Главная
Регистрация
Вход
Пятница
18.01.2019
11:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 570

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [998]
Суздаль [321]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [340]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [7]
Собинка [54]
Юрьев [127]
Судогда [50]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [108]
Вязники [214]
Камешково [57]
Ковров [283]
Гороховец [81]
Александров [166]
Переславль [96]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [43]
Шуя [87]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [17]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [32]
Писатели и поэты [11]
Промышленность [63]
Учебные заведения [28]
Владимирская губерния [26]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [23]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Село Парша Юрьев-Польского района

Село Парша

Парша — село в Юрьев-Польском районе Владимирской области России, входит в состав Красносельского сельского поселения.
Село расположено на берегу речки Липня (приток Ирмеса) в 21 км на северо-восток от райцентра города Юрьев-Польский, в 2 км от железнодорожной станци Старково на линии Юрьев-Польский — Иваново. «Парша находится от уезднаго города (Юрьевский уезд) в 14-ти верстах, от губернскаго города в 60-ти верстах при речке Липне».

Исторические известия о с. Парша относятся к началу XVII в.; из отказных патриарших книг видно, что в начале этого столетия село принадлежало Ивану Шевыреву; по смерти Шевырева наследниками его были: его вдова Евфимия Ивановна и жена его родного племянника вдова Соломонида Ивановна; в указанных патриарших книгах под 1635 годом записано: «октября 17 в селе Парше отделено в вотчину вдове Офимье Ивановой жене Шевырева да вдове Соломониде Ивановой жене Калачева крестьяне и пашня и всякая угодья по полям».
Означенные помещицы в 1635 г. с. Паршу продали за 850 рублей князю Якову Черкасскому. В роде князя Черкасского село оставалось до конца XVII в.
Из помещиков XVIII в.: Мусин-Пушкин и подпоручик Титов, строитель существующей в Парше церкви; последним же владельцем Парши был коллежкий советник Павел Марков, который в 1855 г. по духовному завещанию передал свою вотчину в владение Московского Комитета Императорского Человеколюбивого Общества.
Турабьевской волости, в селе Парше, 9 апреля 1876 г. сгорело 13 жилых, 0 нежилых строений, сумма страховой выплаты 515 рублей 40 копеек.
28 апреля 1876 г. сгорело 34 жилых, 48 нежилых строений, сумма страховой выплаты 1.524 рублей.
В конце XIX — начале XX века село являлось центром Паршинской волости Юрьевского уезда.

В 1905 г. происходили массовые случаи отказа от платежей повинностей помещикам в Паршинской волости Юрьевского уезда.
Летом 1905 года отказались от платежа повинностей целиком Никульская, Городищенская и Паршинская волости. В Паршинской волости крестьяне встретили кольями стражников, приехавших для описи имущества у крестьян, отказавшихся платить повинности. Опись имущества удалось произвести только после ареста нескольких крестьян.
Осенью 1905 года в Юрьевском уезде проводились революционные митинги, собрания и демонстрации крестьян.
На демонстрации в с. Скомове Паршинской волости крестьяне прошли с песнями и красными флагами по улице, причём читались листки о свободе, произносились революционные речи.
«Летом 1913 г. в Юрьев-Польский уезд из Москвы приезжала научная экспедиция для изучения полевых почв и лугов Владимирской губернии. В составе экспедиции находились крупнейшие специалисты сельского хозяйства. Среди них был и Василий Робертович Вильямс — представитель Петровской, ныне Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева. Свою работу экспедиция провела по маршруту селений: Парша, Турабьево, Даниловское, Ненашевское, Городище, Василёво, Вёска, Фёдоровское, Шегодское и лесная поляна возле села Радование» (газета «За коммунизм», 11 июля 1978 г., № 82.).
1 декабря 1917 года крестьяне Паршинской волости Юрьев-Польского уезда послали телеграмму в Москву Совнаркому: "Крестьянская беднота Паршинской волости шлёт горячий привет т. Ленину и этим подчёркивает, что твёрдо стоит за коммунистическое знамя и будет защищать его до последней капли крови".
«1 июня 1919 года в уезде было введено военное положение; тогда же создали четыре красноармейских отряда для облав. В ответ в селе Сима возник повстанческий штаб; повстанцы разгромили военкоматы в селах Симе, Паршине, Петрове, убили двух военкомов и вошли в Юрьев-Польский» (см. Восстания «зеленых» в гор. Юрьеве и уезде Владимирской губернии).
С 1929 года село входило в состав Малолучинского сельсовета Юрьев-Польского района.
С 1965 года — в составе Шипиловского сельсовета.

Численность населения: в 1859 г. - 542 чел., в 1905 г. - 705 чел., в 2002 г. - 5 чел., 2010 г. – 10 чел.
В настоящее время село Парша из большого населенного пункта превратилась в вымирающий дачный поселок.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

В начале XVII в. в Парше существовала деревянная церковь в честь Святых бессребреников Козьмы и Дамиана; в окладных патриарших книгах 1629 года она записана так: «церковь святых чудотворцев Козмы и Дамиана в селе Парша в вотчине Ивана Шевырева дани два алтына десятильничих гривна».
Село было разорено в Смутное время. Ещё в 1635 г. в селе церкви не было и в отказных патриарших книгах 143 с показано: «село (Парша) Ча речке Липне, а в нем церковное место был храм во имя Козмы и Демьян, да на церковной земле дворище попово пусто, да во дворе дьячек Ивашко Харитонов с сыном, дворище просвирницыно пусто». Вновь построенная церковь была освящена в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; а престол Святых бессребреников Козьмы и Дамиана сделан придельным, в церкви устроен был новый придел - во имя Преподобного Иоанна Лествичника.
В отказных патриарших книгах 1645-1647 гг. об этой церкви сообщаются следующие сведения: «в селе (Парше) церковь Введения Пресвятой. Богородицы, да приделе Козмы, и Дамиана да Ивана Описателя лествицы древяна вверх, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое строенье церковное вотчинниково, а на церковной земле во дворе поп Иван Галактионов, во дворе, пономарь Алешка Алексеев, в келье просвирница Анница Полуэхтова дочь, пашни паханыя церковныя добрыя земли 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен; приходских дворов в селе было: «двор вотчинников, двор прикащиков, крестьян. 19 дворов, в них 62 человек, 10 дворов бобыльских, в них 23 человек».
По книгам 1678-1679 гг. в селе приходских дворов значится: «двор боярский, двор прикащиков, двор земского дьячка, крестьян, и бобыльских 35 дворов, в них 125 человек, людских 10 дворов, в них 17 человек».
Деревянная Введенская церковь в селе существовала до 1802 г.; а в этом году от громового удара сгорела.
В 1803 г., вместо сгоревшей деревянной церкви, помещик Титов и прихожане построили каменную церковь, с такой же колокольней.

Павел Герасимович Воскресенский в 1862 году определен во священника в село Паршу, где и священствовал в течение 24 лет. Умер в 1886 г.
В церкви села служил его сын Аркадий Павлович Воскресенский, а затем внук Павел Аркадьевич (20 окт. 1891 г. р.). Обучался во Владимирской семинарии (1906-1912 гг.).

В церкви было три престола: в холодной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в теплой трапезной - в честь Святителя Николая Мирликийского и Святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Из св. икон в церкви особенным почитанием прихожан пользовалась икона Тихвинской Божией Матери, которая, по показаниям прихожан, записанным в местной церковной летописи, прославила себя чудотворениями. Пред иконою каждое воскресение после вечерни служился молебен с акафистом.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1801 года, за исключением с 1810 по 1830 годы, сгоревших в 1841 году, а исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1878 году.
Земли церковной: усадебной 3 десятины, с покосной 1 1/2 десятины и пахатной 28 1/2 десятин; кроме того, в приписном сельце Крапивье имелось сенокосной и пахотной земли 24 десятины 2340 квадр. сажен,— из них неудобной 350 квадр. сажен.
К церкви села Парши и села Шипилова приписан приход села Старкова.
Причт: священник и псаломщик. На содержание причта получалось: за требоисправления до 200 р. и от земли 340 p., а всего до 540 рублей в год; кроме того, причт получал с приписнаго Старковскаго прихода половину доходов — до 140 рублей. Дома причт имел собственные, на церковной земле.
Приход: село Парша и сельцо Крапивье. Всех дворов в приходе 113, душ мужского пола 358 и женского пола 413 душ.

С 1875 года в селе существовало земское народное училище и помещалось в собственном доме.

«19 февраля (1919 г.) вечером в с. Парше Юрьевск. уез. в доме местного священника был обнаружен спекулянт поп, приехавший из Троицкой обители. Для обмена на хлеб поп привёз с собой большой выбор икон, святого ладану, благовонного масла, исцеляющего от всех недугов, колец и крестиков, святой ваты для затыкания ушей. Все эти предметы батюшка менял на хлеб и зерно. За каждое медное колечко добрый батюшка брал пять фунтов хлеба.
В заключение батюшка предлагал мне свою нижнюю рясу, за которую просил три пуда ржи, в надежде, что по приезде в святую обитель ему дадут новую рясу. Я стал убеждать батюшку в его несправедливости и просил попа не бросать более плевелы на расцветающую ниву. Но батюшка оправдывался тем, что для них другого выхода нет и в данное время делать им в святой обители нечего: люди не хотят более посещать святой обители и не несут святой трудовой лепты, а ведь нас более 300 человек находится в лавре, где же найти средств к существованию? Граждане! дайте им дела! довольно жить путём обмана! Много ещё есть в кругу нас фальшивых элементов, доверяющихся им, и чтущих их святость, которые доверяются им и верят их ложной легендарности, это очень мешает благоустройству нашей жизни. Гоните этих лентяев трутней из их обители, и дайте им дела» (Юрьевские известия. Орган Юрьев-Польского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов, 14 марта 1919 г., № 8).
В 1929 г. Владимирским губисполкомом утверждено закрытие церкви в с. Парше Юрьев-Польского района.
Церковь была закрыта и разорена. В 1950-х гг. разрушена колокольня, из кирпичей которой построили ферму. Разорено было и сельское кладбище. В церкви открылся молокозавод и работал до 1966 года, когда здание стало рушиться.
Решением Законодательного Собрания Владимирской области от 18.08.1995 №222 Введенская церковь с. Парша признана памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.

Урочище Крапивье

Крапивье находилось на расстоянии полуторы версты от Парши и расположено на возвышенном левом берегу речки Липни.
В старинныя времена сельцо Крапивье было вотчиной разных помещиков; так, в патриарших отказных книгах 153—155 (1645—1647) годов показаны следующие владельцы: Андрей и Леонтий Русиновы, Андрей и Антон Мосеевы и Григорий Селезенев.
Из помещиков ХVIII столетия в церковных межевых книгах 1772 года упоминаются: генерал Ивинский, капитан Павлов, капитан Чубарев, г-жи Куроедова, Кузминская, Скворцова, Ильяшева, Ляпунова; последним же владельцем села был помещик Рубинов.
В начале XVII столетия, как видно из отказных патриарших книг, в Крапивье существовала церковь в честь Вознесения Господня, а при ней жили поп, дьячек, пономарь и просвирница; на содержание причта имелось «пашни перелогом церковныя добрыя земли 10 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сена 10 копен».
В половине XVII столетия церкви в селе не было; по какой причине она была нарушена в это время,— неизвестно; а равно неизвестно и время ея возстановления. Дальнейшия известия о церкви относятся ко второй половине ХVIII столетия; из церковных межевых книг 1772 года видно, что церковь в селе была деревянная с престолом в честь Вознесения Господня; причт при ней состоял из священника и дьячка. В 1781 году, как показывает церковная летопись, в селе была построена по благословению Суздальскаго епископа Тихона, новая деревянная церковь; эта церковь существовала до 1846 года, а в этом году во время пожара, истребившего все село, сгорела и более уже не возобновлялась; село было упразднено и Крапивье стало именоваться сельцом, а приходом приписано к Введенской села Парши церкви.
В Введенской церкви храниилсь следующие уцелевшие от пожара церковные предметы: оловянный ковчег для хранения Св. Даров; богослужебныя книги 1690 и 1790 годов и три евангелия печати: 1751, 1754 и 1784 годов; на последнем евангелии имелась подпись: «в церковь Вознесения Господня и преподобнаго Сергия тщанием бывшаго в оном селе Крапивье иерея Иакова Алексеева, а в иеромонашестве Иеccей, на собственное его иждивение и стараниeм детей его: Василия, Иоанна и Михаила Яковлевых... для поминовения их родителей»... перечисляются 23 имени. На основании этой подписи можно полагать, что церковь, построенная в Крапивье в 1784 году и сгоревшая в 1846 году, имела два престола: главный Вознесенский и придельный в честь препод. Сергия Радонежскаго чудотворца.
В Крапивье в 1897 г. 13 дворов, мужского пола 24 души и женского пола 36 душ.

Источники:
- Всероссийская перепись населения 2010 года.
- В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.
- Владимирская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года.
Город Юрьев-Польский.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Юрьев | Добавил: Николай (29.12.2018)
Просмотров: 30 | Теги: Юрьев-Польский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика