Даниловское – урочище (бывшее село) в Юрьев-Польском районе Владимирской области. «Даниловское находится от уездного города в 6-ти верстах, от губернского города в 60-ти верстах, при пруде». [1]
Село Даниловское уже не существует. На возвышенности в поле стоит лишь церковь Благовещения. От неё открывается прекрасный вид на г. Юрьев-Польской.
Курганный могильник (11-13 вв.) расположен близ б.с. Даниловское, левый берег р. Гза. Исследованы (А.С. Уваров, 1852) 19 курганов с остатками трупоположений и древнерусскими вещами. Распахан. За селом Даниловским существовал городок – одно из названий городищ во Владимирской губернии – при сухом овраге с высокими и крутыми берегами, называемом Городецким. Городок этот был окружен земляной осыпью с двумя выходами на восток.
Даниловское было вотчиной Юрьевского Архангельского мужского монастыря и принадлежало ему еще в XVI столетии.
Город часто подвергался набегам со стороны иноплеменных захватчиков. Поэтому местные правители вместе с монахами решили для обеспечения своей безопасности вырыть подземный ход, начинавшийся с территории юрьев-польского кремля и шедший под Гзой к даниловскому храму. Возможно, кто-то и сумел воспользоваться этим ходом и спастись от неминуемой угрозы. С полвека назад вход в подземелье был обнаружен, но он оказался полностью затоплен.
От царя Иоанна Грозного и от царя Феодора Иоанновича монастырь имел на село Даниловское и другие монастырские вотчины жалованные несудимые грамоты; но эти грамоты в начале ХVII столетия, во время разгрома города Юрьева Поляками и Литовцами, сгорели. Поэтому царь Михаил Феодорович, по прошению архимандрита Макария, дал монастырю в 1625 году свою грамоту, которою освободил Даниловское, вместе с другими вотчинами от казенных пошлин и право суда над крестьянами предоставил монастырским властям, «опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным».
7186 (1678) и 7187 (1679) годы в селах: Даниловское и Кумино 2 двора монастырских, в них 4 человека, крестьянских и бобыльских 65 дворов, в них 260 человек.
Во владении Архангельского монастыря Даниловское оставалось до 1764 года.
Фрагмент карты Менде. 1850 г.
1900 г. «Ильинская волость. Даниловское общество. Число душ мужского пола - 220; число душ женского пола - 266; число дворов – 83. 1-го участка Юрьевского уезда. 1-го стана Юрьевского уезда».
В ХVII столетии церковь в селе была в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
7153 – 7155 (1645 – 1647) годы Архангельского монастыря, что в Юрьеве-Польском, в вотчине село Даниловское на потоке, а в селе церковь Благовещения Пресвятой Богородицы древяна вверх, а в церкви образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение мирское, а на церковной земле во дворе поп Иван Андреев, во дворе дьячек Анцыфорка Федоров, во дворе пономарь Гришка Иванов, сын Волк, да дети его Ивашка, да Филимонка, пашни церковные добрые земли 10 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сена 10 копен.
В окладных книгах патриаршего приказа под 1654 годом церковь записана «прибылою» и по письму и дозору Леонтия Молвянинова дани на нее в этом году положено «двадцать три алтына и десятильничих гривна». Зданием церковь была деревянная.
7190 (1682) июня 10: Благовещенский поп Федор.
1723 год февраля 10 запечатан указ Суздальской епархии архиерейских дел управителем, по челобитью Суздальской епархии Юрьевского уезда Польского, вотчины Архангельского монастыря, что в Юрьеве, села Даниловского вдовой попадьи Прасковьи Фоминой, велено, против ее челобитья о приеме к той церкви, на место мужа ее, сродника ее для прокормления с детьми, оследовать приходскими людьми и что покажут, о том писать, и дьячка с тем ведением прислать в Москву (Патр. Казен. Приказ кн. 266, л. 22 об.).
В 1764 году усердием Московского купца Зиновия Иванова Коркотина и прихожан заложена была ныне существующая каменная церковь, которая окончена строением и освящена в 1772 году.
Павловский Ефим Степанович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1808 году, из богословского отделения священник села Даниловское в период с 1808 по 1831 годы.
Смирнов Козьма Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1832 году, священник села Даниловское в период с 1832 по 1858 годы.
Гусев Ефим Алексеевич, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1852 году, с 1858 по 1892 годы – священник села Даниловское.
Снегирев Яков Иванович родился в семье Ивана Снегирева, представителя духовного сословия. Яков Иванович был дьяконом в селе Даниловское. Снегирев Степан Яковлевич родился в семье дьякона Якова Ивановича Снегирева, который служил в селе Даниловское близ Юрьев-Польского. В 1836 г. Степан Снегирев окончил Владимирскую духовную семинарию по первому разряду. Более 30 лет служил священником в селе Кулеберово Шуйского уезда. У Степана Яковлевича было четыре сына: Иван, Алексий, Михаил и Степан.
Престолов в церкви два: в холодной — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в теплом приделе — в честь Казанской иконы Божией Матери. Колокольня и ограда каменные.
Из старинной церковной утвари, хранящейся в церкви, заслуживает особенное внимание напрестольный сребропозлащенный крест 1773 года, с частицами св. мощей; в церковной библиотеке по древности замечательны книги: два евангелия, одно печати 1697 года, а другое печати 1771 года; книга, с надписью: «от сотворения мира лета 7201 марта в 6 день сия книга Тримесяцы сентябрь, октябрь и ноябрь, села Даниловскаго священника Дмитрия Федорова. Купил на Москве дал рубль двадцать пять алтын на свои деньги в церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы на поминовение своих родителей: священника Феодора, Евдокии и всех сродников. Надписал своею рукою быть, в век неотъемно у Благовещения. О здравии и спасении моли Бога священника Дмитрия, иноку Марфу, свящ. Иоанна и всех сродников»; Октоих, с надписью: «книга глаголемая Октоих, глас 1, села Даниловскаго церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы куплена на церковныя деньги на Москве на печатном дворе генваря 20 д. 1754 года дана два рубля две коп. с половиною»; Октоих, глас 5, того же года и с такой же надписью, что и первый Октоих; Евангелие учительное воскресное 7195 (1687) года; Требник 7197 (1689) года; Минея за декабрь месяц 7199 (1691) года; Апостол 7259 (1751) года; Пролог 7259 (1751) года, с надписью: «Юрьевскаго уезду Польскаго вотчины Архангельскаго монастыря что в Юрьеве Польском в кремле городе села Даниловскаго церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы»; Устав церковный 7260 (1752) года; Минея праздничная 7260 (1752) года; Триодь цветная 7260 (1752) года и Триодь постная 7261 (1753) года.
Церковные документы хранились: копии с метрических книг с 1785 года, а исповедных росписей с 1808 года. Опись церковного имущества составлена в 1855 году. [1]
При церкви земли: усадебной 2 десятины, сенокосной и пахотной 33 десятины. [1]
К церкви села Даниловского и села Кинобола приписан приход села Кумина.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годовой доход причта следующий: процентов с церковного капитала 3 руб. 50 коп., за требоисправления до 185 руб., от земли 180 руб. и от сбора хлебом до 25 руб., а всего до 400 рублей. Кроме того, с приписного Куминского прихода причт получал половину доходов — до 170 рублей в год; а другою половиною доходов пользуется Кинобольский причт.
Дома причт имел собственные, на церковной земле. [1]
Приход состоял из одного села Даниловского, в котором значилось в 1897 г. 74 двора, душ мужского пола 205 и женского пола 249 душ. [1]
В 1893 году в селе открыта церковно-приходская школа и помещалась в наемном доме. В 1897 – 1898 году насчитывалось 20 учащихся. Помещение собственное, одноэтажное, деревянное, крытое железом. Это здание было построено в 1895 году, через два года после открытия самой школы. Одна классная комната на 5 окон с трех сторон, размером 6 х 9 аршин. Отмечено как удобное. Ночлежного приюта для учеников нет. Учитель – священник, женатый с двумя детьми.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Даниловское урочище. Фото Геннадия Халтурина
Эта церковь долгие годы скрывала ещё одну тайну, которая была раскрыта лишь несколько лет назад. Один из зажиточных жителей Даниловского недалеко от села закопал большой клад, состоявший из более полутора тысяч пятаков времён Екатерины II. После им был составлен подробный план места, где спрятаны деньги, а карту он поместил в укромном месте в здании храма. Юрьевское Ополье, издавна заселённое людьми и хранящее в своих недрах следы их жизнедеятельности, остаётся лакомым кусочком для любителей старины и всевозможных кладоискателей. Много интересных находок ими было сделано и вокруг Даниловского. И однажды одной из групп искателей сокровищ посчастливилось наткнуться на спрятанный план. Следуя всем рекомендациям, указанным в нём, они и вышли на место, где пару сотен лет от глаз человека скрывались старинные монеты. Теперь их основная часть находится в коллекциях «чёрных археологов» или на прилавках крупных антикварных магазинов.
На куполах храма и колокольни до сих пор сохранились кресты. Один из них, правда, несколько покосился.
Рядом с церковью, в зарослях бурьяна находится несколько больших камней. На одном из них виднеется надпись на древнерусском языке. Большинство текста со временем уже стерлась и прочесть его полностью не представляется возможным. Зато чётко сохранились наиболее важные для понимания надписи фрагменты, а именно некая дата и слово «постави», что на современный язык можно перевести, как «построено, сооружено, сделано, поставлено». Расшифровав дату на камне (наши предки использовали в качестве чисел не арабские и не римские цифры, а древнерусские буквы), получилась дата 7193 год от сотворения мира, или 1685 год от Рождества Христова. А это значит, надпись на камне была сделана на 80 лет раньше, чем начиналось строительство церкви…
В непосредственной близости от церкви растут густые кусты сирени. На этом месте скорее всего, когда-то стоял дом священника отсюда немного пройти в южном направлении, то попадёшь в ложбину, заросшую камышом, макушки которого треплет нахлынувший ветерок, нарушая тишину и принося с собой манящую сладкую горечь растущей поодаль полыни. По дну оврага, исполняя незатейливую песенку и направляясь в сторону Гзы, бежит небольшой ручеёк. Он вытекает из пруда, расположенного несколько выше, который был одним из источников воды для жителей исчезнувшего села. В старых документах Даниловское так и значилось: «при пруде». Сам водоём сохранился таким же, каким он был и десятки лет назад. Ближе к берегам он затянулся водорослями, а в его центре, словно купаясь в ещё тёплых, с небольшой рябью водах сельского пруда, отражается сверкающее солнце. По тому, что у берега воткнуты многочисленные рогатины для рыболовных удочек, можно с уверенностью предположить, что водоём всё ещё наполнен разной живностью. Где-то невдалеке периодически издают легко узнаваемые звуки дикие утки. Наверняка в этой местности есть где разгуляться и любителям охоты. И, буквально пройдя несколько шагов, мы обнаружили следы их присутствия. Прямо среди дороги лежала тушка кулика, вернее, то, что от неё осталось — крылья да лапы. Видимо, охотник, подстреливший птицу, не рассчитал заряд своего ружья.
Неожиданно прямо возле берега пруда с пыльной полевой тропинки попадаем на вымощенную булыжником дорогу. Но вскоре она кончается так же внезапно, как и началась.
По дороге, вымощенной камнем, напрямую от Даниловского до красильной фабрики Юрьев-Польского было три версты. И каждый день по ней в ту и другую сторону бегали босые или обутые в незатейливую крестьянскую обувку ноги. Многие селяне, начиная со второй половины XIX века, дабы иметь дополнительный заработок, устраивались трудиться в город на ткацкие фабрики Прохоровых или Ганшиных. Среди них был и Е.М. Филимонцев, впоследствии ставший директором фабрики «Авангард», после революционных событий 1917 года национализированной большевиками. В то время на производстве, как и в умах людей, царила настоящая неразбериха.
25 октября 1917 г. избран новый (большевистский) состав президиума Совета рабочих и солдатских депутатов. Председателем Совета избран И.Я. Журавлёв, заместителем Е.М. Филимонцев.
После разгрома корниловщины произошёл крутой перелом в настроении масс, нашедший своё выражение в большевизации Советов.
Вскоре началась гражданская война, своей кровавой поступью захлестнувшая и юрьевскую землю.
11 июля 1919 года город был захвачен участниками так называемой «Зелёной армии», состоявшей из дезертиров, зажиточных крестьян, против которых была направлена политика новой Советской власти, и согнанных ими бедняков, вооружённых чем попало — вилами, косами, топорами, лопатами... Захват города тогда и получил название «Тяпкина война». Во главе зелёно-армейцев стояли некто Крюков и капитан царской армии Ефим Скородумов, более известный по кличке Юшка. В день захвата города они заявили, что всё руководство фабрики повесят на её воротах. Многие начальники были схвачены и жестоко избиты. Кому-то даже удалось бежать в самый последний момент перед расстрелом. Ефим Филимонцев в то летнее утро вместе со старшим сыном ушёл в Даниловское, чтобы помочь родителям косить траву. Во время возвращения в Юрьев-Польский он узнал о захвате города. Вскоре в селе появились люди, искавшие Филимонцева, дабы расправиться и с ним. Но ему удалось спрятаться в родительской усадьбе.
В начале 1921 года Е.М. Филимонцев был назначен заместителем директора фабрики, но самого директора тогда не было. Поэтому всё руководство предприятием лежало на нём. В октябре того же года фабрика была остановлена, и её руководитель вернулся в родное село. Позже он трудился на ткацких предприятиях Иваново-Вознесенска, Владимира, Гусь-Хрустального и других городов.
Первый руководитель советской фабрики «Авангард», умерший летом 1960 года, похоронен в Юрьев-Польском, но его предки, скорее всего, покоятся на даниловском кладбище. Сельский погост находится метрах в пятидесяти к северу от церкви. Это место легко определить по разросшимся кудрявым кустарникам.
Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Город Юрьев-Польский.