Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
05:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Стеклоделие на Руси

Стеклоделие на Руси

1. Из истории стеклоделия.
2. Стеклоделие на Руси.
3. Проникновение стеклоделия на Владимирскую землю
4. Стеклоделие во Владимирской губернии в XIX веке
5. Стеклоделие во Владимирской губернии в нач. ХХ века.
6. Стеклоделие на Владимирской земле после ВОВ
7. Стекольная промышленность в 1970-1990-е годы.
8. Стекольная промышленность на пути к рынку.

Стеклоделие на Руси прошло большой и непростой путь. Оно имеет свою многовековую историю, на страницах которой запечатлены все основные направления его становления и развития.
Довольно заметные следы зарождения стеклоделия на Руси прослеживаются в Х-ХI вв. При этом первые его шаги обнаружены не в одном месте. Наиболее рельефно они проявились в пределах Киевской Руси. При археологических раскопках на территории некоторых ее городов найдены, относящиеся к тому времени эмальерные и стеклодельные мастерские. Они существовали в Киеве, Белгороде, Вышгороде, Житомире. Остатки подобных мастерских найдены и в Новгороде.
И вполне возможно, что в имевшейся тогда в Киеве такой мастерской были изготовлены знаменитые мозаики для построенного там в 1017 году собора Святой Софии. Нельзя исключить, а вероятнее всего можно предполагать, что в существовавшей тогда подобной мастерской в Новгороде изготовлялись мозаики для сооруженного там собора тоже Святой Софии.
В этих мастерских было развито производство стеклянных и эмалевых украшений, отличавшихся тонкостью и изяществом обработки. В них выдувались полые стеклянные сосуды, делали стеклянные украшения. При раскопках было найдено большое количество цветных стеклянных браслетов, тонкостенных бокалов. Простые сорта стекол готовились из мытого речного песка и поташа из золы растений. В целях обеспечения легкоплавкости в состав добавляли окись свинца, понижая, тем самым, температуру плавления до 730-760 градусов. Окрашивание стекла производилось окисью меди - в зеленый цвет, а добавив глины, получали зеленовато-синий цвет. Все необходимые для этого материалы стеклоделы имели в достаточном количестве.
Многое показали и развалины дворцов и храмов, которые были построены в Х-ХI вв. При разборке и раскопках их найдены куски оконного круглого стекла. Такое листовое стекло в свое время вырабатывалось в такой древней стране, как Финикия. Оттуда оно было завезено в Европу, где сначала производилось тем же способом, путем выдувания. В дальнейшем европейские стеклоделы отказались от него и перешли к халявному методу производства листового оконного стекла.
На Руси круглое - «лунное» стекло тоже выдувалось. Полученный при этом шар доводился до плоского полого состояния, ко дну шара по его центру крепилась понтия - железный стержень длиной около полутора метров с круглой плоской площадкой на конце. Этой площадкой понтия крепилась к стеклу. Затем выдувная трубка от шара отделялась. Получавшееся небольшое отверстие расширялось и обрезалось ножницами до большого диаметра. Изделие на понтии вносилось в печь и разогревалось до вязкого состояния. После этого понтия энергично крутилась вокруг своей оси. Под действием центробежных сил края шара отходили на окружность, шар превращался в диск, становился плоским. Отделенный от понтии и прошедший отжиг этот диск разрезался на куски или иногда вставлялся в оконную раму целиком. Вот такие рамы и были найдены в развалинах дворцов и храмов.
В соответствии с потребностями стеклоделы варили стекла разных составов. Для эмалей и смальты, например, варилось свинцово-кремнеземное стекло, отличавшееся особо низкой плавкостью. Если возникала необходимость в стекле наиболее удобном для обработки, окрашивания и устойчивости против кристаллизации, то варилось калийно-свинцово-кремнеземное или калийно-кальциево-кремнеземное стекло.
Все это выявили археологические раскопки. А проводившиеся на их основе исследования убедительно доказали, что время возникновения стеклоделия на Руси следует отнести к эпохе первых киевских князей.
Славянское стеклоделие стало быстро развиваться. В нем не чувствовалось какой-то закостенелости. Оно расширялось, становилось все более многообразным, раздвигались и его территориальные границы. В XII веке производство эмалей, мозаичной плитки, декоративной керамики достигло Владимира, Суздаля и Рязани.
Но на пути развития стеклоделия в России имелось немало препятствующих факторов. Во многом затрудняли и сдерживали его продвижение междоусобные войны, ссоры и распри удельных князей и феодалов.
А в начале 30-х годов XIII в. в пределы русских земель вторглись ордынские полчища, беспощадно разорявшие города и села. Повсюду наступило хозяйственное затишье. Происходил упадок ремесленного, в том числе и стекольного, производства. Многие технологические приемы были утрачены. Нарушились установившиеся торговые связи. «В сие же время, - писал известный русский историк Н.М. Карамзин,- терзаемая Россия напрягала силы свои исключительно для того, чтобы не исчезнуть»
Только в юго-западных землях, до которых не докатилась волна нашествия, не затухал огонь в стекловаренных печах. Здешние мастера явились хранителями традиций древнерусского стеклоделия, которые они передали как эстафету мастерам более позднего времени.
И лишь во второй пол. XIV века, более чем через 150 лет, началось залечивание полученных ран, наступило оживление в хозяйственном развитии. Восстановилось ремесленное, включая, безусловно, и стекольное производство. Все более многочисленной становилась сеть стекольных мастерских.
Однако было вполне очевидно, что внутренние возможности ремесла ограничены и не в состоянии обеспечить потребности страны в стекольной продукции. Жизнь настоятельно требовала появления более крупных производственных подразделений, с иной организацией труда, с иной технической основой.
Началось возникновение стекольных заводов.
Но это не означало исчезновения ремесленного производства. Ремесло и промыслы продолжали действовать, оставаясь важными звеньями в производстве стеклянных изделий.
Первый стеклозавод в Московской Руси возник в 1639 году при царе Михаиле Федоровиче Романове. Инициатором его появления был некий пушечный мастер Юлий Койет, прибывший в 1630 году из Швеции в Москву на государственную службу. Он был человеком не молодым, прибыл с женой, тремя сыновьями и двумя дочерьми. Видимо был он и не беден, если на перевозку его багажа потребовалось 80 подвод. Царь принял его милостиво, наградил ценными подарками и даже предоставил дом в Москве. Ю. Койет обязался основать стекольный завод, выдвинув при этом условие = монополию на 15 лет. Соглашение состоялось и 31 мая 1634 года ему была дана жалованная грамота, в которой говорилось: «… пушечного и рудознатного дела мастера Елисея Койета пожаловали, в нашем Московском государстве скляничное дело делать велели».
Вскоре прибыл и немецкий мастер Павел Куппель, с которым Койет выбрал, место для предприятия - пустошь Духанинскую в 40-50 верстах от Москвы, хорошо обеспеченную лесом на дрова и на производство золы. Но Ю. Койет не дожил до ввода стеклозавода. Дело завершил его сын Антонио. Судя по его донесению, к 1639 году завод был сполна построен. Мастера вербовались за границей на короткие сроки, с правом выезда по их окончании. Поэтому они часто менялись и предприятие работало с остановками.
Для строительства этого завода все материалы, а также все необходимое для состава стекла, ввозилось из-за границы. Но прошло совсем немного времени, как нашлись и песок, и отличные огнеупорные гжельские глины, равных которым не было даже у немецких мастеров.
В 1660 году Антонио Койет умер и заводом стали управлять его жена и жена компаньона. Сын его перешел на службу переводчиком в посольский приказ. Предприятие действовало только в летнее время, на зиму из-за холодов закрывалось. Выдувалось лишь грубое стекло - оконное и некоторые виды аптекарской посуды. Эта продукция в основном реализовывалась в Москве и только небольшая ее доля попадала на другие рынки.
Стеклозавод Койета являлся частным владением. Вместе с тем стали появляться и казенные стекольные предприятия. В 1668 году такой завод был заложен под Москвой в селе Измайлово, в уделах самого царя Алексея Михайловича. В первое время на нем использовались мастера с Духанинского завода, затем были приглашены из Венеции. В составе вырабатываемой продукции были стаканы, кубки, кувшины, блюда и тарелки, склянки разных наименований и размеров. С приездом мастеров из Венеции качество изделий улучшилось, появилось качественное, тонкое стекло. Посуда раскрашивалась по венецианским рецептам. Выпускаемые изделия стали удовлетворять высокие требования не только отечественных, но и зарубежных потребителей. Продукция завода шла как на дворцовые нужды, так и на рынок. На гостином дворе Москвы был специальный шатер, где выпускаемая посуда выставлялась и продавалась. В небольших количествах она вывозилась и за пределы страны, преимущественно в Персию.

Прошло немного времени, и опять непосредственно в частных уделах царя Алексея Михайловича, в Черноголовке возникает второй казенный стекольный завод. По своим производственным возможностям он значительно уступал первому заводу. Это был сарай, в котором сосредотачивалось все производство, вплоть до варки золы. Продукция его предназначалась, преимущественно, для тех же целей, что и завода в Измайлово.
Появление этих предприятий не являлось какой-то случайностью. Оно было выражением настоятельных требований времени. Но их производственные мощности были крайне незначительными. Выпускаемая ими продукция не могла внести каких-либо заметных изменений на внутрироссийском рынке стекла. Положение на нем оставалось прежним, неизменным. Ввоз в страну различных стекольных изделий не уменьшался.
Важным периодом в развитии стекольного производства в России стала эпоха Петра Первого. Вернувшись из поездки по Западной Европе, он сразу и настойчиво предпринял шаги к строительству отечественных стекольных предприятий. Вот одна из попыток в этом направлении. Именным приказом Петр предписал торговому человеку гостиной сотни Якову Романову (гостиная сотня состояла из самых богатых купцов) построить стекольный завод на Москве - реке у Гайницких ворот. Производственные объекты Романов построил, но мастеров не нашел. Четыре года он в поисках их проездил по Украине, но безрезультатно, и разорившись, вернулся в Москву. Однако от выполнения приказа Петра он не отступил. Посыльные его продолжали искать мастеров. Прошло еще два года. И вот один из посыльных сманил трех мастеров с гутного завода Василия Буковского. Казалось, что можно вводить завод в действие, но печи обвалились. Когда они были восстановлены, Романов был уже не в состоянии содержать мастеров. И на этом все его действия, связанные со стекольным заводом, совсем приостановились.
Но Петр не оставил в забытье свою мечту о строительстве стеклозавода у Тайницких ворот. Завод там был построен, но не частновладельческий, а казенный. Произошло это в 90-х годах XVII века.
Действия Петра были смелыми и решительными, их пронизывала глубокая забота об экономическом развитии России. При этом, казна выступала в роли организатора создания и строительства первых предприятий во всех отраслях промышленности. В конце XVII и в первой четверти XVIII века около половины построенных промышленных предприятий были возведены за счет казны или с ее помощью.
Расширилось и строительство казенных стекольных предприятий. Одним из них был зеркальный завод. Петр знал, что в Париже имеется и успешно функционирует большая зеркальная фабрика. Он знал, что подобные предприятия есть также в Англии и Венеции. Чем хуже Россия?
Строительство зеркального завода развернулось вблизи Москвы, на Воробьевых горах. Они тогда не входили в состав городской территории. Стройка на объекте строго подконтрольной пользовалась необходимой поддержкой. Работы на объекте осуществлялись безостановочно. Завод вступил в действие в 1706 году.
Все постройки на заводе были каменными. Стеклоплавильную печь, рассчитанную на шесть горшков сложили из дикого камня «какие бывают на железных заводах, чтоб не трескались, со сводами». В заводских помещениях размещались: составная, печи предварительного сжигания шихты, гончарная по изготовлению горшков для варки стекла и прочих огнеупорных изделий. Горшки со сваренным стеклом вынимались из печи движущимся ухватом, поднимались воротом, опрокидывались на плоскую форму. После этого стекло разравнивалось специальным катком до должной толщины. Затем лист задвигался в печь на отжиг, продолжавшийся несколько дней, потом шлифовался, разрезался и приготовлялись разные размеры зеркала, вплоть до 2,75х1,88 м. Таких зеркал в то время Европа еще не знала.
Подавляющее большинство мастеров для работы на заводе приглашались из-за границы, в частности, из Англии. К ним приставляли молодых людей, более всего из военных, для подготовки из них мастеров. Завозились из западноевропейских стран также инструмент и некоторые составные части стекла.
Постройка Воробьевского завода стоила около 14 тысяч рублей. По соседству с производством были построены семь светлиц для мастеров и изба для работников.
В действиях Петра нередко выражалась линия на передачу построенных казенных предприятий в частное владение. Это он намеревался осуществить и в отношении Воробьевского стекольного предприятия. Состоялись даже некоторые переговоры с неким Вилимом Лайду. Но эта попытка не получила практического решения и завод продолжал оставаться казенным предприятием.
Передача заводов в частные руки не означала, стремления государства избавиться от запущенных предприятий. В этом выражалась принципиальная линия Петра во всемирное привлечение к развитию производственных сил частного, торгового, купеческого капитала, который к концу его царствования стал, в большинстве своем, капиталом промышленным.
Миновало всего одно десятилетие после ввода Воробьевского завода, как состав казенных стекольных предприятий получил новое пополнение. В 1717 году около села Жабино Ямбургского уезда стал действовать новый стекольный завод. В нем имелось три отделения: литого зеркального стекла; стекла листового выдувного (в том числе и «лунного»), стекла оконного и хрустальной посуды.
На Ямубргском заводе, как и на Воробьевском, все основные производственные объекты были казенными. Производство оснащалось разнообразными печными агрегатами, сложным инструментом и приспособлениями. Широко использовалось местное сырье, включая гжельскую огнеупорную глину. Большинство мастеров были приглашены из западноевропейских стран.
Не остался без казенных стекольных заводов и Санкт-Петербург. Первое такое предприятие возникло там в 1738 году. Расположилось оно на Фонтанке у Семеновского моста и стало впоследствии известно как Императорский стекольный завод. Основным ассортиментом его продукции были хрустальные гравированные изделия. Они отличались изысканностью форм, математически точной продуманностью выразительных средств, тонким цветовым решением. Это предприятие поставляло сервизы для императорского двора и крупнейших сановников. Изделия завода были созвучны архитектуре Петербурга: та же величественность и парадность. Руководили предприятием высококвалифицированные специалисты и художники. Завод пользовался всесторонней поддержкой царского двора.
Петр Первый не исключал возможного участия иностранного капитала в строительстве стекольных заводов в России. Но при этом выдвигались определенные условия. В числе их = строгое требование к владельцам предприятий обучить мастерству стекольного дела работающих русских людей. Указывалось сколько человек нужно обучить и к какому сроку.
Наряду с расширением казенных предприятий развивались и частновладельческие стекольные мануфактуры. Они были одними из ведущих звеньев в экономической политике Петра. Принимались в связи с этим и соответствующие законодательные акты. В 1712 году для общего руководства промышленностью и торговлей в Москве учредили Коллегиум о коммерции, который в 1715 году преобразовали в Коммерцколлегию для руководства торговлей. В 1719 году появился новый законодательный акт, об учреждении Мануфактур-коллегии с обширным полем ее деятельности. Важнейшими ее задачами являлись: наблюдение за общим состоянием промышленности, передача в случае необходимости казенных предприятий в частное владение, всемерная поддержка предпринимательства, всяческое его поощрение, предоставление ссуд на льготных условиях, приписка крестьян к фабрикам и заводам. В 1721 году Петр издал указ, разрешающий купцам приобретать целые деревни. Этот указ оказал благоприятное воздействие на развитие промышленности, в том числе и стекольной.
Началось быстрое развитие русской стекольной мануфактуры. Вот, например, некоторые из тех мануфактур, что возникли до 1725 года, вскоре после того, как появилась Мануфактур-коллегия:
Минтера Андрей. Стекольный. Основан в 1719 г. Дмитриевский уезд.
Левкин Тимофей. Стекольный. Основан в 1722 г. Можайский уезд.
Комаров Иван. Стекольный. Основан в 1723 г. Владимирский уезд.
Ансилов Сергей. Стекольный. Основан в 1723 г. Можайский уезд.
Мальцов Василий. Стекольный. Основан в 1724 г. Московский уезд.
Гаврилов и Лигинов. Хрустальный. Основан в 1724 г. Московский уезд.
Мокеев Иван. Стекольный. Основан в 1725 г. Волоколамский уезд.

Это были своего рода первые всходы, вслед за которыми появилась широкая поросль более крупных стекольных мануфактур по всей России. В 1747 году в Ярославской губернии появилась хрустальная фабрика купца Степана Свешникова. В 1748 году Петр и Емельян Немчиновы начали строительство стеклянной и хрустальной фабрики в Дорогобужском уезде Смоленской губернии. В 1763 году в Пензенской губернии был построен Никольско-Пестриковский хрустальный завод. А в следующем, 1764 году в той же губернии стал действовать, того же производственного профиля, завод Бахметьева. В 1778 году в деревне Киричи Рязанской губернии возникает хрустальный завод Смольянинова. На пути Москва-Петербург появились и развивались стекольные заводы в Тверской, Новгородской и Петербургской губерниях.
В это же время процесс развития мануфактурной формы производства стекла и тоже по преимуществу часновладельческой, происходил и в странах Западной Европы. В этот именно период, там возникали и формировались крупные стеклянные мануфактуры. Одним из примеров являлся крупнейший, по тому времени, французский стекольный завод в городе Баккара, основанный в 1765-1766 гг.

Мануфактура - это уже сложное производство, более высокая форма его организации. В России из старейших и пользовавшихся широкой известностью была стекольная мануфактура Мальцова. Зарождалась она так. В 1723 году житель Гжатской пристани Назар Дружинин вместе с калужским посадником Сергеем Аксеновым получили разрешение на устройство Гжатского стекольного завода. В 1724 году они взяли к себе в компаньоны гостиной сотни купца города Рыльска Василия Васильевича Мальцова. В 1725 году Дружинин умер. Мальцов купил его акции. В 1730 году не стало и Сергея Аксенова. Жена его и дочь продали свою долю Василию Мальцову и его брату Афанасию.
Завод находился в Можайском уезде, в Болонском стане на синодальной земле. В компаньоны был принят орловец Нечавкин, который, однако, участия в делах не принимал. И по указу Сената в 1734 году «по непотреблению капитала и по нежительству на фабрике устранен». В это время Афанасий умер и Василий Мальцов остался единственным хозяином фабрики. В этом же 1734 году он обратился в Мануфактур-коллегию за разрешением купить крестьян без земель.
На царском троне в эти годы была Анна Иоанновна. Практически все дела при ней вершил ее фаворит Бирон. В угоду немцам все русские унижались и притеснялись. Предоставленное Петром право купцам и посадникам покупать крестьян с земельными наделами было отменено. Однако Василию Мальцову все же удалось получить разрешение на покупку крестьян без земли, и то лишь на несколько человек, что его не могло удовлетворить.
Вступившая на царский трон дочь Петра Елизавета Петровна (1741-1761 гг.) восстановила установленное ее отцом право владельцев предприятий покупать деревни с крестьянами, которые становились как бы частью фабрики, не могли от нее ни отделяться, ни продаваться. Крестьяне становились поселенными, но не крепостными, владельца предприятия.
Используя изменившуюся обстановку, Василий Мальцов в 1745 году возбудил ходатайство о приобретении целых деревень. В нем он писал, «что мастера-иноземцы, вывезенные им и братом Афанасием, много уже постарели, а надлежит обучить ради Российской славы великорусских людей, да на той же фабрике были мастерами малороссияне, которые по указу жить вечно не желают». На основе Петровского Указа ему разрешили купить до 200 душ крестьян с обязательством что «он, Мальцов, деревни содержать будет только для размножения фабрики… и тех деревень, особо никакими вымыслами ни за кем укреплять не будет».
Получив разрешение, В. Мальцов купил сельцо Новое и в августе 1746 года в Мануфактур-коллегию поступило от него прошение, что «он ту фабрику, мастеровых и работных людей и крестьян в сельце Новом в вечное владение отдал своим детям, орловским купцам Акиму и Александру и детям их». И в октябре последовал указ «на владение ими фабрикою и имением».
Много стекольных заводов расположилось недалеко от Москвы и в самой Москве. Они расходовали в больших количествах лесные ресурсы. Это стало заметно в лесах Подмосковья. Академия наук подняла тревогу. В мае 1744 года по ее предложению Правительствующий Сенат рассмотрел вопрос и принял решение о сохранении лесов Подмосковья.
Однако время шло, а положение не изменялось. Вырубка лесов стеклоделами продолжалась. Появился новый сенатский указ за подписью самой Елизаветы Петровны. Обнародован он был в сентябре 1747 года. В нем категорически запрещалось строить в Подмосковье новые заводы «если нет условий подвозки топлива речным транспортом из дальних, а не близких мест». В ноябре того же года вновь было «повелено фабрики расстоянием от Москвы 200 верст снести вообще».
Мальцовы понимали обстановку, но проявляли медлительность в решении проблемы перемещения своих предприятий. Но все же ее им пришлось решать. Было подано прошение Александра Мальцова о переносе его доли хрустальной фабрики из сельца Новое в Орловскую губернию. Подбирал место для своей доли предприятия и Аким Васильевич Мальцов.
Но тут возникли некоторые новые обстоятельства. В конце 1752 года императорский двор переезжал из Петербурга в Москву и обнаружилось, что в пути часть дворцовой посуды разбилась. Поступил соответствующий заказ в Мануфактур-коллегию, которая исполнение его возложила на предприятие Александра Мальцова. Также было и в ноябре 1753 года, когда побитой оказалась посуда при пожаре Московского зимнего дворца Елизаветы Петровны.
Эти заказы Мальцовы выполнили с достоинством. Но вопрос о перемещении их предприятий с повестки дня не снимался. И все встало на свои места после того, как 30 августа 1754 года в третий раз вышел указ «Об уничтожении всех хрустальных, стеклянных и железных фабрик в 200 верстах во все стороны от Москвы».
В соответствии с ранее вынесенным прошением Александр Мальцов получил разрешение на размещение своего предприятия в даче дворцового села Радутино Трубчевского уезда Орловской губернии, что в 500 верстах от Москвы. Но действовал он здесь сравнительно непродолжительное время. В 1767 году дворцовая контора расторгла договор с Мальцовым и основала в Радутино свой казенный винокуренный завод. Предприятие А. Мальцова переместилось в купленную у поручика Безобразова деревню Радице Брянского уезда. В это время Мальцовы настойчиво ходатайствуют о получении дворянского звания, так как не дворяне не имели тогда права владеть населенными землями. Племянники Василий и Савва дознались, что их родоначальник и прадед в 1634-1670 гг. служил в городе Чернигове в полицейских чинах, дающих право на дворянство. В 1760 и в 1766 гг. дворянское звание, родословную и герб получили племянники, а в 1775 году - Аким Мальцов и его двоюродный брат Фома Мальцов. После этого и деревня Радище на законном основании стала собственностью теперь уже дворян Мальцовых. Однако, стеклозавод Александра Мальцова здесь не задержался. В 1796 году он окончательно закрепился в селе Дятьково Орловской губернии.
Подыскивал место для размещения своего предприятия и Аким Мальцов. Взоры его были устремлены в сторону Владимирской земли.

Это был период когда началось восхождение Мальцовых. Возникали все новые их предприятия. Они развивали свое стекольное производство в двух территориальных группах. Первую именовали коренной - это были Орловская, Калужская и Смоленская губернии. Вторая группа предприятий расположилась во Владимирской и Рязанской губерниях.

В начале XVII века в Европе появляются первые научные труды по стеклоделию. В 1612 году во Флоренции была издана книга римского монаха А. Нери, которую можно считать первым научным трудом в области стеклоделия. Книга эта, дополненная во второй половине XVII века К. Мерретом (Англия) и И. Кункелем (Германия) сделалась надолго классическим руководством по технологии стеклоделия.
В середине XVIII века к стеклоделию проявлялся повышенный интерес. Во Франции Академия наук проводила конкурсы на лучшую работу по темам совершенствования его технологии, и получения стекла высокого качества.
В России интенсивные и разносторонние исследования по стеклу проводил Михаил Васильевич Ломоносов. Он являлся первым русским ученым и основоположником научного стеклоделия. Им было впервые осуществлено опробование ряда окислов как стеклообразующих компонентов.
С момента организации первой научной химической лаборатории в России (1748 год) Ломоносов проводил интенсивную исследовательскую работу по химии и технологии стекла. В 1764 году он написал: «Здесь более четырех тысяч опытов, коих не только рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил».
Придавая огромное значение связи теории с практикой, Ломоносов говорил: «Прилагаю я возможное старание, чтобы делать стекло разных цветов и в том имею нарочитые прогрессы. При всех своих практических опытах записываю и те обстоятельства, которые надлежат до химической теории».
Исследования Ломоносова по стеклу являются первыми в истории науки и техники стеклоделия, выполненными по широко задуманному плану. Многие его исследования посвящены цветным металлам. Он изучил поведение красителей в восстановительной и окислительной среде. При изучении условий получения золотого рубина Ломоносов постепенно переходит от двухкомпонентных стекол к наиболее сложным - шестикомпонентным. В 1751 году он не только открыл секрет, но и изготовил золотой рубин, мечту многих стеклоделов.
В том же году или за 130 лет до Шотта им изучалось влияние ртутных солей на окраску стекла. За 120 лет до Гаркурта Ломоносов вводил в стекло магний и сурьму.
В декабре 1752 года было дано «позволение профессору Ломоносову завесть фабрику для делания разноцветных стекол, бисеру, склярусу и других галантерейных изделий», ввозимых из других стран. В 1754 году строительство фабрики завершилось, она стала действующим предприятием. Наряду с предназначавшейся к выпуску продукций, здесь по разработанным Ломоносовым состава, изготовлялась мозаика, являвшаяся основой его знаменитых мозаичных картин. Фабрика, по существу, стала опытным заводом или крупной лабораторией.
Многое сделал Ломоносов для популяризации стекла как универсального материала. В широко известном его письме графу И.И. Шувалову он писал:
«Неправо о стекле те думают,
Шувалов,
которые стекло чтут ниже
минералов».
Призывно звучала ода Ломоносова о достоинствах стекла. Она являлась важным средством развития интереса общественности к стеклоделию. Она была неотделима от происходивших тогда процессов его развития на просторах России.
В 1765 году в России насчитывалось всего 12 стекольных предприятий. Прошло лишь одно десятилетие, и количество их увеличилось более чем в 7 раз. В 1776 году в стране уже 86 стекольных заводов. Рост их числа продолжалась и в последней четверти XVIII века. Количество стекольных предприятий возросло еще на 25 %. В 1804 году в России действовало 114 стекольных заводов.
В том же направлении и без снижения интенсивности продолжалось становление стекольной отрасли промышленности и в XIX веке. Количественный состав стекольных предприятий возрос за это время почти в 2,3 раза. Вот как он изменился в этот период:
В 1814 г. - 155 предприятий; в 1826 г. - 164 предприятия; в 1850 г. - 189 предприятий; в 1883 г. - 196 предприятий; в 1889 г. - 258 предприятий.

Общим для всех этих предприятий являлось то, что они занимались производством стекла. Это объединяло их в отрасль. Но внутри ее между ними имелись определенные различия. По конкретной производственной направленности они были неоднородны. В конце XIX века действовавшие в России стекольные предприятия по своему производственному профилю подразделялись так:
Посудное стекло - 53 предприятия;
Листовое (оконное) стекло - 104 предприятия;
Лампы и ламповое стекло - 32 предприятия;
Бутылки - 98 предприятий;
Зеркальное стекло и зеркала - 11 предприятий;
Прочие стеклянные изделия - 61 предприятие.

Ввод новых предприятий предопределил соответствующие изменения и в численности работающих в стекольной отрасли промышленности. В период с 1804 по 1884 год она увеличилась почти в 5,5 раз. В 1889 году на стекольных заводах России работало 23225 человек, в том числе 18326 мужчин. Почти 14 % работающих составляли подростки.
Постепенно повышался технический уровень производства. Стекольные предприятия оснащались паровыми машинами. В 1889 году на стеклозаводах имелось 70 паровых машин, и кроме того 46 водяных двигателей. Совершался переход на газогенераторы полной схемы, с рекуперацией отходящего газа. Это позволяло разрядить в определенной степени напряженного положение с топливом. Ведь теперь использовались все остатки лесозаготовок, а также порубки ухода за лесом.
Немало нового появилось в технологии стекольного производства. Так, например, в производстве листового стекла достаточно широко использовался бельгийский способ, по которому заготовка формируется мастером в виде готового цилиндра, что сокращало отходы стекла и упрощало дальнейшее получение листа. В производстве стеклянной посуды - стаканов, фужеров, рюмок - внедрялся метод работы в «отрезку», по которому изделие, сформированное гутенским мастером, после отделения от выдувальной трубки не возвращалось к нему для завершающей обработки, а поступало в отжиг и окончательно обрабатывалось в другом цехе. Этот способ существенно повышал производительность труда гутенских мастеров и способствовал ускорению общезаводского выпуска продукции.
Большое событие произошло в бутылочном производстве. Здесь появились ванные печи, вместо горшковых, что исключало варку тугоплавного бутылочного стекла в горшках.
Всеобщее потребление получил сульфат натрия. Автором предложения о его применении в стекловарении был академик К.Г. Лаксман. Он предложил заменить золу и поташ, получавшихся из древесины, природной глауберовой солью. Однако, вскоре это его предложение, имевшее важное значение, было забыто и длительное время не использовалось.
Немало появилось в это время трудов ученых России по вопросам технологии стекольного производства. В начале 50-х годов XIX столетия была издана работа А.К. Чугунова по ускорению варки стекла. Он предложил новый способ приготовления шиты - ее брикетирование.
Большой интерес представляли работы С.П. Петухова, которого Д.И. Менделеев называл лучшим знатоком стекольной технологии. В своих работах по мозаике он продолжал традиции М.В. Ломоносова. Подготовленный им труд «Стеклоделие» и поныне не утратил своей научной и практической значимости.
Постоянный интерес к технологии стекла проявлял и сам Д.И. Менделеев, который вырос на стекольном заводе и много времени в детстве привел у стекловаренных печей. В предисловии к одной из книг С.П. Петухова он даже выразил сожаление, что время не позволяет ему отдаться науке о стекле. Тем не менее, из под его пера вышло в свет несколько работ, связанных с технологией стекла.
Это лишь некоторые из трудов русских ученых, изданных в то время по тематике технологии стеклоделия. Перечень их без каких-либо затруднений можно было бы и продолжить. Но в этом нет особой необходимости. Все они, прямо и непосредственно, причастны к тем совершенствованиям в технологии стекольного производства в России, которые произошли, в частности, во второй половине XIX века.
Количественное пополнение состава предприятий, позитивные изменения в технологии, повышение технологического уровня, хотя еще и малозаметное, расширило производственные возможности стеклоделия. На этой основе последовательно возрастили объемы производства в стекольной отрасли. Так, например, на стекольных предприятиях Европейской России он за 1879-1894 годы, т.е. за 15 лет, увеличился в 1,8 раза.
Во многом изменился ассортимент выпускаемой продукции. Появились новые разновидности изделий, повысилось их качество.
Большинство стекольных предприятий, начиная с первых лет своей деятельности, выпускало не только утилитарные сосуды необходимые человеку каждодневно в быту, в столовом и кухонном обиходе. Наряду с выработкой рядовой посуды, бутылок и листового стекла изготовлялись также и декоративные изделия, служащие для удовлетворения эстетических потребностей. Важное место в ассортименте выпускаемой продукции занимали изделия из хрусталя, к которому русские стеклоделы всегда проявляли особое уважение.
Значительное развитие получило художественное стеклоделие. Формировалось оно не на основе каких-то доставшихся в наследство художественных традиций, а исключительно по мере освоения мастерства, которое достигло больших успехов. Это наглядно показала всероссийская выставка мануфактурных изделий 1829 года. На ней две больших золотых медали были присуждены хрустальным заводам. О сосудах завода И.А. Мальцова тогда писали, что они отличаются «чистотой и ровностью в стекле, имеют весьма хорошую отделку и недорогую цену, в особенности обращает на себя внимание всегдашние, употребительные в домашнем быту вещи, как-то гладкие и с небогатой шлифовкой графины, стаканы, рюмки, бокалы и тому подобное, ибо по сие время ни на каком заводе в России так чисто, искусно и аккуратно не выделывались, и оная фабрика - первая, которая довела до такой степени, что ежедневно употребляемые вещи не уступают и английским, а потому принадлежат к первому разряду».
Такая же высокая оценка давалась хрустальным изделиям Никольско-Пестровского завода Бахметьева. Изделия этих заводов были близки по своему характеру, имели много общего.
В конце XVIII и первой половине XIX века наряду с выработкой хрусталя развивалось цветное стеклоделие. Выпускалось большое количество различных сосудов из цветных стекол. Модными были приборы одинаковые по форме и по размеру, но сделанные из стекол разных цветов: зеленого, синего, желтого, бирюзового. В 30-40-х годах XIX столетия многие заводы вырабатывали из цветного и бесцветного стекла разнообразных фасонов стаканы, кружки, тарелки, кубки с накладными медальонами, на которых изображались военные сцены, портреты М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, М.И. Платова и других героев Отечественной войны 1812 года.
Но «национальный характер в русском художественном стекле этого времени выражался не только в сюжете росписи. Он проявился в общем эмоционально-образном строе сосудов. Рюмки и приборы были спокойны и строги по форме и ясны по пропорциям. Лаконичный декор из крупных и четких граней в хрустальных предметах ограничено располагался на поверхности и придавая сосудам торжественность и монументальность, растительный же орнамент сохранял черты народного искусства».
В середине XIX столетия наступил некоторый упадок в художественном оформлении стекла. Практическая деятельность стекольных заводов ориентировалась только на внутренний рынок, который поглощал все, включая даже простую прессованную посуду. Выход заводчикам на внешний рынок преградили невероятно высокие пошлины на стекло.
Однако из этого отнюдь не следует, что вообще приостановилось развитие художественного стеклоделия. Оно продолжалось, мастерство по изготовлению стеклянных и хрустальных изделий совершенствовалось. Да и само замедление развития художественного стеклоделия заняло далеко не всю половину столетия.
Ведущими в стекольном производстве России являлись Мальцевские предприятия. Они почти два века занимали господствующее положение в русском стеклоделии. На их заводах были сделаны многие важные открытия в области стекловарения. Они первыми в России стали выпускать отечественный хрусталь. В конце XVIII века мальцевские заводы выпускали его уже в больших количествах, а в XIX веке на их долю приходилась почти половина отечественного производства. По многим изделиям предприятия Мальцовых успешно конкурировали с Санкт-Петербургским императорским стекольным заводом.
Это о мальцевских предприятиях исследователь стеклоделия середины XIX века В. Шмидт писал: «Всей промышленной России известны имена гг. С.И. и И.С. Мальцовых. Ежегодно производство этих двух фабрикантов превышает сумму 800000 рублей серебром, и в их руках находится более пятой части всего производства стекла и хрусталя в России».
Стеклоделие в России развивалось последовательно и интенсивно. Это почувствовал и всероссийский рынок. Поступление на него товаров российских предприятий значительно увеличилось. Но это не означало, что полностью приостановился завоз стеклянных товаров из других стран. Он продолжался и составлял одну восьмую - одну десятую часть рыночного оборота. Ввозились главным образом хрустальная гладкая посуда, большемерное бельгийское оконное стекло и стекла зеркальные.
Новым, невиданным, во всех отношениях подъемом ознаменовалось развитие стекольной промышленности в советский период. Несмотря на все трудности, в первые годы после Октябрьской революции стали создаваться научные учреждения, занимающиеся исследованиями в области технологии стекла. В декабре 1918 года началась деятельность Государственного оптического института. В 1919 году стала действовать Государственная испытательная стекольно-керамическая лаборатория, преобразованная впоследствии в институт силикатов. В 1925 году была организована кафедра силикатов, а затем кафедра технологии стекла в Московском химико-технологическом институте имени Д.И. Менделеева. Примерно в это же время появляется кафедра технологии стекла в Ленинградском химико-технологическом институте имени Ленсовета.
В предверии и в наступившие 30-е годы состав стекольной отрасли стал пополняться новыми предприятиями. Одним из них являлся стекольный завод в Константиновке, оборудованный машинами для вертикального вытягивания оконного стекла. Это был самый крупный завод такого профиля в Европе. В 1936 году он выработал 11 млн. квадратных метров оконного стекла, что в два раза превышало количество такого стекла, выпускавшегося в 1917 году всеми стекольными предприятиями России.
Один за другим вступали в строй новые гиганты стекольной индустрии - заводы вблизи Ленинграда, Горького, Гомельский, Улан-Уденский заводы и другие. Общий выпуск оконного стекла по Советскому Союзу в 1936 году составил 92 млн. квадратных метров.
Одновременно были построены заводы бутылочного стекла и стеклянной консервной тары в Орджоникидзе, Херсоне и ряде других городов. Механизированы заводы сортового и электроколбочного стекла. Освоено производство всех видов технического стекла и изделий из стеклянного волокна.
Новым важным этапом на пути развития стекольной промышленности являлись годы после Великой Отечественной войны. Выделяются среди них 60-е и 70-е годы. В строй вступили новые предприятия. Более совершенной стали организация производства, его технический уровень; расширилась номенклатура выпускаемой продукции, появилось много новых видов изделий. Дальнейшее развитие получило художественное стеклоделие.
Продолжали развиваться научные учреждения, связанные со стеклоделием. В конце 50-х годов был организован Институт силикатов Академии наук СССР. Одно из важных мест в составе этих учреждений занимал Всесоюзный государственный научно-исследовательский институт стекла. Укреплялись кафедры технологии стекла в соответствующих институтах Томска, Киева, Харькова, Свердловска, Иванова, Горького, Минска, Львова, Новочеркасска и других городов.
В стране сформировалась мощная строительная индустрия, оснащенная современной технологией. Выросли талантливые конструкторы новых стекловаренных печей и стеклоделательных машин. Создано было все необходимое для дальнейшего поступательного движения.

Миронов В.Н. История стеклоделия и его роль в экономике Владимирской области. 2000 г.

ИСТОРИЯ Владимирской области

Город Гусь-Хрустальный.
Гусевский завод «Стекловолокно»

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Гусь | Добавил: Николай (31.05.2016)
Просмотров: 3979 | Теги: стеклоделие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru