Главная
Регистрация
Вход
Пятница
20.01.2017
15:00
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220

Категории раздела
Святые [130]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [455]
Суздаль [178]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [121]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [31]
Юрьев [67]
Судогда [16]
Москва [41]
Покров [31]
Гусь [32]
Вязники [93]
Камешково [24]
Ковров [34]
Гороховец [15]
Александров [46]
Переславль [55]
Кольчугино [16]
История [13]
Киржач [19]
Шуя [24]
Религия [1]
Иваново [18]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [2]
Меленки [7]

Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Село Турабьево, Юрьев-Польский район

Село Турабьево

- Турабьево (Юрьев-Польский р-н). Селище. XI-XIV вв.

В бывшем селе Турабьево, что на севере Суздальского Ополья, вот уже несколько лет ведутся масштабные археологические раскопки. Огромный интерес ученых вызвали сохранившиеся здесь следы поселений XI-XIV веков. А отыскать их помогла уникальная берестяная грамота - опись имущества некоего Турабея, обнаруженная на территории Московского Кремля.

Свое название село получило от языческого Тура, бога сладострастия.
Исторически известным Турабьево становится в пол. XV в. и в письменных источниках этого времени оно значится дворцовым имением князей и княгинь Московских. В первый раз турабьево упоминается в духовном завещании 1453 г. великой княгини Софьи Витовтовны, вдовствующей супруги Великого князя Василия Дмитриевича, которая, распределяя свое движимое и недвижимое имение между сыном своим, Великим князем Василием Васильевичем, и его детьми, своими внуками, завещала Турабьево старшему внуку, князю Юрию Васильевичу. Князь Юрий Васильевич, не имея детей, перед своей смертью в 1472 г., завещал Турабьево своему брату, князю Андрею Васильевичу. В течение XVI и XVII вв. Турабьево принадлежало по прежнему князьям и царям Московским.

1609 г. - в начале года Администрация Лжедмитрия сумела обуздать отряды загонщиков, но для сбора налогов в Юрьевский уезд прибыли тушинские полки Я. Микулинского и Я. Стравинского. Их люди разобрали в приставства дворцовые волости Симскую, Турабьевскую, Некоморнскую, Скомовскую и Лычевскую и противодействуют попыткам своего же царя Лжедмитрия раздать в уезде владения другим людям.

В окладных книгах патриаршего приказа 1628 года село показано дворцовой вотчиной Царя Михаила Феодоровича. В первой четв. XVIII в. Петр Великий пожаловал село Турабьево князю Борису Алексеевичу Голицыну, в роде которого оно оставалось до 1770 г.; а в этом году внук Бориса Голицына, князь Алексей Сергеевич Голицын продал Турабьево дворянину Ивану Никитичу Демидову. Последним владельцем села был помещик Есипов.

1797 г. в Юрьев-Польском уезде (а также Суздальском) прокатилась волна крестьянских бунтов, причиной которых явились чрезмерные претиснения со стороны помещиков. В Юрьев-Польском уезде волнения проходили в Турабьевской волости и деревне Податнево с захватом помещичьих владений и отрешением от дел управляющих. В Турабьевской волости численность взбунтовавшихся крестьян составила более 2-х тысяч человек. Зачинщиками турабьевского бунта были крестьяне села Скомово: Иван Карцов, Емельян Карцов, Данила Никонов, которые были поддержаны священником дмитриевской церкви Федором Ивановым. Крестьянин Иван Карцов был принят императором Павлом I и отпущен домой, а владимирскому генерал-губернатору было поручено проследить за отсутствием дальнейших притеснений.
«№ 8 (118). По отношению генерал-прокурора о защищении крестьян села Турабьева Ивана Карпова и деревни Податнева Герасима Ѳедо¬рова от притеснений. 1797 г.
Эти крестьяне в качестве поверенных жаловались Государю на притеснения от помещиков Демидова и Соленикова, но по сделанному им внушению о дерзости их поступка принесли повинную и Государь простил их, ве¬лев отправиться домой; и ген. прокурор просит губер¬натора защитить их на случай притеснений от поме¬щиков» (Владимирская ученая архивная комиссия. Труды: Кн. 2. - 1900.).

Храм Рождества Христова

В упомянутом выше завещании Софьи Витовтовны, от 1453 г., Турабьево называется селом; значит можно полагать, что в это время в Турабьеве уже существовала церковь. В XVII в. церковь в селе была в честь Рождества Христова и в окладных книгах патриаршего казенного приказа под 1628 годом она записана так: «церковь Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в государеве дворцовом селе Турабьеве дани двадцать три алтына четыре денги десятильнича гривна». Церковь была деревянной.
В 1779 г. иждивением прихожан, на каменном фундаменте, была построена деревянная холодная церковь, крытая железом. В ней было три престола: главный – в честь Рождества Христова, по правую сторону от него – в честь св. пр. Илии и по левую сторону – во имя пр. Елисея.

В 1843 г., рядом с холодной церковью, была построена усердием прихожан теплая каменная церковь, с каменной колокольней, с одним престолом – в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1866 г. обе церкви – Христорождественская и Покровская были обнесены каменной с железными решетками оградой.
«В церкви сохраняются следующие старинные богослужебные принадлежности,- из книг: Евангелие, печатанное в Москве в 1775 году, с надписью: «1778 года декабря 25 дня сие Евангелие сделано тщанием дворянина Ивана Никитича Демидова в Юрьевскую его вотчину в село Турабьево церковь во имя Рождества Христова; делал мастер Александр Кункин»; Евангелие, печатанное в Москве 1774 г., с надписью: «1777 г. делал мастер Александр Кункин»; вероятно,- вклад того же Демидова; Октоих, с надписью: «сию книгу Октоих Юрьевского уезду Польского приложил Боярин Князь Борис Алексеевич Голицын в вотчину в село Турабьево в церковь Рождества Христова безмездно»; Цветная триодь, с надписью: «7178 года марта 3 дня приложил глаголемую книгу Цветную триодь к церкви пророка Илии Федор Андреев сын Павлов по своим родителях»; Библия, с надписью: «сия библия села Турабьева церкви Рождества Христова приложена оная в церковь того же села прикащицею Степанидою Афанасьевой для поминовения за упокой ея мужа Василия Афанасьева 1808 года августа 2 дня»; из церковной утвари: напрестольный серебряный крест, с надписью: «1778 года сентября 13 дня»; двои богослужебные серебряные сосуды, из коих одни 1777 года, а другие 1800 года; два напрестольные серебряные ковчега 1778 и 1779 годов, весу в них до 4 фунтов; серебряный ковчег для хранения мира и елея, употребляемый при крещении, 1779 года, весу в нем до 2 фунтов; серебряное кадило 1779 года, весу в нем 1 фунт 33 золотника; серебряный ковчег для подаяния теплоты 1824 года. Кем пожертвована указанная утварь, неизвестно».
«Земли при церкви: усадебной 3 десятины, пахотной 28 дес. 1,426 кв. саж. И сенокосной 4 десятины 2,120 кв. саж.; под дорогою 654 кв. сажени. Документы на землю имеются. Кроме того, имеется земля, принадлежавшая некогда Ильинской монастырской церкви, в следующем количестве: сенокосной 2 десятины 1,700 кв. саж., пахотной 45 десятин 1,203 кв. саж., под дорогою и оврагом 226 кв. саж. И близ сел Лучинского малого и Голянищева 15 десятин 1,046 кв. саж. Документы на Ильинскую землю имеются.
Причт: священник и псаломщик. На содержание причт получает: от земли 300 руб., за требоисправления 300 руб. и от сбора хлебом 20 руб., а всего в год до 620 рублей. Причт имеет дома собственные, на церковной земле».
Приход: село Турабьево, Георгиевская слободка и деревня Доброе Пристанище.
В приходе всех дворов 111, душ мужского пола 328, а женского пола 388 душ».

Турабьевское училище открыто 18 февраля 1893 г. В 1900 г. учащихся – 16 мальчиков и 7 девочек. Попечитель – дворянин Александр Иустинович Соллогуб, в должности с 18 февраля 1893 г. Законоучитель – священник с. Турабьева Иоанн Степанович Введенский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии; в должности с 1893 г. Учительница Екатерина Алексеевна Смирнова, окончившая курс во Владимирской епархиальном училище; на службе с 11 октября 1893 г., а в этом училище с 1 ноября 1894 г.
Помещение училища собственное, построенное при помощи А.И. Соллогуб, удобное; квартира для учительницы при училище.

Ильинский женский монастырь

Церкви принадлежала каменная часовня, в полуверсты от села, построенная на месте бывшего Ильинского женского монастыря. «Часовня украшена иконами: св. пр. Илии, великомуч. Георгия, Покрова Пресвятой Богородицы и Спасителя. На южной стороне часовни есть надпись такого содержания: «памятник воздвигнутый на месте бывшего храма во имя св. пр. Илии, где был прежде девичий монастырь, о коем свидетельствуется в писцовых 7154 (1646) года книгах». В 1670 г. Ильинский монастырь продолжал существовать, как показывает надпись на Цветной триоди, находившейся в церкви. Время основания и упразднения монастыря неизвестно.

В советское время храмы Турабьева были закрыты. В каменном Покровском устроен клуб, потом столовая, позднее храм был разрушен. В деревянном храме был устроен склад. Каменная часовня в селе, построенная на месте девичьего Ильинского монастыря, была разрушена в 1950-х гг. Потом практически исчезло и само село.

Георгиевский монастырь Дубовые Церкви

«Георгиевская церковь, что при Георгиевской слободке, въ полуторе версте отъ Турабьева. Георгиевская церковь служитъ памятникомъ бывшаго здесь мужскаго монастыря, называвшагося Георгиевскимъ – дубовая церковь».
См. Георгиевский монастырь Дубовые Церкви.

"Ордынец" свиновод в Суздальском Ополье

Берестяная грамота № 3, найденная при раскопках в Московском Кремле в августе 2007г., - документ из 52 строк, написанных чернилами на бересте, стал главной археологической сенсацией нулевых годов. Документы по истории Москвы XIV - начала XV в. – исключительно редки и каждый новый источник, который может добавить новые данные об эпохе становления Московии, драгоценен для историков.

Однако восстановление текста этого документа, как и прочтение многих других берестяных грамот, оказалось сложной научной задачей. Лингвистам потребовалось более двух месяцев кропотливой работы, чтобы прочесть записи на бересте. Эта работа была выполнена академиком Андреем Анатольевичем Зализняком и доктором филологических наук Алексеем Алексеевичем Гиппиусом.
Московская берестяная грамота № 3 - первый хозяйственный документ конца XIV – начала XV в. из Московского Кремля, дошедший до нас в оригинале.
Грамота представляет собой перечень имущества некоего Турабия, человека, являвшегося в конце XIV века одним из приближенных московского князя, составленный управляющим его хозяйством. Судя по контексту документа и месту его находки, можно полагать, что Турабий – состоятельный представитель московской знати, владелец двора на Подоле Московского Кремля, имеющий также собственные поместья под Суздалем.
Автор описи подробно перечисляет зависимых людей, находившихся на службе у Турабия («молодые люди») и выданное им за службу серебро, зависимых крестьян («страдников»), домашний скот, стада свиней, овец, некоторые предметы обихода, использовавшиеся, вероятно, для приготовления пищи и питья для общих трапез («котел пивной железен», «котел медян ведра в два»).
При этом особенно подробно описаны лошади, принадлежавшие Турабию и составлявшие, вероятно, важную часть его имущества. Составитель документа разделяет ездовых лошадей, использовавшихся для верховой езды, и «страдных», использовавшихся для полевых работ. Подробно описаны масти лошадей – вороные, гнедые, чалые, карие, бурые, пегие.
26 лошадей из суздальского табуна были переданы управляющим некоему Кощею при свидетелях, в числе которых назван Федор, игумен Ильинского монастыря.
Многочисленность ездовых лошадей может указывать на военную службу Турабия и его «молодых людей». Это предположение хорошо согласуется с находками на Подоле Кремля множественных предметов вооружения и конского снаряжения.
Но здесь любопытно другое. Исследователи грамоты № 3 утверждают, что Турабий (судя по имени) выходец из Орды.
Ордынец, несмотря на то что в хозяйстве у него были свиньи? Интересно, почему это имя исследователи не связали с финскими автохтонами Московии?
Имя Туравий легко расчленяется на два исходных волжско-финских слова ТУРА и ВИЙ. Тура - прил. крутой; отвесный, обрывистый. Вий - сила; физическая энергия человека и животных. По смыслу получается что то вроде «Крутая Сила».
В славянском языке звук «В» произносится с участием губ и зубов (губно-зубной звук). А в мерянском, как и в родственном ему марийском языке, звук «В» произносился с участием только губ (губно-губной звук). Мерянский звук «В» звучит глуше русского и очень напоминает русский звук «Б».
Таким образом мерянское Туравий в русской транскрипции звучит как Турабий.
На территории Московии было много сёл с названием производным от имени Тураб(в)ий. Это село Турабьево упоминаемое в 14 веке, находившееся в Щелковском районе Московской области. Турабьево - село в Юрьев-Польском районе Владимирской области. Турабьево - деревня в Костромском районе Костромской области.
Как известно, большинство признанных исследователей топонимики коренных земель Москвии сходятся в одном. А именно в том, что около 90% названий населенных пунктов нашего края происходят от личных имен владельцев этих земель. Поскольку нет никаких явных причин, которые позволили бы считать Турабьево уникальным, то есть относящимся к оставшимся 10%, - связь между подмосковным и владимирскими Турабьевыми и упомянутым в грамоте Турабием - вполне добротная рабочая гипотеза.
То, что Турабий обладал селами и деревнями в разных местах, - как под Москвой, так и под Владимиром - во первых указано в самой грамоте, во вторых вполне соответствует исторической практике землевладения и вряд ли вызывает вопросы. Интересно в этом обстоятельстве то, что раз Турабий по грамоте их завещает, - значит это не временные дачи на время службы, а его родовая вотчина.
Сам факт, что "турабьевские села" по разным источникам располагались большей частью на берегах Клязьмы - так же кажется вполне веским доводом в защиту связи упомянутого в московской грамоте Турабия с местной мерянской элитой.
Итак, Турабий мог быть выходцем не из Орды, а из Суздальских земель, представителем местной финно-угорской знати, на службе у московского князя.
Берестяная грамота № 3 вводит нас в мир повседневной хозяйственной жизни московской финно-угорской знати конца XIV - XV в., показывает сложную организацию хозяйства, требовавшую продуманного управления и точного учета имущества, и знакомит с именами людей, населявших Москву в эпоху Дмитирия Ивановича Донского и его сына Василия Дмитриевича.
Особенно интересно присутствие в грамоте финно-угорских (Турабий, Ел(а)буга), татарских (Баирам, Ахмед) и славянских (Кощей) имен, которые свидетельствуют об этническом происхождении представителей московской знати в конце XIV в.

ИСТОРИЯ Владимирской области.

МОНАСТЫРИ Владимирской области
Юрьевское княжество
Стромынская дорога
Город Мстиславль
Семьинское городище
Древнерусские поселения вдоль р. Колокша
Городищи развитого средневековья Владимиро-Суздальского княжества.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Юрьев | Добавил: Jupiter (20.05.2015)
Просмотров: 718 | Теги: Юрьев-Польский | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика