листового и технического стекла.

В сегменте продуктов «Тарное стекло» имеется большой потенциал спроса. С тенденцией дальнейшего роста в перспективе в 1,5 – 2 раза.
На фоне глубокого падения производства в большинстве отраслей промышленности области производство стеклянной тары, которое в 1991-94 гг. снизилось, в настоящее время стало ежегодно возрастать. Только два предприятия ОАО «Красное эхо» и компания «РАСКО» за последние два года увеличили выпуск стеклянной тары более, чем в 2,5 раза.
Конкурентоспособность тарного стекла подкрепляется достаточно высокой рентабельностью производства на большинстве предприятий.
Конъюнктура рынка для заводов, занимающихся выпуском стеклянной тары, достаточно благоприятна в связи с тем, что основными потребителями их продукции являются предприятия пищевой и виноводочной промышленности, поставляющие продукцию повседневного спроса, рост производства которых в перспективе будет увеличиваться. Поэтому практически вся продукция реализуется почти полностью (на 98 %) на территории России. В том числе 36 % - на территории Владимирской области. Положительно сказывается на реализации продукции близость производителей к Москве и Московской области, где постоянно увеличиваются потребности, в связи со строительством новых предприятий, установки мощных упаковочных линий западных производителей прохладительных и спиртных напитков.
Таким образом, конъюнктура рынка тарного стекла благоприятна для его владимирских производителей даже при более низкой, по сравнению с западными промышленными стандартами, производительности и высокой доле материальных затрат на производство продукции.

В сегменте рынка продуктов «Хозяйственное стекло» до последнего времени весь объем производства изделий из свинцового хрусталя, обычной стеклянной посуды и др. сбывался на внутреннем рынке России, а также на граничащих рынках стран СНГ (например, Казахстана, Узбекистана). И в этом случае спрос намного превышает существующие мощности производства (порядка 1-2 года). В небольших объемах эта продукция уже экспортируется на западные рынки сбыта. Величина издержек производства многих видов хозяйственного стекла такова, что предприятия имеют преимущества перед западными производителями и вполне могут компенсировать дальние перевозки продукции. Сложность сбыта продукции на внутреннем рынке определяется только уровнем платежеспособности населения, так как в отличие от тарного стекла, которое приобретают, как правило, крупные фирмы, основным потребитлем хозяйственного стекла является население. В этом сегменте рынка России маловероятно появление крупных иностранных конкурентов. Здесь скорее следует ожидать создания совместных предприятий с западными сбытовыми фирмами или производителями для работы на западных рынках.
Рынок с сегменте «Листовое стекло» скорее всего следует считать весьма проблематичным из-за низкой пока покупательной способности основного потребителя – строительные организации. Вместе с тем, даже при оживлении строительной сфер экономики России, положение на внутреннем рынке, вероятно, мало изменится, так как в ближайших к Владимирской области регионах – Нижнем Новгороде и Саратове действуют крупные заводы по выпуску листового стекла, производственные мощности которых пока значительно недоиспользуется.
Вместе с тем, строительное стекло, производимое предприятиями Владимирской области, имеет выход на рынки ближнего и дальнего зарубежья, что является серьезной гарантией дальнейшего увеличения этого вида продукции. Экспорт строительного стекла во многом будет зависеть от качества продукции и тарифов на перевозки.
За последние годы на предприятиях области в широком ассортименте налажено производство стекольных изделий для автомобильной промышленности. Однако, развитие и привлекательность рынка стекла для автомобильной промышленности зависим от того, как будет развиваться автомобильная промышленность России в перспективе. И как будет она защищена импортными ограничениями. В настоящее время это развитие можно оценить как ненадежное.
Положение в сегменте рынка «Техническое стекло» определяется главным образом перспективами развития оборонной промышленности, находящейся сейчас в состоянии конверсии, в связи с чем спрос ее значительно снизился. Однако появились потребности в изолировочных и покрывочных материалах в гражданских отраслях народного хозяйства, что открывает новые перспективы. На рынке спрос на эти материалы, как конечные продукты переработки технического стекла уже и сегодня намного превышает предложения.
Но в этом случае возможно появление на внутреннем российском рынке иностранных фирм-конкурентов. При соответствующей модернизации предприятий Владимирской области российские производители могут приобрести весомые преимущества в основном только за счет сохранения производственных затрат.
Для успешной конкуренции на внутренних и мировых рынках требуется дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры, технического перевооружения отрасли. Помимо активизации банковской системы необходимо развитие современных межрегиональных (транснациональных) средств связи, недостаточность ил отсутствие которых осложняет контакты с партнерами по закупке сырья и других материалов и сбыту готовой продукции, а также отпугивает потенциальных западных инвесторов. Крайне необходим более широкий доступ предприятий к деловой информации. Таким образом, внешние фактор являются как бы общим фоном функционирования предприятий и отраслей в складывающихся рыночных отношениях.
Внутренние фактор по существу составляют органическую часть процесса воспроизводства в рамках конкретного предприятия. К внутренним факторам могут быть отнесен:
обеспеченность предприятий сырьем, энергоносителями, водой;
наличие рабочей сил, квалифицированных специалистов;
модернизация и техническое перевооружение, как основа улучшения технико-экономических показателей предприятия;
конкурентоспособность продукции;
инвестиционная политика и социальные программы предприятия.

Переход к рыночной экономике изменил, а точнее, усилил воздействие этих традиционных факторов на производство. Предприятия были поставлен в новые условия и должны были изменить свое экономическое поведение. Главная задача состояла в том, чтобы обеспечить жизнеспособность и экономическую самостоятельность предприятий.
Поэтому, при переходе на новые формы хозяйствования самым первым действием большинства заводов было наведение элементарного порядка в производстве, сбыте, учете, трудовой дисциплине и т.д. Следующим шагом было восстановление прежних или определение новых связей по сырью, материалам, энергоносителям и др., с потребителями готовой продукции, восстановление потерянных рынков сбыта и развитие новых. Следует подчеркнуть, что в стекольной промышленности Владимирской области проблема обеспечения материальными ресурсами не была такой острой, как в других отраслях, хотя выпуск стекла является высокоматериалоемким производством. Достаточно сказать, что в среднем по отрасли в структуре производственных затрат материальные затраты составляют 60,6 %, причем доля их постоянно увеличивается (в 1990 году была 50,9 %).
Доминирующих факторов для решения этой узловой проблемы два – местоположение предприятий относительно сырьевых баз и относительно конкурентов из других регионов страны, в первую очередь ближайших.
Из сырьевых материалов выделяются три основных вида: кварцевый песок, доломит, сода. В связи с вводом нового оборудования на ряде стеклозаводов потребность в сырье, начиная с 1995 года стала расти, особенно повысились требования к его качеству. Потребности стекольной промышленности в кварцевом песке в ближайшей перспективе могут быть лишь частично удовлетворены из расположенного на территории области песчаного карьера Великодворье – 1. Не вдаваясь в технологические детали, заметим, что песок этого месторождения требует дополнительной обработки. В отдаленной перспективе это месторождение при соответствующей развитии может на десятилетия обеспечить сырьем не только стекольные предприятия Владимирской области, но и общую потребность в песке России и других стран СНГ.

Для производства изделий из хрусталя и некоторой другой продукции, идущей на экспорт, необходим высококачественный песок с пониженным содержанием железа. Этого сырья Владимирская область не имеет; его необходимо завозить из Украины на расстоянии около 1500 км. Техническое переоснащение обогатительным оборудованием предприятия Великодворье – 1 может изменить ситуацию и обеспечить стеклозаводы высококачественным кварцевым песком. Но, во-первых, для этого нужны значительные инвестиции. А во-вторых, и в этом случае для производства свинцового хрусталя все равно придется завозить высококачественный песок из Украины.
Следует иметь ввиду, что на территории соседних Московской и Рязанской областей построены обогатительные фабрики на местных месторождениях. В результате, использование месторождений кварцевого песка всех трех областей может гарантированно обеспечить стекольную промышленность Владимирской области этим важным сырьем.
содой стекольная промышленность, как и вся Российская промышленность, обеспечиваются с самого крупного месторождения в районе Уфы. Доломит стекольная промышленность области получает с местных самых крупных и качественных месторождений, расположенных в районе городов Коврова и Судогды. Это положение дает определенное преимущество относительно других производителей изделий из стекла.
Как уже отмечалось, серьезным преимуществом стекольной промышленности области является обеспеченность хорошо подготовленными специалистами. Это стало возможным, в частности, потому, что при установке импортного оборудования (объем таких работ был довольно существенным) фирмы-производители оборудования проводили обучение с целью повышения квалификации обслуживающего оборудование персонала. Вместе с тем, в коммерческой сфере не хватает специалистов по маркетингу, бухгалтерии и финансам, сбыту, управлению качеством, юристов и др. Подготовка таких специалистов крайне необходима.
За прошедшие годы реформирования усилилось внимание к совершенствованию кадровой политики предприятий. Стало больше обращаться внимания на подготовку новых специалистов, переподготовку кадров, обучению работы в новых условиях хозяйствования. Несмотря на финансовые трудности администрация большинства предприятий сохранила в основном трудовые коллективы, особенно высококвалифицированных специалистов. Тому есть очень серьезное основание, помимо чисто производственной заинтересованности. Стекольные заводы, расположенные в поселках городского типа, выполняют градообразующие функции. Трудоспособное население поселков занято преимущественно на этих предприятиях. Большое сокращение штатных работников для многих уволенных означает невозможность найти другую работу со всеми вытекающими социальными последствиями.
И все же движение кадров в отрасли большое. Только за период 1990-1999 гг. средняя численность промышленно-производственного персонала (на крупных и средних предприятиях) уменьшилось в 8,5 тс. чел. В 1999 году среднемесячная заработная плата промышленно-производственного персонала (по кругу крупных и средних предприятий) составляла примерно 1170 тыс. рублей, несколько выше, чем в среднем по промышленности.
Больше всего изменений в действиях предприятий произошло по отношению к ассортименту выпускаемой продукции, к которому рынок предъявил широкий круг новых требований.
Стекольные предприятия области в первые годы проведения реформы вынуждены были приостанавливать работу, главным образом, в связи с затовариванием. На складах, по разным причинам, скапливалась значительная часть готовой продукции, которая пользовалась ограниченным спросом. Это побудило начать более значительную переориентацию производства на выпуск продукции, пользующейся повышенным спросом, причем, на некоторых стеклозаводах такие изменения происходили многократно.
Для того, чтобы расширить круг потребителей, предприятия начинают применять новые материалы, меняют дизайн изделий и т.п.
Но самым главным направлением хозяйственной деятельности предприятий стекольной промышленности стала борьба за эффективность производства: снижение себестоимость продукции, уменьшение ее материалоемкости, оптимизацию структуры производственных затрат путем совершенствования технологии, установки нового ил реконструкции действующего оборудования, более производительного использования мощностей и рабочего времени и т.д. Но это еще не дало (в целом по отрасли) желаемых результатов: слишком велики потери прошлых лет и трудности современной ситуации.
Одновременно с проведением мероприятий по повышению эффективности производства стеклозаводы много внимания уделяли развитию системы сбыта, изучению спроса, практически создавалась новая маркетинговая система, адекватная рыночным условиям. Понимая, что это – центральный фактор для достижения конкурентоспособности их продукции. Конкуренция, к тому же, и движущая сила рынка. Для предприятия конкуренция является мощной побудительной силой, вынуждающей принимать такие экономические и технические решения, которые должны непременно позволить продукции пробиться на рынок. Интенсивность конкуренции в российской стекольной промышленности и во Владимирской области незначительна (за исключением листового стекла, о чем уже упоминалось): даже без целенаправленной маркетинговой деятельности спрос намного опережает предложения.
Появление на внутренних рынках в ближайшее время новых конкурентов проблематично, в связи с трудностями финансирования как модернизации действующих предприятий, так и строительства новых. Будущий успех производителей стекольных изделий в значительной мере будет зависеть от того, насколько отдельным предприятиям удастся в ближайшие годы осуществить модернизацию и техническое перевооружение производства.
Зарубежные конкуренты также маловероятны на внутренне рынке из-за высоких транспортных расходов и более высокой себестоимости их продукции. Как показывают маркетинговые исследования, российскими конкурентами могут быть предприятия Тверской и Брянской областей. Однако техническое состояние этих предприятий, в среднем, хуже, чем стекольных заводов Владимирской области. Преимуществом может быть и возможность кооперации многочисленных предприятий Владимирской области по закупкам материальных ресурсов и сбыту готовой продукции. Стекольные предприятия других – отдаленных регионов – не могут составить конкуренцию предприятиям области, что предопределяется современной достаточно сильной тенденцией к регионализации товарных рынков.
Предприятия стекольной промышленности области постоянно активизируют работу по освоению не только внутреннего, но и внешнего рынков. Уже в настоящее время на экспорт начало поступать строительное стекло, кварц и изделия из него, стеклянная посуда и изделия из хрусталя. Однако доля предприятий отрасли в экспортных поставках области пока не превышает 2-3 %. Среди стран-партнеров из дальнего зарубежья – США, Германия, Япония, Китай, Италия и др.
Среди особенно сложных проблем предприятий – выбор правильной инвестиционной политики, учитывая что собственных средств крайне мало, чтобы решать крупные задачи технического перевооружения и успешного вхождения в рынок.
Рынок, как правило, требует высокоразвитого и технического оснащенного производства. Но это капиталоемкий фактор. Предприятия к настоящему времени в основном исчерпали те резервы своей производительной базы, которые можно было задействовать без существенных капитальных вложений и, естественно, без существенных изменений структуры производства.
Единственно возможный в современных условиях путь реализации формируемых на предприятиях инвестиционных программ – привлечение потенциальных отечественных и иностранных инвесторов, взаимодействие с коммерческими банками, федеральными и местными властями и формирование отраслевых объединений оп технологическому принципу. Иностранные инвесторы не всегда решаются рисковать своими капиталами. Поэтому для наших предприятий эффективной формой сотрудничества с ними является создание совместных предприятий, либо привлечение инвестиций в обмен на крупный пакет акций предприятий, что, в конечном счете, может привести к потери самостоятельности.

Сегодня, как всегда, стекольные заводы нуждаются в модернизации и реконструкции на базе новейших достижений техники и науки, передового зарубежного опыта.
Необходимость скорейшей модернизации стекольной отрасли стала одной из главных тем прошедшей в Гусь-Хрустальном международной конференции «Стеклотара – XXI» О серьезности намерений ее участников говорит то, что среди 92 компаний из России, СНГ и стран дальнего зарубежья более 20-ти блыли представлены известными во всем мире фирмами-производителями стеклоформующего оборудования. Главная цель мероприятия – привлечение западных инвесторов. В самом деле, без существенных капитальных вложений в отрасль Владимирская область может утратить статус российского центра стеклоделия. При этом все больше развивается производство стеклотары и других российских регионах. В самой Владимирской области – историческом центре российского производства стекла выпускают сегодня всего 25 % отечественной стеклотары, главным образом бутылок.
как отметили в интервью «Известия» представители западногерманской фирмы «Hohe-Glas», основные проблемы российской стекольной отрасли – «узость ассортимента и ее раздробленность на множество мелких заводов, что мешает ее модернизации». Сложность работы в России отмечают практически все западные участники конференции. Так, по словам менеджера по продажам бельгийской компании ОМСО Марникса Валварта, активная стадия сотрудничества ОМСА с Россией закончилась еще в период московской Олимпиады, когда требовались стеклоформы для производства бутылок под пепси-колу.
В отсутствие конкуренции с западными фирмами не спешат расширять производство и российские производители. Только два из семи заводов – изготовителей стеклотары во Владимирской области – завод «Красное Эхо» и ООО «Российско-американская стекольная компания» (РАСКО) – провели модернизацию оборудования, закупив за последние 3 года несколько высокопроизводительных линий чешской фирмы «Scol-strou», которые позволили увеличить выпуск бутылок на 500 млн. в год. В 2000 году в компании «РАСКО» будет запущена самая производительная в России (до 240 бутылок в минуту) линия «Emhart Glas» стоимостью около 1 млн. долл. Во Владимирской области это будет первая подобная машина, в то время как за последние 6 лет «Emhart Glas» поставила в другие российские регионы 13 своих машин. В планах компании – к 2005 году довести объем производства бутылок до 2 млрд. в год и выйти на уровень крупной европейской компании. При этом планируется, что более 65 % объемов будут составлять бутылки под пиво из темного стекла.
Более мелкие производители бутылок пока держатся на плаву за счет демпинговых цен на свою продукцию. Резкое увеличение объемов производства на крупных заводах может привести либо к разорению, либо к вынужденному перепрофилированию мелких производств. По словам представителя «Scol-strou», «еще 3-4 года назад все российские заводы были примерно в равном положении, но сейчас ситуации кардинально меняется». Быстрые перемены в стекольной отрасли могут иметь и серьезные социальные последствия для жителей поселков, для которых мелкие стекольные заводы являются градообразующими. Однако было бы ошибочным полагать, что работающие еще на печном топливе небольшие предприятия стекольной индустрии исчезнут уже в ближайшие годы. По словам представителя бельгийской компании «Go To» Сержа Далборга, «рабочие руки в России намного дешевле, чем на Западе, за счет чего и автоматизация технологических процессов на мелких заводах еще некоторое время не потребуется».
Следует отметить, что большая роль в инновациях принадлежит научным учреждениям. В этом плане владимирским стекольщикам оказывает ощутимую помощь Гусевский научно-исследовательский институт стекла (НИИСтекла). В настоящее время НИИСтекла сотрудничает более чем со 120 стекольными заводами России и стран СНГ и предлагает полный набор услуг в организации производства стеклоизделий – от разработки проекта до сдачи объекта «под ключ», выполняет и поставляет: новые разработки, технологии, оборудование, проекты; обеспечивает: изготовление оборудования, автоматики, внедрение технологии, сдачу объектов «под ключ» и сервисное обслуживание. Наличие такого емкого научного потенциала помогает стекольной отрасли быстрее выйти из кризисной ситуации, интенсивнее осваивать новую технику и оборудование.
Наконец, социальная политика, как внутренний фактор воздействия рынка на экономическое положение предприятия и конкурентоспособность его продукции. Прежде всего она связана с социальной сферой, которая долгое время составляла существенную часть хозяйства предприятий. Собственные объекты социальной сферы (жилье, больницы, школы, детские сады и т.д.) были сильными привлекательными факторами многих, особенно крупных, промышленных предприятий при решении кадровых проблем. Рынок с его жестким требованием снижения удельных производственных и непроизводственных расходов и повышения конкурентоспособности продукции заставил предприятия многих отраслей промышленности отделиться от этой части своего хозяйства. Но этого не могли сделать многие предприятия стекольной промышленности в силу их градообразующих функций практически повсеместно. Напротив, для многих из них при низкой заработной плате, росте неплатежеспособности населения социальная сфера, забота о ее постоянном улучшении стали частью экономической политики. В структуре затрат на производство промышленной продукции стекольной промышленности расход на оплату труда составляет 20,2 % до 28 %, что значительно выше, чем в целом в промышленности области.
За последние годы на стекольных предприятиях большое внимание уделяется подготовке и переподготовке кадров руководителей производственных звеньев, работников основных профессий вопросам реформирования экономики и совершенствованию управления, усиления роди маркетинговых служб. Организуются различные семинары по маркетингу и менеджменту. Как правило, их проводят высокопрофессиональные специалисты, ученые, представители зарубежных фирм, активно ведется курсовая переподготовка кадров и непосредственно на предприятиях.
Большую роль в подготовке специалистов новой формации для стекольной промышленности играет Гусевской Стекольный колледж. Здесь обучение студентов ведется по 10 специальностям и профессиям. Преподавательский коллектив ведет большую работу по сохранению и развитию лучших традиций стекольной отрасли, прививая студентам любовь и уважение к своей профессии. В результате организации высокопрофессионального обучения из стен колледжа выходят конкурентно способные работники, умеющие ориентироваться в рыночных условиях, работать с прогрессивной техникой и технологией, использовать новые более эффективные методы организации труда и производства, специалисты обладающие профессиональной подвижностью, гибкостью и мобильностью.
Задачи по дальнейшему развитию стекольной промышленности в новых экономических условиях обуславливаются итогами работы отрасли, техническим состоянием предприятий. Сегодняшнее состояние стекольной промышленности открывает возможности успешного выхода из кризиса и добиваться укрепления экономического и финансового состояния.
Развитие стекольной промышленности будет происходить в соответствии с реализацией Закона Владимирской области «Об основах промышленной политики Владимирской области», которым предусматривается прирост объемов выпуска продукции уже в 2000 году на 10 % и 2-3 % ежегодно в 2001-2003 годах. Данная тенденция продолжится и в последующие годы. Реальные перспективы для постоянного наращивания выпуска продукции в отрасли имеются.

Миронов В.Н. История стеклоделия и его роль в экономике Владимирской области. 2000 г.
1. Из истории стеклоделия.
2. Стеклоделие на Руси.
3. Проникновение стеклоделия на Владимирскую землю
4. Стеклоделие во Владимирской губернии в XIX веке
5. Стеклоделие во Владимирской губернии в нач. ХХ века.
6. Стеклоделие на Владимирской земле после ВОВ
7. Стекольная промышленность в 1970-1990-е годы.
8. Стекольная промышленность на пути к рынку.

ИСТОРИЯ Владимирской области

Город Гусь-Хрустальный.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Гусь | Добавил: Jupiter (31.10.2016)
Просмотров: 41 | Теги: промышленность, стеклоделие, Гусь-хрустальный район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика